Структуры управления:
В структуре управления структуры 
с иерархическими типами. Иерархический 
тип основан на концепции рациональной 
бюрократии(Вебер: 
  - иерархичность уровней управления- 
  нижестоящий уровень подчиняется высшему 
  уровню
 
  - соответствие полномочий и 
  ответственности
 
  - разделение труда
 
  - квалификационный отбор
 
виды иерархических 
структур:
  - линейная организационная 
  структура- в основе шахтный принцип построения. По каждой подсистеме формируется иерархия (шахта) пронизывающая каждую систему сверху до низу.
 
При таком построении конечный 
результат выходит на 2 план, т.к. считается, 
что все службы работают на его поручении. 
 
 
Плюсы:
  - четкая система взаимосвязей;
 
  - четкая система единоначалия;
 
  - четко выраженная ответственность;
 
  - быстрота реакции низлежащих звеньев на 
  указание выше стоящих звеньев
 
Минусы:
  - нет звеньев занимающихся вопросами 
  прогнозирования и стратегического планирования 
  в работе доминирует ситуационное управление 
  над стратегическим;
 
  - создаются предпосылки для 
  перекладывания ответственности;
 
  - разнородность критериев оценки 
  эффективности у подсистем(шахт);
 
  - большое число уровней иерархии;
 
  - перегрузка верхнего уровня;
 
  - сильная зависимость эффективности 
  организации отличных качеств от квалификации 
  тех, кто сверху;
 
 
  - линейно- штабная 
  организационная структура, эта ОС порождение линейной. В ней уже ликвидирован недостаток линейной ОС связанный с отсутствием стратегического планирования.
 
Она включает в себя специализированные 
подразделения, которые называются штабные, 
у которых нет прав принятия решений и руководства, 
но они помогают высшим звеньям выполнению 
управления(в плане стратегического планирования)
 
Плюсы:
  - существует стратегическое 
  планирование;
 
  - возможность привлекать консультантов 
  и экспертов из вне;
 
Минусы:
  - не очень четкое распределение ответственности;
 
  - сохраняется тенденция централизации 
  управления;
 
  - все минусы линейной
 
 
  - дивизиональная организационная 
  структура. В данной ОС выделяются дивизионы- производственные отделения возглавляемые менеджерами.  
 
Плюсы:
  - она способна управлять многочисленным составом 
  и подразделениями, находящимися в отдалении 
  друг от друга;
 
  - достаточная гибкость и быстрота 
  реакции на изменения;
 
  - при тенденции к расширению 
  самостоятельности отдельных подразделений 
  повышается эффективность;
 
  - тесная связь производства с потребителями;
 
Минусы:
  - слишком много уровней иерархии;
 
  - разобщенность штабных структур 
  от штабов;
 
  - преобладание вертикальных 
  связей;
 
  - неоднократное дублирование 
  функций на разных этажах;
 
  - большие затраты;
 
  - в отдельных отделениях сохраняется 
  линейный тип со всеми недостатками;
 
 
  - органический тип 
  организационной структуры. Для него характерно способность к изменению формы, приспособляемость к изменяющимся окружающим условиям.
 
4.1.Бригадная (кросс- функциональная 
). В ее основе организация управления 
по рабочим группам (бригадам). Основные принципы: 
автономная работа бригад, самостоятельное 
принятие решений бригады, замена жестких 
бюрократических связей гибкими связями, 
привлечение сотрудников других областей.
Плюсы:
  - сокращение управленческого 
  аппарата и повышение  эффективности управления;
 
  - полноценное использование 
  кадров;
 
  - возможность самосовершенствования 
  из-за работы в группах;
 
  - возможность применения эффективных 
  методов планирования;
 
  - использование специалистов 
  более узких профилей;
 
Минусы:
  - достаточно сложное взаимодействие особенно 
  для кросс- функциональной системы;
 
  - сложность координации работы 
  отдельных бригад;
 
  - высокие требования к коммуникации;
 
4.2.Проектная структура 
управления. Данная система управления 
после выполнения проекта распадается. 
Ее сотрудники переключаются на новый проект 
или распадаются, т.е. она существует не 
постоянно. По форме м/б бригадной (кросс-функциональной) 
или дивизионной.
Плюсы:
  - высокая гибкость
 
  - сокращение управленцев
 
Минусы:
  - высокие требования к руководителю;
 
  - дробление ресурсов между проектами;
 
  - сложность взаимодействия между 
  проектами;
 
4.3.Матричная (программно- целевая 
система управления). Основана на 
принципе двойного подчинения
Плюсы:
  - хорошая ориентация на проекты;
 
  - эффективное управление;
 
  - снижение расходов, без дополнительного использования ресурсов;
 
  - эффективное использование 
  персонала;
 
  - эффективность проектной группы;
 
  - хорошо проводится контроль;
 
  - малое время реакции на 
 
минусы:
  - высокие требования к специалистам;
 
  - контроль;
 
  - частые конфликтные ситуации;
 
  - возможность нарушения правил;
 
выделяют так же: многомерную 
организационную структуру.
 
 
РОЛЬ МЕНЕДЖЕРОВ В ПРОВЕДЕНИИ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Часто менеджер принимает УР 
в ситуации неопределенности. Принятие 
таких УР повышает квалификацию менеджера. 
В последнее время на 1 план выдвигается 
пристиж фирмы, который зависит 
от сотрудников. В современных условиях 
менеджер должен 30% своего рабочего времени 
тратить на исследовательскую деятельность 
в частности ИСУ менеджер должен 
соблюдать следующее:
  - честности, справедливости, 
  объективности
 
  - ответственности
 
  - добросовестности
 
  - полный сбор информации
 
  - соответствие изучаемому объекту 
  (уровень знаний…)
 
Менеджер исследовательского 
типа должен быть лидером, надо выполнять 
следующие роли:
  - информационная
 
  - управленческая
 
  - согласующая
 
  - представительская
 
при устройстве на работу происходит жесткий 
отбор кандидатов, включаются 
следующие показатели:
  - оценка работника на основе 
  его статистического анализа его предыдущей 
  деятельности;
 
  - коллективная оценка работника;
 
  - самооценка кандидата;
 
  - аналитическое определение 
  компетентности;
 
В литературе 
выделяется 7 классов менеджеров исследователей 
в зависимости от их компетенции(правило 
7):
  - очень высокая компетентность
 
  - высокая компетентность
 
  - выше среднего
 
  - средняя
 
  - ниже среднего
 
  - низкая
 
  - очень низкая
 
  
Требования к менеджерам исследовательского 
типа:
  - очевидные; (компетентность, 
  интуиция, креативность, )
 
  - нонконформизм- когда человек 
  вопреки всем он придерживается определенным 
  правилам, мнениям…
 
  - антиномичность- нужно уметь 
  воспринимать новое
 
  - латентность- степень реакции 
  на изменяющиеся условия
 
  - превентивность мышления- предупреждение
 
  - экспрезентность- способность 
  делать правильные выводы при минимуме 
  информации
 
помимо индивидуальных качеств 
личности менеджер СУ должен обладать 
качествами необходимыми для коллективной 
работы: для полноценной работы в коллективе надо использовать следующие 
правила:
  - наличие гетерогенности (разнородность)- 
  члены коллектива должны быть не однородны 
  по творческим направлениям, но объединены 
  единой целью. Так в исследовательские 
  группы следует включать следующие типологические 
  типы личности:
 
  - пионер- проблемщик (выделяет 
  проблемы)
 
  - прогнозист
 
  - концептолог – генератор
 
  - энциклопедист- решает проблемы 
  на основе опыта других проблем
 
  - индивидуалист
 
  - информатор
 
  - энтузиаст- оптимист
 
  - скептик
 
  - эстет
 
  - психолог
 
  - переводчик (человек, который 
  способен доходчиво рассказать суть идеи)
 
  - разработчик
 
  - реализатор
 
 
Этические 
проблемы исследования.
  - Этические проблемы касающиеся 
  исследовании: большинство примеров не 
  этичного поведения обусловлены желанием 
  сделать карьеру, произвести впечатление 
  на членов семьи и друзей, сохранить рабочее место… 
  ненаучное поведение- плагиат и исследовательское 
  мошенничество.
 
  - Этические проблемы касающиеся 
  объектов изучения: надо соблюдать баланс 
  между информацией и правами изучении 
  объекта.
 
  - Этика и финансирование: соблюдение 
  баланса между необходимым исследованием 
  и финансовыми затратами, не проводить 
  дополнительное исследование.
 
  - Достижение специфических результатов: 
  заказчик сразу оговаривает результат 
  исследования.
 
  - Ограничения в проведении исследований: 
  заказчик может накладывать ограничения на исследования, если 
  это не вредит объективности исследования.
 
  - Распространение использования 
  результатов: проблемы касаются умалчивания 
  результатов исследования или огласки 
  результатов исследования.
 
 
Этические 
принципы поведения менеджеров при ИСУ: хорошо сформулированы 
Д. Корнели. 
Классификация 
методов ИСУ: существуют разные.
Можно выделить 
следующие основания классификации:
  - По философскому подходу (всеобщие, 
  общие, частные)
 
  - По сложности (простые, сложные 
  – используется комбинация)
 
  - По охвату явлений (общие, частные)
 
  - По области применения (физические, 
  химические, социальные, экономические…)
 
  - По точности результатов (достоверные, 
  вероятностные)
 
  - По структуре (алгоритмические, 
  эвристические)
 
  - По содержанию (математические, 
  экспертные, математико-экономические…)
 
  - По стадии исследования (подготовительные, 
  исследовательско- проектные, внедренческие)
 
  - По направлению использования 
  (методы обследования- сбор информации, 
  методы обработки и анализа информации, 
  методы обоснования и внедрения решений)
 
  - По отношению к теории и эмпирики (теоретические- формализация, моделирование…, эмпирические- наблюдение, эксперимент, сравнение…, теоретико- эмпирические- абстрагирование, анализ и синтез, дедукция )
 
  - По отношению к источнику получения 
  информации (интуитивные- знание и опыт, формализованные, комплексные)
 
  - По охвату научного инструментария 
  (общенаучные, частнонаучные)
 
В литературе 
так же выделяют классификацию из 2 классов:
  - Методы формализованного представления 
  систем (количественные методы)
 
  - Методы направленные на активизацию использования интуиции  
  и опыта специалиста (качественные)
 
Так же можно выделить: комплексные 
(комплексированные) и специальные методы. 
Данные методы позволяют осуществить 
процесс моделирования систем: качественные 
методы используются на начальных этапах исследования, а количественные 
на последующих этапах.
Понятие моделирования и модели:
МОДЕЛЬ- способ замещения реального 
объекта используемого для его изучения. 
Модель играет системо- образующую и смысло- 
образующую роль в научном познании, позволяет 
понять яления и структуру системного 
объекта, разложить систему на элементы, 
связи…
Простейшая 
технология моделирования включает в 
себя этапы:
  - Формализация
 
  - Моделирование
 
  - Интерпретация
 
Роль модели:
  - Прогностическая- прогнозировать 
  поведение объекта
 
  - Управленческая – на модели 
  определяем лучшие управленческие воздействия
 
  - Познавательная
 
  - Обучающая – модель используется 
  как тренажер
 
  - Проектная – объект м/б улучшен на примере модели
 
Модель необходимо 
использовать если:
  - Реальный эксперимент опасен
 
  - Реальный эксперимент дорог
 
  - Реальный эксперимент долговременный
 
  - Эксперимент кратковременный
 
  - Эксперимен растежим в пространстве
 
  - Реальный эксперимент микроскопичен
 
  - Эксперимент невозможен
 
  - Эксперимент неповторим
 
  - Эксперимент ненагляден
 
Выделяют  несколько этапов 
моделирования: приближенная модель, более 
точная модель..
Для построения модели надо 
применять иструмент и технологии.
ИНСТРУМЕНТ- типовое средство 
позволяющее достичь результат и обеспечивающее 
сокращение затрат
ТЕХНОЛОГИЯ- набор способов, 
приемов, методов направленных на достижение 
результатов.
Выделяют различные 
классификации моделей:
  - Абстрактные модели и феноменологические 
  (они привязаны к конкретному объекту)
 
  - По характеру взаимодействия 
  с пользователем (активные модели и пассивные 
  модели)
 
  - По отношению к развитию (статические 
  модели и динамические модели)
 
  - Дискретные и непрерывные модели
 
  - Детерминированные и стохастические 
  модели
 
  - Функциональные и объектные 
  модели
 
Существуют 
и другие классификации:
Как правило перед исследователем 
стоит 2 типа задач: экспертные и конструктивные.
ЭКСПЕРТНАЯ ЗАДАЧА- на основе 
имеющейся информации описывается прошлое, 
настоящее и предугадывается будущее. 
Для их решения используют описательные модели.
КОНСТРУКТИВНАЯ ЗАДАЧА- создает 
некий объект обладающий определенными 
свойствами. Применяют для их решения 
нормативные модели.
ОПИСАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ- форма 
представления знаний о действительности, 
они отражают существующее.
Цели описательного 
моделирования:
  - Изучение объекта
 
  - Управление 
 
  - Прогнозирование
 
  - Обучение
 
НОРМАТИВНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ- 
отражает не существующее, а желаемое, 
то что должно быть. (проект деталей, заселения 
местности)
  - Так же можно провести классификацию 
  по функциональному назначению модели (исследовательская 
  модель, практическая, тренинговая)
 
  - По форме предоставления моделей 
  (физические, словестные, графические, 
  знаковые)
 
  - По научному подходу (концептуальные, 
  интуитивные, компьютерное моделирование)
 
Проблемы моделирования:
  - Избирательность-  при наблюдении человек 
  ведет себя избирательно по отношению 
  к признакам и получаются субъективные 
  модели.
 
  - Конструирование-  человек 
  заполняет пробел и иногда делает это 
  не правильно
 
  - Искажение- нет уверенности 
  100% какая сторона объекта важна, а какая нет. А неважные стороны в 
  моделировании отбрасываются.
 
  - Обобщение- выборка д/б репрезентативной, 
  нельзя на основании отдельных случаев 
  делать выводы
 
Выбор методов исследования:
Результат ИСУ зависит от того 
какие методы будут использоваться в процессе 
исследования, здесь надо учитывать:
  - цель исследования
 
  - ограничение по времени, ресурсам
 
  - плюсы и минусы каждого метода
 
  - требования к конечным результатам