Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 11:00, доклад
ИСУ - дисциплина, которая изучает или рассматривает процессы управления(организационное воздействие на людей и на системы) она занимается процессом определения орг. структуры систем, параметров систем, закономерностей функционирования и развития с целью ее совершенствования.
ИСУ - вид деятельности направленный на развитие и совершенствование систем управления в соответствии с постоянно изменяющимися условиями.
выбор метода осуществляется:
вопрос: примеры конкретных качественных методов ИСУ.
1)МЕТОД МОЗГОВОГО ШТУРМА-
групповой метод решения
1- свобода мышления- приветствие любых идей, отсутствие критики
2-наличие большого множества людей
3-численность- 20-25 человек (лучше 7-9)
4-время – 40-45 минут без перерыва
Стадии мозгового штурма:
Ценность мозгового штурма: после его окончания в голове происходит обработка информации, спустя сутки происходит озарение.
2)МЕТОД ДЕРЕВА ЦЕЛЕЙ. Упорядоченная иерархия целей в которой отражены соподчиненность и внутренние взаимосвязи. В нем отражается процесс конкретизации целей, от высших уровней к низшим. Представляет собой единую структурированную и детализированную цель.
Пример: перед руководителем торгового предприятия одежды стоит проблема увеличения прибыли от реализации товара.
Построим дерево целей:
Для эффективности дерева целей необходимо:
3)МЕТОД ПАРНОГО СРАВНЕНИЯ. Процедура установления предпочтения объектов при сравнении всех возможных пар. Метод реализуется по средствам заполнения таблицы или матрицы.
Хij= ( 2, если Аi> Аj
1, если Аi=Аj
0, если Аi< Аj)
Или ( 1, если Аi> Аj
0, если Аi=Аj
-1, если Аi< Аj)
С помощью метода парных сравнений можно получить ответы на интересующие вас вопросы, но еще и спрогнозировать результат.
Пример: с помощью метода парных сравнений определить наиболее значимые качества, которыми должен обладать директор по персоналу предприятия сервиса.
обязательность |
общительность |
уравновешенность |
стаж |
компетентность |
справедливость | |
Обязательность |
1 |
2 |
0 |
1 |
1 |
0 |
Общительность |
0 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
Уровновешенность |
2 |
0 |
1 |
2 |
0 |
0 |
Стаж |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
Компетентность |
1 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
Справедливость |
2 |
1 |
2 |
2 |
1 |
1 |
Нужно жестко выбирать качества, что бы 1 было меньше.
Далее таблица обсчитывается и вводится понятие абсолютного веса качества Vобяз.=5, Vобщит.=7
Вводят так же понятие относительного веса качества. Vотносительный Vобсолют/ n2 * 100%
V ур-ти 5, Vстажа=2, Vкомп-ти=8, Vcправедл-ти = 9
Если группа состоит из К экспертов, то можно ввести Vсредняя= Vобсолют./ К
Иногда данный график строят в порядке убывания обсолютных весов.
Вводят понятие границы для нахождения между необходимыми ….
4)МЕТОД МНОЖЕСТВЕННОГО
СРАВНЕНИЯ. Отличается от парного
сравнения тем, что экспертам
последовательно предъявляются
не пары, а 3 и 4, 5.. объектов. Эксперт
должен их упорядочить. Плюс метода:
можно увеличить объем
Пример: на предприятии производится отбор платьев из коллекции для массового пошива при этом каждое платье оценивают по 6 показателям(трудоемкость, удельная прибыль, инвариантность типа ткани, инвариантность фурнитуры, величина охвата сегмента рынка, соответствие моде)
Пусть пригласили 10 экспертов. Они оценивают каждый из показателей по 10 бальной шкале.
эксперт | ||||||||||
показатели |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1-трудоемкость |
1 |
9 |
5 |
10 |
7 |
10 |
5 |
5 |
10 |
3 |
Разница со 2 строчкой |
2 |
3 |
3 |
4 | ||||||
2-удельная прибыль |
3 |
4 |
5 |
8 |
5 |
3 |
8 |
8 |
5 |
7 |
3-тип ткани |
8 |
3 |
2 |
5 |
5 |
5 |
8 |
4 |
5 |
2 |
4-фурнитура |
2 |
6 |
2 |
5 |
10 |
5 |
10 |
9 |
10 |
6 |
5 |
10 |
10 |
4 |
8 |
8 |
10 |
10 |
4 |
10 |
5 |
6 |
9 |
8 |
3 |
7 |
5 |
4 |
10 |
6 |
8 |
7 |
Задача состоит в выборе наиболее значимого показателя или группы показателей при разных предположениях относительно требований в точности совпадения мнений всех экспертов.
Введем гипотезу доминирования: показатель 1 не хуже показателя 2. Создадим оценки данной гипотезы. Можно выделить 2 множества оценок:
Вводятся 2 оценки: С12- оценка соответствия- отношение количества экспертов, для которых гипотеза выполняется к общему количеству экспертов. С12= 6/10= 0,6
Для построения оценки несоответствия надо сначала вычислить разности оценок экспертов для которых гипотеза не выполняется.
1 |
7 |
8 |
10 |
2 |
3 |
3 |
4 |
Получаем положительные числа. Упорядочим столбцы по убыванию элементов строки разности
10 |
8 |
7 |
1 |
4 |
3 |
3 |
2 |
Введем оценку несоответствия: в данном случае их 3 штуки (4/10 ; 3/10 ; 2/10)
D12(1)= 0,4 -1 порядка
D12(2)= 0,3 – 2 порядка
D12(3)=0,2- 3 порядка
Выбор оценки 1 порядка может не привести к окончательному решению, тогда выбирают 2 оценку и т.д..
Построим матрицу соответствия: слева- показатели относительно которых проверяется гипотеза не хуже, а сверху- стоят показатели относительно каких.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |
1 |
- |
0,6 |
0,8 |
0,5 |
0,5 |
0,6 |
2 |
0,5 |
- |
0,8 |
0,4 |
0,4 |
0,5 |
3 |
0,2 |
0,5 |
- |
0,4 |
0,1 |
0,2 |
4 |
0,6 |
0,6 |
0,9 |
- |
0,5 |
0,5 |
5 |
0,7 |
0,7 |
1 |
0,7 |
- |
0,8 |
6 |
0,4 |
0,7 |
0,9 |
0,6 |
0,3 |
- |
Создадим матрицу несоответствия 1 порядка.(из тех, кто не согласен, берем разницу. И из него максимальное число, и делим его на количество экспертов)
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |
1 |
-- |
0,4 |
0,7 |
0,5 |
0,9 |
0,8 |
2 |
0,7 |
-- |
0,5 |
0,5 |
0,7 |
0,6 |
3 |
0,6 |
0,5 |
-- |
0,5 |
0,7 |
0,5 |
4 |
0,5 |
0,3 |
0,6 |
-- |
0,8 |
0,7 |
5 |
0,2 |
0,4 |
0 |
0,5 |
-- |
0,2 |
6 |
0,6 |
0,2 |
0,1 |
0,5 |
0,6 |
-- |
Создадим матрицу несоответствия 2 порядка.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |
1 |
- |
0,3 |
0,3 |
0,4 |
0,5 |
0,5 |
2 |
0,5 |
- |
0,2 |
0,2 |
0,6 |
0,4 |
3 |
0,5 |
0,4 |
- |
0,4 |
0,5 |
0,3 |
4 |
0,3 |
0,1 |
0 |
- |
0,5 |
0,2 |
5 |
0,1 |
0,2 |
0 |
0,2 |
- |
0 |
6 |
0,3 |
0,2 |
0 |
0,3 |
0,3 |
- |
Для сравнения показателей по нескольким экспертам задают пороговые числа (д- порог не соответствия; с- порог соответствия).
Пусть с=0,7. В матрице соответствия выделяем те элементы, которые больше или равны 0,7
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |
1 |
- |
0,6 |
0,8 |
0,5 |
0,5 |
0,6 |
2 |
0,5 |
- |
0,8 |
0,4 |
0,4 |
0,5 |
3 |
0,2 |
0,5 |
- |
0,4 |
0,1 |
0,2 |
4 |
0,6 |
0,6 |
0,9 |
- |
0,5 |
0,5 |
5 |
0,7 |
0,7 |
1 |
0,7 |
- |
0,8 |
6 |
0,4 |
0,7 |
0,9 |
0,6 |
0,3 |
- |
Матрица несоответствия- рассматриваем только те элементы которые меньше или равны 0,3
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |
1 |
-- |
0,4 |
0,7 |
0,5 |
0,9 |
0,8 |
2 |
0,7 |
-- |
0,5 |
0,5 |
0,7 |
0,6 |
3 |
0,6 |
0,5 |
-- |
0,5 |
0,7 |
0,5 |
4 |
0,5 |
0,3 |
0,6 |
-- |
0,8 |
0,7 |
5 |
0,2 |
0,4 |
0 |
0,5 |
-- |
0,2 |
6 |
0,6 |
0,2 |
0,1 |
0,5 |
0,6 |
-- |