Руководитель в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Августа 2011 в 11:06, реферат

Краткое описание

Эффективная экономика – это прежде всего эффективное управление. В конечном счете, управление – это прежде всего управление человеческими ресурсами.
Руководство персоналом занимает центральное место в управлении сотрудниками, поскольку именно повседневная управленческая деятельность руководителей обеспечивает достижение главных целей предприятия.
Руководитель осуществляет важнейшую функцию управления – руководство. Результат труда руководителя – решение, т.е. специфический вид информации, направляющий функционирование и развитие трудового коллектива. Труд руководителя связан с разработкой и передачей информации.

Оглавление

Введение 3
Роль и функции руководителя 5
Характеристики и личные качества руководителя 8
Профессиональная этика руководителя 13
Стратегия руководства коллективом 16
Стили руководства 22
Заключение 25
Список литературы 27

Файлы: 1 файл

руководитель!.docx

— 48.63 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Тверской  государственный технический университет

Факультет дополнительного профессионального  образования 
 

РЕФЕРАТ

по управлению персоналом

на тему: Руководитель в организации 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тверь 2011 
 

Оглавление 

Введение 3

Роль  и функции руководителя 5

Характеристики  и личные качества руководителя 8

Профессиональная  этика руководителя 13

Стратегия руководства коллективом 16

Стили руководства 22

Заключение 25

Список  литературы 27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

     Эффективная экономика – это прежде всего  эффективное управление. В конечном счете, управление – это прежде всего  управление человеческими ресурсами.

      Руководство персоналом занимает центральное место  в управлении сотрудниками, поскольку  именно повседневная управленческая деятельность руководителей обеспечивает достижение главных целей предприятия.

      Руководитель  осуществляет важнейшую функцию  управления – руководство. Результат  труда руководителя – решение, т.е. специфический вид информации, направляющий функционирование и развитие трудового  коллектива. Труд руководителя связан с разработкой и передачей  информации.

      В странах с развитой рыночной экономикой изучение дисциплины «Управление персоналом»  давно уже стало не только важнейшей  составной частью подготовки руководителей  всех уровней, но и неотъемлемым компонентом  высшего образования в целом.

      Необходимость специальной подготовки в области  управления персоналом вызвана тем, что современный руководитель может  всесторонне проявить себя в работе лишь активно взаимодействуя с подчиненными, коллегами, руководством и клиентами. Для эффективного сотрудничества он должен обладать высокой культурой  коммуникаций, знаниями и навыками делового общения и влияния. Подсчитано, что на вопросы, связанные с управлением  сотрудниками, руководитель тратит 80% рабочего времени. Без умения руководить людьми, совместно решать стоящие  перед организацией задачи, эффективное  управление в принципе невозможно.

      В настоящее время многие руководители отечественных организаций различных  форм собственности недооценивают  значение методов управление персоналом, свойственных современному менеджменту  и активно использующихся за рубежом  для эффективного управления и повышения  производительности труда. На данный момент на многих предприятиях руководители сводят воздействие на работников лишь  к двум методам: административным методам  воздействия и экономическому стимулированию.

      Сегодня можно утверждать, что недооценка руководством как на макро-, так и  на микроуровне эффективных современных  методов управления производительным трудом становиться один из главных  препятствий и наиболее слабым звеном управления развитием экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Роль  и функции руководителя

 

      Эффективность руководства во многом определяется  соответствием индивидуальных черт руководителя тем ролям и функциям, которые он призван выполнять  в организации.

      В наиболее общей, интегрированной форме  требования к руководителю отражаются в социальных ролях, предписанных ему  предприятием.

      Американский  ученый И. Ансофф выделяет четыре роли руководителя:

  1. Роль лидера. В данном случае имеется ввиду неформальный лидер, обладающий высоким авторитетом и способностью влиять на других людей.
  2. Роль администратора. Эта роль предполагает способность руководителя контролировать положение дел, принимать решения и добиваться их реализации, организовывать и координировать действия подчиненных, обеспечивать порядок, соблюдение правовых и административных норм и распоряжений.
  3. Роль планировщика. Главные задачи  этой роли – оптимизация будущей деятельности организации, посредством анализа тенденций изменений как самой организации, так и окружающей ее среды; определение управленческих альтернатив и выбор наилучших их них, концентрация ресурсов на главных направлениях деятельности.
  4. Роль предпринимателя. Выступая в этой роли, руководитель должен быть экспериментатором, находить новые виды деятельности, нестандартные решения, наиболее соответствующие ситуации, должен быть готовым к определенному предпринимательскому риску, при этом всячески минимизирую его.

      Более детальную и близкую в к  российским условиям классификации  ролей руководителя дают авторы учебного пособия «Менеджмент персонала. Функции и методы».

  1. «мыслитель» - общее осмысление положения дел в подразделении, поиск оптимальных способов решения проблем;
  2. «штабной работник» - обработка управленческой информации и составление документации;
  3. «организатор» - координация работы сотрудников;
  4. «кадровик» - отбор, расстановка, оценка персонала;
  5. «воспитатель» - обучение и мотивация персонала;
  6. «снабженец» - обеспечение группы всем необходимым для трудовой деятельности;
  7. «общественник» - участие в качестве ведущего на заседаниях и совещаниях; работа с общественными организациями;
  8. «инноватор» - внедрение передовых методов труда и научно-технических достижений в производство;
  9. «контролер» - контроль за соблюдением организационных норм и качеством продукции;
  10. «дипломат» - налаживание связей с другими учреждениями и их представителями.

      Социальные  роли руководителя детализируются и  проявляются в его функциях. Можно выделить следующие функции руководителя:

    • Оценка ситуации, разработка, обоснование (т.е. выяснение, насколько реальны, понятны и контролируемы цели).
    • Определение и подготовка мероприятий по достижению целей.
    • Координация деятельности сотрудников в соответствии с общими целями.
    • Контроль за персоналом и соответствием результатов его деятельности поставленным задачам.
    • Организация деятельности сотрудников, т.е. использование существующих и создание новых организационных структур для руководства персоналом и его деятельностью.
    • Информирование сотрудников.
    • Интерактивное, контактное взаимодействие (коммуникация) – деловое общение с целью получение информации, консультирования, оказания помощи и т.п.
    • Формирование системы стимулирования сотрудников и их мотивации.
    • Делегирование задач, компетенций, ответственности.
    • Предотвращение и разрешение конфликтов.
    • Распространение специфических для организации ценностей и норм.
    • Забота о подчиненных и обеспечение их лояльности.
    • Формирование сплоченного коллектива и поддержании его дееспособности.
    • Ослабление чувства неуверенности в действиях персонала и обеспечение организационной стабильности.

      Функции руководителя выступают основной мерой  его оценки индивидуальных качеств, которые призваны способствовать успешному  осуществлению им всех своих социальных ролей и направлений деятельности. Как правило, чем в большей  мере эти качества соответствуют  выполненным функциям, тем эффективнее  руководство. 
 

Характеристики  и личные качества руководителя

 

      В зависимости от однопорядковости или  близости разнообразные характеристики, качества руководителя, влияющие на эффективность  его деятельности, можно объединить в две общие группы:

      1. биологические и социально-экономические  характеристики;

      2. личностные качества.

      Первую  групп качеств руководителя отличает преимущественно объективный, т.е. не зависимый от его сознания и психики, характер, они относятся к числу  прирожденных или передаваемых по наследству.

      В первую очередь это такие демографические  параметры, как пол и возраст, а в определенной степени и  здоровье; к социально-экономическим  факторам относится его статус в  обществе и полученное образование.

      Пол руководителя. Традиционно исследования в области руководства персоналом ориентировались на мужчину-руководителя, считали это своего рода стандартом, поскольку именно мужчины во все времена явно доминировали среди руководителей, как на государственной службе, так и в бизнесе. Статистика свидетельствует, что в среднем женщины наиболее полно проявляют себя на производстве и делают карьеру начиная с возраста примерно сорока лет, т.е., тогда, когда у них вырастают дети и они освобождаются от наиболее обремененных семейных забот. В тоже время можно отметить, что в нашем обществе до сих пор существует стереотип – женщина ориентированна на более скромный общественный статус, ценности семьи, воспитание детей и помощь мужу. Женщинам приходиться прилагать больше усилий и на деле доказывать «нормальность» своего пребывания в роли начальника. Для мужчины же подобных доказательств обычно не требуется.

      Возраст и здоровье. В практике менеджмента по существу считается общепринятым мнением, согласно которому уровень занимаемой должности в целом коррелирует с возрастом: более высокие руководящие позиции требует более зрелого, конечно, до известных пределов возраста (особенно армейская и чиновническая структуры).  Так, согласно материалам Т. Коно, средний возраст президентов крупных компаний в Японии – 63,5 года, в США – 59 лет.

      Как молодой, так и пожилой возраст  имеют свои достоинства и недоставки, влияющие на эффективность руководства. Главными достоинствами молодых  руководителей является энергичность, высокая восприимчивость к инновациям и предприимчивость, крепкое здоровье и высокая работоспособность. В  тоже время они уступают своим  старшим по возрасту коллегам в опытности, специфическом человеческом капитале – знаниях, специфики организации, в хладнокровии, мудрости, умении отличать главное от второстепенного.

      Здоровье – важный фактор эффективного руководства. При этом имеется ввиду не только физическое, но и духовно-нравственное здоровье, характеризующее состояние человеческого духа: устойчивость основополагающих нравственных ценностей, психическую уравновешенность, стрессоустойчивость и т.п.

      Занятие руководящих должностей напрямую зависит  от социального происхождения и статуса человека. Как заметил Ф.Е. Фидлер, «лучший способ стать президентом компании – родиться в семье, которая владеет компанией». Конечно, это вовсе не означает, что дети высокопоставленных родителей занимают руководящие должности, хотя позитивная корреляция между социально-экономическим положением  и вхождением в состав руководящих кадров все-таки имеет место.

      Образование выступает одним из ведущих факторов занятия руководящих должностей и эффективного руководства.

      Образование занимает как бы промежуточное положение  между объективными и субъективными, личностными характеристиками руководства, поскольку его получение зависит  как он социально-экономического положения  и богатства человека, так и  его индивидуальных способностей, в  первую очередь от уровня интеллекта.

      Ко  второй группе – личные качества руководителя относятся:

      Интеллект – характеризует умственные способности и развития личности. Он занимает ведущее место среди личностных характеристик

      Высокое интеллектуальное развитие нередко  сочетается с чрезмерной рефлексией и индивидуализмом, недостатком  самоуверенности, решительности, а  также некоторых других качеств, необходимых для карьеры и  эффективного руководства. Кроме того, не отличающиеся особо высоким интеллектом  руководители, опасаясь за свой авторитет, а и то должность, часто недолюбливают  «слишком» умных и стараются  либо избавиться от них, либо задержать  их должностной рост, не допуская к  руководящим постам, чтобы не делать их них потенциальных конкурентов  себе.

Информация о работе Руководитель в организации