Исследование систем управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 11:00, доклад

Краткое описание

ИСУ - дисциплина, которая изучает или рассматривает процессы управления(организационное воздействие на людей и на системы) она занимается процессом определения орг. структуры систем, параметров систем, закономерностей функционирования и развития с целью ее совершенствования.
ИСУ - вид деятельности направленный на развитие и совершенствование систем управления в соответствии с постоянно изменяющимися условиями.

Файлы: 1 файл

ISU.doc

— 730.00 Кб (Скачать)

 

Структуры управления:

В структуре управления структуры с иерархическими типами. Иерархический тип основан на концепции рациональной бюрократии(Вебер:

  1. иерархичность уровней управления- нижестоящий уровень подчиняется высшему уровню
  2. соответствие полномочий и ответственности
  3. разделение труда
  4. квалификационный отбор

виды иерархических структур:

  1. линейная организационная структура- в основе шахтный принцип построения. По каждой подсистеме формируется иерархия (шахта) пронизывающая каждую систему сверху до низу.

При таком построении конечный результат выходит на 2 план, т.к. считается, что все службы работают на его поручении.

 

 

Плюсы:

  1. четкая система взаимосвязей;
  2. четкая система единоначалия;
  3. четко выраженная ответственность;
  4. быстрота реакции низлежащих звеньев на указание выше стоящих звеньев

Минусы:

  1. нет звеньев занимающихся вопросами прогнозирования и стратегического планирования в работе доминирует ситуационное управление над стратегическим;
  2. создаются предпосылки для перекладывания ответственности;
  3. разнородность критериев оценки эффективности у подсистем(шахт);
  4. большое число уровней иерархии;
  5. перегрузка верхнего уровня;
  6. сильная зависимость эффективности организации отличных качеств от квалификации тех, кто сверху;

 

  1. линейно- штабная организационная структура, эта ОС порождение линейной. В ней уже ликвидирован недостаток линейной ОС связанный с отсутствием стратегического планирования.

Она включает в себя специализированные подразделения, которые называются штабные, у которых нет прав принятия решений и руководства, но они помогают высшим звеньям выполнению управления(в плане стратегического планирования)

 

Плюсы:

  1. существует стратегическое планирование;
  2. возможность привлекать консультантов и экспертов из вне;

Минусы:

  1. не очень четкое распределение ответственности;
  2. сохраняется тенденция централизации управления;
  3. все минусы линейной

 

  1. дивизиональная организационная структура. В данной ОС выделяются дивизионы- производственные отделения возглавляемые менеджерами. 

Плюсы:

  1. она способна управлять многочисленным составом и подразделениями, находящимися в отдалении друг от друга;
  2. достаточная гибкость и быстрота реакции на изменения;
  3. при тенденции к расширению самостоятельности отдельных подразделений повышается эффективность;
  4. тесная связь производства с потребителями;

Минусы:

  1. слишком много уровней иерархии;
  2. разобщенность штабных структур от штабов;
  3. преобладание вертикальных связей;
  4. неоднократное дублирование функций на разных этажах;
  5. большие затраты;
  6. в отдельных отделениях сохраняется линейный тип со всеми недостатками;

 

  1. органический тип организационной структуры. Для него характерно способность к изменению формы, приспособляемость к изменяющимся окружающим условиям.

4.1.Бригадная (кросс- функциональная ). В ее основе организация управления  по рабочим группам (бригадам). Основные принципы: автономная работа бригад, самостоятельное принятие решений бригады, замена жестких бюрократических связей гибкими связями, привлечение сотрудников других областей.

Плюсы:

  1. сокращение управленческого аппарата и повышение  эффективности управления;
  2. полноценное использование кадров;
  3. возможность самосовершенствования из-за работы в группах;
  4. возможность применения эффективных методов планирования;
  5. использование специалистов более узких профилей;

Минусы:

  1. достаточно сложное взаимодействие особенно для кросс- функциональной системы;
  2. сложность координации работы отдельных бригад;
  3. высокие требования к коммуникации;

4.2.Проектная структура  управления. Данная система управления  после выполнения проекта распадается. Ее сотрудники переключаются на новый проект или распадаются, т.е. она существует не постоянно. По форме м/б бригадной (кросс-функциональной) или дивизионной.

Плюсы:

  1. высокая гибкость
  2. сокращение управленцев

Минусы:

  1. высокие требования к руководителю;
  2. дробление ресурсов между проектами;
  3. сложность взаимодействия между проектами;

4.3.Матричная (программно- целевая  система управления). Основана на  принципе двойного подчинения

Плюсы:

  1. хорошая ориентация на проекты;
  2. эффективное управление;
  3. снижение расходов, без дополнительного использования ресурсов;
  4. эффективное использование персонала;
  5. эффективность проектной группы;
  6. хорошо проводится контроль;
  7. малое время реакции на

минусы:

  1. высокие требования к специалистам;
  2. контроль;
  3. частые конфликтные ситуации;
  4. возможность нарушения правил;

выделяют так же: многомерную организационную структуру.

 

 

РОЛЬ МЕНЕДЖЕРОВ В ПРОВЕДЕНИИ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Часто менеджер принимает УР в ситуации неопределенности. Принятие таких УР повышает квалификацию менеджера. В последнее время на 1 план выдвигается пристиж фирмы, который зависит от сотрудников. В современных условиях менеджер должен 30% своего рабочего времени тратить на исследовательскую деятельность в частности ИСУ менеджер должен соблюдать следующее:

  1. честности, справедливости, объективности
  2. ответственности
  3. добросовестности
  4. полный сбор информации
  5. соответствие изучаемому объекту (уровень знаний…)

Менеджер исследовательского типа должен быть лидером, надо выполнять следующие роли:

  1. информационная
  2. управленческая
  3. согласующая
  4. представительская

при устройстве на работу происходит жесткий отбор кандидатов, включаются следующие показатели:

  1. оценка работника на основе его статистического анализа его предыдущей деятельности;
  2. коллективная оценка работника;
  3. самооценка кандидата;
  4. аналитическое определение компетентности;

В литературе выделяется 7 классов менеджеров исследователей в зависимости от их компетенции(правило 7):

  1. очень высокая компетентность
  2. высокая компетентность
  3. выше среднего
  4. средняя
  5. ниже среднего
  6. низкая
  7. очень низкая

Требования к менеджерам исследовательского типа:

  1. очевидные; (компетентность, интуиция, креативность, )
  2. нонконформизм- когда человек вопреки всем он придерживается определенным правилам, мнениям…
  3. антиномичность- нужно уметь воспринимать новое
  4. латентность- степень реакции на изменяющиеся условия
  5. превентивность мышления- предупреждение
  6. экспрезентность- способность делать правильные выводы при минимуме информации

помимо индивидуальных качеств личности менеджер СУ должен обладать качествами необходимыми для коллективной работы: для полноценной работы в коллективе надо использовать следующие правила:

  1. наличие гетерогенности (разнородность)- члены коллектива должны быть не однородны по творческим направлениям, но объединены единой целью. Так в исследовательские группы следует включать следующие типологические типы личности:
  2. пионер- проблемщик (выделяет проблемы)
  3. прогнозист
  4. концептолог – генератор
  5. энциклопедист- решает проблемы на основе опыта других проблем
  6. индивидуалист
  7. информатор
  8. энтузиаст- оптимист
  9. скептик
  10. эстет
  11. психолог
  12. переводчик (человек, который способен доходчиво рассказать суть идеи)
  13. разработчик
  14. реализатор

 

Этические проблемы исследования.

  1. Этические проблемы касающиеся исследовании: большинство примеров не этичного поведения обусловлены желанием сделать карьеру, произвести впечатление на членов семьи и друзей, сохранить рабочее место… ненаучное поведение- плагиат и исследовательское мошенничество.
  2. Этические проблемы касающиеся объектов изучения: надо соблюдать баланс между информацией и правами изучении объекта.
  3. Этика и финансирование: соблюдение баланса между необходимым исследованием и финансовыми затратами, не проводить дополнительное исследование.
  4. Достижение специфических результатов: заказчик сразу оговаривает результат исследования.
  5. Ограничения в проведении исследований: заказчик может накладывать ограничения на исследования, если это не вредит объективности исследования.
  6. Распространение использования результатов: проблемы касаются умалчивания результатов исследования или огласки результатов исследования.

 

Этические принципы поведения менеджеров при ИСУ: хорошо сформулированы Д. Корнели.

Классификация методов ИСУ: существуют разные.

Можно выделить следующие основания классификации:

  1. По философскому подходу (всеобщие, общие, частные)
  2. По сложности (простые, сложные – используется комбинация)
  3. По охвату явлений (общие, частные)
  4. По области применения (физические, химические, социальные, экономические…)
  5. По точности результатов (достоверные, вероятностные)
  6. По структуре (алгоритмические, эвристические)
  7. По содержанию (математические, экспертные, математико-экономические…)
  8. По стадии исследования (подготовительные, исследовательско- проектные, внедренческие)
  9. По направлению использования (методы обследования- сбор информации, методы обработки и анализа информации, методы обоснования и внедрения решений)
  10. По отношению к теории и эмпирики (теоретические- формализация, моделирование…, эмпирические- наблюдение, эксперимент, сравнение…, теоретико- эмпирические- абстрагирование, анализ и синтез, дедукция )
  11. По отношению к источнику получения информации (интуитивные- знание и опыт, формализованные, комплексные)
  12. По охвату научного инструментария (общенаучные, частнонаучные)

В литературе так же выделяют классификацию из 2 классов:

  1. Методы формализованного представления систем (количественные методы)
  2. Методы направленные на активизацию использования интуиции  и опыта специалиста (качественные)

Так же можно выделить: комплексные (комплексированные) и специальные методы.

Данные методы позволяют осуществить процесс моделирования систем: качественные методы используются на начальных этапах исследования, а количественные на последующих этапах.

Понятие моделирования и модели:

МОДЕЛЬ- способ замещения реального объекта используемого для его изучения. Модель играет системо- образующую и смысло- образующую роль в научном познании, позволяет понять яления и структуру системного объекта, разложить систему на элементы, связи…

Простейшая технология моделирования включает в себя этапы:

  1. Формализация
  2. Моделирование
  3. Интерпретация

Роль модели:

  1. Прогностическая- прогнозировать поведение объекта
  2. Управленческая – на модели определяем лучшие управленческие воздействия
  3. Познавательная
  4. Обучающая – модель используется как тренажер
  5. Проектная – объект м/б улучшен на примере модели

Модель необходимо использовать если:

  1. Реальный эксперимент опасен
  2. Реальный эксперимент дорог
  3. Реальный эксперимент долговременный
  4. Эксперимент кратковременный
  5. Эксперимен растежим в пространстве
  6. Реальный эксперимент микроскопичен
  7. Эксперимент невозможен
  8. Эксперимент неповторим
  9. Эксперимент ненагляден

Выделяют  несколько этапов моделирования: приближенная модель, более точная модель..

Для построения модели надо применять иструмент и технологии.

ИНСТРУМЕНТ- типовое средство позволяющее достичь результат и обеспечивающее сокращение затрат

ТЕХНОЛОГИЯ- набор способов, приемов, методов направленных на достижение результатов.

Выделяют различные классификации моделей:

  1. Абстрактные модели и феноменологические (они привязаны к конкретному объекту)
  2. По характеру взаимодействия с пользователем (активные модели и пассивные модели)
  3. По отношению к развитию (статические модели и динамические модели)
  4. Дискретные и непрерывные модели
  5. Детерминированные и стохастические модели
  6. Функциональные и объектные модели

Существуют и другие классификации:

Как правило перед исследователем стоит 2 типа задач: экспертные и конструктивные.

ЭКСПЕРТНАЯ ЗАДАЧА- на основе имеющейся информации описывается прошлое, настоящее и предугадывается будущее. Для их решения используют описательные модели.

КОНСТРУКТИВНАЯ ЗАДАЧА- создает некий объект обладающий определенными свойствами. Применяют для их решения нормативные модели.

ОПИСАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ- форма представления знаний о действительности, они отражают существующее.

Цели описательного моделирования:

  1. Изучение объекта
  2. Управление
  3. Прогнозирование
  4. Обучение

НОРМАТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ- отражает не существующее, а желаемое, то что должно быть. (проект деталей, заселения местности)

  1. Так же можно провести классификацию по функциональному назначению модели (исследовательская модель, практическая, тренинговая)
  2. По форме предоставления моделей (физические, словестные, графические, знаковые)
  3. По научному подходу (концептуальные, интуитивные, компьютерное моделирование)

Проблемы моделирования:

  1. Избирательность-  при наблюдении человек ведет себя избирательно по отношению к признакам и получаются субъективные модели.
  2. Конструирование-  человек заполняет пробел и иногда делает это не правильно
  3. Искажение- нет уверенности 100% какая сторона объекта важна, а какая нет. А неважные стороны в моделировании отбрасываются.
  4. Обобщение- выборка д/б репрезентативной, нельзя на основании отдельных случаев делать выводы

Выбор методов исследования:

Результат ИСУ зависит от того какие методы будут использоваться в процессе исследования, здесь надо учитывать:

  1. цель исследования
  2. ограничение по времени, ресурсам
  3. плюсы и минусы каждого метода
  4. требования к конечным результатам

Информация о работе Исследование систем управления