Государственное регулирование частного предпринимательства в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 08:32, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: анализ эволюции термина "предпринимательство", сущностное раскрытие видов и форм предпринимательской деятельности, опыт зарубежных стран в государственном регулировании частного предпринимательства, также исследование перспектив и направлении для развития малого бизнеса в Казахстане на примере города Алматы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… …3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.Предпринимательство: сущность, эволюция становления…….……5
2.Роль предпринимательства в экономике страны………………….…8
3.Государственное регулирование предпринимательства: основы и принципы…………………………………………………….………………….16


2 ЗАРУБЕЖНЫЙ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

2.1 Государственное регулирование предпринимательства на примере России, США, Японии……………………………………………………..………25

2.2 Основные элементы системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса……………………………………………………………………32

2.3 Инфраструктура поддержки малого бизнеса в Республики Казахстан……………………………………….…………………………….....…..39

3 ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА АЛМАТЫ

3.1 Перспективы и направления для развития малого и среднего бизнеса в городе Алматы……………………………...……………………………...........….46

3.2 Программа развития предпринимательства в г. Алматы……….……...49

3.3 Стратегия развития предпринимательства в Послании Президента Республики Казахстан……………………………………………………….….....54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...................58

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..…………………..…..61

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА (распечатать).doc

— 474.50 Кб (Скачать)

    Большое значение в системе управляющего воздействия имеют конкретные формы и методы взаимоотношений администрации с предпринимательством, механизм его поддержки. Одна из основных форм помощи в развитии предпринимательства, особенно на начальной стадии, - предоставление субъектам предпринимательства кредитов. Кредиты могут предоставляться непосредственно администрацией из бюджета и внебюджетных средств, либо через банки, в том числе в порядке долевого участия, исходя из целесообразности развития на территории той или иной сферы предпринимательства [11].

    Важной  сферой регулирования является применение финансовых методов в отношении  тех рыночных структур, которые работают с предприятиями малого бизнеса. Здесь может применяться снижение ставки налогообложения организаций, кредитующих малые предприятия, предоставление им со стороны местной администрацией финансовых гарантий. В качестве гарантий администрацией могут быть использованы финансовые средства бюджета, объекты муниципальной собственности, недвижимости.

    Деятельность  субъектов предпринимательства во многом зависит от действий федеральных органов исполнительной власти. Без специальных мер государственной поддержки развитие предпринимательства невозможно. Федеральный Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 12 мая 1995 г.:

     - закрепляет реализацию установленного  Конституцией РФ права граждан  на свободное использование своих  способностей и имущества для  осуществления предпринимательской  и иной, не запрещенной законом  деятельности;

    - определяет общие положения в области государственной поддержки и развитии  предпринимательства в РФ;

    - устанавливает формы и методы  государственного стимулирования  и регулирования деятельности  субъектов малого предпринимательства. 

    Государственная поддержка предпринимательства сдерживается макроэкономическими условиями. Основные мероприятия данных программ направлены, прежде всего, на разрешение проблем, сдерживающих развитие предпринимательства, таких, как:

    ־ несовершенство системы налогообложения;

    ־нестабильность бюджетного финансирования федеральной и региональных программ поддержки малого предпринимательства;

    ־ неразвитость механизмов финансово - кредитной  поддержки и страхования рисков малых предприятий; отсутствие механизмов самофинансирования (кредитные союзы, общества взаимного страхования и др.);

    ־ ограничение доступа малых предприятий  к производственным мощностям и  имуществу реструктуризируемых  предприятий;

    ־ отсутствие надежной социальной защищенности и безопасности предпринимателей;

    ־ организационные проблемы взаимодействия малого бизнеса с рынком и с государственными структурами;

    ־ административные барьеры на пути развития малого предпринимательства.

    Господдержка  малого бизнеса в  США

    Господдержка  малого бизнеса в США входит в  компетенцию специальной государственной организации — Администрации по делам малого бизнеса (АМБ), созданной Конгрессом США в 1953 г.

    Агентство АМБ проводит государственную политику в отношении малого бизнеса и  реализует различные программы  поддержки малого бизнеса, направленные на оказание финансовой, технической, консультационной и юридической помощи малым предприятиям на всех этапах их развития,  также содействовать в получении правительственных заказов и заключении контрактов с крупными предприятиями.

    Малому  бизнесу предоставляются прямые и гарантированные займы. Прямые ссуды мелкие фирмы получают на определенный срок, но под более низкие процентные ставки, чём при получении кредита на частном рынке капитала. При выдаче гарантированных займов АМБ предоставляет кредиторам (частным банкам, торговым компаниям, страховым фирмам, пенсионным фондам) государственные гарантии на часть ссужаемого капитала (до 90%), что снижает риск кредитования.

     Еще одной мерой поощрения частной  инициативы являются налоговые и  амортизационные льготы.

     Федеральные власти уделяют стимулированию развития инновационного малого бизнеса как путем выделения грантов, так и посредством заключения контрактов на разработку новой продукции и технологий.

     Сфера малого бизнеса представляет собой  уникальный механизм активизации социально-экономической жизни американского общества. В малом бизнесе страны занято более 62 млн. человек (50% всех работающих в частном секторе), которые создают свыше 50% ВВП страны и производят более 30% экспортной продукции. При этом в течение последних 15 лет в секторе малого бизнеса было создано 64% всех новых рабочих мест. Приведённые факты подтверждают высокую значимость малого бизнеса для обеспечения устойчивого развития страны. Это обстоятельство и лежит в основе государственной политики в отношении малого бизнеса изложенной в «Законе о малом бизнесе».

     Ввиду известных особенностей малого бизнеса (ограниченность ресурсов, высокая  приспособляемость, ориентированность  на местные рынки и мн. др.), потребности  малых предприятий постоянно  изменяются в зависимости от уровня их развития, вида деятельности, конъюнктуры рынка и складывающейся экономической ситуации. Для обеспечения устойчивого и гармоничного развития малого предпринимательства в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры, государство непрерывно осуществляет всестороннюю поддержку этого сектора экономики. Эту функцию выполняет федеральное агентство, Администрация по делам малого бизнеса (АМБ) подчинённое непосредственно Президенту страны [11 с.6-11].

     В соответствии с действующим в стране порядком, предусматривающим среднесрочное стратегическое планирование дальнейшего развития и совершенствования деятельности всех государственных ведомств, агентство АМБ разработало очередной пятилетний план развития малого предпринимательства в стране на 2008 – 2013 финансовые годы.

     Рассматриваемый стратегический план развития малого предпринимательства на 2008-13 гг. отражает стремление агентства АМБ своевременно подготовиться к новым вызовам, инициируемым процессами глобализации экономики, используя накопленный опыт и расширившиеся ресурсные возможности. Стратегические цели этого плана, во многом унаследовали черты ранее реализованных планов. Однако на нынешнем этапе, предусматриваются новые пути и методы достижения поставленных целей, что вызвано как изменениями в экономике и в рыночной конъюнктуре, так и стремлением к развитию малого бизнеса в депрессивных районах страны.

      Рассматриваемый стратегический план развития малого предпринимательства является основополагающим документом, определяющим деятельность агентства АМБ и предусматривает реализацию комплекса мероприятий, способствующих достижению следующих важнейших стратегических целей:

    1. Увеличение количества малых  предприятий в стране и, особенно  в депрессивных районах и на  слабо развитых рынках;

    2. Предоставление своевременной и  эффективной финансовой помощи  домовладельцам, арендаторам, некоммерческим  организациям и малым предприятиям, пострадавшим в результате стихийных  бедствий;

    3. Улучшение деловой среды для  малых предприятий; 

    4. Обеспечение высокого уровня организации управления в агентстве АМБ с целью эффективного взаимодействия всех подразделений с партнёрскими организациями для улучшения работы с клиентами и для оптимизации бизнес-процессов на основе повышения профессионального уровня сотрудников агентств, улучшения исполнительской дисциплины и контроля достигнутых результатов.

    В своих планах работы на период до 2013 г., агентство АМБ основывается на анализе результатов деятельности всех структурных подразделений по реализации ныне действующих программ поддержки предпринимательства. Особое внимание будет уделяться расширению доступа малых предприятий и многочисленных партнёрских организаций ко всем программам агентства при одновременном повышении эффективности управления процедурными и технологическими операциями при оказании комплексных услуг. Важное место в деятельности агентства АМБ на предстоящий период займут вопросы оздоровления слаборазвитых рынков и депрессивных районов за счет всемерного улучшения доступа местных малых предпринимателей к финансовым ресурсам и необходимым услугам. Наряду с этим, планируется продолжение работ по смягчению избыточных норм правового регулирования предпринимательской деятельности, препятствующих дальнейшему развитию малого бизнеса и росту количества новых предприятий. Разработка данного стратегического плана основывалась на важнейших принципах совершенствования процессов государственного управления, изложенных в послании Президента США к Конгрессу "План совершенствования федерального управления". При этом, для достижения поставленных стратегических целей, агентство обязуется:

    - Достигнуть намеченных результатов  на основе совершенствования  действующих программ поддержки  предпринимательства, применения  современных методов управления  и создания благоприятных условий для развития малого бизнеса;

    - Предоставлять широкий спектр  высококачественных услуг предпринимателям  в соответствии с их потребностями  и запросами; 

    - Всемерно повышать квалификацию  сотрудников агентства, обеспечивая  их необходимым оборудованием  и применяя передовые технологии  для достижения наибольшей эффективности оказываемых ими услуг;

    - Обеспечить полную прозрачность  и подотчетность всех проводимых  агентством финансовых операций  и организационных мероприятий,  в целях достижения их высокой  эффективности и завоевания абсолютного  доверия со стороны общества, предпринимателей, частных клиентов и деловых партнёров.

     Важнейшим условием дальнейшего процветания  малого бизнеса и увеличения занятости  в этом секторе экономики является сокращение издержек государственного регулирования, помощь пострадавшим во время стихийных бедствий, рациональное расходование средств налогоплательщиков и расширение возможностей бизнеса внутри страны и за рубежом. На основе стратегического плана развития малого предпринимательства и совершенствования деятельности агентства АМБ, строится дерево целей с указанием долговременных задач и тактических целей, а также с установлением конкретных параметров их выполнения для каждого структурного подразделения и для всех реализуемых мероприятий. Исходя из этого, определяются методы и пути их достижения, а также необходимые ресурсные потребности для их выполнения по каждой стратегической цели. Так, например, в бюджете АМБ на 2009 финансовый год на обеспечение выполнения стратегического плана развития малого предпринимательства было выделено в общей сложности $703,2 млрд. (Более подробно, смотрите: SBA Citizen’s Report - FY 2009 Summary of Performance and Financial Results. http://www.sba.gov/idc/groups/public/documents/sba_homepage/serv_budget_08_citizens_report.pdf Total Obligations by Strategic Goal, Based on FY 2008 Cost Allocation Model. p14-15).

    В рамках выполнения каждой долговременной задачи, определяется перечень тактических  целей, которые должны быть достигнуты различными структурными подразделениями агентства АМБ. При этом устанавливаются ответственные исполнители и соисполнители по обеспечению выполнения долговременных задач и достижению намеченных стратегических целей. Следует заметить, что достижение всех намеченных целей и задач возможно только при обеспечении тесного взаимодействия различных структурных подразделений агентства, что предусматривается в планах работ каждого подразделения. В ходе реализации стратегического плана развития малого предпринимательства, ежегодно подготавливается отчёт о результативности выполнения долговременных задач с целью внесения необходимых корректив для обеспечения достижения поставленных стратегических целей. Так, в связи с кризисными явлениями в конце 2008 г., значительно снизившими финансовую устойчивость множества малых предприятий, агентство АМБ приняло специальную программу, способствующую оздоровлению предпринимательской деятельности на период до 2010 г.

    Господдержка  предпринимательства  в Японии

    Малое и среднее предпринимательство в Японии находит помощь не только со стороны правительства и нескольких созданных им специализированных организаций, но и со стороны администрации префектур, местных управлений внешней торговли и промышленности, торгово-промышленных палат.

    Государственная политика содействия малым и средним предприятиям включает следующие направления:

    • обеспечение конкурентоспособности  путем выделения субсидий и ссуд — прямых кредитов (Японский банк развития выделяет их малым предприятиям, функционирующим в наиболее перспективных отраслях) и гарантированных займов (благодаря введению налоговых льгот коммерческие банки охотно кредитуют малый бизнес, в 2000 г. 60% всех кредитов пришлось на долю малых предприятий);

    • поощрение структурной перестройки, модернизации хозяйственной деятельности, улучшения условий труда, содействие торговле;

    • сбор и анализ информации об экономических  показателях и технической оснащенности малых и средних предприятий  для оценки эффективности господдержки [11 с.16-23].

    Существующая  в Японии система финансирования малого бизнеса гарантирует предоставление субсидий и кредитов органами местной государственной власти, при необходимости — с привлечением частных кредитных учреждений.

Информация о работе Государственное регулирование частного предпринимательства в Республике Казахстан