Структуры управления:
В структуре управления структуры
с иерархическими типами. Иерархический
тип основан на концепции рациональной
бюрократии(Вебер:
- иерархичность уровней управления-
нижестоящий уровень подчиняется высшему
уровню
- соответствие полномочий и
ответственности
- разделение труда
- квалификационный отбор
виды иерархических
структур:
- линейная организационная
структура- в основе шахтный принцип построения. По каждой подсистеме формируется иерархия (шахта) пронизывающая каждую систему сверху до низу.
При таком построении конечный
результат выходит на 2 план, т.к. считается,
что все службы работают на его поручении.
Плюсы:
- четкая система взаимосвязей;
- четкая система единоначалия;
- четко выраженная ответственность;
- быстрота реакции низлежащих звеньев на
указание выше стоящих звеньев
Минусы:
- нет звеньев занимающихся вопросами
прогнозирования и стратегического планирования
в работе доминирует ситуационное управление
над стратегическим;
- создаются предпосылки для
перекладывания ответственности;
- разнородность критериев оценки
эффективности у подсистем(шахт);
- большое число уровней иерархии;
- перегрузка верхнего уровня;
- сильная зависимость эффективности
организации отличных качеств от квалификации
тех, кто сверху;
- линейно- штабная
организационная структура, эта ОС порождение линейной. В ней уже ликвидирован недостаток линейной ОС связанный с отсутствием стратегического планирования.
Она включает в себя специализированные
подразделения, которые называются штабные,
у которых нет прав принятия решений и руководства,
но они помогают высшим звеньям выполнению
управления(в плане стратегического планирования)
Плюсы:
- существует стратегическое
планирование;
- возможность привлекать консультантов
и экспертов из вне;
Минусы:
- не очень четкое распределение ответственности;
- сохраняется тенденция централизации
управления;
- все минусы линейной
- дивизиональная организационная
структура. В данной ОС выделяются дивизионы- производственные отделения возглавляемые менеджерами.
Плюсы:
- она способна управлять многочисленным составом
и подразделениями, находящимися в отдалении
друг от друга;
- достаточная гибкость и быстрота
реакции на изменения;
- при тенденции к расширению
самостоятельности отдельных подразделений
повышается эффективность;
- тесная связь производства с потребителями;
Минусы:
- слишком много уровней иерархии;
- разобщенность штабных структур
от штабов;
- преобладание вертикальных
связей;
- неоднократное дублирование
функций на разных этажах;
- большие затраты;
- в отдельных отделениях сохраняется
линейный тип со всеми недостатками;
- органический тип
организационной структуры. Для него характерно способность к изменению формы, приспособляемость к изменяющимся окружающим условиям.
4.1.Бригадная (кросс- функциональная
). В ее основе организация управления
по рабочим группам (бригадам). Основные принципы:
автономная работа бригад, самостоятельное
принятие решений бригады, замена жестких
бюрократических связей гибкими связями,
привлечение сотрудников других областей.
Плюсы:
- сокращение управленческого
аппарата и повышение эффективности управления;
- полноценное использование
кадров;
- возможность самосовершенствования
из-за работы в группах;
- возможность применения эффективных
методов планирования;
- использование специалистов
более узких профилей;
Минусы:
- достаточно сложное взаимодействие особенно
для кросс- функциональной системы;
- сложность координации работы
отдельных бригад;
- высокие требования к коммуникации;
4.2.Проектная структура
управления. Данная система управления
после выполнения проекта распадается.
Ее сотрудники переключаются на новый проект
или распадаются, т.е. она существует не
постоянно. По форме м/б бригадной (кросс-функциональной)
или дивизионной.
Плюсы:
- высокая гибкость
- сокращение управленцев
Минусы:
- высокие требования к руководителю;
- дробление ресурсов между проектами;
- сложность взаимодействия между
проектами;
4.3.Матричная (программно- целевая
система управления). Основана на
принципе двойного подчинения
Плюсы:
- хорошая ориентация на проекты;
- эффективное управление;
- снижение расходов, без дополнительного использования ресурсов;
- эффективное использование
персонала;
- эффективность проектной группы;
- хорошо проводится контроль;
- малое время реакции на
минусы:
- высокие требования к специалистам;
- контроль;
- частые конфликтные ситуации;
- возможность нарушения правил;
выделяют так же: многомерную
организационную структуру.
РОЛЬ МЕНЕДЖЕРОВ В ПРОВЕДЕНИИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Часто менеджер принимает УР
в ситуации неопределенности. Принятие
таких УР повышает квалификацию менеджера.
В последнее время на 1 план выдвигается
пристиж фирмы, который зависит
от сотрудников. В современных условиях
менеджер должен 30% своего рабочего времени
тратить на исследовательскую деятельность
в частности ИСУ менеджер должен
соблюдать следующее:
- честности, справедливости,
объективности
- ответственности
- добросовестности
- полный сбор информации
- соответствие изучаемому объекту
(уровень знаний…)
Менеджер исследовательского
типа должен быть лидером, надо выполнять
следующие роли:
- информационная
- управленческая
- согласующая
- представительская
при устройстве на работу происходит жесткий
отбор кандидатов, включаются
следующие показатели:
- оценка работника на основе
его статистического анализа его предыдущей
деятельности;
- коллективная оценка работника;
- самооценка кандидата;
- аналитическое определение
компетентности;
В литературе
выделяется 7 классов менеджеров исследователей
в зависимости от их компетенции(правило
7):
- очень высокая компетентность
- высокая компетентность
- выше среднего
- средняя
- ниже среднего
- низкая
- очень низкая
Требования к менеджерам исследовательского
типа:
- очевидные; (компетентность,
интуиция, креативность, )
- нонконформизм- когда человек
вопреки всем он придерживается определенным
правилам, мнениям…
- антиномичность- нужно уметь
воспринимать новое
- латентность- степень реакции
на изменяющиеся условия
- превентивность мышления- предупреждение
- экспрезентность- способность
делать правильные выводы при минимуме
информации
помимо индивидуальных качеств
личности менеджер СУ должен обладать
качествами необходимыми для коллективной
работы: для полноценной работы в коллективе надо использовать следующие
правила:
- наличие гетерогенности (разнородность)-
члены коллектива должны быть не однородны
по творческим направлениям, но объединены
единой целью. Так в исследовательские
группы следует включать следующие типологические
типы личности:
- пионер- проблемщик (выделяет
проблемы)
- прогнозист
- концептолог – генератор
- энциклопедист- решает проблемы
на основе опыта других проблем
- индивидуалист
- информатор
- энтузиаст- оптимист
- скептик
- эстет
- психолог
- переводчик (человек, который
способен доходчиво рассказать суть идеи)
- разработчик
- реализатор
Этические
проблемы исследования.
- Этические проблемы касающиеся
исследовании: большинство примеров не
этичного поведения обусловлены желанием
сделать карьеру, произвести впечатление
на членов семьи и друзей, сохранить рабочее место…
ненаучное поведение- плагиат и исследовательское
мошенничество.
- Этические проблемы касающиеся
объектов изучения: надо соблюдать баланс
между информацией и правами изучении
объекта.
- Этика и финансирование: соблюдение
баланса между необходимым исследованием
и финансовыми затратами, не проводить
дополнительное исследование.
- Достижение специфических результатов:
заказчик сразу оговаривает результат
исследования.
- Ограничения в проведении исследований:
заказчик может накладывать ограничения на исследования, если
это не вредит объективности исследования.
- Распространение использования
результатов: проблемы касаются умалчивания
результатов исследования или огласки
результатов исследования.
Этические
принципы поведения менеджеров при ИСУ: хорошо сформулированы
Д. Корнели.
Классификация
методов ИСУ: существуют разные.
Можно выделить
следующие основания классификации:
- По философскому подходу (всеобщие,
общие, частные)
- По сложности (простые, сложные
– используется комбинация)
- По охвату явлений (общие, частные)
- По области применения (физические,
химические, социальные, экономические…)
- По точности результатов (достоверные,
вероятностные)
- По структуре (алгоритмические,
эвристические)
- По содержанию (математические,
экспертные, математико-экономические…)
- По стадии исследования (подготовительные,
исследовательско- проектные, внедренческие)
- По направлению использования
(методы обследования- сбор информации,
методы обработки и анализа информации,
методы обоснования и внедрения решений)
- По отношению к теории и эмпирики (теоретические- формализация, моделирование…, эмпирические- наблюдение, эксперимент, сравнение…, теоретико- эмпирические- абстрагирование, анализ и синтез, дедукция )
- По отношению к источнику получения
информации (интуитивные- знание и опыт, формализованные, комплексные)
- По охвату научного инструментария
(общенаучные, частнонаучные)
В литературе
так же выделяют классификацию из 2 классов:
- Методы формализованного представления
систем (количественные методы)
- Методы направленные на активизацию использования интуиции
и опыта специалиста (качественные)
Так же можно выделить: комплексные
(комплексированные) и специальные методы.
Данные методы позволяют осуществить
процесс моделирования систем: качественные
методы используются на начальных этапах исследования, а количественные
на последующих этапах.
Понятие моделирования и модели:
МОДЕЛЬ- способ замещения реального
объекта используемого для его изучения.
Модель играет системо- образующую и смысло-
образующую роль в научном познании, позволяет
понять яления и структуру системного
объекта, разложить систему на элементы,
связи…
Простейшая
технология моделирования включает в
себя этапы:
- Формализация
- Моделирование
- Интерпретация
Роль модели:
- Прогностическая- прогнозировать
поведение объекта
- Управленческая – на модели
определяем лучшие управленческие воздействия
- Познавательная
- Обучающая – модель используется
как тренажер
- Проектная – объект м/б улучшен на примере модели
Модель необходимо
использовать если:
- Реальный эксперимент опасен
- Реальный эксперимент дорог
- Реальный эксперимент долговременный
- Эксперимент кратковременный
- Эксперимен растежим в пространстве
- Реальный эксперимент микроскопичен
- Эксперимент невозможен
- Эксперимент неповторим
- Эксперимент ненагляден
Выделяют несколько этапов
моделирования: приближенная модель, более
точная модель..
Для построения модели надо
применять иструмент и технологии.
ИНСТРУМЕНТ- типовое средство
позволяющее достичь результат и обеспечивающее
сокращение затрат
ТЕХНОЛОГИЯ- набор способов,
приемов, методов направленных на достижение
результатов.
Выделяют различные
классификации моделей:
- Абстрактные модели и феноменологические
(они привязаны к конкретному объекту)
- По характеру взаимодействия
с пользователем (активные модели и пассивные
модели)
- По отношению к развитию (статические
модели и динамические модели)
- Дискретные и непрерывные модели
- Детерминированные и стохастические
модели
- Функциональные и объектные
модели
Существуют
и другие классификации:
Как правило перед исследователем
стоит 2 типа задач: экспертные и конструктивные.
ЭКСПЕРТНАЯ ЗАДАЧА- на основе
имеющейся информации описывается прошлое,
настоящее и предугадывается будущее.
Для их решения используют описательные модели.
КОНСТРУКТИВНАЯ ЗАДАЧА- создает
некий объект обладающий определенными
свойствами. Применяют для их решения
нормативные модели.
ОПИСАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ- форма
представления знаний о действительности,
они отражают существующее.
Цели описательного
моделирования:
- Изучение объекта
- Управление
- Прогнозирование
- Обучение
НОРМАТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ-
отражает не существующее, а желаемое,
то что должно быть. (проект деталей, заселения
местности)
- Так же можно провести классификацию
по функциональному назначению модели (исследовательская
модель, практическая, тренинговая)
- По форме предоставления моделей
(физические, словестные, графические,
знаковые)
- По научному подходу (концептуальные,
интуитивные, компьютерное моделирование)
Проблемы моделирования:
- Избирательность- при наблюдении человек
ведет себя избирательно по отношению
к признакам и получаются субъективные
модели.
- Конструирование- человек
заполняет пробел и иногда делает это
не правильно
- Искажение- нет уверенности
100% какая сторона объекта важна, а какая нет. А неважные стороны в
моделировании отбрасываются.
- Обобщение- выборка д/б репрезентативной,
нельзя на основании отдельных случаев
делать выводы
Выбор методов исследования:
Результат ИСУ зависит от того
какие методы будут использоваться в процессе
исследования, здесь надо учитывать:
- цель исследования
- ограничение по времени, ресурсам
- плюсы и минусы каждого метода
- требования к конечным результатам