Исследование систем управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 04:09, курсовая работа

Краткое описание

В работе рассмотрен системный подход к управлению предприятием. После каждой теоретической части следует практическая часть, в которой излагаются практические подходы к управлению рассматриваемого предприятия.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Исследование систем управления…………………………………………...4
2 Оценка эффективности использования системного подхода в управлении предприятием………………………………………………………………...10
2.1 Системный подход в управлении 10
2.2 Целеполагание в управлении 15
2.3 Анализ внешней и внутренней среды экономического объекта с учетом его миссии и цели 19
2.4 Природа и состав функций менеджмента 25
2.5 Корректирование организационной структуры управления 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………30

Файлы: 1 файл

исследование систем.docx

— 134.52 Кб (Скачать)
 

    СОДЕРЖАНИЕ 
 

    ВВЕДЕНИЕ 3

1 Исследование систем управления…………………………………………...4

2 Оценка эффективности использования системного подхода в управлении предприятием………………………………………………………………...10

2.1 Системный подход в управлении 10

2.2 Целеполагание в  управлении 15

2.3 Анализ внешней  и внутренней среды  экономического объекта  с учетом его  миссии и цели 19

2.4 Природа и состав  функций менеджмента 25

2.5 Корректирование  организационной  структуры управления 27

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………30 
 
 
 

 

    ВВЕДЕНИЕ 

    Целью выполнения данной работы является закрепление знаний, которые были получены на практических и лекционных занятиях по дисциплине «исследование систем управления».

    В качестве примера рассмотрим СТО  «Дизель», которая является одной  из ведущих станций Новосибирска по ремонту и техническому обслуживанию, известная многим автовладельцам высоким  уровнем сервисного обслуживания и  профессионализмом своих специалистов .

    Данная  организация находится в городе Новосибирске. Технологический процесс заключается в следующем: в отделе по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, предоставляются такие услуги как монтаж, автомойка, и непосредственно сам ремонт.

    В отделе по ремонту ведется осмотр неисправного автомобиля, дается бесплатная консультация, так же указывается, сколько  времени займет ремонт, на какую  сумму, и выдача гарантии (в зависимости  от услуги). Так же предоставляются  услуги и по замене масла. В отделе по монтажу шин автовладелец пользуется услугами регулировки давления в  болонах, замены шин и дисков и  т.д. На автомойке по желанию клиента  сделают химическую чистку салона автомобиля; мойку корпуса, а так же мытье  двигателя и др. механизмов.

    В отделе электронного оборудования предоставляется  выбор сигнализации или аудиотехники, затем устанавливается с гарантийным  сроком. Автосервис подберет любую  краску на ваш вкус. Перед покраской  автомобиля выполняется шлифовка и  шпаклевка, а затем непосредственная покраска автомобиля. Так же тонизируют стекла любого вида затененности. После  того, как автовладельцы воспользовались  нужными услугами, они оплачивают данную работу.

    Специалисты СТО «Дизель» обслуживают автомобили как импортного, так отечественного производства, а иногородние клиенты  обслуживаются вне очереди.

    В работе рассмотрен системный подход к управлению предприятием. После каждой теоретической части следует практическая часть, в которой излагаются практические подходы к управлению рассматриваемого предприятия.  

 

  1. Исследование  систем управления
 

    Экономическая  стабильность организации, её выживаемость и эффективность деятельности в  условиях рыночных отношений неразрывно связаны с её непрерывным совершенствованием и развитием. При этом совершенствование  организации должно осуществляться по принципу адаптации к внешней  среде.

    Сегодня достаточно ясно обозначились факторы, определяющие необходимость постоянных внутренних изменений для адаптации  организации к внешней среде. Это:

  • рынок сбыта производимой или продаваемой продукции и вида услуг;
  • рынок поставщика или потребителя исходных материалов, энергии, товаров и услуг;
  • финансовый рынок;
  • рынок труда;
  • окружающая природная среда.

    Без учета этих факторов невозможно планировать  стратегию развития. Поэтому успех  любого предприятия или организации  и возможность их выживания зависят  от способности быстро адаптироваться к внешним изменениям.

    Прежде  чем перейти к анализу СТО «Дизель», как некой управляемой системе, имеющей внутреннюю структуру, существующую в независимой от собственников внешней среде, дадим некоторые основные понятия.

    Организация  – это открытая система взаимодействующих  и управляемых частей (подразделений, людей и т.д.), работающая с определённой целью, смыслом, миссией и имеющая  в своём распоряжении ресурсы:

  1. финансовые ресурсы;
  2. материальные ресурсы (оборудование и т.п.);
  3. людские ресурсы;
  4. информационные ресурсы;
  5. временные ресурсы.

    Любая организация, вне зависимости от её назначения, может быть описана  с помощью ряда параметров, среди  которых главными являются: цели организации, её организационная структура, внешняя  и внутренняя среда, совокупность ресурсов, нормативная и правовая основа, специфика  процессов функционирования, система  социальных и экономических отношений, организационная культура. Каждая организация  имеет свою систему управления, которая  также является предметом исследования.

    Управление  – это процесс распределения  и движения указанных выше видов  ресурсов в организации с заранее  заданной целью по заранее разработанному стратегическому плану с непрерывным  контролем результатов работ.

    Система управления – это совокупность действий, определяющих направление управленческой деятельности. Структурно процесс управление представлен на рисунке 1.1. 

      
 

    Система управления должна отвечать современным  рыночным условиям:

  • обладать высокой гибкостью производства, позволяющей быстро изменять ассортимент изделий (услуг);
  • быть адекватной сложной технологии производства, требующей совершено новых видов контроля, организации и разделения труда;
  • учитывать серьёзную конкуренцию на рынке товаров и услуг, в корне изменившую требования к качеству продукции, потребовавшую организовать послепродажное обслуживание и дополнительные фирменные услуги;
  • учитывать требования к уровню качества обслуживания потребителей и времени выполнения договоров, которые стали слишком высокими для традиционных производственных систем и механизмов принятия решений.
  • учитывать изменение структуры издержек производства;
  • принимать во внимание необходимость учёта неопределённости внешней среды.

    Процесс управления предусматривает согласованные  действия, которые обеспечивают осуществление  общей цели или набора целей, стоящих  перед организацией. Для координации  действий должен существовать специальный  орган, реализующий функцию управление. Поэтому в любой организации  выделяется управляемая и управляемые  части. Схема взаимодействия между  ними показана на рисунке 1.2 .

      Часть деловой  организации, реализующая функции  управления, состоит из: многих взаимодействующих звеньев и представляет собой управляющую систему, обеспечивающую в рамках организации выполнение ряда специфических функций. На сегодня одним из основных принципов построения любых систем является иерархия. В современной теории организации понятие «иерархия» применяется, в основном,  для отражения вертикального подчинения между различными уровнями управление организацией: иерархией властных полномочий, иерархией функций и функциональных обязанностей - соответственно подчинение по службе, функциональное подчинение.

    Современный тип иерархической структуры  управления имеет много разновидностей. Их можно условно разделить на два вида: бюрократической и органические типы структур управления. Приведем краткую  характеристику основных организационных  структур.

    Организационная структура аппарата управления - форма  разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность  создаются для выполнения определенного  набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения  их должностные лица наделяются определенными  правами на распоряжения ресурсами  и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций.

    Схема организационной структуры управления отражает статическое положение  подразделений и должностей и  характер связи между ними.

    Различают связи:

     - линейные (административное подчинение),

     -функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения),

     - межфункциональные, или кооперационные (между подразделениями одного  и того же уровня). 

    В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов  организационных структур управления:

     - линейная;

     - функциональная;

     - линейно-функциональная;

     - матричная;

     - дивизиональная;

     - множественная.

    В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство  нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинство - простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток - высокие требования к квалификации руководителей. Сейчас практически не используется.

    Функциональная  организационная структура реализует  тесную связь административного  управления с осуществлением функционального  управления (рисунок 1.1).

      
 

    Д- директор; ФН - функциональные начальники; И - исполнители

    Рисунок 1.1 Функциональная структура управления

    На  рисунке 1.1 административные связи функциональных начальников с исполнителями (И1 - И4) такие же, как и для исполнителя И5 (они не показаны в целях обеспечения ясности рисунка).

    В этой структуре нарушен принцип  единоначалия и затруднена кооперация. Практически она не используется.

    Линейно-функциональная структура - ступенчатая иерархическая. При ней линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают  помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно  не подчинены функциональным руководителям  высших ступеней управления. Она применялась наиболее широко (рисунок 1.2). 

       

    Д- директор; ФН - функциональный начальники; ФП - функциональные

    подразделения; ОП - подразделения основного производства.

    Рисунок 1.2 Линейно-функциональная структура управления

    Иногда  такую систему называют штабной, так как функциональные руководители соответствующего уровня составляют штаб линейного руководителя (на рисунке 1.2 функциональные начальники составляют штаб директора).

    Дивизиональная (филиальная структура) изображена на рисунек 1.3 Дивизионы (филиалы) выделяются или по области деятельности или географически.

Информация о работе Исследование систем управления