Исследование систем управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 11:00, доклад

Краткое описание

ИСУ - дисциплина, которая изучает или рассматривает процессы управления(организационное воздействие на людей и на системы) она занимается процессом определения орг. структуры систем, параметров систем, закономерностей функционирования и развития с целью ее совершенствования.
ИСУ - вид деятельности направленный на развитие и совершенствование систем управления в соответствии с постоянно изменяющимися условиями.

Файлы: 1 файл

ISU.doc

— 730.00 Кб (Скачать)

О ПРЕДМЕТЕ.

ИСУ - дисциплина, которая изучает или рассматривает процессы управления(организационное воздействие на людей и на системы) она занимается процессом определения орг. структуры систем, параметров систем, закономерностей функционирования и развития с целью ее совершенствования.

ИСУ - вид деятельности направленный на развитие и совершенствование систем управления в соответствии с постоянно изменяющимися условиями.

ИСУ связано с рядом смежных дисциплин:

  1. Кибернетика
  2. Маркетинг
  3. Менеджмент
  4. Теория систем и системный анализ
  5. Исследования операций и построение математических моделей

Причины изучении ИСУ:

  1. Кризис управляемости, с середины 20 века; наблюдается падение эффективности бизнеса, необходимость оценки деятельности менеджера с целью диагностики его эффективности.
  2. Опережающие темпы роста ОС.
  3. Снижение отдачи инвестиций в области развития ведения управленческих нововведений.
  4. Неоправданно большие инвестиции в области системы управления.

 Объектом ИСУ являются: организационно- экономические системы разной сложности с разными способами функционирования.

Предметом ИСУ являются: объективные закономерности, конкретные проблемы, определенные стороны деятельности организации, разрешение которых требует проведение исследований с целью совершенствования управляющей системы.

 

Можно выделить следующие задачи ИСУ:

  1. Сбор и обработка информации о системе управления.
  2. Оценка и анализ состояния, поведения, параметров систем управления.
  3. Характеристика организационной структуры СУ.
  4. Анализ функционирования и развития подсистем СУ.
  5. Характеристика экономических и социальных последствий развития систем управления (СУ)

2 вопрос: ПОНЯТИЕ  СИСТЕМЫ.  (на практику готовить )

СИСТЕМА- совокупность элементов находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность и единство.

Определений много, можно выделить следующую классификацию в определениях:

1 группа определений: понимает  систему, как любую совокупность  переменных, свойств или сущностей.

2 группа : понимает систему, как некий объект для которого  присуще целенаправленная активность

3 группа: понимает систему, как множество элементов связанных  между собой.

4 группа: понимает систему, как комплекс элементов находящихся  во взаимодействии

5 группа: указывает признаки, которыми должна обладать система.

В конструктивном плане любая система м/б представлена в виде:

ВХОД-àПРОЦЕССОР---àВЫХОД

ВХОД позволяет веществу, энергии, информации поступать в систему осуществляя воздействие внешней среды  на систему.

ВЫХОД позволяет веществу, энергии, информации выходить из системы в ОС

ПРОЦЕССОР- механизм, который позволяет входу переходить в выход

        Свойства и признаки системы:

Всякую систему характеризуют ее свойства(это стороны объекта, которые обуславливают сходства и различия с другими объектами).

Свойства можно подразделить на внешние и внутренние, простые и сложные…

Основные свойства системы:

  1. Наличие в системе совокупности элементов
  2. Наличие интегративных свойств(наличие у системы свойств, которые отсутствуют у элементов и наоборот)
  3. Наличие существенных связей (они определяют интегративные свойства системы по значимости превосходят все другие связи)
  4. Наличие организации
  5. Наличие целостности и обособленности (если изменения в одних частях системы вызывают изменения в других частях, то система ЦЕЛОСТНА. Если нет, то ОБОСОБЛЕНА)
  6. Наличие коммуникативности
  7. Наличие иерархичности (- это наличие отношений, подчиненность)
  8. Наличие подвижности системы (изменение функционирования системы под влиянием внешней среды)
  9. Наличие адаптивности (приспособление, способность к изменению)
  10. Наличие системной инерции (система может характеризоваться временем, которое необходимо, что бы перевести ее из одного состояния в другое)
  11. Наличие эмерджентности (суть: свойства системы не сводятся к сумме свойств элементов составляющих ее)

 

 

Классификация систем:

КЛАССИФИКАЦИЯ- распределение некоторой совокупности объектов на классы по наиболее существенным признакам, эти признаки называются основанием классификации.

Требования к классификации:

  1. К одной и той же классификации применяется одно основание.
  2. Объем элементов совокупности должен быть равен объему элементов в выделенных классах.
  3. Классы д/б не пересекающимися.
  4. Подразделение на классы д/б непрерывным (в качестве следующего класса выбирается ближайший по иерархии класс).

Классификация систем:

  1. По степени сложности:

С. Бир выделяет: простые, сложные и очень сложные системы

Г.Н. Поваров в зависимости от числа элементов входящих в систему делит их на: малые(10-103), сложные (103-107), ультрасложные (107-1030 социальные организации, люди), суперсистемы (1030-10200 вселенная)

Сложная система характеризуется разной структурой и разнообразием связей

Свойства сложной системы:

  1. Неоднородность
  2. Эмерджентность
  3. Иерархия
  4. Агрегирование (объединение некоторых параметров системы в параметры более высокого уровня)
  5. Многофункциональность
  6. Гибкость (способность менять цели под влиянием среды)
  7. Адаптация
  8. Живучесть (способность менять цели при отказе или повреждении элементов)
  9. Надежность
  10. Безопасность
  11. Стойкость (способность выполнять свои функции при выходе )
  12. Уязвимость (способность получать повреждения от внешних и внутренних факторов)

 

  1. По взаимодействию со средой и другими системами:

- открытые (находятся в  постоянном взаимодействии со  средой и другими системами, происходит  обмен веществом, энергией, информацией  и происходит приспособление)

- закрытые (ее состояние  независимо от среды)

  1. По однородности или разнообразию структурных элементов:

- гомогенные (однородные)- элементы  обладают свойством взаимозаменяемости.

-гетерогенные (разнородные)- нет свойства взаимозаменяемости.

- смешенного типа

  1. По степени определенности функционирования:

- детерминированные (поведение  систем в любой момент времени  предсказуемо)

- вероятностные (стохастические  или случайные)- нельзя точно определить  поведение системы.

Можно выделить: омниказуальные- это поведение предсказуемо. И партиказуальные- поведение плохо предсказуемо.

  1. По управлению:

- простые в управлении

- сложные в управлении

- сверхсложные

  1. По стабильности цели:

- системы в которых  цели не меняются

- системы в которых  цели меняются

  1. По целенаправленности:

- целенаправленные(наличие  определенных четких целей)

-целеориентированные( более  сложные системы, их поведение  основано на общих ценностях, нет общей четкой цели)

 

  1. Способность к реакции на среду:

-рефлексивные(реагируют  на изменения известным образом)

-нерефлексивные (реакция  многозначна)

  1. По виду научного направления:

-физические

- социально- экономические

  1. По происхождению:

- естественные (природные)

- искусственные

  1. По природе элементов:

- реальные

-абстрактные

  1. По длительности существования

- постоянные

-временные

  1. По степени участия в реализации управляющих воздействий людей

- технические (человек не  нужен)

- человеко- машинные

- организованные, где человеческое  участие доминирует

Основные понятия связанные с понятием система:

СРЕДА-то, что окружает элементы системы вне ее.

СРЕДА- множество предметов вне системы, изменение которых влияют на систему. Среда сама является системой. Среда д/б адекватна основным свойствам системы(должна быть организованна и упорядоченная). Существую неорганизованные и неупорядоченные среды, которые не подготовлены для функционирования в них систем.

ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ- отдельный объект системы, обладающий рядом свойств. Элементы системы д/б связанны для достижения глобальной цели.

Система м/б разделена на элементы не сразу, а путем выделения подсистем. ПОДСИСТЕМА сама является системой- это часть системы.

Сфера сервиса и сервис, как система:

СЕРВИС- система, состоящая из 2 подсистем: сервисные услуги и сервисное обслуживание.

СЕРВИСНАЯ УСЛУГА - качественная деятельность, по оказанию услуги приводящая к конкретному результату, который удовлетворяет основные потребности населения.

СЕРВИСНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ - качественное обслуживание клиентов.

Как система сервис ориентирован на:

  1. Развитие интеллектуального и духовного развития человека
  2. Сохранение работоспособности и продление жизни
  3. Ориентирован на услуги связанные с коммуникациями и перемещением людей
  4. На результаты производственной и непроизводственной деятельности и на удовлетворение потребностей

    3 вопрос:  ПОНЯТИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Одним из видов научных исследований- процесс получения новых научных знаний.

Научные исследования характеризуются полнотой, достоверностью, объективностью, воспроизводимостью, доказательностью, точностью.

Для проведения научного исследования необходимо использовать МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - способы получения информации о характеристиках, свойствах о их изменениях при изменении ос. При проведении используется методика исследования.

МЕТОДИКА- совокупность алгоритмов, правил, приемов необходимых для получения информации об объекте.

Так же используется исследовательский прием.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРИЕМ- физические, математические и иные действия по определению параметров объектов.

В научном исследовании выделяют 2 уровня:

  1. Теоретический метод
  2. Имперический метод

Основными элементами НИ являются:

  1. Обнаружение проблем
  2. Формулирование целей и задачей исследования
  3. Декомпозиция задачей исследования(расчленение задач)
  4. Анализ имеющейся информации, изучение методов решения задач данного типа и анализ информации.
  5. Формулирование исходных гипотез
  6. Планирование и подготовка наблюдений и экспериментов
  7. Анализ и обобщение данных наблюдения.
  8. Проверка исходных гипотез на основе полученных данных
  9. Уточнение и корректировка гипотезы в соответствии с полученными данными
  10. Прогнозирование полученных результатов
  11. Определение направлений дальнейших исследований

НИ эффективно если его цели достигнуты в определенные временные рамки и при заданных ограничениях на используемые ресурсы.

Роль исследования в развитии СУ состоит в получении новых знаний на основании которых вырабатываются улучшающие систему управляющие воздействия.

Приемы научного исследования:

Наиболее распространены такие приемы исследования, как:

  1. Анализ
  2. Синтез

АНАЛИЗ- разложение исследуемого объекта на более простые части с целью последующего их самостоятельного изучения.

СИНТЕЗ- объединение ранее выделенных частей при анализе в единое целое.

К общенаучным приемам исследования так же относят:

  1. АБСТРАГИРОВАНИЕ- процесс, при котором вычленяются отдельные интересующие исследователя свойства и признаки. Одновременно осуществляется отвлечение от несущественных признаков и свойств объекта.
  2. ИДЕАЛИЗАЦИЯ-отвлечение от всех реальных сторон и свойств объекта, получение идеального объекта, не существующего в природе.
  3. ИНДУКЦИЯ- переход от частного к общему
  4. ДЕДУКЦИЯ- от общего к частному
  5. АНАЛОГИЯ- прием который на основе сходства объекта по некоторым признакам выдвигает предположения об их сходстве и по другим признакам.

Гипотеза и ее роль в НИ:

ГИПОТЕЗА- утверждение с некоторым предположительным ответом на поставленный вопрос.

Термин гипотеза имеет 2 значения:

  1. Как форма существования знании, которая характеризуется проблематичностью или недостоверностью;
  2. Гипотеза- метод формирования знания;

Черты гипотезы:

  1. Гипотеза необходима для любого познавательного или исследовательского процесса.
  2. Представляет собой вероятные знания, которые требуют проверки.
  3. Является познавательным средством при помощи, которого получается новое знание.

Возможная классификация гипотез:

  1. С т/з познавательных функций:

- описательная гипотеза 

- объяснительная

  1. С т/з объекта исследования:

- общая гипотеза

- частная гипотеза

- единичная гипотеза

Этапы осуществления гипотез:

  1. Выдвижение
  2. Развитие (объяснение фактов относящихся к данной гипотезе)
  3. Проверка (доказательство или опровержение)

 

4 вопрос: ПОНЯТИЕ  УПРАВЛЕНИЯ.

Существует много определений управления, в частности если рассматривать управление с т/З науки, то под УПРАВЛЕНИЕМ можно понимать систему упорядоченных знаний в виде концепций, теорий, принципов, форм и способов управления.

Если рассматривать УПРАВЛЕНИЕ, КАК ФУНКЦИЮ, то понимается целенаправленное информационное воздействие на людей   и экономические объекты осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемый результат.

Информация о работе Исследование систем управления