Индивидуальные беседы как форма эффективного делового общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение и анализ видов делового и управленческого общения. Способы общения совершенствовались по мере развития сознания первобытного человека и его трудовой активности.

Оглавление

Введение 3 Глава 1. Деловое общение
1.1 Общение и деловое общение 4
1.2. Роль и значение делового общения 5
Глава 2. Деловое общение. Виды делового общения
2.1 Виды делового общения 7
2.2. Правила ведения бесед и совещаний 8
2.3. Типы собеседника 12
2.4. Факторы повышения эффективности делового общения 14
2.5. Техника телефонных переговоров 16
2.6. Этапы и фазы делового общения 19
2.7. Функции и качества руководителя 22 Заключение 25
Список использованной литературы 28

Файлы: 1 файл

деловое общение.doc

— 152.50 Кб (Скачать)


27

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: «ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА»

 

тема: «ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ БЕСЕДЫ КАК ФОРМА

 

ЭФФЕКТИВНОГО ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ »

 

 

 

                 

 

 

 

2010-2011

                                            Содержание

 

 

 

Введение                                                                                                          3                                         Глава 1. Деловое общение    

1.1 Общение и деловое общение                                                                   4

1.2. Роль и значение делового общения                                                      5   

Глава 2. Деловое общение. Виды делового общения 

2.1 Виды делового общения                                                                           7

2.2. Правила ведения бесед и совещаний                                                      8

2.3. Типы собеседника                                                                                    12

2.4. Факторы повышения эффективности делового общения                  14                                      

2.5. Техника телефонных переговоров                                                          16             

2.6. Этапы и фазы делового общения                                                            19

2.7. Функции и качества руководителя                                                         22 Заключение                                                                                                       25

Список использованной литературы                                                            28

 

 

         

 

 

 

 

 

 

 

                               

 

 

 

Введение

Общение - важнейшая форма взаимодействия людей. Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового результата. Менеджеры расходуют на различные виды общения в среднем 80% своего рабочего времени.

В деловом общении выделяют три взаимосвязанные стороны:

   Коммуникативную (обмен информацией);

   Интерактивную (взаимодействие общающихся);

   Перцептивную (восприятие).

Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей.

Общение представляет собой сложный многосторонний процесс, эффективность которого обеспечивается умением сторон предвидеть и преодолевать барьеры непонимания, прогнозировать поведение партнеров.

Менеджер, не обладающий должной чувствительностью к общению, как правило, много времени и энергии тратит впустую, усиливая недовольство подчиненных. Поэтому руководителю необходимо понимать, что умение общаться – не менее значимый элемент его профессиональной деятельности, чем специальные знания и навыки работы.

Но что означает уметь общаться? Это значит уметь разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними, что предполагает знание психологии общения. В процессе общения люди воспринимают друг друга, обмениваются информацией и взаимодействуют.

Общение – единство трёх сторон: общение как восприятие, общение как коммуникация и общение как взаимодействие.

Целью курсовой работы является изучение и анализ видов делового и управленческого общения. Способы общения совершенствовались по мере развития сознания первобытного человека и его трудовой активности.

1. Деловое общение

1.1. Общение и деловое общение

Особенности делового общения заключаются в том, что партнёр в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта;

общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;

основная задача делового общения – продуктивное сотрудничество. Прагматичный Дж. Рокфеллер, хорошо понимая значение общения для деловой деятельности, говорил: «умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой – либо другой товар в этом мире».

Но что означает уметь общаться? Это значит уметь разбираться в людях и на этой основе строить свои взаимоотношения с ними, что предполагает знание психологии общения. В процессе общения люди воспринимают друг друга, обмениваются информацией и взаимодействуют.

Общение – единство трёх сторон: общение как восприятие, общение как коммуникация и общение как взаимодействие.

Деловой этикет – важнейшая сторона морали профессионального поведения делового человека, предпринимателя. Знание его – необходимое профессиональное качество, которое надо приобретать и постоянно совершенствовать. Почти 70% выгодных для отечественных деловых людей сорвавшихся сделок не состоялись из – за того, что российские бизнесмены не знают правил делового общения и не владеют культурой поведения. Эта цифра подтверждается и мировым опытом. Так, ещё в 1936 г. Дейл Карнеги писал: «Успехи того или иного человека в его финансовых делах процентов на 15 зависят от его профессиональных знаний и процентов на 85 – от его умения общаться с людьми».

              Правила этикета, облачённые в конкретные формы поведения, указывают на единство двух его сторон: морально – этической и эстетической. Первая сторона – это выражение нравственной нормы: предупредительной заботы, уважения, защиты и т.д. Вторая сторона – эстетическая – свидетельствует о красоте, изяществе форм поведения.

Деловой этикет – результат длительного отбора правил и форм наиболее целесообразного поведения, которое способствовало успеху в деловых отношениях.

Какие же правила поведения надо знать предпринимателю? Прежде всего следует помнить, что деловой этикет включает точное соблюдение правил культуры поведения, которая предполагает в первую очередь глубокое уважение человеческой личности. Социальная роль, которую играет тот или иной человек, не должна быть самодавлеющей, не должна она оказывать и гипнотического влияния на делового партнёра. Культурный предприниматель будет в равной степени уважительно относиться и к министру, и к рядовому техническому работнику министерства, президенту компании, фирмы и уборщице офиса, т.е. всем показывать искреннее уважение. Это искреннее уважение должно стать составной частью натуры бизнесмена.

 

1.2 Роль и значение делового общения

Умение общаться с деловым партнером, понимание психологии другого человека, интересов другой организации можно считать одним из определяющих факторов в процессе ведения переговоров. Это умение главенствует не только на деловых переговоров. Если человек умеет побуждать к деятельности других людей, то он состоится в качестве руководителя.

Под деловым общением понимается общение, обеспечивающее успех какого – то общего дела, создающее условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. Деловое общение содействует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, соперниками и конкурентами. Оно предполагает такие способы достижения общих целей, которые не только не исключают, но, наоборот, предполагают также и достижение лично значимых целей, удовлетворение личных интересов. Причем речь идет об интересах физических и юридических лиц.

В политической, предпринимательской, коммерческой иных сферах деятельности важную роль играют деловые беседы и переговоры. Изучением этики и психологии переговорных процессов занимаются не только отдельные исследователи, но и специальные центры, а методика ведения переговоров включается в программы подготовки специалистов различных профилей. Деловые беседы и переговоры осуществляются в вербальной (словесной, устной) форме. Это требует от участников общения не только грамотности, но и следования этике речевого общения. Кроме того, важную роль играет, какими жестами, мимикой мы сопровождаем речь (невербальное общение). Этика делового общения основывается на таких правилах и нормах поведения партнеров, которые, в конечном счете, способствуют развитию сотрудничества, т.е. укрепляют сущностную основу деловых отношений. Смысл этих правил и норм – укрепление взаимного доверия, постоянное информирование партнера о своих намерениях и действиях, исключение обмана и дезориентация партнера. Практика делового общения разработала немало кодексов чести предпринимателя, профессиональных кодексов банкиров и т.п

 

2. Деловое общение. Виды делового общения

2.1 Виды делового общения

              Деловое общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

Деловое общение – это процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом. Деловое общение отличается от общения в широком смысле тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требует своего решения. В деловом общении невозможно прекратить взаимоотношения с партнёром.

Значительную часть делового общения занимает служебное общение, т.е. взаимодействие людей, осуществляемое в рабочее время, в стенах организации.

Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (между партнёрами существует пространственно – временная дистанция).

              Различают два вида делового общения: вербальное и невербальное.

Вербальное общение осуществляется с помощью слов, а не вербальное – информация передаётся позой, жестами, мимикой, взглядами и пр.

Деловое общение реализуется в следующих основных формах: деловая беседа, деловые переговоры, спор, дискуссия, полемика, деловое совещание, публичное выступление, телефонные разговоры, деловая переписка.

Деловая беседа – передача или обмен информацией и мнениями по определённым вопросам или проблемам. Она может предварять переговоры или быть элементом переговорного процесса.

Деловые переговоры - основное средство согласованного принятия решений в процессе общения заинтересованных сторон. Они всегда имеют конкретную цель и направлены на заключение соглашений, сделок, контрактов.

Спор - столкновение мнений, разногласие по какому – либо вопросу, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою точку зрения. Спор реализуется в форме диспута, полемики, дискуссии и пр.

Деловое совещание – способ открытого коллективного обсуждения проблем группой специалистов.

Публичное выступление – передача одним выступающим информации различного уровня широкой аудитории с соблюдением правил и принципов построения речи и ораторского искусства.

Деловая переписка – обобщённое название различных по содержанию документов (письма, уведомления, запросы, подтверждения, извещения, сообщения и пр.).

В деловом общении, особенно во взаимодействии руководителей и подчинённых, используется такие методы воздействия, как поощрение, критика, наказание. При этом необходимо соблюдать основные этические требования (их заслуженность, объективность и осознанность).

 

  2.2. Правила ведения бесед и совещаний

Одной из важнейших форм управленческой деятельности являются деловые встречи (беседы и совещания). Это одна из самых распространённых форм взаимодействия на работе.

Беседы. Менеджер должен уметь вести деловые беседы. От этого во многом зависит успех или неуспех дела. Учённые определили, что при восприятии одного и того же сообщения его эмоциональная насыщенность располагается в следующем убывающем порядке:

индивидуальная беседа;

групповая беседа и слушание выступающих и докладчиков, просмотр кинофильма и телепередачи;

слушание радиопередачи;

чтение типографского и машинописного текста;

чтение рукописного текста.

Правила  построения деловой беседы. Деловые индивидуальные беседы делятся на 2 группы:

беседы свободные и целенаправленные с двусторонним обменом информацией, проходящей без специальной подготовки;

беседы, специально подготовленные и строго регламентированные.

Любая деловая индивидуальная беседа состоит из трёх этапов.

Первый этап – подготовительный. В него входит определение задач беседы и составление её плана; установление времени и выбор места, где будет проходить беседа. Составление плана беседы исходя из её задач – главный раздел этого этапа. Здесь необходимо продумать время беседы, ход беседы, наличие точного и ясного плана беседы, выражение всех мыслей точно и ясно.

Подготовка к беседе. Если на беседу вы пришли впервые, то, войдя, нужно представиться. Нужно постараться запомнить имя, отчество собеседника и, всматриваясь в его лицо, постараться прочесть его взгляд и без слов установить взаимопонимание.

В каждой деловой индивидуальной беседе сложившуюся ситуацию рассматривают с разных точек зрения два человека, и каждый из них считает, что только его точка зрения правильная.

Беседа. Менеджер должен понять, как его собеседник оценивает ситуацию и почему именно так, а не иначе. Необходимо постараться представить полную картину события или обстановки, ориентируясь только на слова собеседника. Нужно уметь слушать и правильно задавать уточняющие и наводящие вопросы, чтобы правильно определить его точку зрения.

Непременным должно быть правило: первое слово за вашим собеседником, знаком он вам или нет. Внимательно слушая его, можно понять, что он хочет. Все уточняющие вопросы, которые задаются в процессе беседы, должны быть предельно конкретны, тактичны и обоснованны. Беседа может иметь сценарий, т.е. строиться по заранее подготовленным вопросам. Первый вопрос должен быть простым и интересным, но не дискуссионным. Есть правило: чем больше человек хочет убедить, тем меньше он должен утверждать. Не следует бояться выказывать эмоции реагируя на слова собеседника. В процессе беседы нужно последовательно проводить основную мысль. Речь собеседника должна быть отчётлива и предельно ясна.

Информация о работе Индивидуальные беседы как форма эффективного делового общения