Лидерство в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 16:44, реферат

Краткое описание

Интерес к лидерству возник еще в глубокой древности. Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и лидерство стали объектом исследования. В 30 - 50 годах был предпринят ряд крупномасштабных исследований на системной основе.

Оглавление

Введение
1.Содержание понятия лидерства в управлении организацией.
2.Типы подходов к изучению лидерства.
3.Теория лидерских качеств.
4.Концепция лидерского поведения.
Выводы и предложения.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Лидерство в организации.docx

— 38.15 Кб (Скачать)

Ранее Парето разделял лидеров  примерно по тем же признакам, что  и 
Бернс, на “львов” и “лис”.

Анализ Бернса являет собой  значительный шаг вперед по разграничению  между лидерами, но все же он остается ограниченным, поскольку ясно, что  реальность гораздо богаче и ее нельзя “комфортно разместить” в двух категориях.[3]

Существует также деление  лидеров на обычных ( “реальных”) и  великих 
( как великих “героев, так и великих “злодеев” ). Реальные лидеры не оставляют след в истории, не изменяют обычного хода событий. Считается, что только лидеры - герои ( либо злодеи) определяют ход истории.

На основе характера лидеров  разделяют на “активно - позитивных”  и 
“активно - негативных”, а также на “пассивно - позитивных” и “пассивно- негативных”.

В современной политологии  нередко называются четыре собирательных  образа лидера :

1. Лидера - знаменосца отличает  собственное видение действительности, наличие идеи, увлекающей массы.

2. Лидер - служитель стремится  выступать в роли выразителя  интересов своих сторонников,  ориентируется на их мнение  и действует от их имени.

3. Лидер - торговец способен  привлекательно преподнести свои  идеи и убедить людей в их  преимуществе.

4. Лидер - пожарный ориентируется  на решение наиболее актуальных  проблем в обществе, насущные  требования момента.

В реальной жизни эти четыре образа лидерства обычно встречаются  в сочетании у различных людей  в разных пропорциях.

При анализе лидерства  важным фактором является природа лидерства. 
Общая концепция лидерства включает ряд факторов, которые, сочетаясь различным образом, позволяют определить природу лидерства в любой данный момент времени.

1. Личность и происхождение  лидера, а также тот процесс,  благодаря которому он стал  лидером.

2. Характерные черты групп  и индивидов, которыми руководит  данный лидер.

3. Характер взаимоотношений  между лидером и теми, кем он  руководит.

4. Контекст или условия,  в которых осуществляется его  руководящая роль.

5. Результаты взаимодействия  между лидером и теми, кем он  руководит.

Какого рода лидерство  мы получим при этом, зависит от характера и сочетания всех этих пяти факторов. Данное определение  природы лидерства предложил  американский политолог М.Г.Херманн  в своей работе “Составные части  лидерства”.[4]

М.Г.Херманн также отмечает, что руководители и руководимые  действуют в определенном контексте, свидетельствующем о “давлении”, оказываемом на лидера, а также  о тех требованиях, которые ему  предъявляются. Среди таких требований можно назвать следующие:

- наличие и характер  формализованных правил для принятия  решений;

- степень подотчетности  руководителя руководимым;

- сила и тип оппозиции;

- характер любых разделяемых  убеждений;

- ресурсы, доступные для  руководителя;

- организационный пласт,  лежащий между руководителем  и руководимыми.

Каждый из этих факторов помогает определить ситуацию, в которых может  иметь место лидерство, его контекст.

Контекст лидерства - это  те параметры, в которых осуществляется руководство. Контекст определяет, кому из своего окружения лидер будет  уделять особое внимание, каковы границы  взаимодействия лидера с теми, кем  он пытается руководить. Более того, от контекста зависит, в каких  пределах лидер может использовать определенные процедуры, осуществляя  руководство, кто будет оценивать  это руководство и насколько  эффективным сочтет его.

Неотъемлемой составной  частью лидерства является и сам  лидер, который наделен властью  принимать решения в отношении  других людей, группы, организации или  правительства, который несет ответственность  за последствия любых своих решений.

В социально - психологической  литературе можно встретить такую  типологию лидеров. Существует два  психологических типа лидеров : “игроки” и “открытые”.

Первые внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими. Они умеют 
“пускать пыль в глаза”, а поэтому быстро меняют позиции, следуя исключительно своим интересам. На деле они не умеют работать с полной отдачей, плохо справляются с проблемами. Это - политиканы, стремящиеся правдами, а больше неправдами захватить власть и как можно дольше при ней удержаться. В итоге они оказываются “калифами на час”.

“Открытые” лидеры не столь  заметны, но они последовательны. Берутся  за любые трудные дела, стремятся  добросовестно во все вникнуть, чем  завоевывают доверие и уважение на долгое время. Они тоже гибки и  действуют с учетом обстоятельств, но живут не сегодняшним днем, пытаясь  “урвать” от него побольше, а устремлены в будущее. Власть в их руках остается надолго. 
Именно они являются истинными лидерами, обладающими непререкаемым авторитетом у своих подчиненных.[5]

В социально - психологической  литературе существует также классификация  типов лидерства по стилям руководства. Здесь допускается существование  трех основных типов лидеров:

- авторитарный;

- демократический;

- нейтральный ( анархический).

Для лидера авторитарного  типа характерно жесткое, единоличное  принятие решений, касающихся группы, слабый интерес к работнику как  к личности. Лидер демократического типа стремится к выработке конкретных решений, демонстрируя при этом интерес  к неформальному человеческому  аспекту отношений. Для нейтрального типа лидера характерна полная отстраненность от дел коллектива.

Изучение трудов о лидерах  позволяет предположить, что на руководство  могут оказать влияние следующие  семь свойств:

1. Основные убеждения лидера.

2. Стиль лидера.

3. Мотивы, которыми руководствуется  лидер, стремясь добиться определенного  положения.

4. Реакция лидера на  давление и стресс.

5. То, каким образом лидер  впервые оказался в положении  руководителя.

6. Предшествующий опыт  лидера.

7. Среда, в которой лидер  начинает свою деятельность.

Итак, убеждения лидера это  один из наиболее прямых способов понимания  взаимосвязи между тем, что представляет собой лидер и тем, в чем  он хочет убедить своих сторонников.

Убеждения определяют то, как  лидеры интерпретируют среду своей  деятельности и помогают лидерам  составить карту той сферы, в  которой они действуют. Убеждения  включают в себя цели и стратегии. Необходимо также знать, насколько  твердо лидер придерживается своих  убеждений.. Чем прочнее убеждения  лидера в отношении внешних влияний, тем более вероятно, что эти  убеждения повлияют на его руководящую  деятельность.

В книге “Основы социально - психологических теорий” предложена концептуальная типология лидерства  Б.Д.Парыгина, предполагающая дифференциацию лидеров в соответствии с особенностями  их деятельности по трем различным  основаниям:

1. По содержанию деятельности - лидер - программист - “творец”  ситуации, не только создающий,  но и в большинстве случаев  разрешающий ее, и лидер - “исполнитель”,  то есть приспособленец, чутко  улавливающий групповые настроения  и приходящий на смену лидеру - “программисту” лишь после  того, как ситуация создана.

2. По стилю руководства  - авторитарный лидер, ориентирующийся  на себя, и демократический, ориентирующийся  на группу.

3. По характеру деятельности ( лидер ситуационный, т.е. умеющий  создавать и разрешать только  определенные, сходные ситуации, или  же универсальный, справляющийся  с обязанностями организатора  в различных ситуациях, не похожих  друг на друга).

В организациях различают  “формальное” и “неформальное” лидерство. 
Первое связано с установлением правил назначения руководителя и подразумевает функциональные отношения. “Неформальное” лидерство возникает на основе личных взаимоотношений участников. Эти типы лидерства либо дополняют друг друга и сочетаются в лице авторитарного руководителя, либо вступают в конфликт и тогда эффективность организации падает.

Имеются и другие классификации  лидеров. Так, они делятся на правящих и оппозиционных, крупных и мелких, крупных и рутинных и т.п.

В заключение можно сказать, что существуют различные основания  для классификации и сравнения  лидеров, а следовательно и различные  типологии лидерства. Разнообразие типов лидеров во многом объясняется  широким кругом решаемых ими задач.

Такова типология лидерства, которая, конечно, не является исчерпывающей. Кроме того, теоретический анализ, даже самый тщательный, не может  охватить всего сложного и многообразного явления лидерства. 
Реальность практически всегда богаче теории и порождает чаще всего комбинированные типы лидеров и различные модификации.

3.Теория Лидерских качеств.

На протяжении многих лет  учёные пытались выделить основные особенности  лидера. Но в ходе своих исследований им не удавалось выявить определённое количество черт личности, их было слишком  много или же их определённое количество не подтверждалось дальнейшей практикой. Я предлагаю рассмотреть некоторые  попытки.

Р. Столдилл выделил 5 таких  черт:

. Ум или интеллектуальные  способности 
. Господство или преобладание над другими 
. Уверенность в себе 
. Активность и энергичность 
. Знание дела

Но оказалось, что человек, обладающий всеми этими качествами, не обязательно является лидером. В  процессе последующего изучения этого  вопроса исследователи выделили четыре группы лидерских качеств: физиологические, психологические, интеллектуальные и  личностно-деловые. Но и эти качества не явились гарантом лидерства.

Фрэнк Карделл не ставил перед  собой задачу определить качества, необходимые для формирования лидерства. В своей книге он предлагает восемнадцать так называемых «разъединителей». Это  черты характера и привычки, которые  «разъединяют» нас от лидерства. Ниже следует перечень этих «разъединителей». 
. Низкая самооценка и отсутствие уважения к себе 
. Чрезмерная склонность к обману, отговоркам, оправданиям 
. Внутренние картины в сознании, удерживающие нас на месте 
. Нежелание простить и отпустить 
. Недостаточное использование своего воображения 
. Пренебрежение по отношению к своему творческому потенциалу 
. Потребность быть всегда правым 
. Слабые коммуникативные способности: неумение слушать и говорить 
. Неспособность примирится со своими страхами 
. Отсутствие ясных целей 
. Недостаток обязательности 
. Боязнь риска 
. Неспособность принять ответственность за свою жизнь 
. Потеря надежды 
. Недостаток мужества 
. Неумение фантазировать и мечтать 
. Отсутствие любви к себе 
. Тщеславие

Эта теория произвела на меня наиболее приятное впечатление. Поэтому  я хочу рассказать о ней побольше и подробнее рассмотреть, почему Фрэнк 
Карделл, доктор психологических наук, выбрал именно эти 18 черт характера и привычек.

В своей книге Карделл  подразделяет первую главу на три  части, которые объясняют нам  в результате чего у нас появились  те или иные 
«разъединенности» и как они влияют на зарождение лидерства.

Дальше я предлагаю  схему влияния разъединений на лидерство (более сокращенный вариант)

 
1. ОТКАЗ ОТ ПРИРОДЫ

Не принимание естественного  чувство страха и неуверенности  низкая самооценка

2. ОТКАЗ ОТ СЕБЯ

Мы вне природы т.е. отрицание  других вне целой системы сторон личности

творческий потенциал

3. ОТКАЗ ОТ ЖИЗНИ

Нежелание взрослеть Обман

Конфликты с собой + окружающие

Нет ясной цели

Неспособность примириться  со своими страхами

___________________________________________________________________

(

ОТКАЗ ОТ ЛИДЕРСТВА

Превращение разъединителей в соединители.

Если вы даже не собирались использовать теорию Фрэнка Карделла, то всё равно каждому из нас  будет полезно почитать, как можно  изменить свои черты характера и  привычки.

А. Низкая самооценка и отсутствие уважения к самому себе. Соединитель: 
Недостаток уважения к себе порождает и поддерживает низкую самооценку. 
Чтобы поднять самооценку, человек должен иметь сильное и глубокое уважение к самому себе, к другим и к жизни. Если нас этому не учили или мы не научили этому сами себя, мы должны начать создавать основу для этого уважения. Для этого нужно, прежде всего, задать самому себе вопрос: «Что в этой жизни является для меня самой главной ценностью?» и начать с этого.

Б. Чрезмерная склонность к  обману, отговоркам и оправданиям. 
Соединитель: Отговорки и оправдания являются формами обмана самого себя (и других). Мы говорим неправду тогда, когда испытываем страх перед тем, что может произойти с нами, если мы скажем правду. Мы научились этому с детства. Изменить это можно, только рискнув и начав быть правдивыми. А затем необходимо взяться за воспитание живущего внутри нас маленького мальчика или девочки и научить их вновь быть честными.

В. Внутренние картины в  сознании, удерживающие нас на месте. 
Соединитель: Каждый из нас в прошлом пережил сложные и болезненные моменты, с которыми было трудно справиться и трудно понять. Эти ситуации повергли нас в состояние шока, и в результате мы до сих пор продолжаем мысленно проживать это событие вновь и вновь. Чтобы избавиться от этого, мы должны стать режиссерами собственных драм из прошлого, уволить предыдущих авторов сценария и актеров, найти новых и создать новый фильм.

Г. Нежелание простить и  отпустить. Соединитель: Когда мы прощаем, мы избавляем себя от ненужной боли и чувства вины. Если мы этого  не делаем, мы продолжаем проживать  один и тот же сюжет, каждый раз, испытывая  ту же самую боль и вину. Прощение позволяет нам увидеть ситуацию в целом, а не только со своей точки  зрения, которая оказывается всего  лишь частью общей картины.

Информация о работе Лидерство в организации