Информация и ее роль в принятии управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 15:08, дипломная работа

Краткое описание

Роль и место информации в обеспечении управленческих решений; информация и ее место в управлении предприятием;
информационное обеспечение процесса принятия управленческих решений; информационные технологии в современных условиях и их роль в принятии управленческих решений.

Оглавление

Глава 1 Роль и место информации в обеспечении управленческих решений 8
1.1 Информация и ее место в управлении предприятием 8
1.2 Информационное обеспечение процесса принятия 20
управленческих решений 20
1.3 Информационные технологии в современных условиях и их роль в принятии управленческих решений 32
Глава 2 Анализ информационного обеспечения управленческих решений в ООО «Металлтрейд» 39
2.1 Общая характеристика ООО «Металлтрейд» 39
2.2 Сбор и обработка информации в ООО «Металлтрейд» 51
2.3 Совершенствование информационного обеспечения 62
Заключение 75
Список использованных источников и литературы 78

Файлы: 1 файл

Информация и ее роль .docx

— 179.14 Кб (Скачать)

Для обобщенного анализа  используется SWOT – анализ.

Рассмотрим более подробно каждый из методов.

STEP - анализ можно  проводить в четыре этапа:

    1. Изучение и мониторинг внешней среды с целью обнаружения фактических или потенциальных изменений в социальных, технологических, экономических и политических сферах.
    2. Оценка необходимости и значимости изменений для отрасли, рынков и организации.
    3. Детальный анализ каждого соответствующего изменения и характер их взаимоотношений.
    4. Оценка потенциальных воздействий изменений на рынок, отрасль и компанию.

Составляющие  STEEP-анализа:

  • социодемографическая компонента (фактор);
  • технологическая компонента (фактор);
  • экономическая компонента (фактор);
  • политическая компонента (фактор).[6;с 43]

Выявленные  основные факторы, влияющие на деятельность ООО «Металлтрейд» представлены в табл. 4.

Степень влияния каждого фактора на деятельность предприятия можно рассмотреть с помощью EFAS – анализа, где вес - оценка вероятного воздействия данного фактора на стратегическую позицию предприятия, оценка – специфическая реакция предприятия на фактор (табл.5).

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4

STEP-анализа

Фактор

Описание факторов

Социально-демогра-фический

  • масштабы деятельности потребителей;
  • географическое расположение потребителей продукции;
  • приоритеты населения в определенных видах занятости;
  • отношение людей к образованию и обучению;
  • позицию общества в вопросах коррупции и этики;
  • отношение к кредитам;
  • понимание социальной роли компании в жизни общества.

Технологический

  • развитие науки и техники.

Экономический

  • мировой финансовый кризис;
  • рост цен на энергоносители, сырье и т.д.;
  • процентная ставка по кредиту – 18%;
  • рост уровня инфляции;
  • курс валюты.

Политический

  • государственная поддержка крупных предприятий;
  • политическая стабильность.

Таблица 5

EFAS –анализ внешних факторов ООО «Металлтрейд»

Наименование фактора

Вес

Оценка

Взвешенная оценка

Социодемографический фактор:

     

масштабы деятельности потребителей

0,05

3,5

0,175

  географическое расположение потребителей  продукции ООО «МЕТАЛЛТРЕЙД»

0,05

3

0,15

приоритеты населения в определенных видах занятости

0,04

2

0,08

отношение людей к образованию  и обучению

0,05

3

0,15

позицию общества в вопросах коррупции  и этики

0,03

1

0,03

отношение к кредитам

0,01

1

0,01

понимание социальной роли компании в  жизни общества

0,06

4,2

0,252

Суммарный вес социодемографического фактора:

0,29

-

0,847

Суммарный вес технологического фактора:

0,1

4

0,4

Экономический фактор:

     

мировой финансовый кризис

0,2

2,5

0,5

рост цен на энергоносители, сырье  и т.д.

0,04

3

0,12

процентная ставка по кредиту – 18%

0,04

2

0,08

рост уровня инфляции

0,05

2,4

0,12

курс валюты

0,1

2

0,2

Суммарный вес экономического фактора:

0,43

-

1,02

Политический фактор:

   

0

государственная поддержка крупных  предприятий

0,08

4,5

0,36

политическая стабильность

0,1

4

0,4

Суммарный вес политического фактора:

0,18

-

0,76

Итого

1

-

3,027


И так, в  настоящее время экономическому фактору присвоен вес равный 0,43, так как данный фактор оказывает  непосредственное и сильное влияние  на экономические показатели деятельности предприятия. Влияние данного фактора распространяется и на конечную себестоимость производимой продукции, от которой зависит цена продукции для потребителя, спрос и как следствие прибыль от деятельности предприятия. Вероятность воздействия социального и политического факторов на деятельность предприятия – средняя (вес 0,18-0,29), так как они оказывают опосредованное влияние на предприятие. Технологическому фактору присвоен вес в 0,1, так как для производимой продукции и услуг требуется высокотехнологическое оборудование.

Вывод: наибольшее влияние на деятельность ООО «Металлтрейд» оказывает экономический фактор, среднее – политический и социальный факторы, наименьшее технологический.

Показатель  взвешенной оценки равной 3,027 говорит  о том, что темп изменений внешнего окружения сравним с реакцией предприятия.

SWOT – анализ (Strengths-сильные стороны, Weaknesses-слабые стороны, Opportunities-возможности, Threats-угрозы) – это оценка сильных и слабых сторон компании и ее внешних возможностей и угроз. Этот анализ позволяет быстро оценить стратегическое положение компании.

Основной  принцип гласит: при разработке стратегии  необходимо обеспечить соответствие внутренних возможностей компании (т.е. баланса  ее сильных и слабых сторон) внешней ситуации (т.е. условиям отрасли и конкуренции, возможностям компании на рынке, специфическим внешним угрозам прибыльности и доле  рынка компании).[27;с 45]

Определение сильных сторон. Под сильными сторонами  компании нужно понимать виды деятельности, в которых компания превосходит конкурентов, или особенности, обеспечивающие ей дополнительные конкурентные возможности.

Определение слабых сторон. Под слабыми сторонами  компании понимается отсутствие или недостаточно существенные для конкуренции ресурсы, а также виды деятельности, в которых компания уступает конкурентам, или условия, ставящие ее в неблагоприятное положение.

После выявления  внутренних слабых и сильных сторон компании следует сравнить оба  списка по тому влиянию, которое они могут оказать на стратегию. Разные сильные стороны играют разную роль в достижении успеха в конкурентной борьбе, обеспечении необходимого уровня прибыльности и разработке стратегии. Аналогично, одни слабые стороны могут оказаться роковыми для компании, а другие легко устранить либо компенсировать сильными сторонами. После выявления слабых сторон следует еще раз проанализировать ресурсный потенциал компании, чтобы решить, недостаток каких ресурсов нужно восполнить или компенсировать в первую очередь и как увеличить ресурсный потенциал компании в будущем.

Выявление возможностей компании. Возможности  во многом определяют  стратегию  компании. Стратегия развития, соответствующая  положению компании, создается в  результате оценки всех возможностей и того потенциала роста и прибыльности, который каждая из них обеспечивает. Возможности зависят от условий отрасли; самые привлекательные необходимо использовать, остальные периодически пересматривать. Наиболее выгодны те возможности отрасли, которые обеспечивают максимальный рост прибыли либо максимальные конкурентные преимущества, а также те, которые оптимально соответствуют финансовому положению и организационным возможностям компании.

 Выявление  угроз компании. Некоторые факторы  внешней среды отрицательно влияют на благосостояние компании. Одни внешние факторы риска одинаково угрожают всем действующим на рынке компаниям, другие лишь некоторым. Следовательно, нужно выявить угрозы препятствующие благополучию компании в будущем и разработать меры, способные нейтрализовать или уменьшить их влияние.

SWOT-анализ  показывает, насколько стратегия  компании соответствует ее внутренним ресурсам и рыночным возможностям.

SWOT-анализ имеет управленческую и стратегическую ценность, если сообщает, какие ресурсы и возможности понадобятся компании в будущем для реагирования на новые условия внешней среды и обеспечения удовлетворительной прибыли, есть ли в ресурсной базе компании пробелы, которые нужно заполнить.

SWOT-анализ должен дать исчерпывающее описание состояния компании.

Для анализа  возможностей применения стратегии  диверсификации на основе совпадающих  каналов поставок и распространения  составляется таблица 6.

Таблица 6

SWOT – анализ  ООО «Металлтрейд»

Сильные стороны:

  • Широкий ассортимент продукции.
  • Высокий уровень профессионализма работников.
  • Потребители крупнейшие российский и зарубежные металлургические компании.
  • Усовершенствованные технологические процессы.
  • Развитая система управления персоналом предприятия.

Слабые стороны:

  • Высокие цены на материалы.
  • Недостаточная скорость реакции на изменение рыночной конъюнктуры.
  • Недостаточное внимание обучению персонала.
  • Спад объема производства, как следствие ухудшение финансового положения предприятия.
  • Высокая текучесть кадров.
  • Сбой поставок.
  • Снижение производительности труда.
  • Простой в производстве.

Возможности:

  • Стабильный спрос на продукцию.
  • Спрос на продукцию на зарубежном рынке.
  • Государственная поддержка в виде государственных заказов.
  • Реализация масштабных программ и инфраструктурных проектов (Сочи 2014, программа «Урал промышленный – Урал полярный»)

Угрозы:

  • Усиление конкуренции: проникновение на рынок компаний федерального масштаба.
  • Мировой экономический кризис, как следствие сокращение спроса как в нутрии страны, так и за рубежом.
  • Рост цен на энергоносители, сырье, транспортные услуги.

После того, как проведен SWOT- анализ,  составлена  матрица SWOT  как инструмент комплексного анализа среды (табл. 7). 

 

Таблица 7

Матрица SWOT  ООО «Металлтрейд»

 

Возможности:

  • Спрос на продукцию на зарубежном рынке.
  • Государственная поддержка в виде государственных заказов.
  • Реализация масштабных программ и инфраструктурных проектов (Сочи 2014, программа «Урал промышленный – Урал полярный»)

Угрозы:

  • Усиление конкуренции: проникновение на рынок компаний федерального масштаба.
  • Мировой экономический кризис, как следствие сокращение спроса как в нутрии страны, так и за рубежом.
  • Рост цен на энергоносители, сырье, транспортные услуги.

Сильные стороны:

  • Широкий ассортимент продукции.
  • Высокий уровень профессионализма работников.
  • Потребители крупнейшие российский и зарубежные металлургические компании.
  • Усовершенствованные технологические процессы.
  • Развитая система управления персоналом предприятия.

 

 

 

Привлечение новых потребителей продукции ООО «Металлтрейд».

 

Повышение качества и объема произведенной  и реализованной продукции. Применение ресурсосберегающих технологий.

Слабые стороны:

  • Высокие цены на материалы.
  • Спад объема производства, как следствие ухудшение финансового положения предприятия.
  • Высокая текучесть кадров.
  • Сбой поставок.
  • Снижение производительности труда.
  • Простой в производстве.

 

Увеличение объема реализованной  продукции. Повышение производительности труда.

 

Разработка программы взаимодействия ООО «Металлтрейд» с поставщиками и потребителями, позволяющей выработать взаимовыгодные условия сотрудничества.


Вывод: привлекательными возможностями для российской металлургии  внушает реализация некоторых масштабных программ и инфраструктурных проектов с государственным участием. В частности:

Информация о работе Информация и ее роль в принятии управленческих решений