Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 16:33, курс лекций
Для успешного функционирования и достижения поставленных целей любая организация традиционно использует 3 основные группы основные группы ресурсов: природные (земельные), материальные (капитал), человеческие (труд). Комбинация используемых ресурсов определяется прежде всего целями, стоящими перед организацией.
4. Эффективность труда работника может меняться.
5. Работники территориально привязаны, социально неоднородны, взаимозаменяемы с капиталом.
6. Отношения работника с организацией могут носить долговременный характер, поскольку трудовая жизнь человека в современном обществе продолжается 30-50 лет.
Люди (в большинстве случаев) приходят в организацию осознанно, с определенными целями и ожидают от организации помощи (предоставления возможности) в реализации этих целей.
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ – ЧАСТЬ МЕНЕДЖМЕНТА
Менеджеры организации знают, что для эффективности деятельности организации требуется 3 рациональных элемента:
конкретная цель и стратегия ее достижения;
рациональная организационная структура;
эффективное управление персоналом.
Управление персоналом – это часть менеджмента. Без персонала невозможно создать организацию как коллектив людей, оснащенных инструкциями и методами для достижения конечной цели организации.
Распределение функциональных сфер деятельности организации, к которым относятся: стратегическая, управление персоналом, информационно-технологическая, производственная, маркетинговая, административная, бухгалтерская, защитная, финансовая – выделяет управление персоналом как одну из них.
При этом персонал организации выступает в одно и то же время как субъект и объект управления. Работники организации рассматриваются как объект управления потому, что они являются частью производственного процесса. Поэтому планирование, формирование, рациональное использование людских ресурсов в производстве составляют основное содержание управления персоналом и с этой точки зрения рассматриваются аналогично управлению другими ресурсами организации.
В современном мире, в условиях жесткой конкуренции и распространения глобализации самые успешные модели менеджмента меняются так быстро, что организации не успевают поспевать за ними и подстраиваться под них. Сегодня одним из главных принципов менеджмента – количество клиентов у организации, а не качество выпущенных или проданных продуктов. Связь с клиентами, наличие прямого контакта – вот что создает сегодня конкурентное преимущество организации. Японцы одними из первых ввели принципы принцип оценки продавцов не по тому, сколько они продали, а сколько у них постоянных клиентов.
Конкурентное преимущество организации по наличию и росту у нее постоянных клиентов обеспечивает персонал организации.
Исследования, проведенные одной из крупнейших брэнд-билдинговых компаний Enterprise IG (Великобритания), работающей в 24 странах мира, показывают, что: «… 68% потребителей уходят из-за плохого отношения персонала. 41% потребителей лоялен из-за хорошего отношения к ним. 70% строят свое отношение к продукту, основываясь на общении с другими людьми. Люди покупают товар не из-за того, как выглядит его упаковка, а на основе опыта, который они получают от общения с персоналом…».
Персонал организации является определяющим фактором конкурентоспособности организации в современных условиях.
ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Формирование науки об управлении персоналом началось вместе с формированием теории управления как науки более 100 лет назад, в начале периода промышленной революции. По мере изменения роли человека в организации развивались, уточнялись теории управления персоналом.
Различают 3 группы теорий:
Классические теории (Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Эмерсон, М. Вебер, Г. Форд и др.);
Теория человеческих отношений (Э. Мейо, К. Арджерис, Р. Ликарт, Р. Блейк и др.);
Теория человеческих ресурсов (А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. Мак Грегор и др.)
Основные постулаты, задачи и результаты от применения теорий:
1. Классические теории:
Основные постулаты теории:
Труд для большинства индивидов не приносит удовлетворения;
Индивидов, которые хотят и могут делать работу, требующую самостоятельности и самоконтроля, немного;
Задача руководителя - контроль и наблюдение за подчиненными; выдача регламентированных заданий подчиненным;
Ожидаемый результат: выполнение индивидуумами фиксированных заданий при непосредственном контроле руководителя.
2. Теория человеческих отношений. Начало -1924 год, в основе теории - “хотторнский эффект”, открытый Элтоном Мейо.
Основные постулаты теории:
Индивиды стремятся быть полезными, значительными, признанными как личности. Эти потребности являются более мотивированными к труду, чем уровень заработной платы;
Задача руководителя: предоставление подчиненным определенной самостоятельности, предполагающей самоконтроль за выполнением задания; информированность и улучшение работы организации;
Результат: обмен информацией и участие подчиненных в управленческих решениях позволяют удовлетворять потребности подчиненных во взаимодействии и чувстве собственной значимости; уменьшают желание противодействовать администрации.
3. Теории человеческих ресурсов.
Основные постулаты теории:
Труд для большинства индивидов приносит удовлетворение;
Индивиды стремятся внести свой вклад в реализацию целей, в разработке которых они принимали участие;
Большинство индивидов ответственно, готово к самостоятельной деятельности;
Задача руководителя:
Рациональное использование человеческих ресурсов;
Создание обстановки для развития способностей каждого человека;
Рассмотрение сферы самостоятельности и самоконтроля у подчиненных;
Ожидаемый результат:
Повышение эффективности производства за счет более полного вовлечения персонала в производственный процесс.
Характеристика стадий развития управления персоналом в развитых капиталистических странах приведена в таблице.
ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Отличительной чертой современного государства является его сильная зависимость от качества рабочей силы, форм ее использования, степени вовлеченности работника в дела организации.
Роль человека в общественном производстве рассматривается с 2 позиций:
человек как ресурс производственной системы - важный элемент процесса и управления;
человек как личность с потребностями, мотивами, ценностями, отношениями - главный объект управления организации.
О том, что вложения в человеческие ресурсы эффективнее других видов размещения капиталовЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ.ение документов, учет, контроль, хозяйственное обслуживание, например кассиры, делопроизводители говорит тот факт, что General Electric на 1$, вложенный в программы развития человеческих ресурсов компании, получает эффект в 3 $; Philips Petroleum экономит 8 млн. долларов в год за счет снижения уровня прогулов и заболеваний за счет проведения программ помощи своим сотрудникам.
Современная концепция управления персоналом базируется на подходе “Персонал - главное достижение организации”.
Концепция управления персоналом - система теоретико-методических взглядов на сущность, принципы и методы управления персоналом, подходов к формированию механизмов реализации системы управления.
Концепция управления персоналом включает:
разработку методологии управления;
формирование системы управления персоналом;
разработку технологии управления персоналом.
Основные факторы, оказывающие воздействие на людей в организации:
иерархическая структура;
культура организации;
рынок как сеть равноправных отношений, основанных на купле-продаже товаров и услуг на основе законов спроса о предложениях.
Относительно роли человека в производстве, по мнению российского ученого Евенко, произведена смена 4 концепции роли кадров в производстве.
1. Использование трудовых ресурсов с конца XIX до 60 г. 20 века вместо человека в производстве рассматривалась его функция - труд, измеряемый затратами рабочего времени и ЗП.
2. Управление персоналом. В основе - теория бюрократических организаций, когда человек рассматривался через формальную роль - должность, управление - через административные механизмы;
3. Управление человеческими ресурсами. Человек - невозбновляемый ресурс, элемент социальной организации в единстве 3 основных компонентов: трудовой функции, социальных отношений, состояния работника.
4. Управление человеком. Человек - главный субъект организации и особый объект управления, который не может рассматриваться как ресурс. Исходя из желаний и возможностей человека должна строиться стратегия и структура организации. Основоположение концепции - лидер японского менеджмента К. Мацусита, А. Морита.
Сравнительная характеристика основных факторов концепций “Управление персоналом” и “Управление человеческими ресурсами” приведена в таблице:
Окружающая среда
Отечественная | Глобальная |
Внутренняя | Внешняя |
Организационные задачи
Привлекать, сохранять, мотивировать | Итоговые показания: (конкурентоспособность, рентабельность, выживание,преимущество перед другими фирмами, гибкость рабочей силы) |
Управленческий стиль
Функциональный (развитие продуктов, услуг) | Партнерский (интересы бизнеса и руководства) |
Работники самих отделов человеческих ресурсов
Специалисты узкого профиля | Специалисты широкого профиля |
В отношении работников предприятия
Занимается конфликтами | Добивается гармонии |