Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:48, курсовая работа
Исследование систем управления – главный фактор научного подхода к совершенствованию управления. Современными приемами и методами исследования в определенной мере должен владеть каждый менеджер. А для этого необходимо изучать эти методы. Современная наука имеет обширный и богатый арсенал методов исследования. Но успех исследования в значительной мере зависит от того, каким образом, по каким критериям выбираются методы для проведения конкретного исследования и в какой комбинации эти методы используются. Классификация методов позволяет упорядочить представление об их составе, связях и особенностях.
ВВЕДЕНИЕ
1. Теоретические аспекты мозгового штурма
1.1 История происхождения мозгового штурма
1.2 Методология и принципы мозгового штурма
2. Исследование методом мозгового штурма
2.2 Этапы проведения мозгового штурма
2.3 Достоинства и недостатки мозгового штурма
3. Развитие мозгового штурма
3.1 Синектиктический штурм как наиболее совершенный вид мозговой атаки
3.2 Проблема применения метода мозгового штурма
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
2.2 Достоинства и недостатки мозгового штурма
Мозговому штурму также как и многим другим коллективным методам принятия решений свойственны определенные достоинства и недостатки.
Одно из наиболее важных преимуществ мозгового штурма заключается в том, что во время мозгового штурма поощряется творческое мышление, причем генерирование идей происходит в условиях комфортной творческой атмосферы.
Идет активизация всех участников процесса. Они глубоко вовлечены в ход генерирования идей и их обсуждение, более гибко осваивают новые идеи, чувствуют себя равноправными.
Лень, рутинное мышление, рационализм, отсутствие эмоционального «огонька» в условиях применения этой технологии снимаются практически автоматически. Раскованность активизирует интуицию и воображение.
Происходит выход за пределы стандартного мышления. Интерактивное взаимодействие порождает синергический эффект. Чужие идеи дорабатываются, развиваются и дополняются, уменьшается шанс упустить конструктивную идею.
Привлекается большое количество идей, предложений, что позволяет избежать стереотипа мышления и отобрать продуктивную идею.
Мозговой штурм – это простой метод, который легко понять и легко применять на деловом совещании. Для его проведения не требуется сложное оборудование, техника, много времени и специально организованная пространственная среда.
Необходимо выделить также недостатки мозгового штурма, что поможет избежать появления проблем при решении задач методом мозгового штурма.
В связи
с тем, при мозговой атаке
поощряется генерирование
Из-за высокой
степени вовлеченности
При слабой обученности персонала сотрудничеству и командной работе, участники совещания могут быть не удовлетворены эффективностью своей деятельности. Кроме того, многие участники могут настаивать на своем авторстве обсуждаемых идей и предпочитают быть лидерами творческого процесса за счет тех, кто менее развит и подготовлен.
Недостаточно развитая способность осуществлять дистилляцию2 вызывает трудности по выбору из большого числа наработанных идей только тех, которые будут реально способствовать решению проблемы или задачи и, следовательно, их можно перевести в конкретные действия.
ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ МОЗГОВОГО ШТУРМА
Синектика3, «синектический штурм» - наиболее сильная из созданных рубежом методик психологической активизации творчества – является дальнейшим развитием мозгового штурма. Она предложена американским изобретателем методологии творчества У.Дж.Гордоном.
Идея синектики состоит в объединении отдельных «творцов» в единую группу для совместной постановки и решения конкретных творческих задач, а само понятие «синектика» включает в себя целый комплекс инструментов и методов.
Метод основан на использовании бессознательных механизмов, проявляющихся в мышлении человека в момент творческой активности. В ситуации когда люди объединены в группу, от них требуется высказывать свои мысли и чувства по поводу поставленной творческой задачи. Нерациональная форма обсуждения является причиной проявления в памяти метафор, образов, символов.
Особенностью синектики, отличающей ее от обычного метода мозгового штурма, является организация влияния группы на творческую активность индивидов. При этом внимание уделяется попыткам превзойти самого себя, отказу от стандартных подходов. Творческое соревнование имеет в группе участников в синектике большое значение, каждый стремится «взять на себя» наибольшую часть выдвигаемых творческих решений.
Важным критерием для отбора членов группы является эмоциональный тип. Он влияет на то как человек подходит к поставленной задаче. Здесь обнаруживается еще одна существенная линия отличий синектики от мозгового штурма. Подбор группы генераторов мозгового штурма состоит в выявлении активных творцов, обладающих различными знаниями. Их эмоциональные типы особо не учитываются. В синектике же совсем наоборот. Скорее будут выбраны два человека с одним и тем же багажом знаний и опыта, если при этом они совершенно различны в эмоциональной сфере.
Синектика определяет творческий процесс как умственную активность в ситуации постановки и решении творческой задачи, где результатом является творческое или художественное решение. Обобщенно синектика включает в себя два базовых процесса:
- Превращение незнакомого в знакомое
- Превращение знакомого в не знакомое
Превратить знакомое в незнакомое – означает перевернуть, переменить повседневный, рутинный, общепринятый взгляд и реакцию на вещи. Синектика полагает, что рассмотрение известного как неизвестного – основа творчества.
Цель синектики – направить спонтанную деятельность головного мозга и нервной системы участников совещания на исследование и преобразование проектной проблемы.
Организация проведения сессии синектики (синектического заседания) заимствована из мозгового штурма, однако все же отличается от него использованием некоторых приемов психологической настройки в том числе очень активным применением аналогий.
При разработке идеи или концепции человеческий мозг осуществляет некую деятельность, представляющую собой систему различных действий. Это сбор и переработка информации, ее осмысление, генерирование идей, прогнозирование, принятие решений, их реализация, контроль. Импульс начала творческого процесса возможен ситуации выбора.
Чтобы идея появилась нужен инсайт4 или использование специальных эвристических технологий генерирования идей, к каким относится синектика. Особенно часто феномен «инсайта» проявляется в работе хорошо тренированной, подготовленной группы, когда она действует слаженно, фиксируясь на более ли менее нерациональной основе своих рассуждений по проблеме, некоторое время избегая попыток формулировать окончательно завершенные идеи и мысли.
Применение
аналогий в творческом процессе является
промежуточным звеном между интуитивными
и логическими процедурами
В синектике
реализуется последовательно
- Разбор проблемы;
- Обсуждение вопроса (насколько проблема понята участниками);
- Определение главных трудностей и противоречий, препятствующих решению проблемы;
- Постановка наводящих вопросов;
- Поиск аналогий, позволяющих выразить заданную проблему в терминах, хорошо знакомых членам группы по опыту их работы;
- Превращение обычного в привычное;
- Развитие и формулировка перспективной идеи и ее упаковка в термины реальных действий.
Выдвижение
идей и их последующий отбор во
многом зависит от руководителя совещания,
его профессионального и
Процесс организации творческой работы в синектике включает следующие основные моменты:
В реальной практике проведения синектического штурма на совещании участники, как правило, стремятся немедленно, без соблюдения всех перечисленных синектических процедур найти решение проблемы. (см. приложение 2)
Таким образом, проведение делового совещания с использованием синектического мозгового штурма, т.е. внедрение генерирования и анализа идей в процесс мыслидеятельности участников – процесс достаточно сложный, зависящий не только от организаторских умений, опыта и статуса ведущего деловое совещание, но и от его специальной компетентности: коммуникативной и интерактивной.
3.2. Проблема применения метода мозгового штурма
Исследование вопросов творчества, инноваций и изменений, проводимые в США, Великобритании и Европе, постоянно говорят, что 80% организаций считают инновации жизненно важными для бизнеса, но только примерно 4% считают, что они знают как это делать.
Многие современные руководители, несомненно, читали про мозговые штурмы или синектику, некоторые даже изучали эти технологии на курсах и семинара, однако практика свидетельствует, что большинство из них, проводя деловые совещание или другие формы делового взаимодействия, практически не используют эти технологии.
Задача руководителя-лидера как раз состоит в том, чтобы управлять не только персоналом, но и оперативным миром, на котором держится бизнес и предпринимательство, осуществлять инвестиции в персонал, позволяя людям раскрывать свои способности так, чтобы они могли работать творчески, развивая, совершенствуя методы и технологии, предотвращая, таким образом, сопротивление переменам и инновациям.
В целях достижения наилучшего результата специалистам по управлению человеческими ресурсами следует применять такие методы коллективного принятия решений как мозговой штурм, синектика. Для этого необходимо в процессе обучения специалистов широко использовать различные тренинги, деловые игры, мозговые штурмы. Однако из рассказов слушателей обучающихся менеджменту, маркетингу и коммуникациям, можно заметить, что такой опыт отсутствует даже в тех случаях, когда специалистов посылают на учебу или на курсы в другие города. Зачастую у прошедшего обучение по возвращении на работу не требуют не только изменений в деятельности, но порой даже не просят отчета. Такой подход к обучению, переподготовке и повышению квалификации негативно влияет на процесс управления персоналом и на организацию в целом.
Успешный креативный тренинг, семинар опираются на механизм изменения картины мира у каждого человека, а импровизационные, творческие технологии и техники обладают способностью трансформировать стойкие убеждения, навязчивые мысли и стили поведения спонтанность, гибкость и оригинальность.
Руководителю,
использующему креативные техники
для коллективного принятия решений,
можно обучаться этому и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Метод мозгового штурма является эффективным способом решения множества задач. Технологии мозгового штурма имеют большую значимость, т.к. полезны не только для коллективного решения проблем на деловом совещании, развития творческого потенциала его участников, повышения стоимости ресурсов компании, но также для развития смысловой, коммуникативной и эмоциональной компетентности руководителей и специалистов, формируют у них эффективные навыки говорения и слушания. В данной работе были рассмотрены как существующие виды мозгового штурма, так и инновации в этой области; методология, принципы и этапы проведения мозгового штурма; основные виды технологий мозгового штурма и его модификации. Также была поставлена основная проблема применения метода мозгового штурма. Она заключается в том, что на сегодняшний день в России метод мозгового штурма применяется достаточно редко. Многие специалисты в области управления крайне мало знают о способах применения мозговой атаки и позитивных результатах, которые можно достичь благодаря применению метода мозгового штурма. Преуспевающие организации – это те, которые способны мобильно реагировать на ситуации, складывающиеся во внешней среде, и оставаться конкурентоспособными.
Таким образом, технологии мозгового штурма имеют большую значимость, т.к. полезны не только для коллективного решения проблем на деловом совещании, развития творческого потенциала его участников, повышения стоимости ресурсов компании, но также для развития смысловой, коммуникативной и эмоциональной компетентности руководителей и специалистов, формируют у них эффективные навыки говорения и слушания. В данной работе были рассмотрены как существующие виды мозгового штурма, так и инновации в этой области; методология, принципы и этапы проведения мозгового штурма; основные виды технологий мозгового штурма и его модификации. Также была поставлена основная проблема применения метода мозгового штурма. Она заключается в том, что на сегодняшний день в России метод мозгового штурма применяется достаточно редко. Многие специалисты в области управления крайне мало знают о способах применения мозговой атаки и позитивных результатах, которые можно достичь благодаря применению метода мозгового штурма.