Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 15:08, дипломная работа
Роль и место информации в обеспечении управленческих решений; информация и ее место в управлении предприятием;
информационное обеспечение процесса принятия управленческих решений; информационные технологии в современных условиях и их роль в принятии управленческих решений.
Глава 1 Роль и место информации в обеспечении управленческих решений 8
1.1 Информация и ее место в управлении предприятием 8
1.2 Информационное обеспечение процесса принятия 20
управленческих решений 20
1.3 Информационные технологии в современных условиях и их роль в принятии управленческих решений 32
Глава 2 Анализ информационного обеспечения управленческих решений в ООО «Металлтрейд» 39
2.1 Общая характеристика ООО «Металлтрейд» 39
2.2 Сбор и обработка информации в ООО «Металлтрейд» 51
2.3 Совершенствование информационного обеспечения 62
Заключение 75
Список использованных источников и литературы 78
Понимая, что
точность прогнозирования спроса зависит
от информации, используемой для анализа
и от методов ее обработки, многие
российские предприятия стараются
получать основную информацию о потребителях
и рынке не только через отдел
маркетинга, но и через сбытовые
структуры. Иногда, в зависимости
от организационной структуры
Финансовый
анализ ассортимента должен проводиться
в финансовых службах. Важно, чтобы
результаты анализа предоставлялись
сотрудникам отдела маркетинга и
сбыта. Эта информация является основой
для дальнейшего анализа
Для получения необходимой информации отдел маркетинга использует различные методы анализа рынка, потребителей и конкурентов. На основании полученных данных строятся прогнозы изменения покупательского спроса.
Степень точности прогноза спроса, показывает эффективность работы отдела маркетинга и сбыта. Вся деятельность предприятия планируется в зависимости от прогноза продаж. Выбрав наиболее выгодные товары и услуги для предприятия, необходимо уточнить целевой сегмент, т.е. определить потребителей, на которых рассчитан выпускаемый продукт, а также ряд других маркетинговых характеристик деятельности предприятия.
Позиционирование товара. Характер восприятия товара целевыми покупателями определяет позиционирование товара. В процессе позиционирования важно оценить потенциальную рентабельность выбираемой позиции. Позиционирование включает в себя несколько элементов: товар; цену; сбыт; продвижение товара (коммуникации).
Ценообразование является одним из наиболее простых и гибких способов определения позиции на рынке.
Продвижение товара — деятельность предприятия по формированию спроса на предлагаемые товары.[43;с 28]
Предприятие
фактически бессильно перед
Внутренняя сторона деятельности предприятия является гораздо более прогнозируемой, а главное — подвластной воле руководства предприятия.
Предприятие не может в большой степени управлять уровнем цены на рынке, поэтому для увеличения получаемой предприятием прибыли основным путем является снижение себестоимости продукции предприятия — т.е. эффективный контроль над издержками.
Первым шагом на пути к установлению такого контроля является создание системы получения оперативной, точной и достоверной информации о деятельности предприятия — системы управленческой отчетности [38;с 28].
Управленческая отчетность представляет собой проблему практически для всех руководителей предприятий, с которыми мы работали - в основном из-за отсутствия соответствующей системы фиксирования, обработки и представления данных, на основе которых принимаются решения. Иногда сведения, получаемые руководством для контроля и принятия решений, формируются из системы налоговой отчетности, наличие которой требуется от всех предприятий по закону. Проблема состоит в том, что эти сведения служат специфическим целям и не отвечают потребностям руководства. Поэтому на многих предприятиях существуют параллельно две системы учета — бухгалтерский и «практический», т.е. служащий обеспечению выполнения повседневных рабочих задач сотрудников и руководителей предприятия. Как правило, такой учет ведется по принципу «снизу-вверх». Сотрудники предприятия для выполнения своей работы фиксируют необходимые им данные (первичную информацию). Когда руководству предприятия нужно получить какие-то сведения о положении дел на предприятии, оно обращается с запросами к менеджерам более низкого уровня, а те, в свою очередь, к исполнителям.
Следствием такого самопроизвольного подхода к формированию системы отчетности является то, что, как правило, возникает конфликт между той информацией, которую хочет получить руководство, и теми данными, которые могут предоставить исполнители. Причина этого конфликта очевидна - на разных уровнях иерархии предприятия требуется разная информация, а при построении системы отчетности «снизу-вверх» нарушается основной принцип построения информационной системы - ориентация на первое лицо. Исполнители обладают либо не теми видами данных, которые нужны руководству, либо нужными данными не с той степенью детализации.
Большинство руководящих работников действительно получают отчеты о работе своих отделов, но эти сведения либо излишне пространны - например, подшивка договоров о продаже вместо сводного отчета с приведением цифр об общем объеме сбыта за указанный период, либо, наоборот, недостаточно полны. Кроме того, сведения поступают с запозданием - например, можно получить сведения о дебиторской задолженности через 20 дней по окончании месяца, а между тем отдел сбыта уже отгрузил товары заказчику с просроченным последним платежом. Неточные данные могут быть причиной неверных решений.
Точные данные, полученные с запозданием, также теряют ценность.
Для того, чтобы руководство предприятия могло получать необходимые ему для принятия управленческих решений данные, необходимо строить систему отчетности «сверху вниз», формулируя потребности верхнего уровня управления и проецируя их на нижние уровни исполнения. Только такой подход обеспечивает получение и фиксирование на самом низшем исполнительском уровне таких первичных данных, которые в обобщенном виде смогут дать руководству предприятия ту информацию, в которой оно нуждается.
Важнейшими требованиями к системе управленческого учета являются своевременность, единообразие, точность и регулярность получения информации руководством предприятия. Эти требования могут быть реализованы при соблюдении ряда простых принципов для построения системы управленческой отчетности:
Очевидно, что
эти требования наиболее полно могут
быть реализованы с помощью
Для управления
информационными ресурсами в
организациях создаются информационные
системы, предназначенные для сбора
первичных данных, их преобразования
в информацию и распространения.
По своей структуре информационная
система – это комплекс, охватывающий
индивидов, процедуры и ресурсы,
причем последние слагаются из цифровой,
графической и видеоинформации,
текстов. В состав информационных ресурсов
принято включать также отношения
между элементами системы, что расширяет
возможности получения
Информационные технологии (ИТ) – это процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах [17;с 31].
Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, (ИТ) – это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами (ИТ) требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их введение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.
Информационная
система (ИС) – это организационно-
ИС является средой, составляющими элементами которой являются компьютеры, компьютерные сети, программные продукты, БД, люди, различного рода технические и программные средства связи и т.д. Хотя сама идея ИС и некоторые принципы их организации возникли задолго до появления компьютеров, однако компьютеризация в десятки и сотни, раз повысила эффективность ИС и расширила сферы их применения.
Реализация функций ИС невозможна без знания ориентированной на нее ИТ. ИТ может существовать и вне сферы ИС. Таким образом, ИТ является более емким понятием, отражающим современное представление о процессах преобразования информации в информационном обществе. В зависимости от конкретной области применения ИС могут очень сильно различаться по своим функциям, архитектуре, реализации.
Информационные системы основываются на информационных технологиях, суть которых – сбор, обработка и распространение (посредством компьютеров и других средств электроники) необходимой для организации информации. Между компьютерами она передается с помощью кабеля, спутниковой связи или телефонных линий. В этом случае компьютеры объединяются в сети (локальные или глобальные), используемые для передачи электронной почты или для посылки запросов в банки данных, создаваемых на различных уровнях управления.[20;с 33]
Информационные системы существуют в разных формах. Простейшая форма – это органы чувств человека, с помощью которых сигналы принимаются из внешней среды. После преобразования в нашем сознании они используются как инструмент (способ) реагирования и воздействия на соответствующий объект. Весьма распространены информационные системы на бумажных носителях, начиная с инструкций и кончая записными книжками. И, наконец, весьма перспективной формой информационных систем, являются компьютеризированные системы, в состав которых включаются электронные средства данных и представления информации. Компьютеризированные информационные системы способны выполнять в сравнении с другими системами больше различных функций, притом намного быстрее и качественнее [32;с 33].
Функции
информационных систем рекомендуется
объединить в пять видов (операционная,
мониторинговая, обеспечения решений,
системы знаний и коммуникационная).
Операционная система занимается ведением
рутинных операций: составление платежной
ведомости; система мониторинга
– обработкой данных и предоставлением
пользователям информации о качестве
продукции, финансовых или иных характеристиках
производственной деятельности. Система
обеспечения решений
Не всегда новейшие информационные технологии оправдывают себя, т. е. не всегда улучшают качество и повышают скорость принятия решений, причем сами технологии здесь не виноваты. Заказчики зачастую плохо предоставляют себе потенциальные возможности современных информационных технологий (так было на первых этапах внедрения компьютеров, но порой случается и сегодня). В результате на сложной технике решаются рутинные задачи, для чего вполне достаточны давно известные простые технологии. Негативно сказывается здесь и недостаток профессионалов в области новейших информационных технологий, в результате чего высокоэффективные и дорогие технические средства находятся в распоряжении руководителей, не имеющих должной подготовки.
Между тем
масштаб компьютеризированных информационных
систем непрерывно ширится. Ныне существуют
системы индивидуальные, локальные,
корпоративные и интер-
Информация о работе Информация и ее роль в принятии управленческих решений