Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:33, курс лекций
Для успешного функционирования и достижения поставленных целей любая организация традиционно использует 3 основные группы основные группы ресурсов: природные (земельные), материальные (капитал), человеческие (труд). Комбинация используемых ресурсов определяется прежде всего целями, стоящими перед организацией.
Практические методы работы
В центре внимания - личность. Узко направленые | В центре внимания - команда. Широко направленные |
Стадии развития управления персоналом
в развитых капиталистических странах
Годы | Концепция управления персоналом. Модель работника | Признаки управления персоналом | Типичный стиль | Характер оргработ | Функции служб управления персоналом |
20-е | Концепция научного управления. "Экономический человек" | Отсутствие прав наемных работников. Минимизация затрат на рабочую силу. Жесткая регламентация работ, нормирование труда. Соответствие условий труда и функций психофизиологическим особенностям работника | Авторитарный, ориентир на цели | Децентрали-зация управления персоналом | Наем, увольнение, учет, техника безопасности, рас- чет и выдача заработной платы |
20-50-е | Концепция "человеческих отношений". "Психологический человек" | "Делай работника довольным, и он будет производить". Ориентация на малые группы. Снятие напряженности. Устранение конфликтов. Принципы коллективизма. Лояльность. Основы участия в принятии решений | Формальное и неформальное лидерство. Ориентация на человека | Децентрализа-ция | То же + социально- психологическая по- мощь, раз- решение конфликтов, медицинская помощь, повышение квалификации |
50-70-е | Концепция "оргразвития". "Профессиональный человек" | "Делай знания производительными". Вовлеченность работников в дела фирмы. Мобилизация всей человеческой энергии. Квалификация кадров. Признание работника важнейшим капиталом. Система социальных гарантий | Кооперация, гибкая работа в группах, притупление иерархической структуры | Усиление централизации
| То же + развитие персонала, переподготовка, ротация, обогащение работ. Оценка персонала. Резерв взаимо- действия с профсою- зом |
70-е – по настоящее время | "Социальный человек" | Ключевой ресурс. Возрастание значения знаний. Повышение затрат на персонал. Конкуренция на рынке труда. Расширение узаконенных прав по участию в принятии решений. Партнерство. Упор на индивидуальность. Учеба в течение всей жизни | То же | Усиление децентра- лизации. Штабные функции | Взаимо- действие охватыва- ет все ста- дии вос- производ- ства пер- сонала |
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ КАК НАУКА:
СОДЕРЖАНИЕ, ОБЪЕКТ, СУБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ, ФАКТОРЫ УП
Управление персоналом – это:
деятельность, выполняемая в организации, способствующая наиболее эффективному использованию работников для достижения организационных и личных целей;
область организационного менеджмента, направленная на максимально эффективное использование работников для достижения общих, частных и индивидуальных целей в пределах рассматриваемой организации;
создание организации, работающей на принципах сотрудничества, в которой оптимально сочетается движение к общеорганизационным, групповым и индивидуальным целям;
комплексная прикладная наука об организационно-управленческих, технических, правовых, групповых, личностных факторах, способах и методах воздействия на персонал для достижения целей организации.
Совокупность объектов управления персоналом:
персонал (ключевой объект системы УП);
отдельный работник (личность);
претенденты, рекруты и кадровый резерв;
центры занятости (полезны специалистам по УП из-за огромных объемов баз данных);
СМИ (выступают в роли объектов УП в случае, если организация решила искать персонал собственными силами и ресурсами).
Субъекты управления персоналом:
руководители различных уровней, выполняющие функции по управлению персоналом, а также специалисты кадровой службы;
организация как целостный трудовой коллектив.
Предмет науки УП – основные закономерности и движущие силы, определяющие поведение людей и общностей (группы, коллективы, организации в целом) в процессе труда.
ФАКТОРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Для успешного управления персоналом следует учитывать следующие факторы:
организационно-экономические
Связаны с разделением и организацией труда, организационно-правовой формой организации, ее организационной структуры, размером системы коммуникации, организацией производства, экономическим состоянием, структурой себестоимости продукции и т.д.
Эти факторы изучаются в комплексе экономических наук и науки управления (организация труда и производства, нормирование, экономика труда);
административно-управленческие факторы
Связаны с административными методами управления, особенностями реализации функций управления, комплексом нормативных и директивных актов, определяющих обязанности, права, соответствие законам, иерархию системы. Эти факторы исследуются наукой управления (менеджментом, деловым администрированием).
технико-технологические факторы
Представляют особенности взаимодействия людей с техникой, воздействие техники на психическое состояние работников, их отношение к труду. Этими проблемами занимаются эргономика, организация труда, психология труда и инженерная психология.
правовые факторы
Связаны с применением современного законодательства о труде, условиях труда, трудовых отношениях. Эти факторы лежат в компетенции науки юриспруденции, органов власти.
групповые факторы
Исследуют процесс социализации личности, ее потребности быть в группе, играть социальную роль. Групповые факторы находятся в центре внимания социологии и социальной психологии.
личностные факторы
Отражают системную сущность личности человека, его уникальность и изучаются психологией.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Основная цель УП: «Нужные люди в нужном месте в нужное время»
К целям управления персоналом относятся:
способствование достижению целей организации путем обеспечения необходимыми кадрами;
эффективное использование квалификации, практического опыта, мастерства, работоспособности и творческого потенциала работников;
формирование внутрикорпоративной культуры;
приобщение работников к ценностям организации и фирменному стилю;
разрешение конфликтных ситуаций.
Для того чтобы достичь основных целей управления персоналом, необходимо реализовать следующие задачи:
организовать систему кадрового планирования, выбрать стратегию кадровой политики;
рекрутировать нужные кадры, сформировать кадровый резерв и отладить работу с ним;
создать систему адаптации персонала;
обеспечить сотрудников организации должными условиями мотивации, стимулирования и карьерного роста;
проводить оценку личных, деловых и профессиональных качеств сотрудников;
разрешать конфликты.
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЦЕЛЕЙ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
С ОБЩИМИ ЦЕЛЯМИ ОРГАНИЗАЦИИ
Рассмотрим схему взаимосвязи целей управления персоналом с общими целями организации:
Схема показывает следующее:
Цели управления персоналом производны от целей организации (прямая связь блоков (1 и 2))
Цели и задачи организации:
1. экономические: максимизация прибыли, рентабельность, производительность, фондоотдача;
2. количественные: рост торгового оборота, увеличение доли рынка, рост объемов производства, сокращение издержек;
3. качественные: стандарты обслуживания, обратная связь с партнерами и потребителями, стандартизация и унификация;
4. развитие: новые технологии, рационализация оргструктуры, способов управление, развитие работников;
5. стратегические: конкурентоспособность продукции, услуг, управления, организации, привлекательность для инвестора.
Между целями организации и управлением персоналом существуют обратная связь, на что указывают 3 стрелки:
отражает участие персонала в формировании целей;
корректировку целей, обусловленную параметрами процессов управления персоналом;
корректировку целей, обусловленную ограничениями при поиске подходящих работников.
Блок 3 из 2-х фрагментов обозначает, что цели управления персоналом решают как на основе специализированных служб, так и на основе структурных направлений работы организации (стратегия, принципы построения, направления развития).
В современных условиях для достижения целей организации посредством персонала следует помнить об изменениях во взаимодействии субъектов в организациях:
1. Изменение отношений между собственниками и наемными работниками. Превалирует корпоративная форма собственности; работники представлены в органах управления;
2. Управление организацией становится профессией и особой сферой деятельности. При этом интересы и цели профессиональных менеджеров не обязательно совпадают с интересами собственников;
3. Заинтересованные в деятельности организации группы: собственники, наемные работники, менеджеры, службы органов государственного и местного управления, профессиональные союзы;
4. Целью управления персоналом должно стать повышения производительности работника умственного труда, развитие партнерских отношений между разными группами работников.
17