Исследование систем управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 04:09, курсовая работа

Краткое описание

В работе рассмотрен системный подход к управлению предприятием. После каждой теоретической части следует практическая часть, в которой излагаются практические подходы к управлению рассматриваемого предприятия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Исследование систем управления…………………………………………...4
2 Оценка эффективности использования системного подхода в управлении предприятием………………………………………………………………...10
2.1 Системный подход в управлении 10
2.2 Целеполагание в управлении 15
2.3 Анализ внешней и внутренней среды экономического объекта с учетом его миссии и цели 19
2.4 Природа и состав функций менеджмента 25
2.5 Корректирование организационной структуры управления 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………30

Файлы: 1 файл

исследование систем.docx

— 134.52 Кб (Скачать)

    SWOT- анализ СТО «Дизель» представлен  в виде таблицы (см. таблицу 2.3.1) 

    Таблица 2.3.1 SWOT- анализ СТО «Дизель» 

          Возможности внешней среды     Угрозы  внешней среды
          1.Появление  на рынке новых технологий (для  ремонта автомобилей).

    2.Снижение  доллара США на валютном рынке  по отношению к рублю. 

    3.Рост  потребителей в качественных услугах.

    1.Ожесточение  конкурентной борьбы.

    2.Отказ  поставщиков в сотрудничестве  из-за снижения цен на их  услуги.

    3.Снижение  спроса на ремонт автомобилей.

    Сильные стороны     Поле  СИВ     Поле  СИУ
    1.Квалифициро-ванные  специалисты

    2.Современное  оборудование

    3.Предоставле-ние  гарантий

    4.Предоставление  скидок постоянным клиентам

    5.Транзитные  клиенты обслуживаются вне очереди.

    
    1.Появление  на рынке новых технологий (для  ремонта автомобилей) – квалифицированные  специалисты

    2.Возрастание  потребителей в качественных  услугах - квалифицированные специалисты

    3.Современное  оборудование – снижение доллара  США по отношению к российскому  рублю (национальная валюта)

    4. транзитные клиенты обслуживаются  вне очереди – появление на  рынке новых технологий

    5.Современное  оборудование - рост потребителей  в качественных услугах

    1.Ожесточение  конкурентной борьбы - квалифицированные  специалисты

    2.Ожесточение  конкурентной борьбы - современное  оборудование

    3.Ожесточение  конкурентной борьбы – скидки  постоянным клиентам

    4.Отказ  поставщиков в сотрудничестве - квалифицированные  специалисты 

    5.Отказ  поставщиков в сотрудничестве - современное  оборудование 

    
          Возможности внешней среды          Угрозы  внешней среды     
          6.Современное  оборудование – новые технологии

    7. Предоставление скидок постоянным  клиентам – снижение доллара  США на валютном рынке

    6.Отказ  поставщиков в сотрудничестве - предоставление  гарантий 

    7. Снижение спроса на ремонт  автомобилей –квалифицированные  специалисты

    8. снижение спроса на ремонт  автомобилей – предоставление  скидок постоянным клиентам.

    Слабые стороны     Поле  СЛВ     Поле  СЛУ
    1.Высокие цены  за услуги.

    2.Небольшое  помещение (т. е. нет возможности  обслуживать белее 7 автомобилей)

    3.Неудобное  место расположение.

    4.Низкая  степень известности.

    1.Появление  на рынке новых технологий, высокие  цены за услуги.

    2.Снижение  доллара США на валютном рынке  по отношению к российскому  рублю – высокие цены за  услуги.

    3.Рост  потребителей в качественных  услугах – высокие цены за  услуги.

    4.снижение  доллара США на валютном рынке  по отношению к российскому  рублю – небольшое помещение.

    5.Снижение  доллара США на валютном рынке  – неудобное расположение.

    6.рост  потребителей в качественных  услугах – низкая степень известности. 

    1.Ожесточение  конкурентной борьбы – высокие  цены за услуги

    2.отказ  поставщиков в сотрудничестве  – высокие цены за услуги.

    3.Снижение  спроса на ремонт автомобилей  – высокие цены за услуги.

    4.Снижение  на ремонт автомобилей – небольшое  помещение.

    5.Ожесточение  конкурентной борьбы – низкая  степень известности.

    

    Вывод: станции необходимо повысить свою известность, а так же при возможности расширить помещение или открыть станцию в более выгодном месте. Плюсом организации являются квалифицированные специалисты, так как из-за них увеличивается поток потребителей. Так же снижение уровня доллара США на валютном рынке позволит предприятию закупать химическую продукцию по более низкой цене. В поле СИУ, чтобы устоять при ожесточении конкурентной борьбы, необходима мотивация организации в целом на более продуктивную работу. Такие угрозы состоят в том, что поле большинство факторов приводят к тому, что можно потерять специалистов из-за ухода к конкурентам. Пересмотреть организационную структуру и убедиться действительно ли вложенные средства оправдывают ее.

    PEST –анализ СТО «Дизель» представлен  в виде таблицы (см. таблицу  2.3.2). 
 
 

    Таблица 2.3.2 PEST –анализ СТО «Дизель»

    Политика      Экономика
    1.Изменения  законодательства в сфере налогообложения  (повышение/понижение налогов)

    2.Законодательское  повышение минимальной заработной  платы.

    1.Динамика  курса российского рубля к  доллару США.

    2.Изменение  цен на закупаемые материалы.

    Сценарии     Сценарии
    1.В  связи с тем, что снизятся  налоги и увеличится минимальная  заработная плата это приведет  к тому что у организации  за счет налогов будет меньше  затрат – прибыль, а на эту  прибыль можно закупить более  эффективный материал или обновить  оборудование. А то, что минимальная  заработная плата повысится, приведет  к тому, что цены за услуги  тоже повысится и организация  понесет убытки.

    2.Незначительное  повышение налога приведет к  тому, что организация повысит  на небольшой процент цену  за оказываемые услуги. А повышение  минимальной зарплаты на невысокий  уровень, также повысит цену  – эти факторы приведут увеличению  цены за услуги – уменьшится  поток потребителей.

    3.Значительное  повышение налога, приведет к  большим затратам организации,  следственно увеличение цены  за услуги, также м/б организация  будет искать поставщиков с  более низкими ценами на материалы,  что повлияет на качество продукции, 

    поток потребителей. Повышение минимальной  заработной платы увеличение цены за услуги два фактора приведут к  значительному повышению цены за услуги.

    1.В  связи с тем, что снизится  доллар США на валютном рынке  и снизятся цены на закупаемые  материалы приведет к тому, что  у организации будет большая  прибыль и возможность закупать  материалы и оборудование по  самой низкой цене. Также на  незначительный процент можно  снизить цену за услуги и,  следовательно, произойдет увеличение  потребителей.

    2.Незначительное  повышение доллара США на валютном  рынке и небольшое снижение  цен на материалы , приведет  к тому, что у организации не  будет как затрат, так и прибыли,  так как доллар, мы покупаем  по повышенной цене, а продукцию  по пониженной цене.

    3.Повышение  доллара США на валютном рынке  и повышение цены на материалы  приведет к затратам организации,  повышение цен за услуги следственно  сокращение прибыли - сокращение  штата и организации в целом. 

    Социальная сфера     Технологии
    1.Демографические  изменения.

    2.Изменение  в уровне и стиле жизни

    1.Новые  технологии

    2.Расширение  ассортимента (введение новых запчастей)

    Сценарий     Сценарии
    1.Демографический  спад и рост уровня и стиля  жизни приведет к тому, что  заработанные деньги у автовладельцев, которые нуждаются в услугах,  будут уходить на автомобиль, следовательно, организация получает. А рост уровня жизни будет  означать, что больше людей будут  заинтересованы в услугах и  в качестве обслуживания, следовательно  , увеличение потока потребителей.

    2.Незначительный  демографических взрыв и спад, а так же снижение и рост  уровня и стиля жизни приведут  к тому, что у организации не  будет больших убытков и большой  прибыли, т.е. будет стабильное  состояние, затраты будут окупаться  прибылью.

    3.Демографический  спад уровня и стиля жизни  приведут к тому, что автовладельцы  будут затрачивать на автомобиль  меньше денег, чем раньше, так  как есть более важные затраты  (дети). А спад уровня и стиля  жизни приведет к тому, что  меньше людей будут заинтересованы  в услугах организации; меньше  будут ездить на автомобилях  – убыток для организации.  И при дальнейшем спаде уровня  жизни произойдет сокращение  организации. 

    1.Использование  новых технологий и введение  в ассортимент новых запчастей,  приведет к тому, что увеличится  число потребителей, так же увеличиться  конкурентоспособность организации  и как следствие - прибыль

    2. Новые технологии могут оправдывать  себя и привести организацию  к прибыли, но расширение ассортимента  может не быть эффективным,  что приведет к небольшим затратам  следственно устранение того  материала, который был введен  в ассортимент с целью устранения  затрат. И наоборот, если новые  технологии не будут слишком  эффективными возникнут небольшие  затраты следственно удаление  новых технологий. Но расширение  ассортимента приведет к прибыли,  если будет себя оправдывать.

    3.Организация  затратила средства на новые  технологии и на закупку нового  материала, то есть на расширение  ассортимента. А в итоге новые  технологии и расширение ассортимента  могут себя не оправдать, следственно  большие затраты для организации. 

 

    Вывод: Наибольшую угрозу в политике для организации представляет повышение налога, что может привести к снижению качества услуг и маленькой репутации. Экономические факторы ведут к тому, что при повышении одного и второго фактора повлекут за собой увеличение цен за услуги и в итоге повлечет за собой сокращение организации. Факторы социальной сферы в основном приводят к убытку организации, если рассматривать с отрицательной стороны. А что касается технологий, то здесь нужно хорошо подумать, прежде чем внедрять новые технологии и расширять ассортимент. Но также есть и положительно влияющие факторы: снижение уровня доллара на валютном рынке, снижение цены на материалы, которые являются самыми положительным из всех факторов анализа.

 

2.4 Природа и состав функций менеджмента

    Функция управления представляет собой определенный вид трудовой деятельности обособившейся  в результате разделения управленческого  труда. В общем, виде функция –  это совокупность действий относительно сходных по некоторому признаку, направленных на достижение частных целей и  подчиненных общей цели управления

    Функции управления различают:

    - общие (основные)

    - специальные (конкретные)

    Таблица 2.3.3 Функции управления СТО «Дизель»

Цель Функция Содержание  работ Исполнители Информационные  связи
1.Приобретение  постоянных клиентов. Планиро-вание 1.Введение  внеочередного обслуживания клиентов  по мелкому ремонту

2.Закупка  материала для редких автомобилей

3.Повышение  качества услуг.

1.Замесиель  Директора

2.Администра-тивно  хозяйственная часть.

3.Директор

1.Обслуживающий  персонал, потребители, начальник  отдела

2.Менеджер, поставщики, бухгалтерия

3.Обслуживающий  персонал, потребители

  Органи-зация 1.Найм  дополнительного обслуживающего  персонала.

2.Заключение  договоров с поставщиками.

3.Повышение  квалификации обслуживающего персонала.

1.Отдел  кадров

2.Менеджер

3. Начальник  отдела 

1. начальник  отдела, бухгалтерия, биржа труда.

2.Поставщики (фирмы магазины).

3.Обслуживающий  персонал, бухгалтерия, специалисты  по обучению.

  Мотива-ция 1.Выдача  авансов

2.Похвала

3.Выдача  премий

1.Директор

2.Директор

3.Заместитель  директора.

1.Обслуживающий  персонал, начальник отдела, бухгалтерия.

2.Менеджер  поставщики

3.Бухгалтерия,  начальник отдела, обслуживающий  персонал.

  Контроль 1.Контроль  персонала в обслуживании

2.Проверка  поставляемого материала

3.Опрос  клиентов о качестве услуг.

1. Начальник  отдела

2.Заведующий  складом.

3.Отдел  технического обслуживания и  по ремонту автомобилей.

1.Персонал, потребители.

2.Грузчики, поставщики, менеджеры.

3.Люди  желающие подработать (студенты), бухгалтерия, персонал, потребители.

Использование новых технологий и современ-ного оборудо-вания. Планиро-вание 1.Закупка  современного оборудования.

2.Введение  новых технологий.

3.Поиск  средств на модернизацию организации.

1.Адменистративно  хозяйственная часть.

2.Заместитель  директора

3. .Заместитель  директора

1.Менеджер, поставщики

2.Потребители,  обслуживающий персонал, бухгалтерия

3. Банки,  бухгалтерия 

  Организация 1.Заключение  договоров с поставщиками.

2.Обучение  сотрудников

3.Заключение  договоров с банками.

1.Менеджер

2.Начальник  отдела

3.Заместитель  директора

1.Поставщики

2.Специалисты  по обучению, персонал.

3.Банкиры

  Мотивация 1.Похвала

2.Выдача  поощрений

1.Директор

2.Директор

1.Менеджер

2.Персонал, начальник отдела, заместитель директора.

  Контроль 1.Проверка  эффективности оборудования.

2.Проверка  использования новых технологий.

3.Отчет  о исполнении

1.Обслуживаю-щий  персонал

2.Начальник  отдела

3.Заместитель  директора

1.Поставщики, начальник отдела

2.Потребители,  персонал.

3.Директор

Контроль  качества, поступаю-щего материала. Планиро-вание 1.Создание  системы мотивации.

2.Создание  временной комиссии.

3.Подготовка  материальной базы.

1.Отдел  кадров

2.Директор

3.Заместитель  директора

1.Персонал, начальник отдела

2.Обслуживающий  персонал, бухгалтерия.

3.Бухгалтерия,  персонал, директор

  Организация 1.Изучение, методической базы.

2.Подбор  персонала для создания временной  комиссии.

3.Сбор  средств на проведение контроля  за качеством поставляемого материала

1.Начальник  отдела

2.Заместитель  директора

3.Главный  бухгалтер

1.Все  начальники отделов, персонал

2.Персонал, начальники отделов

3.Бухгалтерия,  поставщики, персонал.

  Мотивация 1.Похвала.

2.Награда,  поощрения.

1.Директор

2.Директор

1.Бухгалтерия,  персонал.

2.Бухгалтерия,  персонал.

  Контроль 1.Контроль  расходов на закупку материала

2.Контроль  проверочной комиссии.

3.Контроль  системы мотивации

1.Главный  бухгалтер

2.Заведующий  складом.

3.Начальник  отдела

1.Бухгалтерия,  поставщики, менеджер.

2.Персонал  поставщики, грузчики.

3.Персонал

2.5 Корректирование организационной структуры управления

    Организационная структура управления – это те взаимосвязи, которые существуют между  подразделениями и работниками  организации. Структура управления характеризуется составом и информационными  взаимосвязями самостоятельных  подразделений или отдельных  исполнителей, расположенных в последовательной соподчиненности и наделенных определенными  правами и обязанностями. Число  звеньев в структуре определяет ее уровни. Структуры могут быть одноуровневыми и многоуровневыми. В зависимости от их характера  связи, они подразделяются на линейно  – функциональные, дивизиональные, проектные, организационные, аткохратические  и матричные. Каждое структурное  подразделение характеризуется  качественными и количественными  параметрами.

    При формировании организационных структур главное внимание отводится приданию или динамичности с тем, чтобы  они могли приспосабливаться  к постоянным изменениям внутренней и внешней среды. Изменение окружающих условий оказывает влияние на руководителей, что вызывает необходимость  разработки мер по приспособлению организации  к новым ситуациям, а это соответственно внесет изменения в самой организационной  структуре.

    Для управления производством создается  аппарат, в состав которого входят различные  категории сотрудников: руководители, специалисты и технические исполнители. Различают функции управления и  функции структурных подразделений. Функции управления - это объективная  необходимость предприятия как  управляемого объекта. Функции структурных  подразделений выражают конкретное содержание управленческой деятельности и сфер влияния в производстве. Они служат основой для формирования структурных подразделений предприятия.

    Структурное подразделение аппарата управления – это административно – обособленное его часть, которое выполняет  одну, несколько или множество  функций управления. В зависимости  от количества их может выполнять  одно или несколько структурных  подразделений, которые специализируются по данному виду функций.

    Наукой  установлено, что существует предел числа структурных подразделений  или работников, которые могут  быть подчинены одному субъекту управления. На пути эффектного управления становится информационный барьер, который определяет границы сложности объема экономических  задач, достойных для решения  при заданной структуре и технических  средствах управления.

    Организационную структуру с любым видом деятельности следует рассматривать с разных позиций и с учетом разных критериев. На ее действительность и эффективность  влияет: 1) действительные взаимосвязи  между людьми и их работой . 2) действующая  политика руководства и методы, влияющие на поведение человеческое поведение. 3) полномочия и функции работников организации на различных уровнях  управления (Низшем, в среднем и  высшем).

    Различают формальные и неформальные организации. Формальные организации - предварительно спланированная структура полномочий и функции, которые устанавливаются  на основе сложившегося взаимодействия между компонентами организации. Она  ориентирована на достижения приемлемых уровнях производства и общих  целей организации. Формальная структура  определяет всю систему отношений  и набор функций, позволяющих  осуществлять целенаправленную деятельность.

    Организация работ – это функция, которую  должны осуществлять все руководители независимо от их ранга.

    Структура управления изменяется с развитием  производственных сил и производственных отношений, а также с увеличением  познавательного уровня закономерностей  отношений. Также структура управления зависит от централизации функций  управления, которая сокращает количество подразделений. На структуру органов  управления оказывает влияние и  уровень методологической и организационной  работы. Правильно организованная работа и применение повышают производительность управленческого труда.

    Положительное влияние на структуру управления оказывает и специализация управленческого  труда с четким разграничением прав и обязанностей подразделений и  должностных лиц.

    Принципы  формирования организационных структур состоят в следующим:

  1. первичность целей и функций управления, вторичность структуры.
  2. принцип единства распорядительства
  3. принцип централизации принятия стратегических решений при одновременной передач на максимально низкий уровень полномочий по принятию тактических решений
  4. принцип разделения организации на отдельные блоки, ориентированные на достижение относительно самостоятельных конечных результатов
  5. принцип возрастания объема координационной работы по мере специализации подразделений
  6. принцип управляемости. На верхнем уровне управления руководителю должно подчиняться не более семи подразделений. На втором уровне норматив управляемости составляет 12 – 15, а на третьем - 25 подразделений. Нормативы зависят от отрасли и от сложности внешней среды.
  7. принцип экономичности, т.е. структура должна содержать столько уровней управления, сколько может обеспечить эффективное функционирование организации
  8. принцип адаптивности. Структура должна иметь способность своевременно реагировать на изменения внешней и внутренней среды.

Информация о работе Исследование систем управления