Государственное регулирование частного предпринимательства в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 08:32, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: анализ эволюции термина "предпринимательство", сущностное раскрытие видов и форм предпринимательской деятельности, опыт зарубежных стран в государственном регулировании частного предпринимательства, также исследование перспектив и направлении для развития малого бизнеса в Казахстане на примере города Алматы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… …3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.Предпринимательство: сущность, эволюция становления…….……5
2.Роль предпринимательства в экономике страны………………….…8
3.Государственное регулирование предпринимательства: основы и принципы…………………………………………………….………………….16


2 ЗАРУБЕЖНЫЙ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

2.1 Государственное регулирование предпринимательства на примере России, США, Японии……………………………………………………..………25

2.2 Основные элементы системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса……………………………………………………………………32

2.3 Инфраструктура поддержки малого бизнеса в Республики Казахстан……………………………………….…………………………….....…..39

3 ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА АЛМАТЫ

3.1 Перспективы и направления для развития малого и среднего бизнеса в городе Алматы……………………………...……………………………...........….46

3.2 Программа развития предпринимательства в г. Алматы……….……...49

3.3 Стратегия развития предпринимательства в Послании Президента Республики Казахстан……………………………………………………….….....54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...................58

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..…………………..…..61

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА (распечатать).doc

— 474.50 Кб (Скачать)

    Финансовая  поддержка технического перевооружения производства осуществляется за счет выделения ссуды из местного бюджета и реализации оборудования в рассрочку или предоставления его в наем арендодателями префектур.

    Широкое распространение получило выделение  субсидий, покрывающих до 50% затрат, на создание центров повышения технического уровня малых и средних фирм, консультирование, повышение квалификации технических работников и т. п. Государство берет на себя расходы по диагностированию состояния малых предприятий.

     Неотъемлемый  элемент японской системы финансирования малого бизнеса — это компенсация затрат, связанных с подготовкой кадров, и 2/3 расходов на повышение квалификации работников.

     В настоящее время Правительство  Японии проявляет большую озабоченность  в связи с ухудшения состояния  сектора МСП, вызванного мировым экономическим кризисом. «Агентство МСП» по заданию «Министерства экономики, торговли и промышленности Японии» проанализировало состояние рынка МСП и подготовило соответствующий отчёт для Кабинета Министров. По результатам рассмотрения этого отчета Кабинет Министров 24 апреля 2009г. выпустил пресс-релиз «Состояние сектора МСП Японии в 2009 г.» В этом документе отмечается, что в 2008 финансовом году, по сравнению с предыдущим десятилетием, состояние сектора МСП значительно ухудшилось в связи с разразившимся мировым экономическим кризисом. Это было вызвано снижением деловой активности, сокращением финансирования сектора МСП и уменьшением занятости в связи с ухудшением экономического положения страны. Резкое сокращение экспорта привело к падению производства, особенно в секторе МСП, что повлекло к значительному снижению уровня продаж и уменьшению выручки и, как следствие, привело к резкому сокращению рабочих мест. Наряду с этим, были отмечены следующие важные явления в деятельности многих высокотехнологичных МСП, проявивших достаточно высокую устойчивость в условиях кризиса:

     - Большинство инноваций, успешно  реализованных в секторе МСП,  наряду с новыми техническими  решениями, содержали оригинальные  управленческие решения, обеспечивающие  ускоренную коммерциализацию проектов;

     - Множество предприятий сектора  МСП, специализирующихся в сфере  НИОКР и последующей реализации  инновационных разработок, несмотря  на тяжёлые экономические условия,  оказались в лучшем положении  по сравнению с другими предприятиями, занятыми традиционными видами деятельности;

     - Предприятия МСП, активно взаимодействовавшие  на межотраслевом уровне и  привлекавшие новых клиентов  применяя информационные технологии, смогли создать устойчивые и  разветвлённые рыночные сети, способствовавшие успешной деятельности этих предприятий в условиях кризиса. Кроме того, весьма важным стабилизирующим фактором в деятельности экспортно-ориентированных МСП, является создание зарубежных рынков, ориентированных на интеграцию производства и системы сервисных услуг по обслуживанию выпускаемой продукции;

    - Развитие высокотехнологичных производств  в секторе МСП привело к  повышенной потребности в высококвалифицированных  специалистах. В связи с этим  появляется тенденция к переходу  части таких специалистов из  крупных компаний на работу в предприятия сектора МСП. В определённой степени это вызвано и тем, что уровень заработной платы на высокотехнологичных и инновационных малых предприятиях оказался достаточно высок. Кроме того, специалисты, работающие в секторе МСП, отмечают более высокую заинтересованность в результатах труда, а также более тесное взаимодействие руководства с производственным персоналом.

    - Выяснилось, что для обеспечения  более эффективной поддержки  инновационной деятельности в  секторе МСП необходимо расширить сферу деятельности финансовых институтов, которые ныне осуществляют в основном функции отбора инновационных проектов, обеспечение накопления и поставки финансовых ресурсов. В этой связи, необходимо, чтобы финансовые институты поддержки инновационной деятельности акцентировали своё внимание на вопросах защиты интеллектуальной собственности и стратегии её дальнейшего использования, а также на процессах распространения новых технологий и создания соответствующих им центров подготовки специалистов новых профессий. Это позволит успешно развить рынок высококвалифицированных трудовых ресурсов, которые играют движущую роль в инновационных процессах.

    Учитывая  необходимость поддержки сектора  МСП в условиях кризиса, Правительство  реализовало ряд мероприятий, способствующих повышению финансовой устойчивости предприятий сектора МСП (налоговые льготы, списание долгов, снижение административных барьеров и др.), кроме того, в конце 2008 г. была проведена акция по привлечению средств в объёме $300 млрд. для активизации субконтрактных отношений между предприятиями сектора МСП и крупными компаниями. В части создания и развития новых рынков для сектора МСП, основной упор будет делаться на изучение изменений рыночной конъюнктуры с целью реализации только тех инновационных разработок, которые обеспечат рост продаж в нынешней экономической ситуации. Рассматривая пути поддержки МСП в 2009 финансовом году, Кабинет Министров Японии наметил ряд стратегических направлений, среди которых особое внимание уделено следующим:

    - Быстрое и гибкое реагирование  системы государственного регулирования  деятельности МСП на критические  изменения внешней экономической  среды; 

    - Содействие сектору МСП в стремлении  к совершенствованию управления  предприятиями; 

    - Оказание эффективной помощи предприятиям сектора МСП при выходе на новые рынки и/или при создании новых видов бизнеса;

    - Всемерное организационное и  правовое содействие в расширении  взаимодействия и взаимопомощи  среди предприятий сектора МСП; 

    - Оказание финансовой поддержки  предприятиям сектора МСП;

    - Активное содействие в продвижении  новых технологий и в привлечении  квалифицированных специалистов  в сектор МСП, который является  основой для долгосрочного инновационного  развития;

    - Сокращение налогов на социальные  расходы предприятий сектора МСП;

    - Расширение налоговых льгот при  выполнении НИОКР. 

    Особо отмечается, что в рамках вышеприведённых  направлений поддержки МСП, Правительство  намерено осуществлять конкретные мероприятия, ориентированные на достижение в  кратчайшие сроки определённой цели при обеспечении, заранее обусловленной максимальной результативности, отвечающей приоритетам местного и регионального социально-экономического развития 

    2.2 Основные элементы системы государственной поддержки  малого и среднего бизнеса

    Сегодня, одной из важнейших задач является консолидация усилий всех ветвей власти по реализации конституционных прав и свобод предпринимателей.

          Независимые предприниматели  представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и  в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни. Малый и средний бизнес обеспечивают укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности. По своему экономическому положению и условиям жизни предприниматели малого и среднего бизнеса близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности.

          Система государственной  поддержки малого и среднего предпринимательства  включает в себя следующие составляющие[12]:

     предоставление дополнительных возможностей для сектора частного бизнеса, способствующих преодолению специфических трудностей и проблем, объективно присущих данному сектору экономики (особая чувствительность к конъюнктуре, менее благоприятные условия доступа к факторам производства, медленные темпы накопления капитала и др.);

     организацию системы мер, направленных на стимулирование деятельности субъектов МСБ;

     подготовку и переподготовку людей к занятию собственным бизнесом;

     формирование соответствующего общественного мнения и содействие устранению разобщенности предпринимателей, осознанию, ими общих корпоративных интересов, объединению по отраслевым, региональным, профессиональным и другим признакам;

     радикальное упрощение государственных регулирующих процедур и отношение малого и среднего бизнеса (упрощение порядка регистрации, сокращение перечня лицензируемых видов деятельности, минимизация числа согласующих контролирующих инстанций и др.);

     наличие полной и гласной информации о содержании конкретных мер государственной поддержки, установление открытых процедур распределения средств при участии представителей деловых кругов, введение практики публичной отчетности об использовании выделенных на поддержку предпринимательства средств и деятельности соответствующих государственных институтов;

     внедрение действенных механизмов взаимодействия крупных предприятий с малыми и средними, способными встраиваться в их технологические цепочки, производить необходимые комплектующие и оказывать всевозможные услуги;

     стимулирование опережающих темпов роста малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере и производстве наукоемкой продукции с использованием научного потенциала страны;

     учет национальных, региональных и исторических особенностей, поощрение ремесел, народных промыслов, кооперативных, артельных и семейных форм организации предпринимательской деятельности; сезонных работ, самозанятости;

     постепенный переход от государственного регулирования отдельных аспектов деятельности малого предпринимательства к саморегулированию через предпринимательские союзы и объединения;

     значительное расширение прав и возможностей региональных властей и местного самоуправления в сфере регулирования деятельности малого предпринимательства и его государственной поддержки при сохранении единства стратегических целей и информационного пространства;

     разработку и применение рациональных механизмов использования бюджетных средств, выделенных для поддержки малого и среднего бизнеса;

     координацию деятельности и четкое разграничение полномочий и ответственности органов исполнительной власти, решающих в той или иной степени вопросы государственной поддержки частного бизнеса на региональном уровне;

     использование имущества неэффективных и неплатежеспособных предприятий в качестве мощного источника ресурсного обеспечения предпринимательства и создание объектов его инфраструктуры;

     формирование инфраструктуры, обеспечивающей создание благоприятных условий для его развития путем оказания комплексной адресной поддержки малых и средних предприятий в различных направлениях: информационном, консультационном, обучающем и др.;

     создание условий для эффективного развития межрегиональных связей и деловой кооперации субъектов предпринимательства.

          Таким образом, рассмотренная  структура системы государственной  поддержки малого и среднего бизнеса позволяет обозначить следующие основные элементы [13]:

    1.Создание  программ поддержки малого и  среднего бизнеса.

    2.Развитие  инфраструктуры поддержки малого предпринимательства.

    3. Оказание комплексной (интегральной) поддержки.

    4. Создание благоприятных условий  внешней среды для предприятий  малого и среднего бизнеса.

    5.Оказание  финансовой и имущественной поддержки  субъектам малого предпринимательства.

    6. государственная гарантия.

    Программы поддержки малого и среднего бизнеса  являются одной из основных составляющих системы государственной поддержки предпринимательства.

    Они должны быть главным образом направлены на поддержку [14]:

Информация о работе Государственное регулирование частного предпринимательства в Республике Казахстан