Исследование систем управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 04:09, курсовая работа

Краткое описание

В работе рассмотрен системный подход к управлению предприятием. После каждой теоретической части следует практическая часть, в которой излагаются практические подходы к управлению рассматриваемого предприятия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Исследование систем управления…………………………………………...4
2 Оценка эффективности использования системного подхода в управлении предприятием………………………………………………………………...10
2.1 Системный подход в управлении 10
2.2 Целеполагание в управлении 15
2.3 Анализ внешней и внутренней среды экономического объекта с учетом его миссии и цели 19
2.4 Природа и состав функций менеджмента 25
2.5 Корректирование организационной структуры управления 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………30

Файлы: 1 файл

исследование систем.docx

— 134.52 Кб (Скачать)

       

    Рисунок 1.3 Дивизиональная структура управления 

    Матричная структура (рисунки 1.4, 1.5) характерна тем, что исполнитель может иметь двух и более руководителей (один - линейный, другой - руководитель программы или направления). Такая схема давно применялась в управлении НИОКР, а сейчас широко применяется в фирмах, ведущих работу по многим направлениям. Она все более вытесняет из применения линейно-функциональную. 

       

    Рисунок 1.4 Матричная структура управления, ориентированная на продукт 

    Множественная структура объединяет различные  структуры на разных ступенях управления. Например, филиальная структура управления может применяться для всей фирмы, а в филиалах - линейно-функциональная или матричная. 

       

    Рисунок 1.5 Матричная структура управления по проектам 

  1. Оценка эффективности использования системного подхода в управлении предприятием
 
    1. Системный подход в управлении
 

    Система – это нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей.

    Система – это совокупность организации, однородных по своим задачам, или  учреждений объеденных в одно целое.

    Система – это техническое устройство, представляющее совокупность взаимосвязанных сооружений, машин, механизмов, служащих одной цели.

    Система – это порядок, обусловленный  планомерным расположением частей в определенной связи, строгой последовательностью  действий, принятый установившейся порядок  чего-либо.

    Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад  в характеристику целого.

    Все определения понятия «система», приведенные выше сводятся к одному, что система понимается как совокупность чего-либо, которая образует единство или целое. Если понятия систем рассматривать  с точки зрения объекта исследования, то из всех определений больше всего подходит третье (См. таблицу 2.1), т.е. система – это множество закономерно связанных друг с другом элементов, предметов, явлений и т.д., представляющее собой определенное целостное или единство т.к. организация представляет собой именно такой вид системы. Существует большое разнообразие систем и их классификаций в зависимости от целей исследования. В наиболее общем виде системы можно разделить на материальные (физические) и идеальные (абстрактные). Первая – это суть объекта живой или не живой природы и созданные человеком. Особый класс материальных, созданных человеком образуют социальные системы. Абстрактные системы – продукт человеческого мышления. Они также могут подразделяться на множество различных видов (особые системы – понятия, гипотезы, теории и т.д.).

    Классификация систем, предложенная С. Биром, заключалась  в следующем, он выделил 3 вида систем в зависимости от их склонности: простые, сложные, очень сложные. Так же два вида систем различных по характеру их поведения: детерминированные системы – системы, в которых составные элементы взаимодействуют четко, определенным образом, т.е. известно поведение системы; и вероятные системы – когда поведение системы нельзя точно предугадать. Детерминированные: простые – системы; состоящие из небольшого числа элементов, имеющие ограниченное число внутренних связей и поведение строго определено (оконная задвижка); сложные – системы, состоящие из большего числа элементов и связей между ними, но характеризуется вполне определенным поведением (ЭВМ). Вероятные: простые – системы, состоящие из небольшого числа элементов и внутренних связей, но характеризующиеся неопределенностью в поведении, поддающиеся описанию (контроль качества продукции); сложные – системы, состоящие из небольшого числа элементов и связей между ними, характеризующиеся в высшей степени неопределенностью поведения, предсказать которое можно в общем, виде, не детализируя (прибыль промышленного предприятия); очень сложные – системы, состоящие из большого числа элементов и связей, характеризующиеся высшей степени неопределенностью поведения (экономика, мозг, фирма).

    При более глубоком изучении систем подразделяют на статические и динамические системы. Для статических систем характерно, что их состояние с течением времени  остаётся постоянным. Динамические системы  изменяют, своё состояние во времени. По отношению к внешней среде  системы делятся на: закрытые – которые, практически не взаимодействуют с внешней средой (деревни); открытые – взаимодействуют с внешней средой и адаптируются к ее изменениям. Такие системы можно рассматривать по степени однородности входящих в них элементов: гомогенные - состоящие из однородных элементов обладающих свойством взаимозаменяемости (газы); гетерогенные – состоящие из разнородных элементов, не обладающих свойством взаимозаменяемости (механизмы).

    По  степени организованности системы  делятся на: хорошо организованные – возможность определения элементов системы их взаимосвязи между собой и существуют цели системы; плохо организованные системы – они характеризуются некоторым набором макропараметров и закономерностей, выявленных не на основе исследования всего объекта, а только по представленной выборке компонентов характеризующих объект или процесс в целом. Самоорганизующиеся(развивающиеся) непредсказуемость поведения, способность адаптироваться к изменяющимся условиям, способность менять структуру, способность противостоять энтропийным тенденциям, способность формировать варианты развития и выбирать лучшее. И одна из последних классификации систем это по характеру взаимодействия с внешней средой: закрытые (замкнутые) – это системы управления с обратной связью или системы управления по отклонениям, при управлении такой системой используется информация о выходе; Незамкнутые это такие системы, в которых для выработки управляющих воздействий используется информация о выходе; Комбинированныеэто такие системы, при которых управляющие воздействия формируется на информации на входе и на выходе.

    Производственный  процесс рассматриваемой организации  состоит в следующем: между клиентом и обслуживающем персоналом проходит общение, в котором он сообщает какие  виды услуг ему необходимы; после  чего его направляют к тому специалисту, который ему необходим; дается консультация о предоставление услуг; гарантия ( в зависимости от услуги); оплата за услуги.

    Данная  система по характеру сложности  относится к сложным вероятностным  системам, так как число элементов  в организации достаточно большое, как и число связей между этими  элементами. Также она является системой открытого типа и гетерогенной системой, то есть взаимодействует с внешней  средой, состоит из разнообразных  элементов и не обладает свойством  взаимозаменяемости.

    Факторы, на которые организация обязана  реагировать, понимается как сложность  внешней среды. В данном случае у  организации сложность внешней  среды не высокая, потому что число  факторов не большое.

    Экономическая система как совокупность, составляющих ее подсистем и элементов, которые  непосредственно образуют эти подсистемы, представлена в виде таблицы (см. таблицу  2.1).

      Неопределенность внешней среды  - не высока, так как станция  имеет всего три фактора, неопределенность  которых высока: поставщики, потребители  и конкуренты. Анализ внешней  среды организации представлен  в виде таблицы (см. таблицу 2.2)

    Таблица 2.1 Экономический объект как система, состоящая из совокупности подсистем и образующих подсистемы элементов
    Подсистема     Элементы  подсистемы     Функции элементов
    1. Персонал     1. Управление персоналом

    2. Обслуживающий персонал

    3. Персонал дополнительного обслуживания.

    1. Персонал, который занимается управлением  организацией в целом. Заключает  договора с поставщиками и  различными организациями.

    Разработкой, различных нововведений направленных на максимизацию прибыли.

    2. Персонал, занимающийся предоставлением  услуг (ремонт, покраска, мойка и  т.д.), а так же выполняющий цели, которые устанавливает организация. 

    3. Персонал, который предоставляет  дополнительные услуги (охрана, грузчики, кладовщик и т.д.).

    2. Оборудование          Офис: компьютеры, факсы, телефонные аппараты и остальная оргтехника.

    Гаражи: Компьютеры-тестеры, подъёмники, автомойка, краскопульты, авто - транспортировщики.

    Склад: Погрузчик, складские помещения, и  другая техника для обслуживания автомобилей.

    Офис: введение бухгалтерии, складского учета, ведение кадрового учета и  т.д.

    Склад: Хранение автозапчастей и автохимической продукции, выдача необходимых документов, разгрузка.

    Гаражи: тестирование и ремонт автомобилей, мойка авто, покраска автомобиля, доставка автомобиля с места поломки.

    3. Территория     Офис, склад, автостоянка, гаражи.     Офис: Место приема клиентов, собраний коллектива. Обеспечение рабочими местами.

    Склад: хранение продукции, отгрузка продукции.

    Стоянка автотранспорта, предназначенного для  транспортировки неисправного автомобиля, стоянка автомобилей работников и клиентов СТО «Дизель».

    
    4. Продукция и  услуги. 

    5. Подразделение дополнительного  обслуживания.

    Предоставление  услуг по ремонту, покраске и мойке  автомобиля.

    1.Административно-хозяйственная  часть.  

    2.Отдел  службы безопасности.

    Обеспечение прибыли предприятия. 
 

    1.Занимается  закупкой материала, поставкой;  строительными операциями и реставрацией  организации.

    2.Обеспечивает  безопасность в оказании услуг  и всей станции в целом.

 

    Таблица 2.2 Анализ внешней среды СТО «Дизель»

    Факторы внешней среды      Содержание  факторов     Характеристика  внешней среды
     Фактор прямого  воздействия:
    1.Потребители     Автовладельцы (взрослые люди, студенты старше 18 лет).     В связи с тем, что все потребители  оплачивают предоставленные услуги- они обеспечивают существование  и продвижение организации.
    2. Поставщики      Фирмы (Wynn’s - обслуживание;

    Alligator- сигнализации; Pioneer - аудиотехнику), магазины («Оригинал запчасти», «Континент» и т.д.)

    Все поставщики, которые поставляют материалы  и оборудование влияют на качество услуг, а так же на цену, которая  будет установлена на материалы  и услуги. Более дорогие материалы  – дорогое обслуживание.
    3. Конкуренты     СТО с такими же видами услуг, автоцентры («Автотрансиб» – сервисный центр), автокомлексы («Автотрон»).     В зависимости от того, если у конкурента качество услуг выше, то это приведет к снижению потока потребителей. Но, если качество услуг ниже, тогда  наоборот, к повышению потока потребителей.
    
    Факторы косвенного воздействия:
      Научно- технический прогресс 
 
 
 
 

     Групповые интересы

    Современное оборудование и новые технологии 
 
 
 

      Интересы общества, коллектива, партнеров  и т.д.

    
    Это означает, что организация не стоит  на месте, следовательно пользуются спросом, повышается конкурентоспособность  в зависимости от качества услуг.

    А так же ведет к тому, что повысится  поток потребителей.

    Их  интересы влияют на то, как будет  процветать организация,

    Какие материалы и оборудование будут  закупаться и чьих производителей, какого качества и как будут предоставляться  услуги.

Международные события.          Колебание курса доллара США на валютном рынке.     От  того, если доллар США повысится, тогда  организации придется закупать материалы  и оборудование по высоким ценам, так как материалы закупаются по текущему курсу доллара – следовательно  повысятся цены на услуги. Но, если доллар на рынке упадет, то организация  будет в выигрыше, т.е. товар будет  закупаться по более низкой цене –  следовательно организация получит  прибыль.
    

    Изменение фактора внешней среды такого как повышение цен на материалы, приведет к тому, что увеличатся затраты на закупку материалов, что  повлечет за собой увеличение оплаты за предоставляемые услуги. Следовательно, будет уменьшен поток потребителей и снижена прибыль организации. Усилия обслуживающего персонала будут  снижены.

    Открытие  рядом со станцией мини-кафе, повлечет за собой увеличение потока потребителей, а так же постоянные клиенты кафе могут заинтересоваться в услугах  станции и стать постоянными  клиентами, что приведет к прибыли  организации. С другой стороны можно  лишиться потока потребителей, так  как другая станция может иметь  наилучшую репутацию в обществе, чем станция «Дизель».

    Изменения фактора внешней среды такого как увеличение заработной платы  обслуживающего персонала может  привести к повышению качества услуг, а следовательно конкурентно  способности организации, т.е. заинтересованность квалифицированных специалистов с  других станций. Но в связи с повышением заработной платы повыситься цены на оказываемые услуги, что повлечет за собой уменьшение потребителей.

    Увольнение  из отдела по окраске автомобилей  квалифицированного специалиста по собственному желанию может привести к сокращению услуг, на время пока не будет найден новый специалист, что повлечет за собой уменьшение потребителей. Но, что бы этого не произошло остальным коллегам по работе придется его заменить, т.е. нагрузка у остального персонала будет  значительно выше, чем была раньше, что приведет к возврату потребителей. Так же у организации есть возможность  найти специалиста с наибольшим опытом, следовательно, увеличение качества услуг.

2.2 Целеполагание в управлении

    Миссия  – понимается как утверждение, раскрывающее смысл существования орган6изации, в котором проявляется отличии  данной организации от ей подобных.

    Значение  соответствующей миссии, которая  формально выражена и эффективно представлена сотрудникам организации, невозможно преувеличить. Выработанные на ее основе цели, служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Если руководитель не имеет точного  представления об основной цели собственной  организации, то у них не будет  логической точки отсчета для  выбора наилучшей альтернативы. Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для  определения целей и стратегий  на различных организационных уровнях.

Информация о работе Исследование систем управления