Исследование систем управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:01, курсовая работа

Краткое описание

Вполне обоснованно фундаментом эффективного менеджмента и успешного развития бизнеса многие менеджеры считают организационную структуру фирмы, образующую ее некий «скелет». Однако в большинстве российских компаний существующая организационная структура сложилась стихийно, а система управления основана на предыдущем опыте и мировоззрении руководителя и не является оптимальной.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2

1 Теоретические основы системы управления
1.1 Организация как объект управления 4

1.2 Система управления предприятием 5

1.3 Методы исследования системы управления на предприятии 6

2 Анализ и оценка эффективности системы управления ИП Веллер А.А

2.1 Организационно-правовая характеристика ИП Веллер А.А 12

2.2 Анализ внешней и внутренней среды предприятия 15

2.3 Оценка эффективности системы управления 17

3 Совершенствование менеджмента предприятия

3.1 Программный подход к формированию стратегии по совершенствованию менеджмента 21

3.2 Оценка ресурсного потенциала компании применительно к программе разработанной стратегии 24

3.3 План реализации проекта 30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35

Файлы: 1 файл

Курсовая ИСО.doc

— 354.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                         2

1 Теоретические основы системы управления                   

1.1 Организация как объект управления                                                           4

1.2 Система управления предприятием                                                            5

1.3 Методы исследования системы управления на предприятии                   6

2 Анализ и оценка эффективности системы управления ИП Веллер А.А

2.1 Организационно-правовая характеристика ИП Веллер А.А                    12

2.2 Анализ внешней и внутренней среды предприятия                                  15

2.3 Оценка эффективности системы управления                                             17

3 Совершенствование менеджмента предприятия

3.1 Программный подход к формированию стратегии по совершенствованию менеджмента                                                                                                         21

3.2 Оценка ресурсного потенциала компании применительно к программе разработанной стратегии                                                                                      24

3.3 План реализации проекта                                                                               30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     32

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК                                                                 35 

 

ВВЕДЕНИЕ 

     Вполне  обоснованно фундаментом эффективного менеджмента и успешного развития бизнеса многие менеджеры считают организационную структуру фирмы, образующую ее некий «скелет». Однако в большинстве российских компаний существующая организационная структура сложилась стихийно, а система управления основана на предыдущем опыте и мировоззрении руководителя и не является оптимальной. К тому же, до последнего времени методы построения системы управления характеризовались чрезмерно нормативным характером, недостаточным разнообразием, что приводило к механическому переносу применявшихся в прошлом организационных форм в новые условия. Сами исходные факторы формирования структур зачастую получали слишком узкую трактовку: численность персонала вместо целей организаций; постоянный набор органов вместо изменения их состава и комбинации в разных условиях.

     Актуальность  выбранной темы исследования обусловлена  также рядом противоречий: несоответствием  системы управления и организационных  структур большинства отечественных  фирм современным условиям развития рынка, с одной стороны; необходимостью использования эффективных, научно обоснованных методов проектирования структур управления фирмой для совершенствования управления в целях повышения эффективности деятельности фирмы в целом, с другой стороны; а также накоплением определенного теоретического и практического опыта в области проектирования организационных структур и недостаточным вниманием к этим методам в практике фирм.

     Целью курсовой работы является исследование и анализ структуры системы управления ИП Веллер А.А. и формирование предложений по совершенствованию организационной структуры компании.

     Исходя  из цели, сформулированы основные задачи исследования.

     Задача  первого раздела – изложить теоретические основы темы. Раскрыть понятие организации как объекта управления, изучить методы исследования системы управления.

     Задача  второго раздела – решить основную цель данной работы – рассмотреть  деятельность конкретного торгового  предприятия, созданную там систему  управления, выявить слабые места, недостатки в управлении, не позволяющие предприятию значительно улучшить свои экономические показатели.

     Задача  третьего раздела – разработка мероприятий  по управлению изменениями в данном торговом предприятии.

     Объектом  исследования является система управления организацией.

     Предметом исследования являются: принципы, методы проектирования организационной структуры, механизм формирования организационной структуры ИП Веллер А.А.

     Предложенные  пути совершенствования структуры  системы управления ИП Веллер А.А. позволят сократить риск принятия важных решений, сроки подготовки и реализации управленческих воздействий, обеспечить контроль исполнения, повысить общее качество выполнения бизнес-процессов и, тем самым, увеличить конкурентоспособность этого хозяйствующего субъекта и обеспечить стабильное и эффективное развитие компании. 

 

1 Теоретические основы  системы управления  

    1. Организация как объект управления
 

     Организации создаются для удовлетворения разнообразных  потребностей людей и поэтому  имеют самое различное назначение, размеры, строение и другие характеристики.

     Это играет большую роль при рассмотрении организаций как объектов управления. Многообразие целей и задач организаций  приводит к тому, что для управления их функционированием и развитием  требуются специальные знания и искусство, методы и приемы, обеспечивающие эффективную совместную деятельность работников.

     Любая организация, вне зависимости от ее конкретного назначения, может  быть описана с помощью ряда параметров, среди которых главными являются: целевое назначение, правовая и нормативная основа, ресурсы, процессы и структура, разделение труда и распределение ролей, внешняя среда и система внутренних социальных, а также экономических связей и отношений, отражающих организационную культуру. В соответствии с этим все многообразие организаций подразделяется на классы и виды, каждый из которых объединяет предприятия, однородные по тому или иному критерию.

     На  основании критерия формализации выделяются: формальные организации, имеющие четко  поставленные цели, формализованные правила, структуру и связи; в эту группу входят все организации бизнеса, государственные и международные институты и органы; неформальные организации, работающие без четко определенных целей, правил и структур; сюда относят все институты семьи, дружбы, неформальных отношений между людьми.

     По  формам собственности они могут  быть частными, государственными, муниципальными и иными.

     По  отношению к прибыли организации  подразделяются на коммерческие и некоммерческие. По размерам организации группируются на крупные, средние и малые.

    1. Система управления предприятием
 

     Система управления – это совокупность приемов методов и факторов, направленных на реализацию поставленных целей и получение конечного результата. Она представляет собой сложную систему элементов (рис.1)

     В разнообразных общественных системах содержание этих элементов различно. Корни административно - командной  системы традиционного советского общества была иерархия, носившая «всеобщий  характер». Все имело какую-то линию  подчинения, вышестоящую инстанцию. Параллельно с этим общество активно использовало и «жесткую» культуру в качестве мощного воздействия на своих членов (идеология, членство в партии). Административно-хозяйственная система была хорошо отлажена и позволяла держать общество и конкретные организации «в узде», добиваясь целей, поставленных сверху, невзирая на издержки, подавляя внешние проявления конфликтов.

     Другие  общественные системы создали иные системы управления, имеющие свои принципы, методы, цели. Все блоки  системы управления и все элементы в блоках между собой взаимосвязаны, изменение одного элемента обязательно приведет в движение все остальные элементы.

     Многие  закономерности управления являются универсальными и действуют в конкретных условиях разных стран. В работе выделены именно такие, повсеместно применяемые достижения американской управленческой мысли.

     Механизм  управления включает миссию, цель, задачи, принципы, функции и методы управления. Управление рассматривается на торговом предприятии - объекте управления.

     Торговое  предприятие представляет собой организацию - группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Все организации в мире создаются с определенной целью и миссией.

     Миссия  – это то ради чего создана организация. У миссии есть финишная черта – это период времени, если миссия выполнена, организация прекращает свое существование. 

Рис. 1

    1. Методы исследования системы управления на предприятии
 

     Наука и практика выработали инструментарий изучения состояния действующей  системы управления организацией, построения, обоснование и реализации новой системы – методы исследования системы управления.

     Раскроем  сущность этих методов.

     Системный анализ служит методическим средством системного подхода к решению проблем совершенствования системы управления. Системный подход ориентирует исследователя на раскрытие системы управления в целом и составляющих ее компонентов: целей, функций, организационной структуры, кадров, технических средств управления, информации, методов управления, технологии управления, управленческих решений.

     Метод декомпозиции позволяет расчленить сложные явления на более простые. Чем проще элементы, тем полнее проникновение вглубь явления и определение его сущности. Например, систему управления можно расчленить на подсистемы, подсистемы – на функции, функции – на процедуры, процедуры – на операции. После расчленения необходимо воссоздать систему управления как единое целое, т.е. синтезировать. При этом применяется метод декомпозиционного моделирования, где модели могут быть логическими, графическими и цифровыми.

     Метод последовательной подстановки позволяет изучить влияние на формирование системы управления каждого фактора в отдельности, под действием которых сложилось ее состояние, исключая действие других факторов. Факторы ранжируются, и отбираются наиболее существенные.

     Метод сравнений позволяет сравнивать существующую систему управления организации с подобной системой передовой организации, с нормативным состоянием и состоянием в прошлом периоде. Следует учитывать, что сравнение дает положительный результат при условии сопоставимости систем, их однородности. Расширить границы сопоставимости можно путем исключения факторов несопоставимости. Динамический метод предусматривает расположение данных в динамическом ряду и исключение из него случайных отклонений. Тогда ряд отражает устойчивые тенденции. Этот метол используется при исследовании количественных показателей, характеризующих систему управления» целом.

     Метод структуризации целей предусматривает количественное и качественное обоснование целей организации и целей системы управления с точки зрения ее соответствия целям организации. Анализ целей, развертывание их иерархической системы, установление ответственности подразделений за конечные результаты работы, определение их места в системе производства и управления, устранение дублирования в их работе являются важной предпосылкой построения рациональной системы управления. При структуризации должны быть обеспечены взаимосвязь, полнота, сопоставимость целей разных уровней управления организации.

     Экспертно-аналитический  метод позволяет выявить основные направления совершенствования управления, оценки результатов анализа и причины недостатков. Однако он не всегда обладает высокой точностью и объективностью в связи с тем. Что у экспертов отсутствуют единые критерии оценок. Этот метод наиболее эффективен при многошаговой экспертизе.

     Нормативный метод предусматривает применение системы нормативов, которые определяют состав и содержание функций по управлению организацией, тип организационной структуры, критерии построения структуры аппарата управления организацией в целом.

     Все шире применяется параметрический метод. Задача этого метода –установление функциональных зависимостей между параметрами элементов производственной системы и системы управления организацией для выявления степени их соответствия.

     Метод главных компонент позволяет отразить в одном показателе (компоненте) свойства десятков показателей. Это дает возможность сравнивать не множество показателей одной системы управления организацией с множеством показателей другой подобной системы, а только один (1-ю, 2-ю и 3-ю компоненту).

Информация о работе Исследование систем управления