Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:33, курс лекций
Для успешного функционирования и достижения поставленных целей любая организация традиционно использует 3 основные группы основные группы ресурсов: природные (земельные), материальные (капитал), человеческие (труд). Комбинация используемых ресурсов определяется прежде всего целями, стоящими перед организацией.
Стоимость бесплатного предоставляемых работникам льгот в соответствии с законодательством: за жилье, коммунальные услуги, проезд, обмундирование и т.д.
Оплата труда совместителей, договоров гражданско-правового характера, разовых работ
Оплата за производства продукции, признанной браком не по вине работника.
ФОТ зависит от конечных результатов работы организации, которая должна обеспечивать опережение прироста производительности труда по сравнению с приростом средней заработной платы.
Компенсационный пакет - это стимулирующий набор льгот, выплат, гарантий, компенсаций, предоставляемых организацией своим работникам.
Формы и виды компенсационных выплат зависят от многих факторов, определяющими среди которых являются:
бюджет расходов на персонал;
политика организации в отношении персонала;
восприятие персонала руководством организации;
система взаимоотношений персонала и администрации;
текущие и перспективные цели организации;
традиции и прецеденты в организации систем вознаграждения;
влияние окружающей среды;
организационно-правовая форма организации и степень
свободы в выборе средств компенсации;
государственная политика в сфере труда и занятости;
рыночная ситуация по товарам и услугам организации.
Прежде чем подробно рассмотреть эти элементы, введем ряд необходимых понятий.
Мотиваторы
Нематериальные мотиваторы - это различные блага, льготы и поощрения, предоставляемые наемному работнику без выплат наличных денег. Условно нематериальные мотиваторы разделяют на три группы:
группа А - мотиваторы, не требующие инвестиций организации;
группа Б - мотиваторы, в которые осуществляются инвестиции организации, их распределение безадресное, независящее от трудового вклада работника;
группа В - мотиваторы, в которые осуществляются инвестиции компании, их распределение адресное в зависимости от трудового вклада работника.
Рассмотрим подробнее состав каждой группы мотиваторов.
Мотиваторы группы А:
1) поздравление с днем рождения. Наиболее типичные процедуры здесь:
ежемесячно, на видном месте организации вывешивается список «новорожденных». Список составляется по календарным дням, с указанием полных Ф.И.О. и должности;
само поздравление - теплые слова благодарности и пожелания, цветы, сувениры или памятные подарки (деньги сдают все);
празднование юбилея в официально-деловом или творческом, свободном стиле;
день рождения первого лица - неформальное общение топ-менеджеров, руководителей среднего звена, часто и всего персонала;
2) внутрифирменная «витрина успехов» - подведение итогов по количественным и качественным показателям работы организации и ее подразделений (сроки могут быть различными - месяц, квартал, год и т.п.);
3) «терапия образом» или «легенды компании». Если организация работает от пяти лет, целесообразно определить «ветеранов», выделить, кто из работников уже попал в разряд «легенд», сфотографировать и поместить на «витрину успехов»;
4) похвала. Как говорится, «похвала вскармливает успех».
Достойная и дозированная похвала мотивирует развитие сильных
сторон личности или коллектива, долго хранится в памяти, и все
работники о ней знают.
Мотиваторы группы Б:
1) организация питания за счет организаторы;
2) обеспечение наемных работников единимыми проездными;
3) организация качественного медицинского обслуживания (медицинская страховка);
4) предоставление спецодежды (униформы) на конкретных рабочих местах;
5) улучшение организационно-технических условий на рабочих
местах: модернизация основных средств (компьютер, автомобиль и т.п.); совершенствование условий труда (кондиционирование, отопление, освещение, устранение шума, вибрации, загазованности и т.п.); улучшение дизайна и другие эстетические моменты (оформление офиса, рабочего места, мебель).
6) профессиональный и квалификационный рост персонала
(наставничество, обучение у коллег и внешних консультантов).
Для рабочих можно устраивать конкурсы профессионального мастерства;
7) банкет в ресторане в связи с днем рождения фирмы, Новым годом, 8 марта и т.п. Если на банкет можно прийти вдвоем,
то это и «похвала» и эффективный способ «завербовать» на сторону компании жену/мужа. Нельзя на таких вечерах «одаривать» заместителей и менеджмент (это следует делать в деловой обстановке). Здесь же стоит благодарить и уделять внимание основному персоналу;
8) предоставление права на укороченный рабочий день, неделю, а также права на скользящий, гибкий график.
Мотиваторы группы В
1) право на получение ссуд;
2) предоставление беспроцентной ссуды на улучшение жилищных условий, приобретение товаров длительного пользования;
3) учеба за счет фирмы;
4) продажа самортизированного ценного оборудования по
льготным ценам (автомобиль, компьютер, например);
5) оплата проезда к месту отдыха (полностью или частично);
6) предоставление служебного автотранспорта;
7) оплата путевок работникам и членам их семей на лечение,
отдых, экскурсии, путешествия за счет средств фирмы.
Какова «дозировка» материальной и моральной составляющей? К мотиваторам группы А ограничений нет. Мотиваторы групп Б и В следует ассматривать как долгосрочные инвестиции, дающие положительный эффект, и определять их размер с позиций «затраты - выгоды».
Признаки неэффективного компенсационного пакета:
возрастает текучесть, при этом в первую очередь увольняются наиболее квалифицированные и опытные специалисты;
в оплате труда преобладает «уравниловка», освобождающиеся рабочие места занимают внешние работники, как правило, более низкой квалификации (их устраивает уровень оплаты и уравниловка);
показатели, характеризующие бизнес-процессы, ухудшаются: снижается валовой оборот, маржинальный доход, производительность труда.
ухудшается морально-психологический климат; неформальные лидеры открыто призывают к увольнению, разрушают имидж организации, позиционируют конкурентов.
Признаки эффективного компенсационного пакета:
снижение зарплатоемкости;
рост производительности труда (на рабочем месте, в под
разделении, фирме);
повышение эффективности инвестиций в базовую заработную плату (занятость, сложность и ответственность);
повышение эффективности инвестиций в фонд премирования (показатели качества продукции, количества продукции);
повышение дисциплины (трудовой, производственной, технологической);
улучшение морально-психологического климата (отношение работника к рабочему месту, руководителям, совету директоров, имиджу компании и т.п.);
улучшение показателей качества и движения персонала
(ротация, стаж, воспроизводство, текучесть и др.)
На абсолютную величину компенсационного пакета влияют следующие факторы:
1) традиционное соотношение в оплате труда высоко- и
низкооплачиваемых работников.
Пример: В Швеции это соотношение составляет 3:1, в Японии, Дании - 4:1.
2) уровень конкуренции и соперничества на региональном
рынке, отрасли, рыночной нише. Борьба фирм и работодателей
идет в двух направлениях: по удовлетворению спроса на продукцию и по закреплению успешных работников;
3) финансовое положение фирмы и ее отношение к инвестициям в персонал. Самое эффективное размещение капитала – инвестиции в развитие персонала. Самая большая потеря - вложение в персонал, который уходит из организации.
СТРУКТУРА ДОХОДА РАБОТНИКА ОРГАНИЗАЦИИ
Составляющие личного дохода работника организации
1.Оплата по тарифным ставкам и окладам. Устанавливается на основе тарифных договоров с учетом тяжести труда, содержания, ответственности, условий труда, квалификации, опыта, рыночной ситуации, уровня цен на предметы потребления и т.д.
2.Рыночный компонент. В нем отражаются результаты переговоров работника и работодателя относительно оплаты за труд с учетом уровня спроса на труд, предлагаемый работником.
3. Надбавки
Надбавки (merit pay), или повышения (merit raise) — это повышение зарплаты работника, основанное на его личных результатах. Надбавка отличается от премии тем, что премия представляет собой единовременную выплату, а надбавка — выплата постоянная. Хотя такой вид поощрения может быть использован для любой категории сотрудников (производственной и непроизводственной, управленцев и не управленцев), наиболее широко он распространен среди «белых воротничков», особенно профессионалов, офисных и канцелярских служащих.
Основное назначение надбавок состоит в том, чтобы стимулировать:
повышение работником квалификации и уровня мастерства;
длительное выполнение трудовых обязанностей в определённой местности или сфере производственной деятельности.
Выплата этих надбавок не связана с возложением на работников новых трудовых функций сверх тех, которые определены при заключении трудового договора. Надбавки начисляются сверх основной заработной платы работника.
4. Доплаты.
Доплаты к тарифным ставкам применяются в случаях, предусмотренных законодательством или в коллективном договоре. Они начисляются сверх основного заработка работника. При помощи доплат компенсируется повышенная интенсивность труда. Все доплаты подразделяются на доплаты, установленные для возмещения дополнительных затрат труда, и доплаты, установленные в целях компенсации потерь в заработке, происшедших не по вине работника.
Для возмещения дополнительных затрат труда в отраслях экономики применяются следующие доплаты: за работу с вредными (особо вредными) условиями труда; за работу с тяжёлыми условиями труда; за интенсивность труда; за ненормированный рабочий день; за выполнение обязанностей бригадира; за совмещение профессий (должностей) и выполнение обязанностей временно отсутствующего работника; за работу в лесных массивах; за работу в ночное время.
Компенсация потерь в заработке, происшедшая не по вине работника, производится в следующих случаях: при выполнении работ различной квалификации; при невыполнении норм выработки, браке и простое; при переводе на более лёгкую работу; при переводе по состоянию работы на более лёгкую ниже оплачиваемую работу; в связи с вынужденным прогулом.
5. Премии
Учёт личных качеств работника, которые в значительной степени влияют на рост производительности труда, выполняет система премирования. Премирование дополнительно стимулирует работников на достижение результатов как индивидуального, так и коллективного труда, а так же их вклад в повышение эффективности производства.
Под премированием понимается выплата работникам денежных сумм сверх основного заработка в целях поощрения достигнутых успехов в работе и стимулировании дальнейшего их возрастания.
Общее понятие премирования принято подразделять на два более узких понятия: премирование как поощрение, предусматриваемое системой оплаты труда, и премирование как поощрение (награждение) отличившихся работников вне системы оплаты труда.
Премирование индивидуально оплачиваемых рабочих осуществляется в первую очередь за выполнение производственных (нормированных) заданий, установленных исходя из планов участков и цехов, рост производительности труда, улучшение качества продукции (работ), освоение новой техники и технологии, сбережение всех видов ресурсов. В качестве показателей премирования рекомендуются также:
рост производительности труда;
рост выработки продукции, снижение ее трудоемкости, выполнение заданных объемов работ с меньшей численностью в установленные сроки, высокоэффективное использование новой техники и прогрессивной технологии и др.;
улучшение качества продукции, работ: повышение удельного веса продукции высшей категории качества, уровень сдачи продукции с первого предъявления, отсутствие или снижение рекламаций от потребителей, снижение брака, выход годной продукции, отсутствие претензий к произведенной продукции (работам и услугам) и т. д.;