Исследование систем управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

Исследование систем управления – главный фактор научного подхода к совершенствованию управления. Современными приемами и методами исследования в определенной мере должен владеть каждый менеджер. А для этого необходимо изучать эти методы. Современная наука имеет обширный и богатый арсенал методов исследования. Но успех исследования в значительной мере зависит от того, каким образом, по каким критериям выбираются методы для проведения конкретного исследования и в какой комбинации эти методы используются. Классификация методов позволяет упорядочить представление об их составе, связях и особенностях.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические аспекты мозгового штурма
1.1 История происхождения мозгового штурма
1.2 Методология и принципы мозгового штурма
2. Исследование методом мозгового штурма
2.2 Этапы проведения мозгового штурма
2.3 Достоинства и недостатки мозгового штурма
3. Развитие мозгового штурма
3.1 Синектиктический штурм как наиболее совершенный вид мозговой атаки
3.2 Проблема применения метода мозгового штурма
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 224.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические  аспекты мозгового штурма

1.1 История происхождения мозгового штурма

1.2 Методология и принципы мозгового штурма

2. Исследование методом мозгового штурма

2.2 Этапы проведения  мозгового штурма

2.3 Достоинства  и недостатки мозгового штурма

3. Развитие  мозгового штурма

3.1 Синектиктический  штурм как наиболее совершенный  вид мозговой атаки

3.2 Проблема применения метода мозгового штурма

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Исследование систем управления – главный фактор научного подхода к совершенствованию управления. Современными приемами и методами исследования в определенной мере должен владеть каждый менеджер. А для этого необходимо изучать эти методы.      Современная наука имеет обширный и богатый арсенал методов исследования. Но успех исследования в значительной мере зависит от того, каким образом, по каким критериям выбираются методы для проведения конкретного исследования и в какой комбинации эти методы используются. Классификация методов позволяет упорядочить представление об их составе, связях и особенностях.       Методы исследования представляют собой способы, приемы проведения исследований. Их грамотное применение способствует получению достоверных и полных результатов исследования возникших в организации проблем. Выбор методов исследования, интеграция различных из них при проведении исследования определяется знаниями, опытом и интуицией специалистов, проводящих исследования.  Эффективность исследования систем управления во многом определяется выбранными и использованными методами исследования. В данной работе будет рассматриваться один из методов исследования систем управления – метод мозговой атаки (штурма).   «Мозговой штурм» (англ. brainstorming) — один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения. Широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач.      Актуальность рассматриваемого  вопроса объясняется тем, что мозговой штурм, как креативный метод решения задач, стимулирует активность и интуитивное  мышление людей в процессе поиска идей, предложений; способствует интегрированию накопленной информации и на этой основе значительно повышают эффективность принимаемых решений, что особенно важно в условиях жесткой конкуренции, когда необходимы инновационные стратегии, неординарные идеи и действия, новые способы поведения.            Объектом данной работы является мозговой штурм.   Предмет данной работы - это процесс  исследования при помощи метода мозгового штурма.         На сегодняшний день в России метод мозгового штурма применяется достаточно редко. Многие специалисты в области управления крайне мало знают о способах применения мозговой атаки и позитивных результатах, которые можно достичь благодаря применению метода мозгового штурма. Поэтому в данной работе была поставлена проблема использования метода мозгового штурма в России.          Целью курсовой работы является рассмотрение, как существующих видов мозгового штурма, так и  инноваций в этой области, то есть рассмотрение новых, более совершенных способов разработки коллективного решения при помощи метода мозговой атаки.   Цель позволила сформулировать задачи, которые решались в данной работе:

1) обзор истории происхождения метода мозгового штурма;

2) рассмотрение  методологии, принципов и этапов  проведения мозгового штурма

4) определение  достоинств и недостатков мозгового штурма;

5) Исследование методом мозгового штурма;

6) изучение «синектического  штурма», как наиболее совершенного вида мозговой атаки

7) определение  основной проблемы применения  мозгового штурма

 

 

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОЗГОВОГО ШТУРМА

    1. История происхождения метода мозгового штурма

Существует  предположение, что первыми мозговой штурм придумали древние викинги. Когда во времена плавания команда дракара попадала в трудную ситуацию, на палубе собирались все - от капитана до юнги. Все они поочередно предлагали свой способ решения проблемы, причем начинал юнга, а заканчивал капитан. Именно такой порядок исключал влияние авторитета старших на высказывания младших. Принятие решений оставалось прерогативой вождя...

Однако основателем  классического мозгового штурма стал американский ученый-исследователь  Алекс Осборн, один из пионеров креативного движения в конце 1930-х г. в США. В это время он был совладельцем крупной рекламной фирмы и начал практиковать среди своих сотрудников новый подход к поиску идей.

 Метод окончательно  оформился и стал известен  широкому кругу специалистов с выходом книги А. Осборна «Управляемое воображение: принципы и процедуры творческого мышления» в 1953 году. После чего началась популяризация мозгового штурма в Америке, а затем и в других странах.

Но существует красивая и поучительная легенда  о торпедной атаке, связанная с автором этого метода коллективного мышления. Эта легенда придает методу, наряду с красивым названием, еще некий героический шарм.

Во время  Второй мировой войны морской  офицер США Алекс Осборн был капитаном  торгового судна, которое совершало  рейсы между Америкой и Европой, переправляя из Америки военную технику и продукты питания. Однажды в Атлантическом океане судно оказалось без охраны, и была получена радиограмма о возможной атаке немецкой подводной лодки. Против вооруженной до зубов лодки судно было беззащитной мишенью для учебной стрельбы. По традициям времен великих географических открытий, Осборн собрал всю команду на палубе и объявил о том, что скоро они могут стать пищей для акул.

Один из членов экипажа предложил «гениальную» идею: когда экипаж увидит пенный след торпеды, мчащейся к борту судна, надо всем морякам встать у борта и дружно дунуть на торпеду, и она, как воздушный шарик, отвернет от судна. (Известно, что торпеда пробивает обшивку торговых судов и взрывается внутри судна.)

К счастью, рейс закончился благополучно, но бредовая идея лихого матроса оказалась плодотворной. Осборн запатентовал изобретение, состоящее в том, что в борт корабля монтируется небольшой дополнительный винт, который гонит вдоль борта струю воды. Тем самым заметно снижается уязвимость судна - торпеда может изменить курс и скользнуть вдоль борта          Таким образом, создавая свой метод, А.Осборн видел большую потребность в нововведениях, существующую во всех областях человеческой деятельности: в науке, технике, технологии, менеджменте, маркетинге, рекламе, деятельности, политике и воспитании.

 

1.2. Методология  и принципы мозгового штурма

Метод мозгового  штурма подразумевает получение  решения как продукта коллективного  творчества специалистов в ходе заседания,  проводимого по определенным правилам, и последующего развернутого анализа его результатов. Его сущность состоит в том, что при принятии коллективного решения решаются две основные задачи:

- Генерирование новых идей в отношении возможных вариантов развития процесса

- Анализ и оценка выдвинутых идей

Метод мозгового  штурма базируется на психологических  и педагогических закономерностях  коллективной деятельности. В традиционных условиях профессиональной деятельности, на деловых совещаниях творческая активность руководителей и специалистов зачастую сдерживается по тем или иным причинам, среди которых существенное место занимают разнообразные барьеры: психологические, коммуникативные, социальные, педагогические и т.д.

В условиях мозгового  штурма средством, позволяющим убрать так называемые барьеры, выступает дискуссия, которая помогает высвободить творческую энергию и, включив людей в интерактивную коммуникацию, приобщить их к активному поиску решений поставленной проблемы.

Мозговой штурм  является, по сути, наиболее свободной формой дискуссии. Главная функция этой технологии – обеспечение процесса генерирования идей, без их критического анализа и обсуждения участниками.

Успех проведения мозгового штурма зависит от соблюдения двух главных принципов. Один из них  лежит в области теории синергетики 1

Он заключается  в следующем: при совместном обсуждении появляются идеи более высокого качества, чем при индивидуальной работе тех  же людей. Это происходит за счет того, что идея, которая сама по себе может  быть отвергнута в силу недостаточной обоснованности или непрактичности, дорабатывается совместными усилиями, додумывается другими и тем самым улучшается, становится все более конструктивной и пригодной к осуществлению.

Второй принцип  состоит в том, что если участники  совещания находятся в состоянии генерирования людей, то процесс творческого мышления, господствующего в этот момент, нельзя тормозить преждевременной субъективной оценкой этих идей. В этом принципиальное отличие мозгового штурма от любой другой технологии.

Итак, рассмотрев главные принципы и методологию мозгового штурма, можно сделать вывод о том, что основой методологии является преодоление стереотипов мышления и коммуникативных барьеров, т.е. обеспечение процесса генерации идей, без их критического анализа и обсуждения; успех проведения мозгового штурма основывается на принципе синергии и запрета остановки генерации идей субъективной оценкой.

 

ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТОДОМ МОЗГОВОГО ШТУРМА

2.1. Этапы проведения мозгового штурма

Творческое  мышление, как правило, проходит три стадии:

  1. генерирование идей, их формулировка;
  2. оценка или анализ этих идей;
  3. использование идеи для решения конкретной проблемы или ситуации.

В мозговом штурме эти стадии разделены, и на первом этапе реализуется только первая функция, потому что если выдвигаемая идея сразу же столкнется с оценочным суждением в свой адрес, у участника совещания, автора идеи наступает так называемый «аналитический паралич», который приводит к резкому снижению потока предложений.

 

Итак, мозговой штурм состоит из следующих этапов:

  1. подготовительный
  2. генерирование идей
  3. заключительный – анализ и оценка идей

Подготовительный  этап

Первый этап состоит в подготовке и организации  процесса мозгового штурма. Для реализации технологии в процессе делового совещания  назначается ведущий, который отвечает за организацию и процедурную часть работы. Его функции:

- Формулировка цели и коррекция задачи;

- Подбор участников для последующих этапов работы;

- Решение организационных вопросов (подготовка помещения, техники, флип-чарта, доски или транспаранта, распределение ролей среди участников и т.п.)

Как правило, участники  мозгового штурма делятся на 2 группы: «генераторов» - людей с позитивной установкой к творчеству, обладающих яркой фантазией, способных быстро подхватывать чужие идеи и развивать их: «аналитиков» - людей, обладающих большими знаниями в исследуемом вопросе, т.е. специалистов способных критически оценить выдвинутые идеи. Эта группа оценивает разработанные идеи на основе разработанной ситуации. Однако в случае необходимости может быть создана и третья дополнительная группа – «генераторов контридей»

В начале нужен  небольшой разогрев минут на 15, чтобы  мыслительный процесс вошел в  нужный темп. Можно, к примеру, решить пробную задачу (придумать рекламу  для выдуманных проектов или посмотреть оригинальные видеоклипы)

Этап генерирования  идей

Оптимальный состав группы от 5 до 15 человек. Сам процесс  генерирования идей, поощряемый ведущим, проходит, как правило,  в течение 15-20 мин. Однако полная продолжительность  штурма, включающая процесс анализа и оценивания идей, составляет 1,5-2 часа.

Все идеи записываются или стенографируются. Участники  совещания могут выдать более  ста идей.

Весьма важной составляющей, способствующей успеху проведения мозгового штурма, являются особые условия его проведения, опирающиеся на следующие правила, присущие этой технологии:

- отсутствие всякой критики

- поощрение предполагаемых идей

- равноправие участников мозгового штурма

- свобода ассоциаций и творческого воображения

- творческая атмосфера на «игровой поляне» делового совещания

- Обязательная фиксация всех высказанных идей

- Время для инкубации (группе нужно дать время – час, день, неделю или месяц, чтобы обдумать идеи и затем рассмотреть альтернативные подходы или новые предложения к уже имеющемуся списку)

- Как уже было отмечено, руководитель штурма во время генерирования идей обеспечивает психологическую поддержку участников совещания и на протяжении всего штурма вводит «генераторов» в состояние максимальной творческой активности.

Заключительный  этап – подведение итогов мозгового штурма

Первая задача группы «аналитиков» - сделать глубинный  анализ проблемы. Затем проводится систематизация и классификация  идей по группам в соответствии с  признаками, по которым их можно  объединить.

Осуществляется деструктирование идей, то есть оценка идей на реализуемость.

Затем из общего количества наработанных идей отбирают наиболее оригинальные и рациональные, а потом  выбирается оптимальная идея с учетом специфики творческой задачи, диагностики  ситуации и анализа проблемы, прогнозирования возможных трудностей.

Составляется окончательный  список практически используемых идей.

Итак, рассмотрев более подробно весь процесс принятия решения при помощи метода мозгового  штурма можно сделать вывод, что  все мероприятие делится на несколько этапов (см. Приложение 1), каждый из которых играет немаловажную роль  в его проведении и решении поставленной задачи.

Информация о работе Исследование систем управления