Деловая беседа

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 23:23, реферат

Краткое описание

Деловое общение условно делится на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда во время общения существует некая пространственно-временная дистанция, то есть письма, телефонные разговоры, деловые записки и т.д.).
Прямое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, косвенное же не обладает таким сильным результатом, в нем непосредственно действует некие социально-психологические механизмы

Файлы: 1 файл

беседа.doc

— 175.00 Кб (Скачать)

                                                 ВВЕДЕНИЕ 

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

Общение является атрибутивным свойством человека,основным способом его жизнедеятельности в обществе. Реализуя свои материальные и духовные потребности,человек посредством общения вступает в разного рода отношения – производственные,политические,нравственные и т.д. Умение строить отношения с людьми,находить к ним подход,расположить их к себе нужно каждому человеку,в том числе и в области профессиональной деятельности1.

Деловое общение — это процесс, при котором происходит обмен деловой информацией и опытом работы, предполагающим достижение определенного результата в совместной работе, решение конкретной задачи или реализацию определенной поставленной цели.

Деловое общение  условно делится на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда во время  общения существует некая пространственно-временная дистанция, то есть письма, телефонные разговоры, деловые записки и т.д.). 
Прямое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, косвенное же не обладает таким сильным результатом, в нем непосредственно действует некие социально-психологические механизмы. В целом деловое общение отличается от неформального тем, что в его процессе ставятся конкретные задачи и конкретные цели, которые требуют определенного разрешения, что не позволяет нам прекратить процесс переговоров с партнером или партнерами по переговорам в любой момент. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Деловое общение почти всегда предполагает некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей.

Существует различные  виды делового общения:

- беседы; 
- переговоры; 
- совещания; 
- публичные выступления, но в своём реферате я рассмотрю один из наиболее часто используемых видов делового общения – деловая беседа

Эта тема,на мой взгляд,актуальна в том,что в нашей стране с каждым годом появляется все больше и больше предприимчивых и способных деловых людей. В то же время опыта предпринимательской деятельности и прежде всего умения вести успешный деловой разговор у них явно недостаточно, что существенно снижает их деловую активность2. Поэтому имеет смысл рассмотреть деловую беседу более подробно, чтобы наметить пути ее более рационального проведения. 

Цель моей работы узнать как можно больше о деловой  беседе,раскрыть особенности и тонкости проведение беседы,показать как должен вести себя деловой человек,ведь умение правильно и адекватно вести себя во время делового общения – одно из основных составляющих успеха делового человека и руководителя. Умение бесконфликтно и продуктивно провести этот процесс является одним из самых необходимым качеств для того, кто хочет достичь успеха в деловой сфере.

В моём реферате мы рассмотрим как правильно подготовится к деловой беседе. 
Деловое общение в наши дни проникает во все сферы общественной жизни.

                    I.     Понятие деловой беседы. 

   Деловая беседа является основной и наиболее распространенной формой делового общения. Практика деловых отношений показывает, что в решении проблем, связанных с межличностным контактом, многое зависит от того, как партнеры (собеседники) умеют налаживать контакт друг с другом.

   Под деловой беседой понимают речевое общение между собеседниками,которые имеют необходимые полномочия от своих организаций и фирм для установления деловых отношений,разрешения деловых проблем или выработки конструктивного подхода к их решению.

  Деловые беседы обладают многими достоинствами, которых лишены собрания, обмен письменной информацией, телефонные разговоры. Они, во-первых, проводятся в тесном контакте, позволяющем сосредоточить внимание на одном собеседнике или очень ограниченной группе людей. Во-вторых, предполагают непосредственное общение. В-третьих, создают условия для установления личных взаимоотношений, которые могут стать впоследствии основой неформальных контактов, т. е. позволяют собеседникам лучше узнать друг друга, что облегчает их общение в дальнейшем3.

  Деловая беседа является наиболее благоприятной и зачастую единственной возможностью убедить собеседника в обоснованности вашей позиции, с тем чтобы он с ней согласился и поддержал ее. Таким образом, одна из главных задач беседы — убедить собеседника принять конкретное предложение.

 Деловая беседа выполняет ряд очень важных функций4. К их числу следует отнести:

  1. Взаимное общение работников из одной деловой сферы.
  2. Совместный поиск,выдвижение и оперативная разработка идей и замыслов.
  3. Контроль и координирование уже начатых мероприятий.
  4. Поддержание деловых контактов.
  5. Стимулирование деловой активности.

К числу целей, требующих проведения деловой беседы, можно отнести, во-первых, стремление одного собеседника посредством слова оказать определенное влияние на другого, вызвать желание у другого человека или группы активно действовать, с тем чтобы изменить существующую деловую ситуацию или деловые отношения, другими словами, создать новую деловую ситуацию или новые деловые отношения между участниками беседы; во-вторых, необходимость выработки руководителем соответствующих решений на основании анализа мнений и высказываний сотрудников,  
В сравнении с другими видами речевой коммуникации деловая беседа обладает следующими преимуществами5:

    - быстротой  реагирования на высказывания  собеседников, способствующей достижению  целей;  
    - повышением компетентности руководителя благодаря учету, критической проверке и оценке мнений, предложений, идей, возражений и критических замечаний, высказанных в беседе;  
    - возможностью более гибкого подхода к предмету обсуждения и понимания контекста проведения беседы, а также целей каждой из сторон.

 

  Деловая беседа — это устный контакт между людьми, связанными отношениями дела. Беседа не монолог, а диалог, поэтому необходимо формулировать вопросы, определения, оценки, чтобы они прямо или косвенно приглашали собеседника высказать свое отношение к изложенному мнению. Благодаря эффекту обратной связи, беседа позволяет руководителю реагировать на высказывания партнера в соответствии с конкретной ситуацией, т.е. с учетом цели, предмета и интересов партнеров,  

               II. Подготовка к деловой беседе.

Безусловно,быть готовым к деловой беседе лучше,чем  быть к ней не готовым. Готовность  к деловой беседе,даже если эта  беседа имеет оперативный характер,даёт психологическое преимущество. При  этом чем меньше времени занимает сама беседа,тем важнее обеспечить это психологическое преимущество.

Подготовка к  деловой беседе, особенно по решению спорных и деликатных вопросов, является трудным и ответственным делом, включает составление плана беседы на основе установления основных задач беседы, поиск подходящих путей для решения этих задач, анализа внешних и внутренних возможностей осуществления плана беседы, прогноза возможного исхода беседы, сбора необходимой информации о будущем собеседнике, отбора наиболее веских аргументов для защиты своей позиции, выбора наиболее подходящей стратегии и тактики общения, а также давление, манипуляцию, просьбы помощи, сотрудничество6.

Планирование  деловой беседы позволяет определить ее конкретные задачи уже в начале подготовки к ней, найти и устранить «узкие» места в беседе, согласовать время ее проведения.

Когда беседа уже  назначена, составляется план ее проведения. Сначала следует определить стоящие  перед вами цели, а затем разработать  стратегию их достижения и тактику  ведения беседы.

Вопросы для подготовки к деловой беседе:

  1. Чётко ли вы представляете цели беседы?
  2. Видите ли конкретный результат?
  3. Как можно будет оценить этот результат?
  4. Какими могут быть цели и мотивы вашего собеседника?
  5. Какие средства вы имеете для достижения поставленной цели?
  6. Какую позицию по отношению к собеседнику вы займёте в ходе беседы?
  7. С помощью каких средств вы узнаете установки и позицию партнёра по общению?
  8. С какими коммуникативными барьерами можете столкнуться?
  9. Если в ходе беседы возникнут противоречия,как вы их будете снимать?
  10. Какую аргументацию предложите собеседнику?
  11. Как обеспечите согласование мнений?
  12. Как вы будете управлять собой,если партнёр своими репликами (или поведением) вызовет у вас раздражение?
  13. Каковы интересы  вашего партнёра?
  14. Чего ни в коем случае нельзя допускать в этой беседе?7

    При подготовке к беседе не всегда можно всё тщательно организовать и подготовить,дать ответы на все поставленные вопросы. Но это не обязательно. Нужно просто ответить хотя бы на некоторые вопросы,на те,на которые можете и это даст некоторую психологическую поддержку:

  • Психологический настрой на деловую беседу.
  • Зараннее знание возможных слабых мест собеседника.
 

                 III.    Этапы деловой беседы:

1. Первый этап деловой беседы - начало, сбор первичной                       информации.

Нередко в деловой  беседе мы упускаем один из важнейших  ее этапов - начало, либо считаем его  малозначимым. Следствием этого выступает  непонимание собеседников друг с другом.

Задачи этого  этапа беседы следующие:

— установление контакта с собеседником;

— создание рабочей атмосферы;

— привлечение внимания к предстоящему деловому разговору.

Начальный этап беседы имеет прежде всего психологическое  значение. Первые фразы часто решающим образом воздействуют на собеседника, т. е. на его решение выслушивать вас дальше или нет. Любая деловая беседа начинается со вступительной части, на которую отводится до 10-15% времени. Она необходима для создания атмосферы взаимопонимания между собеседниками и снятия напряженности8. 

Вводная часть  в деловой беседе нужна, чтобы:

1. Собрать информацию о собеседнике;
2. Завоевать доверие, установить контакт;
3. Привлечь внимание к себе или к обсуждаемой проблеме;
4. Завоевать инициативу.

Для того чтобы  деловая беседа была эффективной, нужно  соблюдать некоторые условия.

В начале деловой  беседы нужно избегать:

 
  • Извинений как проявления неуверенности;
 
  • Критики, т.к. она заставляет собеседника  защищаться, рассматривая вас как  противника;
 
  • Пренебрежения ("Ну что у вас там?!"; "Я  случайно пробегал мимо...");
 
  • Оценок ("По-моему, Вам следует обратить внимание на другой аспект", "Мне думается, что этот вопрос имеет для вас  большое значение" и т.д.), поскольку  оценки выводят беседу на стадию контраргументации и сужают, вследствие этого, поле переговоров.

Если  противоречить этим пунктам,то беседа может закончится, так и не начавшись, поскольку первоначальные фразы были слишком незначительными.

                           Как же можно начать деловую беседу?9

 
  1. Начинайте деловую беседу с улыбки;
 
  1. С позитивного.
 
  1. Можно обратиться к собеседнику за советом;
 
  1. Первые  слова должны быть особенно четкими, сжатыми и ясными;
 
  1. Можно использовать метод зацепки (какое-либо событие, сравнение или пример, связанный с темой предстоящей беседы);
 
  1. Можно начать с постановки множества вопросов по проблемам, затрагивающим предмет  разговора.

Информация о работе Деловая беседа