Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:01, курсовая работа
Вполне обоснованно фундаментом эффективного менеджмента и успешного развития бизнеса многие менеджеры считают организационную структуру фирмы, образующую ее некий «скелет». Однако в большинстве российских компаний существующая организационная структура сложилась стихийно, а система управления основана на предыдущем опыте и мировоззрении руководителя и не является оптимальной.
ВВЕДЕНИЕ 2
1 Теоретические основы системы управления
1.1 Организация как объект управления 4
1.2 Система управления предприятием 5
1.3 Методы исследования системы управления на предприятии 6
2 Анализ и оценка эффективности системы управления ИП Веллер А.А
2.1 Организационно-правовая характеристика ИП Веллер А.А 12
2.2 Анализ внешней и внутренней среды предприятия 15
2.3 Оценка эффективности системы управления 17
3 Совершенствование менеджмента предприятия
3.1 Программный подход к формированию стратегии по совершенствованию менеджмента 21
3.2 Оценка ресурсного потенциала компании применительно к программе разработанной стратегии 24
3.3 План реализации проекта 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические основы системы управления
1.1 Организация
как объект управления
1.2 Система управления
предприятием
1.3 Методы исследования системы управления на предприятии 6
2 Анализ и оценка эффективности системы управления ИП Веллер А.А
2.1 Организационно-правовая характеристика ИП Веллер А.А 12
2.2 Анализ внешней
и внутренней среды предприятия
2.3 Оценка эффективности
системы управления
3 Совершенствование менеджмента предприятия
3.1 Программный
подход к формированию стратегии по совершенствованию
менеджмента
3.2 Оценка ресурсного
потенциала компании применительно к
программе разработанной стратегии
3.3 План реализации
проекта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ
СПИСОК
ВВЕДЕНИЕ
Вполне обоснованно фундаментом эффективного менеджмента и успешного развития бизнеса многие менеджеры считают организационную структуру фирмы, образующую ее некий «скелет». Однако в большинстве российских компаний существующая организационная структура сложилась стихийно, а система управления основана на предыдущем опыте и мировоззрении руководителя и не является оптимальной. К тому же, до последнего времени методы построения системы управления характеризовались чрезмерно нормативным характером, недостаточным разнообразием, что приводило к механическому переносу применявшихся в прошлом организационных форм в новые условия. Сами исходные факторы формирования структур зачастую получали слишком узкую трактовку: численность персонала вместо целей организаций; постоянный набор органов вместо изменения их состава и комбинации в разных условиях.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена также рядом противоречий: несоответствием системы управления и организационных структур большинства отечественных фирм современным условиям развития рынка, с одной стороны; необходимостью использования эффективных, научно обоснованных методов проектирования структур управления фирмой для совершенствования управления в целях повышения эффективности деятельности фирмы в целом, с другой стороны; а также накоплением определенного теоретического и практического опыта в области проектирования организационных структур и недостаточным вниманием к этим методам в практике фирм.
Целью курсовой работы является исследование и анализ структуры системы управления ИП Веллер А.А. и формирование предложений по совершенствованию организационной структуры компании.
Исходя из цели, сформулированы основные задачи исследования.
Задача первого раздела – изложить теоретические основы темы. Раскрыть понятие организации как объекта управления, изучить методы исследования системы управления.
Задача второго раздела – решить основную цель данной работы – рассмотреть деятельность конкретного торгового предприятия, созданную там систему управления, выявить слабые места, недостатки в управлении, не позволяющие предприятию значительно улучшить свои экономические показатели.
Задача третьего раздела – разработка мероприятий по управлению изменениями в данном торговом предприятии.
Объектом исследования является система управления организацией.
Предметом исследования являются: принципы, методы проектирования организационной структуры, механизм формирования организационной структуры ИП Веллер А.А.
Предложенные
пути совершенствования структуры
системы управления ИП Веллер А.А. позволят
сократить риск принятия важных решений,
сроки подготовки и реализации управленческих
воздействий, обеспечить контроль исполнения,
повысить общее качество выполнения бизнес-процессов
и, тем самым, увеличить конкурентоспособность
этого хозяйствующего субъекта и обеспечить
стабильное и эффективное развитие компании.
1
Теоретические основы
системы управления
Организации
создаются для удовлетворения разнообразных
потребностей людей и поэтому
имеют самое различное
Это играет большую роль при рассмотрении организаций как объектов управления. Многообразие целей и задач организаций приводит к тому, что для управления их функционированием и развитием требуются специальные знания и искусство, методы и приемы, обеспечивающие эффективную совместную деятельность работников.
Любая организация, вне зависимости от ее конкретного назначения, может быть описана с помощью ряда параметров, среди которых главными являются: целевое назначение, правовая и нормативная основа, ресурсы, процессы и структура, разделение труда и распределение ролей, внешняя среда и система внутренних социальных, а также экономических связей и отношений, отражающих организационную культуру. В соответствии с этим все многообразие организаций подразделяется на классы и виды, каждый из которых объединяет предприятия, однородные по тому или иному критерию.
На основании критерия формализации выделяются: формальные организации, имеющие четко поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи; в эту группу входят все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы; неформальные организации, работающие без четко определенных целей, правил и структур; сюда относят все институты семьи, дружбы, неформальных отношений между людьми.
По формам собственности они могут быть частными, государственными, муниципальными и иными.
По
отношению к прибыли
Система управления – это совокупность приемов методов и факторов, направленных на реализацию поставленных целей и получение конечного результата. Она представляет собой сложную систему элементов (рис.1)
В
разнообразных общественных системах
содержание этих элементов различно.
Корни административно - командной
системы традиционного
Другие общественные системы создали иные системы управления, имеющие свои принципы, методы, цели. Все блоки системы управления и все элементы в блоках между собой взаимосвязаны, изменение одного элемента обязательно приведет в движение все остальные элементы.
Многие закономерности управления являются универсальными и действуют в конкретных условиях разных стран. В работе выделены именно такие, повсеместно применяемые достижения американской управленческой мысли.
Механизм управления включает миссию, цель, задачи, принципы, функции и методы управления. Управление рассматривается на торговом предприятии - объекте управления.
Торговое предприятие представляет собой организацию - группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Все организации в мире создаются с определенной целью и миссией.
Миссия
– это то ради чего создана организация.
У миссии есть финишная черта – это период
времени, если миссия выполнена, организация
прекращает свое существование.
Рис. 1
Наука и практика выработали инструментарий изучения состояния действующей системы управления организацией, построения, обоснование и реализации новой системы – методы исследования системы управления.
Раскроем сущность этих методов.
Системный анализ служит методическим средством системного подхода к решению проблем совершенствования системы управления. Системный подход ориентирует исследователя на раскрытие системы управления в целом и составляющих ее компонентов: целей, функций, организационной структуры, кадров, технических средств управления, информации, методов управления, технологии управления, управленческих решений.
Метод декомпозиции позволяет расчленить сложные явления на более простые. Чем проще элементы, тем полнее проникновение вглубь явления и определение его сущности. Например, систему управления можно расчленить на подсистемы, подсистемы – на функции, функции – на процедуры, процедуры – на операции. После расчленения необходимо воссоздать систему управления как единое целое, т.е. синтезировать. При этом применяется метод декомпозиционного моделирования, где модели могут быть логическими, графическими и цифровыми.
Метод последовательной подстановки позволяет изучить влияние на формирование системы управления каждого фактора в отдельности, под действием которых сложилось ее состояние, исключая действие других факторов. Факторы ранжируются, и отбираются наиболее существенные.
Метод сравнений позволяет сравнивать существующую систему управления организации с подобной системой передовой организации, с нормативным состоянием и состоянием в прошлом периоде. Следует учитывать, что сравнение дает положительный результат при условии сопоставимости систем, их однородности. Расширить границы сопоставимости можно путем исключения факторов несопоставимости. Динамический метод предусматривает расположение данных в динамическом ряду и исключение из него случайных отклонений. Тогда ряд отражает устойчивые тенденции. Этот метол используется при исследовании количественных показателей, характеризующих систему управления» целом.
Метод структуризации целей предусматривает количественное и качественное обоснование целей организации и целей системы управления с точки зрения ее соответствия целям организации. Анализ целей, развертывание их иерархической системы, установление ответственности подразделений за конечные результаты работы, определение их места в системе производства и управления, устранение дублирования в их работе являются важной предпосылкой построения рациональной системы управления. При структуризации должны быть обеспечены взаимосвязь, полнота, сопоставимость целей разных уровней управления организации.
Экспертно-аналитический метод позволяет выявить основные направления совершенствования управления, оценки результатов анализа и причины недостатков. Однако он не всегда обладает высокой точностью и объективностью в связи с тем. Что у экспертов отсутствуют единые критерии оценок. Этот метод наиболее эффективен при многошаговой экспертизе.
Нормативный метод предусматривает применение системы нормативов, которые определяют состав и содержание функций по управлению организацией, тип организационной структуры, критерии построения структуры аппарата управления организацией в целом.
Все шире применяется параметрический метод. Задача этого метода –установление функциональных зависимостей между параметрами элементов производственной системы и системы управления организацией для выявления степени их соответствия.
Метод главных компонент позволяет отразить в одном показателе (компоненте) свойства десятков показателей. Это дает возможность сравнивать не множество показателей одной системы управления организацией с множеством показателей другой подобной системы, а только один (1-ю, 2-ю и 3-ю компоненту).