Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 08:32, дипломная работа
Цель дипломной работы: анализ эволюции термина "предпринимательство", сущностное раскрытие видов и форм предпринимательской деятельности, опыт зарубежных стран в государственном регулировании частного предпринимательства, также исследование перспектив и направлении для развития малого бизнеса в Казахстане на примере города Алматы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… …3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.Предпринимательство: сущность, эволюция становления…….……5
2.Роль предпринимательства в экономике страны………………….…8
3.Государственное регулирование предпринимательства: основы и принципы…………………………………………………….………………….16
2 ЗАРУБЕЖНЫЙ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1 Государственное регулирование предпринимательства на примере России, США, Японии……………………………………………………..………25
2.2 Основные элементы системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса……………………………………………………………………32
2.3 Инфраструктура поддержки малого бизнеса в Республики Казахстан……………………………………….…………………………….....…..39
3 ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА АЛМАТЫ
3.1 Перспективы и направления для развития малого и среднего бизнеса в городе Алматы……………………………...……………………………...........….46
3.2 Программа развития предпринимательства в г. Алматы……….……...49
3.3 Стратегия развития предпринимательства в Послании Президента Республики Казахстан……………………………………………………….….....54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...................58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..…………………..…..61
-
всех видов инновационного
-
проектов, имеющих высокий
- проектов, направленных на выпуск продукции массового спроса и создающих конкурентную среду на потребительском рынке и проектов, имеющих долевое внебюджетное финансирование;
-
проектов международных и
-
проектов, направленных на активизацию
межрегиональных деловых
Основными исполнителями таких программ должны являться как органы государственной власти и управления, так и фонды поддержки предпринимательства, специализированные лизинговые компании,, агентства (центры) по развитию предпринимательства, осуществляющие консультационные услуги, информационные и маркетинговые центры, обучающие организации, технопарки, бизнес-инкубаторы, предпринимательские объединения.
Развитие инфраструктуры. Целью формирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является создание благоприятных условий для его развития путем обеспечения комплексной и адресной поддержки малых предприятий в различных направлениях [15]:
-
обеспечение предпринимателей
- обеспечение подготовки кадров для малого бизнеса;
-
создание единого
-
продвижение товаров малых
-
налаживание различных форм
-
распространение передового
Комплексная
(интегральная) поддержка. Интегральная
поддержка предпринимательства предполагает
развитие различных форм бизнес-инкубирования,
включая технопарки, сервисные, деловые
и инновационные центры, промышленные
зоны, с целью снижения рисков при создании
или расширении предприятий МСБ путем
предоставления предпринимателям комплексных
обучающих, информационно-
Существует широкий
спектр консультационных услуг для
новых и развивающихся
Потребность МСБ в деловых консультационных услугах обычно имеет отношение к одной из восьми областей, критических для развития предприятий: юридическая, бухгалтерский учет, финансы, маркетинг, производство, человеческие ресурсы, стратегические вопросы и общий менеджмент. В то же время специфические нужды индивидуальных клиентов в значительной степени различаются в зависимости от их образования, уровня управленческой подготовки и предыдущего делового опыта работы в частном секторе. В результате предоставление этих услуг должно быть достаточно гибким, чтобы удовлетворить широкий спектр потребностей разных мелких предприятий.
В рамках
У субъектов МСБ есть потребности в поддержке, которые лучше всего решать путем консалтинга, но они также нуждаются в обучении и повышении профессионального мастерства. Развитие всесторонней коммерческой инфраструктуры поддержки бизнеса для малых предприятий требует тесной координации между обучением и консультированием, которые должны быть доступны на местном и региональном уровнях. Оно также требует консультантов и преподавателей, которые обладают пониманием и опытом решения проблем менеджмента, с которыми сталкиваются владельцы малых и средних предприятий по сравнению с владельцами крупных предприятий [16].
Что касается бизнес-инкубаторов, то основная цель их создания направлена на помощь предпринимателям в организации своих предприятий, упрощая и удешевляя этот процесс. Они часто включают в себя совместное пользование помещением, административными и коммуникационными услугами и, в зависимости от конкретных обстоятельств, могут ассоциироваться с университетами, технологическими парками и др.
Преимущество
бизнес-инкубаторов для
Очевидно, что бизнес-инкубаторы нацелены на помощь предпринимателям при организации и развитии предприятий. Однако, основные цели бизнес-инкубаторов разнообразны. Среди них: борьба с безработицей, расширение инфраструктуры, коммерциализация университетских исследований, модернизация технологических мощностей фирм в конкретных областях, также предоставление защищенного поля деятельности предпринимателей в тех областях, где преступность является сдерживающим фактором развития бизнеса.
Бизнес-инкубаторы могут сыграть важную роль в политике помощи малому предпринимательству, предлагая механизм, с помощью которого предприниматели, выдвигающие хорошие деловые идеи, могут получить материальную, организационную и консультационную поддержку для разработки своих деловых предложений и успешного вхождения их предприятий в рынок.
Оказание непрерывной помощи в период бизнес-инкубации от первичной идеи до первого коммерческого успеха является важным принципом развития инновационных предприятий. В дополнение к этому, предоставляя помощь в создании новых предприятий в зарождающихся секторах, бизнес-инкубаторы вносят важный вклад в экономическое развитие, способствуя процессу экономической перестройки. Это особенно важно, когда деятельность инкубатора концентрируется на помощи новым предприятиям в секторах на технологической основе, когда время на разработку идей и внедрения ее в рынок достаточно продолжительно, а коммерческий риск высок.
В этом смысле бизнес-инкубаторы являются важным элементом инфраструктуры, необходимым для поддержки развития и коммерциализации новых производственных технологий, дополняя действия других учреждений, имеющих дело с правами на интеллектуальную собственность и подготовкой патентов [18].
Создание благоприятных условий внешней среды для предприятий малого и среднего бизнеса (усовершенствование законодательно-нормативной базы, налоговой, административной системы). На малое предпринимательство в определенной степени оказывают влияние факторы внешней среды, поэтому существует объективная необходимость в создании благоприятной совокупности внешних факторов, которая предполагает [19]:
-
формирование самостоятельной
- изменение налоговой системы в отношении субъектов малого предпринимательства;
-
минимизацию административно-
- обеспечение безопасности и защиты личности и собственности;
-
повышение роли объединений
-
формирование благоприятного
-
обеспечение научного подхода
к решению проблем малого
-
распространение
Финансовая поддержка. Для начинающих предпринимателей финансовая поддержка и повышение эффективности деятельности малых предприятий должна осуществляться за счет использования следующих финансовых механизмов[20]:
∙ льготные кредиты (займы) субъектам малого предпринимательства (в т.ч. через фонды поддержки малого предпринимательства);
∙ лизинг и аренда оборудования;
∙ гарантии по кредитам, выдаваемым малым предприятиям финансовыми организациями;
∙ венчурное финансирование инновационных проектов малого предпринимательства;
∙ компенсации снижения процентной ставки по банковским кредитам;
∙ развитие и поддержка механизмов самофинансирования;
∙ привлечение зарубежных инвестиций.
Имущественная поддержка. Должна быть направлена на решение острой проблемы производственных помещений для МСБ, должна предполагать принятие следующего комплекса мер [21]:
-
законодательная установка
- создание специализированных фондов нежилых помещений для размещения МСБ и организаций его инфраструктуры;
- развитие практики создания с государственным финансовым и имущественным участием объектов интегральной поддержки МСБ (бизнес-инкубаторов, технопарков, промышленных зон и др.);
Государственная гарантия. Основная цель системы государственной гарантии заключается в стимулировании государством банков и лизинговых компаний к предоставлению финансирования МСБ, частично гарантируя эти инвестиции. Без такого вмешательства кредиты либо не предоставлялись вовсе, либо предоставлялись под такой процент, который поставил бы предприятие, получившее кредит, в трудное положение.
В отсутствие гарантийного фонда банки вынуждены переносить стоимость риска на кредитный процент через увеличение процентной ставки по займам, предоставленных в отчетный период, чтобы покрыть общую сумму потерь, которые они понесут в случае судебных разбирательств по этим займам. Эту стоимость, таким образом, частично принимает на себя государственный гарантийный фонд – так, чтобы оставшаяся стоимость риска была приемлема и для банков, и для предпринимателей. Субсидии, которые государство предоставляет таким образом, в принципе намного меньше, чем бюджетная выгода, извлекаемая государством из ожидаемого экономического развития предприятий, получивших инвестиции.
В таких партнерских отношениях между государством и банками государственная поддержка играет стимулирующую роль, но не подменяет собой банковскую систему.
Общий порядок функционирования системы государственной гарантии [21]: