Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:33, курс лекций
Для успешного функционирования и достижения поставленных целей любая организация традиционно использует 3 основные группы основные группы ресурсов: природные (земельные), материальные (капитал), человеческие (труд). Комбинация используемых ресурсов определяется прежде всего целями, стоящими перед организацией.
Бюрократия - обеспечение разумного господства центрального звена управления (администрации) над основной частью персонала для строгого выполнения нормативных документов организации ("разделяй и властвуй").
Гибкость означает приспособляемость системы управления персоналом к изменяющимся целям объекта управления и условиям его работы.
Гуманизм – основывается на восприятии персонала как главного достояния организации, а каждого работника - как уникальной личности.
Децентрализация – обеспечение рациональной автономности структурных подразделений или отдельных руководителей, с передачей прав и ответственности на нижние уровни.
Дисциплинированность - все работники выполняют правила внутреннего трудового распорядка, а менеджеры применяют справедливые санкции к нарушителям дисциплины.
Единоначалие - концентрация власти в руках линейных руководителей, работник получает распоряжение и отчитывается перед одним непосредственным начальником ("директор всегда прав").
Иерархичность – обеспечение иерархического взаимодействия между звеньями управления (структурными подразделениями и отдельными руководителями), базирующегося на разделении власти, решений и информации по уровням управления.
Коллегиальность - менеджеры работают в тесном контакте друг с другом и связаны узами сотрудничества и взаимозависимости, участвуя в выработке наиболее важных решений.
Комплексность – учесть все факторов, воздействующих на систему управления и охват всех подсистем работы с персоналом.
Концентрация – концентрация усилий различных профессий работников на решение основных задач.
Кооперация – обеспечение максимального разделения и специализации процессов выработки, принятия и реализации решений человеком.
Корпоративность - гармония интересов всех категорий персонала в обеспечении единства интересов и усилий по достижению целей управления ("в единении - сила").
Личная ответственность - каждый работник организации должен точно знать свои обязанности, а также то, за что он несет личную ответственность (ресурсы, имущество, информация).
Научность - разработка мероприятий по формированию системы управления персоналом должна основываться на достижениях науки в области управления и с учетом изменения законов развития общественного производства в рыночных условиях.
Оперативность - своевременное принятие решений по анализу и совершенствованию системы управления персоналом, предупреждающих или оперативно устраняющих отклонения и конфликты ("не ждать").
Параллельность – одновременное выполнение различных управленческих функций, для повышения оперативности управления персоналом и сокращения продолжительности работы.
Плановость – установление на длительный период плановых темпов и пропорций развития персонала.
Простота - чем проще система и методы управления персоналом, тем лучше она работает. Безусловно, это исключает упрощение системы управления персоналом в ущерб производства ("простота - мать порядка").
Профессионализм – предполагает наличие адекватного образования у работников служб управления персоналом, опыта и навыков, позволяющих эффективно управлять персоналом.
Ротация - временное выбытие отдельных работников не должно прерывать процесс осуществления каких-либо функций. Для этого каждый работник системы управления персоналом должен уметь выполнять функции одного-двух работников своего уровня и планомерно перемещаться по различным должностям.
Согласованность - взаимодействия между звеньями по вертикали и горизонтали должны быть в целом согласованы с основными целями организации и синхронизированы во времени ("согласие - продукт непротивления сторон").
Специализация - разделение труда в системе управления персоналом (выделяется труд руководителей, специалистов и служащих). Формируются отдельные подразделения, специализирующиеся на выполнении однородных функций управления.
Справедливое вознаграждение - оплата по результатам индивидуального и коллективного труда с возмещением стоимости рабочей силы.
Централизация - естественный порядок организации, когда исходная информация поступает в центр (администрацию), где принимаются важные управленческие решения.
Эффективность – предполагает экономичную организацию системы управления персоналом на основе снижения доли затрат на управление в общих затратах на единицу выпускаемой продукции.
В Европе действует в отношении персонала демократические основные нормы в виде « Партии основных социальных прав трудящихся» («Социальная партия ЕС»).
МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Методами управления персоналом называются способы воздействия на трудовые коллективы и отдельных работников с целью осуществления координации их деятельности в процессе производства.
Методы управления представляют собой совокупность приемов и способов осуществления функций управления персоналом.
Выделяют следующие методы управления персоналом:
Экономические методы — это способы воздействия, имеющие в своей основе экономические отношения и экономические интересы людей. Экономические интересы делятся на четыре большие группы: государственные, хозяйственно-отраслевые, организационные и индивидуальные. Искусство управленца заключается в том, чтобы «без обид» регулировать процесс удовлетворения оговоренных интересов. К рычагам подобного регулирования можно отнести: себестоимость, рентабельность, прибыль, фондоотдачу, цену, заработную плату, налоговые отчисления, поощрения и др.
Административные (организационно-
Организационно-
Социально-психологические методы — методы, использующие индивидуальное и общественное сознание и психологию, основывающиеся на общественно-значимых морально-этических категориях, ценностях и воспитании. При применении данного метода управления персоналом очень важно правильно оценить индивидуальные качества работника; правильно подобрать, расставить и закрепить кадры на рабочих местах; создать условия для максимального проявления индивидуальных профессиональных качеств работника.
К другим методам относятся социологические методы, программно-целевые методы, проблемно-ориентированные методы, коммуникативные методы, имиджевые методы управления персоналом.
17