Исследование систем управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 11:00, доклад

Краткое описание

ИСУ - дисциплина, которая изучает или рассматривает процессы управления(организационное воздействие на людей и на системы) она занимается процессом определения орг. структуры систем, параметров систем, закономерностей функционирования и развития с целью ее совершенствования.
ИСУ - вид деятельности направленный на развитие и совершенствование систем управления в соответствии с постоянно изменяющимися условиями.

Файлы: 1 файл

ISU.doc

— 730.00 Кб (Скачать)

Если УПРАВЛЕНИЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ, КАК ПРОЦЕСС, то управление совокупность управленческих действий, которые обеспечивают достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов на входе в продукцию на выходе.

Если рассматривать УПРАВЛЕНИЕ, КАК АППАРАТ, то управление это совокупность структур и людей обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов систем для достижения их целей.

В зависимости от природы  «люди», «техника», выделяют 3 типа систем управления:

  1. Организационные (социальные) СУ
  2. Технические СУ
  3. Организационно- технические СУ

Рассмотрим структурную схему системы управления:

N1                    N


 

S2       Х         S1



Y1                  Y

S1- объект управления

S2- управляемая система

N1- информация состояния внешней среды, которое имеется в S2

N- информация состояния внешней среды

Х- командная информация

Y- о состоянии объекта управления

Y1- о состоянии объекта управления, которое имеется в S2

В теории управления существуют проблемы:

Повышение эффективности управленческих воздействий:

  1. Отсутствие инструментария
  2. Отсутствие полной и достоверной информации
  3. Отсутствие встроенной системы обработки информации

Аксиомы теории управления: (не требует доказательств)

  1. Наличие наблюдаемости объекта управления- задача наблюдения реализуется с помощью функции контроля.
  2. Наличие управляемости- способности управляемой системы переходить из одного состояния в другое под воздействием управляющей системы.
  3. Наличие цели управления- набор количественных и качественных характеристик, которые определяют бедующее желательное состояние системы.
  4. Свобода выбора- возможность выбирать управляющие решения из их определенного набора. Чем меньше это множество управленческих решений, то менее эффективно управление.
  5. Наличие критериев эффективности
  6. Наличие ресурсов- ( людских, материальных, финансовых ресурсов). Без ресурсов нет управления.

Принципы управления:

  1. Принцип «плавность»- систему из одного состояния в другое, под воздействием человека нужно переводить плавно.
  2. Принцип «объективности»- нужно осуществлять анализ состояния объектов, среды ….
  3. Принцип «дифференциации»- разделение полномочий функций управляющей системы.
  4. Принцип «научности»- применение научных методов для анализа состояния системы, обработки информации…
  5. Принцип «рациональности»- цель управления должна достигаться при минимизации финансовых, временных затрат.
  6. Принцип «ответственности»- объекты управляющей системы должны быть ответственны за свои действия.
  7. Принцип «необходимости разнообразия Эшби»- из аксиом управления следует, что управление заключается в ограничении  разнообразия состояний управляемого объекта.

Введем понятие ЭНТРОПИИ- является мерой первоначальной неопределенности состояния объекта управления; мера неопределенности какого-либо опыта, который может иметь разные исходы; мера хаотичности.

С повышением эффективности управления энтропия уменьшается.

Виды управления:

  1. Отсутствие управления- энтропия достигает максимального значения.
  2. Идеальное управление- энтропия = 0
  3. Реальное управление- энтропия принадлежит от 0 до максимума

Рассмотрим следующую формулу: H(y)= H(y max)- H (x)+ H (x)+ H (y/x)

H(x)-энтропия управляющей системы

H(y/x)- энтропия управляющей системы после получения информации о состоянии управляемой системы.

H(y)- энтропия управляемой системы

Из формулы следует, что для уменьшения H(y) нужно:

  1. Уменьшить H(y max)
  2. Увеличить H (x), т/е разнообразие управляющих воздействий со стороны управляемой системы
  3. Уменьшить H (y/x), более четко отслеживать управляющие воздействия после получения информации.

Формулируем принцип Эшби: «разнообразие управляющей системы д/б не меньше разнообразия объекта управления», т/е нужно стремиться к тому, чтобы на каждое возможное состояние управляемого объекта нашлось бы управляющее воздействие.

Из этого принципа следует, что с увеличением сложности управляемого объекта сложность управляющей системы должна увеличиваться.

Функции управления:

  1. Информационное обеспечение и информационно- аналитическая работа (сбор данных, предоставление информации)
  2. Прогнозирование- осуществляется прогноз изменений в зависимости от полученной информации
  3. Планирование
  4. Выработка, обоснование, принятие решений и организации их исполнений
  5. Контроль и учет
  6. Анализ

Ситуационное управление:

СИТУАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ- оперативное управление осуществляемое в дополнении к стратегическому. Состоит в принятии УР по мере возникновения проблем в данной ситуации.

Ситуационный подход управления основан на том, что пригодность и эффективность различных методов управления зависит от  конкретной ситуации.

Ситуационный подход формируется на основе системного подхода.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД- единство системного анализа и синтеза применяющегося для достижения поставленных целей в конкретных условиях. Он позволяет :

  1. Раскрывать внутреннюю структуру объекта
  2. Исследовать типы связей
  3. Осуществлять теоретические и практические действия над объектом
  4. Вырабатывать правильный способ мышления в процессе управления

При системном подходе УР принимаются в пользу системы, не обращайте внимание на определенные ситуации. А при ситуационном подходе происходит совмещение интересов системы и управления по ситуации.

Процесс управления включает в себя этапы:

  1. Целепологание
  2. Оценка ситуации
  3. Определение проблемы
  4. Принятие решение по устранению проблемы

По характеру взаимодействия этих этапов можно выделить несколько типов управления:

  1. Линейный тип управления- целиè ситуацияè   проблемы èрешения
  2. Корректирующий тип управления- вносим корректиры в предыдущие этапы управления
  3. Разветвленный тип- нет возможности выделить главную проблемы и принять единое решение.
  4. Ситуационный тип управления- на первом плане анализ ситуации.
  5. Поисковый тип управления- непрерывная корректировка и уточнение ситуации.

 

Понятие УР и их классификация:

УР - основной инструмент воздействия на управляемую систему в процессе управления.

Принципы функционирования УР:

  1. Организационный - организация системы учета, контроля
  2. Технологический- разработка и внедрение УР с помощью технологических средств
  3. Правовой- точное соблюдение обязательств, инструкций, актов

Признаки УР:

  1. Управляющая система принимает решение не из собственных потребностей.
  2. Для принятия УР необходима компетентность и профессионализм.
  3. Последствия реализации УР оказывают влияние не только на элементы управляемой системы, но и на среду.

Функции УР:

  1. Направляющая (решение принимается исходя из долговременной стратегии развития организации)
  2. Организующая (отвечает за согласованность действий направляющей системы)
  3. Мотивирующая (учет интересов отдельных элементов управляющей системы и нацеливание интересов на интересы всех элементов системы)

Классификация УР:

  1. По значимости цели:

-  плановые (стратегические)

- оперативные (ситуационные- связаны с решением текущих задач)

- организационные (связанны  с организацией управления)

  1. В зависимости от ситуации:

- запрограммированные (ситуации  регулярно повторяются и под  них принимаются решения)

-незапрограммированные (принимаются  решения в новых ситуациях)

  1. В зависимости от обоснования выбора:

-интуитивные (эффективность  не велика)

- решения основанные на  суждении (в их основе знание  и опыт)

- рациональные (научные- у  них эффективность самая высокая)

  1. По функциональной направленности:

- планирующие

- организующие

- координирующие

- контролирующие

  1. В зависимости от условий:

- решения, принятые в условиях  риска

- решения, принятые в условиях  полной информации

-решения, принятые в условиях  неполной информации

Основные формы  реализации УР:

  1. ПРЕДПИСАНИЕ- официальное извещение должностному лицу об обязательном выполнении определенного решения в установленный срок.
  2. ДЕЛОВАЯ БЕСЕДА- специально организованная встреча с подчиненными для обмена мнениями по заранее известной теме, актуальной для организации.
  3. УБЕЖДЕНИЕ- деловая беседа, проводимая руководителем, с целью добиться у подчиненных требуемых взглядов по содержанию УР для его выполнения.
  4. РАЗЪЯСНЕНИЕ- деловая беседа, проводимая руководителем, с целью объяснить сделать более понятным суть и содержание УР.
  5. ПРИНУЖДЕНИЕ- деловая беседа, проводимая руководителем, с целью осознанно заставить работника выполнить решение путем угроз или повышенного вознаграждения.
  6. НАСТАВЛЕНИЕ- деловая беседа, проводимая руководителем, с целью научить, передать опыт.
  7. ОБУЧЕНИЕ- деловая беседа, проводимая руководителем, с целью дать новые знания или информацию.
  8. СООБЩЕНИЕ- деловая беседа, проводимая руководителем, с целью передачи дополнительной информации, необходимой для выполнения решения.
  9. СОВЕТ- деловая беседа, проводимая руководителем, с целью поделиться собственными взглядами на выполнение решений.
  10. ТРЕНИНГ- специально организованная деятельность по разработке и реализации решений, в ходе которой закрепляются навыки разработки решений.
  11. СОВЕЩАНИЕ- коллективная деловая беседа, проводимая руководителем, с целью оперативного доведения до подчиненных конкретных задач.
  12. ЗАСЕДАНИЕ- узкопрофессиональное совещание для решения организационных задач.
  13. ОТЧЕТ- сообщение специалиста о результатах проделанной работы по выполнению решений.
  14. ДЕЛОВОЕ СЛОВО- твердое решение руководителя, данное подчиненным в устной форме.

Типовые организационные структуры организации:

СТРУКТУРА- совокупность элементов системы и взаимосвязей между ними.

СТРУКТУРА- форма предоставление объекта в виде составных частей.

СТРУКТУРА- то, что остается неизменным в системе при изменении ее состояния.

СТРУКТУРНОСТЬ- упорядоченность, организованность.

Выделяют материальную и формальную структуру.

МАТЕРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА- подразумевает выделение конкретных типов элементов системы и взаимосвязи.

ФОРМАЛЬНАЯ СТРУКТУРА- подразумевает выделение функциональности элементов необходимых для достижения цели.

Между функцией и структурой существует взаимосвязь: изменение функций приводит к изменению структурыè сначала надо определять функции системы, а затем устанавливать ее структуры. Необходимо учитывать, что одна и та же функция может реализовываться в разных структурах è существует проблема выбора структур.

Структура отражает наиболее существенные взаимосвязи между элементами.

Свойства структуры обладают независимостью от элементов и могут переноситься на другие системы.

 Выделяют:

  1. хорошо структурированные системы (количественно сформулированные)
  2. слабоструктурированные (наличие и количественных и качественных показателей)
  3. несконструированные (качественно выраженные системы)

выделим типовые структуры использующиеся при описании организационно- экономических и производственных объектов:

  1. Линейная структура (последовательная)- каждый элемент связан с 2 соседними. При выходе из строя хотя бы одного элемента структура разрушается. (последовательное соединение проводников)


 

  1. Кольцевая структура- отличается замкнутостью, любые 2 элемента обладают 2 направлениями связи- это повышает объем обмена информации.

 

  1. Сотовая структура- наличие резервных связей, что повышает живучесть системы, но приводит к повышенной стоимости.

  1. Многосвязная- структура полного графа (совокупность точек и линий, которые их соединяют). За счет наличия кратчайших путей надежность ее функционирования максимальная, высока эффективность, живучесть, но высока и стоимость.

  1. Звезчитая- имеет центральный узел, который выполняет роль центра и остальные элементы находятся в подчинении.

  1. Графовая- совокупность неких точек и отрезков, которые их соединяют. Используется при описании производственно- технологических систем.

  1. Сетевая структура или сеть- разновидность графовой.

 

  1. Иерархическая- особо используется в системах управления. Выделяют 2 типа иерархических структур: А) с сильными связями (древовидная); Б) со слабыми связями- когда элементы низлежащих уровней подчинены элементам вышележащих уровней.

Иерархические системы характеризуются:

  1. Возможностью распределения функций управления по уровням
  2. Самостоятельность промежуточных и низших уровней
  3. Случается, что некие подсистемы действуют во вред всей системы
  4. Недостаток информации о низах

Понятие организационной структуры: совокупность подсистем объединенных иерархическими связями, которые обеспечивают распределение функций управления для достижения целей системы.

Характеристики организационной структуры:

  1. Количество звеньев управления;
  2. Количество уровней иерархии (под уровнем понимается группа звеньев равных по статусу)
  3. Степень централизации и децентрализации управления
  4. Степень иерархии- отношение числа исходящих связей к числу входящих связей

Информация о работе Исследование систем управления