Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 04:09, курсовая работа
В работе рассмотрен системный подход к управлению предприятием. После каждой теоретической части следует практическая часть, в которой излагаются практические подходы к управлению рассматриваемого предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Исследование систем управления…………………………………………...4
2 Оценка эффективности использования системного подхода в управлении предприятием………………………………………………………………...10
2.1 Системный подход в управлении 10
2.2 Целеполагание в управлении 15
2.3 Анализ внешней и внутренней среды экономического объекта с учетом его миссии и цели 19
2.4 Природа и состав функций менеджмента 25
2.5 Корректирование организационной структуры управления 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………30
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Исследование систем управления…………………………………………...4
2 Оценка
эффективности использования
системного подхода
в управлении предприятием………………………………………………
2.1 Системный подход в управлении 10
2.2 Целеполагание в управлении 15
2.3 Анализ внешней и внутренней среды экономического объекта с учетом его миссии и цели 19
2.4 Природа и состав функций менеджмента 25
2.5 Корректирование организационной структуры управления 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………30
ВВЕДЕНИЕ
Целью выполнения данной работы является закрепление знаний, которые были получены на практических и лекционных занятиях по дисциплине «исследование систем управления».
В
качестве примера рассмотрим СТО
«Дизель», которая является одной
из ведущих станций Новосибирска
по ремонту и техническому обслуживанию,
известная многим автовладельцам высоким
уровнем сервисного обслуживания и
профессионализмом своих
Данная организация находится в городе Новосибирске. Технологический процесс заключается в следующем: в отделе по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей, предоставляются такие услуги как монтаж, автомойка, и непосредственно сам ремонт.
В отделе по ремонту ведется осмотр неисправного автомобиля, дается бесплатная консультация, так же указывается, сколько времени займет ремонт, на какую сумму, и выдача гарантии (в зависимости от услуги). Так же предоставляются услуги и по замене масла. В отделе по монтажу шин автовладелец пользуется услугами регулировки давления в болонах, замены шин и дисков и т.д. На автомойке по желанию клиента сделают химическую чистку салона автомобиля; мойку корпуса, а так же мытье двигателя и др. механизмов.
В
отделе электронного оборудования предоставляется
выбор сигнализации или аудиотехники,
затем устанавливается с
Специалисты СТО «Дизель» обслуживают автомобили как импортного, так отечественного производства, а иногородние клиенты обслуживаются вне очереди.
В
работе рассмотрен системный подход к
управлению предприятием. После каждой
теоретической части следует практическая
часть, в которой излагаются практические
подходы к управлению рассматриваемого
предприятия.
Экономическая стабильность организации, её выживаемость и эффективность деятельности в условиях рыночных отношений неразрывно связаны с её непрерывным совершенствованием и развитием. При этом совершенствование организации должно осуществляться по принципу адаптации к внешней среде.
Сегодня достаточно ясно обозначились факторы, определяющие необходимость постоянных внутренних изменений для адаптации организации к внешней среде. Это:
Без учета этих факторов невозможно планировать стратегию развития. Поэтому успех любого предприятия или организации и возможность их выживания зависят от способности быстро адаптироваться к внешним изменениям.
Прежде чем перейти к анализу СТО «Дизель», как некой управляемой системе, имеющей внутреннюю структуру, существующую в независимой от собственников внешней среде, дадим некоторые основные понятия.
Организация – это открытая система взаимодействующих и управляемых частей (подразделений, людей и т.д.), работающая с определённой целью, смыслом, миссией и имеющая в своём распоряжении ресурсы:
Любая организация, вне зависимости от её назначения, может быть описана с помощью ряда параметров, среди которых главными являются: цели организации, её организационная структура, внешняя и внутренняя среда, совокупность ресурсов, нормативная и правовая основа, специфика процессов функционирования, система социальных и экономических отношений, организационная культура. Каждая организация имеет свою систему управления, которая также является предметом исследования.
Управление
– это процесс распределения
и движения указанных выше видов
ресурсов в организации с заранее
заданной целью по заранее разработанному
стратегическому плану с
Система
управления – это совокупность действий,
определяющих направление управленческой
деятельности. Структурно процесс управление
представлен на рисунке 1.1.
Система управления должна отвечать современным рыночным условиям:
Процесс
управления предусматривает согласованные
действия, которые обеспечивают осуществление
общей цели или набора целей, стоящих
перед организацией. Для координации
действий должен существовать специальный
орган, реализующий функцию
Часть деловой
организации, реализующая
Современный тип иерархической структуры управления имеет много разновидностей. Их можно условно разделить на два вида: бюрократической и органические типы структур управления. Приведем краткую характеристику основных организационных структур.
Организационная структура аппарата управления - форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций.
Схема
организационной структуры
Различают связи:
- линейные (административное подчинение),
-функциональные (по сфере деятельности без прямого административного подчинения),
- межфункциональные, или
В зависимости от характера связей выделяются несколько основных типов организационных структур управления:
- линейная;
- функциональная;
- линейно-функциональная;
- матричная;
- дивизиональная;
- множественная.
В линейной структуре управления каждый руководитель обеспечивает руководство нижестоящими подразделениями по всем видам деятельности. Достоинство - простота, экономичность, предельное единоначалие. Основной недостаток - высокие требования к квалификации руководителей. Сейчас практически не используется.
Функциональная
организационная структура
Д- директор; ФН - функциональные начальники; И - исполнители
Рисунок 1.1 Функциональная структура управления
На рисунке 1.1 административные связи функциональных начальников с исполнителями (И1 - И4) такие же, как и для исполнителя И5 (они не показаны в целях обеспечения ясности рисунка).
В этой структуре нарушен принцип единоначалия и затруднена кооперация. Практически она не используется.
Линейно-функциональная
структура - ступенчатая иерархическая.
При ней линейные руководители являются
единоначальниками, а им оказывают
помощь функциональные органы. Линейные
руководители низших ступеней административно
не подчинены функциональным руководителям
высших ступеней управления. Она применялась
наиболее широко (рисунок 1.2).
Д- директор; ФН - функциональный начальники; ФП - функциональные
подразделения;
ОП - подразделения основного
Рисунок 1.2 Линейно-функциональная структура управления
Иногда такую систему называют штабной, так как функциональные руководители соответствующего уровня составляют штаб линейного руководителя (на рисунке 1.2 функциональные начальники составляют штаб директора).
Дивизиональная (филиальная структура) изображена на рисунек 1.3 Дивизионы (филиалы) выделяются или по области деятельности или географически.