Государственное регулирование частного предпринимательства в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 08:32, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: анализ эволюции термина "предпринимательство", сущностное раскрытие видов и форм предпринимательской деятельности, опыт зарубежных стран в государственном регулировании частного предпринимательства, также исследование перспектив и направлении для развития малого бизнеса в Казахстане на примере города Алматы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… …3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.Предпринимательство: сущность, эволюция становления…….……5
2.Роль предпринимательства в экономике страны………………….…8
3.Государственное регулирование предпринимательства: основы и принципы…………………………………………………….………………….16


2 ЗАРУБЕЖНЫЙ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

2.1 Государственное регулирование предпринимательства на примере России, США, Японии……………………………………………………..………25

2.2 Основные элементы системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса……………………………………………………………………32

2.3 Инфраструктура поддержки малого бизнеса в Республики Казахстан……………………………………….…………………………….....…..39

3 ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА АЛМАТЫ

3.1 Перспективы и направления для развития малого и среднего бизнеса в городе Алматы……………………………...……………………………...........….46

3.2 Программа развития предпринимательства в г. Алматы……….……...49

3.3 Стратегия развития предпринимательства в Послании Президента Республики Казахстан……………………………………………………….….....54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...................58

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..…………………..…..61

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА (распечатать).doc

— 474.50 Кб (Скачать)

    Для развития предпринимательства необходим  переход к более тонкому и  эффективному регулированию данного  процесса, адекватному сложившимся  условиям. При этом необходим учет конкретных особенностей и возможностей, приоритетности целей социально-экономического развития страны, регионов и отдельных социально-демографических групп населения.

    Предпринимательство как особая форма экономической  активности, конкретная форма обеспечения самозанятости части населения и создания новых рабочих мест пользуется правительственной поддержкой во всех промышленно развитых странах (в странах, где отсутствует поддержка предпринимательства со стороны государства, большое распространение получает так называемое уличное предпринимательство).

    Суть  государственной (правительственной) поддержки сводится чаще всего к  выработке конкретных мер по трем направлениям:

    · консультационное сопровождение процесса создания и функционирования новых предпринимательских организаций на начальном этапе (1-3 года с момента образования организации);

    · оказание определенной финансовой поддержки вновь создаваемой структуре или предоставление такой структуре определенных льгот (обычно в сфере налогообложения);

    · оказание технической, научно-технической или технологической помощи маломощным в финансовом отношении предпринимательским структурам.

    Государственной поддержкой охватываются обычно создаваемые  предпринимательские структуры  до момента их перехода из малых  в категорию крупных предпринимательских организаций.

    Для казахстанской экономики, идущей трудным путем реформирования, задача развития и поддержки предпринимательства государством, прежде всего малых его форм в производственной сфере, одна из главных. Формы поддержки различны:

    а) создание системы информационного  обеспечения, обучения и переподготовки кадров, нормативной базы, финансовой инфраструктуры и т.п.;

    б) налоговые льготы и послабления;

    в) целевые фонды, финансирование из республиканских и местных бюджетов, зарубежная финансовая помощь на поддержку предпринимательских структур в Казахстане. 
 

    1.3 Государственное  регулирование предпринимательства:  основы и принципы

    Сочетание частной инициативы с активной экономической  деятельностью государства характерно для современных экономических систем.   Регулирующая функция государства обусловлена многими причинами.

    Выступая  в экономических отношениях, и  как крупный собственник, и как  один из потребителей товаров, работ  и услуг, государство включается в регулирование глобальных пропорций национального хозяйства, поддерживая равновесие между эффективным спросом и предложением.

    В нашей стране опыт первого десятилетия  показал, что полный отказ от регулирования  государством процесса социально —  экономического развития, предоставлении рынка стихии неограниченной свободы привели к кризису, и доказал, что нерегулируемый рынок не способен решить проблему развития экономики и социальной сферы, в том числе создание и поддержание объектов инфраструктуры.

    Наличие механизма следования закону является главной чертой рыночной экономики. В соответствии с этой теорией государство должно найти достаточно эффективные и гибкие способы стимулирования предпринимательской активности, поддержки МСБ и регулирования.

    Без такой поддержки МСБ не может  выжить перед лицом политических, экономических и криминальных сил, объединенных в мощные организации.

    Экономистами  сформулирована суть экономической  роли государства как:

    - охранителя условий «честной  конкуренции»;

    - стража на пути чрезмерной  концентрации и монополизации экономики;

    - силу, противодействующую махинациям  бурно развивающегося с конца  XIX в. монопольного капитала.

    В настоящее время индустриальные державы мира отчетливо демонстрируют  намерения вернуться к усилению государственного регулирования.

    Недостатки  рынка постоянно проявляются  в реальной жизни, поэтому их приходиться  смягчать с помощью регулирующих мер. Инструментарий регулирования  меняет свой состав и структуру, а  отдельные его элементы используются в различных конкретизированных формах в зависимости от специфических условий каждой страны, отражающих многообразие конкретно-исторических факторов: экономических, правовых, политических, социально-психологических, культурных, национальных.

    Экономическая теория предлагает три варианта отношения государства к МСБ:

    - полное устранение государства  от проблем при наличии частного  субъекта;

    - наличие государственного регулирования  деятельности частного субъекта;

    - непосредственная хозяйственная  деятельность государства [6-8].

    Процессом предпринимательства необходимо управлять.

    Но  управленческое воздействие составляет лишь одну сторону механизма регулирования.

    Главное содержание определяется целевым предназначением  системы, целевыми функциями каждого  элемента и его взаимодействиями с другими элементами государственного регулирования. В качестве одного из методологических подходов к разработке и решению проблем поддержки малого и среднего бизнеса является формирование основных его принципов и целей, понимание сущности феномена предпринимательства.

    Под «государственной поддержкой» следует понимать, с одной стороны, сознательное создание государственными структурами экономических и правовых условий, стимулов для развития и конкурентной стойкости малого и среднего бизнеса, а с другой стороны - вложение в него материальных и финансовых ресурсов. Система государственной поддержки МСБ на всех уровнях должна быть ориентирована на повышение управляемости процессом развития и включать:

    • законодательную и нормативную  базу, определяющую специфические условия  деятельности субъектов частного предпринимательства, регулирующую формы и методы его поддержки;

    • инфраструктуру поддержки частного бизнеса;

    • специальные программы, разрабатываемые  с учетом интересов предпринимателей.

    Одним из подходов с целью эффективного управления предпринимательством предложена многоуровневая система управления. Так как в хозяйственном комплексе страны каждая сфера жизни, каждая отрасль, каждый регион обладает своими особенностями и чертами, руководствуется в ходе своей деятельности своими хозяйственными интересами.

    Многоуровневый  подход включает несколько уровней  управления, в данном случае, государственный  уровень, региональный уровень и  уровень отдельно взятых фирм. Такой  подход позволяет увязать цели различных  уровней и осуществить процесс декомпозиции главной цели на подцели нижних уровней управления.

    Цели  поддержки МСБ формируются на различных уровнях управления и  различаются как по временным  горизонтам, так и по содержанию на рисунке 2 предлагается классификация целей поддержки малого бизнеса.

    Сквозная  целевая ориентация позволяет не только довести до уровня конкретных предприятий решения, принимаемые  в верхних эшелонах власти, но и  обеспечить их реализацию.

    Отсутствие  такой многоуровневой системы приводит к тому, что радикальные решения в области поддержки МСБ, принимаемые на уровне правительства, не доходят до  нужного уровня из-за недостатка сквозного механизма поддержки предпринимательства.

    Отсутствие  же такой поддержки на региональных уровнях приводит к разрыву общей  системы управления. В результате этого, система в целом не достигает поставленной цели. 

 

Рисунок 2 - Классификация целей систем управления поддержки

малого бизнеса Примечание - Источник [6]

 

    Анализ  зарубежного опыта предпринимательства  свидетельствует, что имеется стандартный набор общепринятых форм и методов государственного регулирования, используемый при частном предпринимательства в различных странах с развитой рыночной экономикой.

    В Казахстане сложилась и действует  система государственной поддержки  МСБ. Сфера услуг по поддержке малого и среднего бизнеса в Казахстане развивается неравномерно. Мировой опыт показывает, что его успешное развитие в равной степени зависит и от государственной поддержки, и от предпринимателей, нуждающихся в этих услугах и заинтересованных в развитии собственного бизнеса.

    Коротко основные факторы, влияющие на развитие малого и среднего бизнеса в Казахстане можно сформулировать следующим образом:

    1. Защита частной собственности, как основного гаранта роста.  Для развития предпринимательства институт частной собственности является залогом того, что предприниматели будут думать о развитии производства в будущем, а не о сиюминутных прибылях любой ценой.
    2. Проведение политики полного благоприятствования предпринимательству. Эта политика означает объявление предпринимательства государственной программой развития, предоставление возможности свободного открытия предприятий, свобода производственной деятельности, снятие ограничений к требованиям уставного капитала, численности, основным производственным фондам и т.д.
    3. Введение эмбарго на импортируемые товары. Чтобы защитить отечественного товаропроизводителя, вводятся эмбарго на импортируемые товары. Именно такая политика была использована для защиты американского предпринимателя, когда в страну ввозилось буквально все, начиная от продуктов питания, заканчивая промышленными товарами, машинами и механизмами. Такая политика в свое время позволила поддержать собственных предпринимателей от внешней конкуренции, дать время для наращивания оборота и опыта работы собственным предпринимателям, которые в последствии смогли конкурировать с иностранными фирмами.
    4. Снижение налоговых ставок. Известен следующий факт, что если сумма налогов превышает определенный уровень (45-50 %) от балансовой прибыли, то объемы поступлений в бюджет сначала прекращают расти, а затем начинают снижаться: предприниматели перестают платить налоги, что в свою очередь, ведет к сокращению налоговой базы. Этот эффект называется "кривой Лаффера".
    5. Изменение в банковской системе. Одним из самых сложных вопросов в развитии предпринимательства является финансовое обеспечение фирм. На первоначальном этапе, когда предприниматели практически не имеют собственных средств, кредиты банков являются практически единственным способом финансирования. Политика банков в сторону сокращения процентной ставки и увеличения продолжительности сроков кредитования являются мощным фактором предпринимательской активности.
    6. Привлечение иностранных инвестиций - второй немаловажный источник финансирования - позволяет получить помощь не только в форме реальных инвестиций, но и виде технологий, "ноу-хау".
    7. Упрощение процедуры создания предприятий, корпораций и выпуска акций. Введение механизма ограниченной ответственности также значительно активизирует предпринимательскую деятельность. Упрощение процедуры регистрации предприятия, сокращение количества справок, требований не только экономит время, но и делает процесс создания бизнеса доступным для как можно большого числа предпринимателей [9].

    Обеспечивающие  программы обслуживают малые предприятия путем создания соответствующей инфраструктуры бизнеса и обеспечением всеми необходимыми видами ресурсов (материальных, финансовых, трудовых, информационных).

    Принципы государственного регулирования предпринимательства Повышению эффективности и формированию эффективного экономического и организационного механизмов способствует разработка научных принципов организации государственной поддержки предпринимательства. В целях научного обоснования использования разных форм государственной поддержи, выработки политики государственной поддержки были разработаны принципы формирования и функционирования механизма государственной поддержки предпринимательства.

    Таблица 2

    Классификация принципов организации государственной  поддержки предпринимательства 

    Направления     Состав  принципов государственной поддержки  предпринимательства
Системообразующие     • Принцип качественной системообразующей  роли государства

    • Принцип предпочтительности и решающей роли государственной поддержки  малого бизнеса перед государственным регулированием экономики

    • Принцип целесообразности и минимальной  необходимости государственной  поддержки

    • Принцип оптимальности

    • Принцип сбалансированности разных форм государственной поддержки

    • Принцип географической диверсификации государственной поддержки

    • Принцип согласования экономики  и системы госрегулирования частного бизнеса

    Экономические     • Принцип стоимостной оценки и  эффективности использования государственной  поддержки

      • Принцип поддержки экспорта  продукции малого бизнеса с  высокой добавленной стоимостью

    • Принцип предпочтительности возвратного  финансирования над безвозвратным

    • Принцип максимального софинансирования

    • Принцип компенсации

    • Принцип предпочтения при выборе объектов поддержки более конкурентоспособных  структур

Организационные     • Многоуровневый характер разных форм поддержки

    • Принцип прозрачности системы государственной  поддержки предпринимательства

    • Принцип контроля за государственными органами и организациями

    • Принцип срочности

    Нормативные     • принцип устойчивости обязательства сторон

    • Принцип ответственности за обязательства, вытекающие из условий государственной  поддержки

    • Принцип адресности

    • Принцип гарантированности

    •Принцип  равного доступа к системе  государственной поддержки

    Примечание - Источник[8]

Информация о работе Государственное регулирование частного предпринимательства в Республике Казахстан