Если УПРАВЛЕНИЕ РАССМАТРИВАЕТСЯ,
КАК ПРОЦЕСС, то управление совокупность
управленческих действий, которые обеспечивают
достижение поставленных целей путем
преобразования ресурсов на входе в продукцию
на выходе.
Если рассматривать УПРАВЛЕНИЕ,
КАК АППАРАТ, то управление это совокупность
структур и людей обеспечивающих использование
и координацию всех ресурсов систем для
достижения их целей.
В зависимости от природы
«люди», «техника», выделяют 3 типа систем
управления:
- Организационные (социальные)
СУ
- Технические СУ
- Организационно- технические
СУ
Рассмотрим
структурную схему системы управления:
N1
N
S2
Х S1
Y1
Y
S1- объект управления
S2- управляемая система
N1- информация состояния внешней
среды, которое имеется в S2
N- информация состояния внешней
среды
Х- командная информация
Y- о состоянии объекта управления
Y1- о состоянии объекта управления,
которое имеется в S2
В теории управления
существуют проблемы:
Повышение эффективности управленческих
воздействий:
- Отсутствие инструментария
- Отсутствие полной и достоверной информации
- Отсутствие встроенной системы
обработки информации
Аксиомы теории
управления: (не требует доказательств)
- Наличие наблюдаемости объекта
управления- задача наблюдения реализуется
с помощью функции контроля.
- Наличие управляемости- способности управляемой
системы переходить из одного состояния
в другое под воздействием управляющей
системы.
- Наличие цели управления- набор
количественных и качественных характеристик,
которые определяют бедующее желательное
состояние системы.
- Свобода выбора- возможность выбирать
управляющие решения из их определенного
набора. Чем меньше это множество управленческих
решений, то менее эффективно управление.
- Наличие критериев эффективности
- Наличие ресурсов- ( людских,
материальных, финансовых ресурсов). Без ресурсов нет управления.
Принципы управления:
- Принцип «плавность»- систему
из одного состояния в другое, под воздействием
человека нужно переводить плавно.
- Принцип «объективности»- нужно
осуществлять анализ состояния объектов,
среды ….
- Принцип «дифференциации»- разделение полномочий
функций управляющей системы.
- Принцип «научности»- применение
научных методов для анализа состояния
системы, обработки информации…
- Принцип «рациональности»-
цель управления должна достигаться при
минимизации финансовых, временных затрат.
- Принцип «ответственности»-
объекты управляющей системы должны быть
ответственны за свои действия.
- Принцип «необходимости разнообразия
Эшби»- из аксиом управления следует, что
управление заключается в ограничении
разнообразия состояний управляемого объекта.
Введем понятие ЭНТРОПИИ- является
мерой первоначальной неопределенности
состояния объекта управления; мера неопределенности
какого-либо опыта, который может иметь
разные исходы; мера хаотичности.
С повышением эффективности
управления энтропия уменьшается.
Виды управления:
- Отсутствие управления- энтропия
достигает максимального значения.
- Идеальное управление- энтропия
= 0
- Реальное управление- энтропия
принадлежит от 0 до максимума
Рассмотрим следующую формулу: H(y)= H(y max)- H (x)+ H (x)+ H (y/x)
H(x)-энтропия управляющей системы
H(y/x)- энтропия управляющей системы
после получения информации о состоянии
управляемой системы.
H(y)- энтропия управляемой системы
Из формулы следует, что для
уменьшения H(y) нужно:
- Уменьшить H(y max)
- Увеличить H (x), т/е разнообразие управляющих воздействий со стороны управляемой системы
- Уменьшить H (y/x), более четко отслеживать управляющие воздействия после получения информации.
Формулируем
принцип Эшби: «разнообразие управляющей
системы д/б не меньше разнообразия объекта
управления», т/е нужно стремиться к тому,
чтобы на каждое возможное состояние управляемого
объекта нашлось бы управляющее воздействие.
Из этого принципа следует,
что с увеличением сложности управляемого
объекта сложность управляющей системы
должна увеличиваться.
Функции управления:
- Информационное обеспечение
и информационно- аналитическая работа
(сбор данных, предоставление информации)
- Прогнозирование- осуществляется
прогноз изменений в зависимости от полученной
информации
- Планирование
- Выработка, обоснование, принятие решений и организации их исполнений
- Контроль и учет
- Анализ
Ситуационное управление:
СИТУАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ- оперативное
управление осуществляемое в дополнении
к стратегическому. Состоит в принятии
УР по мере возникновения проблем в данной ситуации.
Ситуационный подход управления
основан на том, что пригодность и эффективность
различных методов управления зависит
от конкретной ситуации.
Ситуационный подход формируется
на основе системного подхода.
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД- единство
системного анализа и синтеза применяющегося
для достижения поставленных целей в конкретных
условиях. Он позволяет :
- Раскрывать внутреннюю структуру
объекта
- Исследовать типы связей
- Осуществлять теоретические
и практические действия над объектом
- Вырабатывать правильный способ мышления в процессе
управления
При системном подходе УР принимаются
в пользу системы, не обращайте внимание
на определенные ситуации. А при ситуационном
подходе происходит совмещение интересов
системы и управления по ситуации.
Процесс управления
включает в себя этапы:
- Целепологание
- Оценка ситуации
- Определение проблемы
- Принятие решение по устранению
проблемы
По характеру
взаимодействия этих этапов можно выделить
несколько типов управления:
- Линейный тип управления- целиè ситуацияè проблемы èрешения
- Корректирующий тип управления-
вносим корректиры в предыдущие этапы
управления
- Разветвленный тип- нет возможности
выделить главную проблемы и принять единое
решение.
- Ситуационный тип управления-
на первом плане анализ ситуации.
- Поисковый тип управления- непрерывная корректировка
и уточнение ситуации.
Понятие
УР и их классификация:
УР - основной инструмент воздействия
на управляемую систему в процессе управления.
Принципы функционирования
УР:
- Организационный - организация
системы учета, контроля
- Технологический- разработка и внедрение
УР с помощью технологических средств
- Правовой- точное соблюдение
обязательств, инструкций, актов
Признаки УР:
- Управляющая система принимает
решение не из собственных потребностей.
- Для принятия УР необходима
компетентность и профессионализм.
- Последствия реализации УР
оказывают влияние не только на элементы
управляемой системы, но и на среду.
Функции УР:
- Направляющая (решение принимается
исходя из долговременной стратегии развития
организации)
- Организующая (отвечает за согласованность действий направляющей
системы)
- Мотивирующая (учет интересов
отдельных элементов управляющей системы
и нацеливание интересов на интересы всех
элементов системы)
Классификация УР:
- По значимости цели:
- плановые (стратегические)
- оперативные (ситуационные- связаны с решением
текущих задач)
- организационные (связанны
с организацией управления)
- В зависимости от
ситуации:
- запрограммированные (ситуации
регулярно повторяются и под
них принимаются решения)
-незапрограммированные (принимаются
решения в новых ситуациях)
- В зависимости от
обоснования выбора:
-интуитивные (эффективность
не велика)
- решения основанные на
суждении (в их основе знание
и опыт)
- рациональные (научные- у
них эффективность самая высокая)
- По функциональной
направленности:
- планирующие
- организующие
- координирующие
- контролирующие
- В зависимости от
условий:
- решения, принятые в условиях
риска
- решения, принятые в условиях
полной информации
-решения, принятые в условиях
неполной информации
Основные формы реализации УР:
- ПРЕДПИСАНИЕ- официальное извещение
должностному лицу об обязательном выполнении
определенного решения в установленный
срок.
- ДЕЛОВАЯ БЕСЕДА- специально
организованная встреча с подчиненными
для обмена мнениями по заранее известной
теме, актуальной для организации.
- УБЕЖДЕНИЕ- деловая беседа,
проводимая руководителем, с целью добиться
у подчиненных требуемых взглядов по содержанию
УР для его выполнения.
- РАЗЪЯСНЕНИЕ- деловая беседа,
проводимая руководителем, с целью объяснить
сделать более понятным суть и содержание УР.
- ПРИНУЖДЕНИЕ- деловая беседа,
проводимая руководителем, с целью осознанно
заставить работника выполнить решение
путем угроз или повышенного вознаграждения.
- НАСТАВЛЕНИЕ- деловая беседа,
проводимая руководителем, с целью научить,
передать опыт.
- ОБУЧЕНИЕ- деловая беседа, проводимая
руководителем, с целью дать новые знания
или информацию.
- СООБЩЕНИЕ- деловая беседа,
проводимая руководителем, с целью передачи
дополнительной информации, необходимой
для выполнения решения.
- СОВЕТ- деловая беседа, проводимая
руководителем, с целью поделиться
собственными взглядами на выполнение
решений.
- ТРЕНИНГ- специально организованная
деятельность по разработке и реализации
решений, в ходе которой закрепляются
навыки разработки решений.
- СОВЕЩАНИЕ- коллективная деловая
беседа, проводимая руководителем, с целью
оперативного доведения до подчиненных
конкретных задач.
- ЗАСЕДАНИЕ- узкопрофессиональное совещание для решения организационных задач.
- ОТЧЕТ- сообщение специалиста о результатах проделанной работы по выполнению решений.
- ДЕЛОВОЕ СЛОВО- твердое решение
руководителя, данное подчиненным в устной
форме.
Типовые организационные структуры организации:
СТРУКТУРА- совокупность элементов
системы и взаимосвязей между ними.
СТРУКТУРА- форма предоставление
объекта в виде составных частей.
СТРУКТУРА- то, что остается
неизменным в системе при изменении ее
состояния.
СТРУКТУРНОСТЬ- упорядоченность,
организованность.
Выделяют материальную и формальную
структуру.
МАТЕРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА- подразумевает
выделение конкретных типов элементов
системы и взаимосвязи.
ФОРМАЛЬНАЯ СТРУКТУРА- подразумевает
выделение функциональности элементов
необходимых для достижения цели.
Между функцией и структурой
существует взаимосвязь: изменение функций
приводит к изменению структурыè сначала надо определять функции
системы, а затем устанавливать ее структуры.
Необходимо учитывать, что одна и та же
функция может реализовываться в разных
структурах è существует проблема выбора
структур.
Структура отражает наиболее
существенные взаимосвязи между элементами.
Свойства структуры обладают
независимостью от элементов и могут переноситься
на другие системы.
Выделяют:
- хорошо структурированные системы (количественно сформулированные)
- слабоструктурированные (наличие
и количественных и качественных показателей)
- несконструированные (качественно
выраженные системы)
выделим типовые структуры использующиеся
при описании организационно- экономических
и производственных объектов:
- Линейная структура
(последовательная)- каждый элемент связан с 2 соседними. При выходе из строя хотя бы одного элемента
структура разрушается. (последовательное
соединение проводников)
- Кольцевая структура- отличается замкнутостью, любые 2 элемента обладают 2 направлениями связи- это повышает объем обмена информации.
- Сотовая структура- наличие резервных связей, что
повышает живучесть системы, но приводит
к повышенной стоимости.
- Многосвязная- структура полного графа (совокупность точек и линий, которые их соединяют). За счет наличия кратчайших путей надежность ее функционирования максимальная, высока эффективность,
живучесть, но высока и стоимость.
- Звезчитая- имеет центральный
узел, который выполняет роль центра и
остальные элементы находятся в подчинении.
- Графовая- совокупность неких
точек и отрезков, которые их соединяют.
Используется при описании производственно-
технологических систем.
- Сетевая структура или сеть-
разновидность графовой.
- Иерархическая- особо используется
в системах управления. Выделяют 2 типа
иерархических структур: А) с сильными
связями (древовидная); Б) со слабыми связями- когда элементы
низлежащих уровней подчинены элементам
вышележащих уровней.
Иерархические системы характеризуются:
- Возможностью распределения
функций управления по уровням
- Самостоятельность промежуточных
и низших уровней
- Случается, что некие подсистемы действуют во вред
всей системы
- Недостаток информации о низах
Понятие организационной
структуры: совокупность подсистем объединенных
иерархическими связями, которые обеспечивают
распределение функций управления для
достижения целей системы.
Характеристики
организационной структуры:
- Количество звеньев управления;
- Количество уровней иерархии
(под уровнем понимается группа звеньев
равных по статусу)
- Степень централизации и децентрализации
управления
- Степень иерархии- отношение
числа исходящих связей к числу входящих связей