Государственное регулирование частного предпринимательства в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 08:32, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: анализ эволюции термина "предпринимательство", сущностное раскрытие видов и форм предпринимательской деятельности, опыт зарубежных стран в государственном регулировании частного предпринимательства, также исследование перспектив и направлении для развития малого бизнеса в Казахстане на примере города Алматы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… …3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.Предпринимательство: сущность, эволюция становления…….……5
2.Роль предпринимательства в экономике страны………………….…8
3.Государственное регулирование предпринимательства: основы и принципы…………………………………………………….………………….16


2 ЗАРУБЕЖНЫЙ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

2.1 Государственное регулирование предпринимательства на примере России, США, Японии……………………………………………………..………25

2.2 Основные элементы системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса……………………………………………………………………32

2.3 Инфраструктура поддержки малого бизнеса в Республики Казахстан……………………………………….…………………………….....…..39

3 ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА АЛМАТЫ

3.1 Перспективы и направления для развития малого и среднего бизнеса в городе Алматы……………………………...……………………………...........….46

3.2 Программа развития предпринимательства в г. Алматы……….……...49

3.3 Стратегия развития предпринимательства в Послании Президента Республики Казахстан……………………………………………………….….....54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...................58

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..…………………..…..61

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА (распечатать).doc

— 474.50 Кб (Скачать)
gn="justify">    - начинающих предпринимателей, в особенности молодежи и социально незащищенных групп населения;

    - всех видов инновационного бизнеса,  главным образом, высокотехнологичных  и интеллектуальных отраслях;

    - проектов, имеющих высокий мультипликативный  эффект и бюджетную отдачу;

    - проектов, направленных на выпуск продукции массового спроса и создающих конкурентную среду на потребительском рынке и проектов, имеющих долевое внебюджетное финансирование;

    - проектов международных и донорских  организаций, направленных на  развитие предпринимательства;

    - проектов, направленных на активизацию  межрегиональных деловых связей  и экспорт продукции, а также  проектов направленных на импортозамещение.

          Основными исполнителями  таких программ должны являться как  органы государственной власти и  управления, так и фонды поддержки предпринимательства, специализированные лизинговые компании,, агентства (центры) по развитию предпринимательства, осуществляющие консультационные услуги, информационные и маркетинговые центры, обучающие организации, технопарки, бизнес-инкубаторы, предпринимательские объединения.

    Развитие  инфраструктуры. Целью формирования инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является создание благоприятных условий для его развития путем обеспечения комплексной и адресной поддержки малых предприятий в различных направлениях [15]:

    - обеспечение предпринимателей квалифицированными  информационно-консультационными услугами  по различным аспектам ведения  бизнеса;

    - обеспечение подготовки кадров  для малого бизнеса;

    - создание единого информационного  пространства для предпринимателей;

    - продвижение товаров малых предприятий  на внутренний и внешний рынки;

    - налаживание различных форм производственной  кооперации и делового сотрудничества;

    - распространение передового опыта  в оказании сервисных услуг  бизнесу.

    Комплексная (интегральная) поддержка. Интегральная поддержка предпринимательства предполагает развитие различных форм бизнес-инкубирования, включая технопарки, сервисные, деловые и инновационные центры, промышленные зоны, с целью снижения рисков при создании или расширении предприятий МСБ путем предоставления предпринимателям комплексных обучающих, информационно-консультационных, консалтинговых, финансово-имущественных, сервисных, маркетинговых, патентных и иных услуг, необходимых для эффективного ведения бизнеса.

          Существует широкий  спектр консультационных услуг для  новых и развивающихся предприятий  и многие способы оказания этих услуг. В то же время потребность фирм в таких услугах может варьироваться в зависимости от степени их развития, сектора и месторасположения. В этом отношении можно сделать важное разграничение между потребностями фирм в поддержке во время образования предприятия и стадии, предшествующей этому, и потребностью в поддержке, которую испытывают уже существующие малые предприятия, в данном случае их потребности более конкретизированы. В этом отношении бизнес-инкубаторы обладают важным потенциалом для предоставления поддержки новым предприятиям в период их образования и исключительно важный период становления. Вследствие этого любое политическое действие в этой области должно основываться на тщательном анализе потребностей малого и среднего бизнеса в поддержке и возможного ряда консультационных услуг, требуемых для удовлетворения этих нужд [15].

          Потребность МСБ  в деловых консультационных услугах обычно имеет отношение к одной из восьми областей, критических для развития предприятий: юридическая, бухгалтерский учет, финансы, маркетинг, производство, человеческие ресурсы, стратегические вопросы и общий менеджмент. В то же время специфические нужды индивидуальных клиентов в значительной степени различаются в зависимости от их образования, уровня управленческой подготовки и предыдущего делового опыта работы в частном секторе. В результате предоставление этих услуг должно быть достаточно гибким, чтобы удовлетворить широкий спектр потребностей разных мелких предприятий.

           В рамках перечисленных  категорий существуют более конкретные  потребности малых и средних  предприятий, которые, по данным  исследований, обычно фокусируются  на получении помощи для поиска потенциальных клиентов, получения кредитов от региональных организаций поддержки бизнеса, поиска партнеров и получения информации по ряду вопросов. Среди этих вопросов – информация о потенциальных источниках кредитования, новых технологиях и ноу-хау, товарах, услугах и их рыночных ценах, изучении рынка, подготовки и обучении.

          У субъектов МСБ  есть потребности в поддержке, которые  лучше всего решать путем консалтинга, но они также нуждаются в обучении и повышении профессионального  мастерства. Развитие всесторонней коммерческой инфраструктуры поддержки бизнеса для малых предприятий требует тесной координации между обучением и консультированием, которые должны быть доступны на местном и региональном уровнях. Оно также требует консультантов и преподавателей, которые обладают пониманием и опытом решения проблем менеджмента, с которыми сталкиваются владельцы малых и средних предприятий по сравнению с владельцами крупных предприятий [16].

          Что касается бизнес-инкубаторов, то основная цель их создания направлена на помощь предпринимателям в организации своих предприятий, упрощая и удешевляя этот процесс. Они часто включают в себя совместное пользование помещением, административными и коммуникационными услугами и, в зависимости от конкретных обстоятельств, могут ассоциироваться с университетами, технологическими парками и др. 

      Преимущество  бизнес-инкубаторов для предпринимателей включает снижение первичных затрат на помещения, накладных расходов путем  совместной оплаты административных и  коммуникационных услуг, положительные последствия взаимодействия с другими предприятиями инкубатора и приобретение опыта общения с государственными учреждениями. Обычно предприниматели могут пользоваться инкубаторами ограниченный период времени [17].

      Очевидно, что бизнес-инкубаторы нацелены на помощь предпринимателям при организации и развитии предприятий. Однако, основные цели бизнес-инкубаторов разнообразны. Среди них: борьба с безработицей, расширение инфраструктуры, коммерциализация университетских исследований, модернизация технологических мощностей фирм в конкретных областях, также предоставление защищенного поля деятельности предпринимателей в тех областях, где преступность является сдерживающим фактором развития бизнеса.

      Бизнес-инкубаторы могут сыграть важную роль в политике помощи малому предпринимательству, предлагая механизм, с помощью которого предприниматели, выдвигающие хорошие деловые идеи, могут получить материальную, организационную и консультационную поддержку для разработки своих деловых предложений и успешного вхождения их предприятий в рынок.

      Оказание  непрерывной помощи в период бизнес-инкубации  от первичной идеи до первого коммерческого успеха является важным принципом развития инновационных предприятий. В дополнение к этому, предоставляя помощь в создании новых предприятий в зарождающихся секторах, бизнес-инкубаторы вносят важный вклад в экономическое развитие, способствуя процессу экономической перестройки. Это особенно важно, когда деятельность инкубатора концентрируется на помощи новым предприятиям в секторах на технологической основе, когда время на разработку идей и внедрения ее в рынок достаточно продолжительно, а коммерческий риск высок.

В этом смысле бизнес-инкубаторы являются важным элементом инфраструктуры, необходимым  для поддержки развития и коммерциализации новых производственных технологий, дополняя действия других учреждений, имеющих дело с правами на интеллектуальную собственность и подготовкой патентов [18].

Создание  благоприятных условий  внешней среды  для предприятий  малого и среднего бизнеса (усовершенствование законодательно-нормативной базы, налоговой, административной системы). На малое предпринимательство в определенной степени оказывают влияние факторы внешней среды, поэтому существует объективная необходимость в создании благоприятной совокупности внешних факторов, которая предполагает [19]:

    - формирование самостоятельной законодательной  и нормативной базы, основанной  на учете специфических условий  деятельности субъектов малого  предпринимательства и их отношений  с органами власти и другими хозяйствующими субъектами;

    - изменение налоговой системы  в отношении субъектов малого  предпринимательства;

    - минимизацию административно-разрешительной  и контролирующей практики, устранение  бюрократических барьеров, препятствующих  развитию действующих и выходу на рынок новых малых предприятий;

    - обеспечение безопасности и защиты личности и собственности;

    - повышение роли объединений предпринимателей  в процессе регулирования предпринимательской  деятельности и принятии решений  на всех уровнях власти по  всем вопросам, затрагивающим интересы малого бизнеса;

    - формирование благоприятного общественного  мнения и популяризация идей  предпринимательства;

    - обеспечение научного подхода  к решению проблем малого бизнеса  на основе достоверных сведений  о его состоянии и тенденциях развития;

    - распространение отечественного  и зарубежного опыта поддержки  малого предпринимательства.

    Финансовая  поддержка. Для начинающих предпринимателей финансовая поддержка и повышение эффективности деятельности малых предприятий должна осуществляться за счет использования следующих финансовых механизмов[20]:

     льготные кредиты (займы) субъектам малого предпринимательства (в т.ч. через фонды поддержки малого предпринимательства);

     лизинг и аренда оборудования;

     гарантии по кредитам, выдаваемым малым предприятиям финансовыми организациями;

     венчурное финансирование инновационных проектов малого предпринимательства;

     компенсации снижения процентной ставки по банковским кредитам;

     развитие и поддержка механизмов самофинансирования;

     привлечение зарубежных инвестиций.

    Имущественная поддержка. Должна быть направлена на решение острой проблемы производственных помещений для МСБ, должна предполагать принятие следующего комплекса мер [21]:

    - законодательная установка порядка  и условий проведения специализированных конкурсов на приобретение и аренду объектов недвижимости, участниками которых могут быть только МСБ;

    - создание специализированных фондов нежилых помещений для размещения МСБ и организаций его инфраструктуры;

    - развитие практики создания с государственным финансовым и имущественным участием объектов интегральной поддержки МСБ (бизнес-инкубаторов, технопарков, промышленных зон и др.);

    Государственная гарантия. Основная цель системы государственной гарантии заключается в стимулировании государством банков и лизинговых компаний к предоставлению финансирования МСБ, частично гарантируя эти инвестиции. Без такого вмешательства кредиты либо не предоставлялись вовсе, либо предоставлялись под такой процент, который поставил бы предприятие, получившее кредит, в трудное положение.

          В отсутствие гарантийного фонда банки вынуждены переносить стоимость риска на кредитный процент через увеличение процентной ставки по займам, предоставленных в отчетный период, чтобы покрыть общую сумму потерь, которые они понесут в случае судебных разбирательств по этим займам. Эту стоимость, таким образом, частично принимает на себя государственный гарантийный фонд – так, чтобы оставшаяся стоимость риска была приемлема и для банков, и для предпринимателей. Субсидии, которые государство предоставляет таким образом, в принципе намного меньше, чем бюджетная выгода, извлекаемая государством из ожидаемого экономического развития предприятий, получивших инвестиции.

          В таких партнерских  отношениях между государством и  банками государственная поддержка играет стимулирующую роль, но не подменяет собой банковскую систему.

    Общий порядок функционирования системы  государственной гарантии [21]:

Информация о работе Государственное регулирование частного предпринимательства в Республике Казахстан