Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 08:32, дипломная работа
Цель дипломной работы: анализ эволюции термина "предпринимательство", сущностное раскрытие видов и форм предпринимательской деятельности, опыт зарубежных стран в государственном регулировании частного предпринимательства, также исследование перспектив и направлении для развития малого бизнеса в Казахстане на примере города Алматы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… …3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.Предпринимательство: сущность, эволюция становления…….……5
2.Роль предпринимательства в экономике страны………………….…8
3.Государственное регулирование предпринимательства: основы и принципы…………………………………………………….………………….16
2 ЗАРУБЕЖНЫЙ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1 Государственное регулирование предпринимательства на примере России, США, Японии……………………………………………………..………25
2.2 Основные элементы системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса……………………………………………………………………32
2.3 Инфраструктура поддержки малого бизнеса в Республики Казахстан……………………………………….…………………………….....…..39
3 ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА АЛМАТЫ
3.1 Перспективы и направления для развития малого и среднего бизнеса в городе Алматы……………………………...……………………………...........….46
3.2 Программа развития предпринимательства в г. Алматы……….……...49
3.3 Стратегия развития предпринимательства в Послании Президента Республики Казахстан……………………………………………………….….....54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...................58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..…………………..…..61
Для развития предпринимательства необходим переход к более тонкому и эффективному регулированию данного процесса, адекватному сложившимся условиям. При этом необходим учет конкретных особенностей и возможностей, приоритетности целей социально-экономического развития страны, регионов и отдельных социально-демографических групп населения.
Предпринимательство как особая форма экономической активности, конкретная форма обеспечения самозанятости части населения и создания новых рабочих мест пользуется правительственной поддержкой во всех промышленно развитых странах (в странах, где отсутствует поддержка предпринимательства со стороны государства, большое распространение получает так называемое уличное предпринимательство).
Суть государственной (правительственной) поддержки сводится чаще всего к выработке конкретных мер по трем направлениям:
· консультационное сопровождение процесса создания и функционирования новых предпринимательских организаций на начальном этапе (1-3 года с момента образования организации);
· оказание определенной финансовой поддержки вновь создаваемой структуре или предоставление такой структуре определенных льгот (обычно в сфере налогообложения);
· оказание технической, научно-технической или технологической помощи маломощным в финансовом отношении предпринимательским структурам.
Государственной поддержкой охватываются обычно создаваемые предпринимательские структуры до момента их перехода из малых в категорию крупных предпринимательских организаций.
Для казахстанской экономики, идущей трудным путем реформирования, задача развития и поддержки предпринимательства государством, прежде всего малых его форм в производственной сфере, одна из главных. Формы поддержки различны:
а) создание системы информационного обеспечения, обучения и переподготовки кадров, нормативной базы, финансовой инфраструктуры и т.п.;
б) налоговые льготы и послабления;
в)
целевые фонды, финансирование из республиканских
и местных бюджетов, зарубежная финансовая
помощь на поддержку предпринимательских
структур в Казахстане.
1.3
Государственное
регулирование
Сочетание
частной инициативы с активной экономической
деятельностью государства
Выступая в экономических отношениях, и как крупный собственник, и как один из потребителей товаров, работ и услуг, государство включается в регулирование глобальных пропорций национального хозяйства, поддерживая равновесие между эффективным спросом и предложением.
В нашей стране опыт первого десятилетия показал, что полный отказ от регулирования государством процесса социально — экономического развития, предоставлении рынка стихии неограниченной свободы привели к кризису, и доказал, что нерегулируемый рынок не способен решить проблему развития экономики и социальной сферы, в том числе создание и поддержание объектов инфраструктуры.
Наличие механизма следования закону является главной чертой рыночной экономики. В соответствии с этой теорией государство должно найти достаточно эффективные и гибкие способы стимулирования предпринимательской активности, поддержки МСБ и регулирования.
Без такой поддержки МСБ не может выжить перед лицом политических, экономических и криминальных сил, объединенных в мощные организации.
Экономистами сформулирована суть экономической роли государства как:
- охранителя условий «честной конкуренции»;
- стража на пути чрезмерной концентрации и монополизации экономики;
- силу, противодействующую махинациям бурно развивающегося с конца XIX в. монопольного капитала.
В настоящее время индустриальные державы мира отчетливо демонстрируют намерения вернуться к усилению государственного регулирования.
Недостатки рынка постоянно проявляются в реальной жизни, поэтому их приходиться смягчать с помощью регулирующих мер. Инструментарий регулирования меняет свой состав и структуру, а отдельные его элементы используются в различных конкретизированных формах в зависимости от специфических условий каждой страны, отражающих многообразие конкретно-исторических факторов: экономических, правовых, политических, социально-психологических, культурных, национальных.
Экономическая теория предлагает три варианта отношения государства к МСБ:
-
полное устранение государства
от проблем при наличии
-
наличие государственного
-
непосредственная
Процессом предпринимательства необходимо управлять.
Но
управленческое воздействие составляет
лишь одну сторону механизма
Главное содержание определяется целевым предназначением системы, целевыми функциями каждого элемента и его взаимодействиями с другими элементами государственного регулирования. В качестве одного из методологических подходов к разработке и решению проблем поддержки малого и среднего бизнеса является формирование основных его принципов и целей, понимание сущности феномена предпринимательства.
Под «государственной поддержкой» следует понимать, с одной стороны, сознательное создание государственными структурами экономических и правовых условий, стимулов для развития и конкурентной стойкости малого и среднего бизнеса, а с другой стороны - вложение в него материальных и финансовых ресурсов. Система государственной поддержки МСБ на всех уровнях должна быть ориентирована на повышение управляемости процессом развития и включать:
• законодательную и нормативную базу, определяющую специфические условия деятельности субъектов частного предпринимательства, регулирующую формы и методы его поддержки;
• инфраструктуру поддержки частного бизнеса;
• специальные программы, разрабатываемые с учетом интересов предпринимателей.
Одним из подходов с целью эффективного управления предпринимательством предложена многоуровневая система управления. Так как в хозяйственном комплексе страны каждая сфера жизни, каждая отрасль, каждый регион обладает своими особенностями и чертами, руководствуется в ходе своей деятельности своими хозяйственными интересами.
Многоуровневый подход включает несколько уровней управления, в данном случае, государственный уровень, региональный уровень и уровень отдельно взятых фирм. Такой подход позволяет увязать цели различных уровней и осуществить процесс декомпозиции главной цели на подцели нижних уровней управления.
Цели поддержки МСБ формируются на различных уровнях управления и различаются как по временным горизонтам, так и по содержанию на рисунке 2 предлагается классификация целей поддержки малого бизнеса.
Сквозная целевая ориентация позволяет не только довести до уровня конкретных предприятий решения, принимаемые в верхних эшелонах власти, но и обеспечить их реализацию.
Отсутствие такой многоуровневой системы приводит к тому, что радикальные решения в области поддержки МСБ, принимаемые на уровне правительства, не доходят до нужного уровня из-за недостатка сквозного механизма поддержки предпринимательства.
Отсутствие
же такой поддержки на региональных
уровнях приводит к разрыву общей
системы управления. В результате этого,
система в целом не достигает поставленной
цели.
Рисунок 2 - Классификация целей систем управления поддержки
малого бизнеса Примечание - Источник [6]
Анализ
зарубежного опыта
В
Казахстане сложилась и действует
система государственной
Коротко основные факторы, влияющие на развитие малого и среднего бизнеса в Казахстане можно сформулировать следующим образом:
Обеспечивающие программы обслуживают малые предприятия путем создания соответствующей инфраструктуры бизнеса и обеспечением всеми необходимыми видами ресурсов (материальных, финансовых, трудовых, информационных).
Принципы государственного регулирования предпринимательства Повышению эффективности и формированию эффективного экономического и организационного механизмов способствует разработка научных принципов организации государственной поддержки предпринимательства. В целях научного обоснования использования разных форм государственной поддержи, выработки политики государственной поддержки были разработаны принципы формирования и функционирования механизма государственной поддержки предпринимательства.
Таблица 2
Классификация
принципов организации
Направления | Состав
принципов государственной |
Системообразующие | •
Принцип качественной системообразующей
роли государства
• Принцип предпочтительности и решающей роли государственной поддержки малого бизнеса перед государственным регулированием экономики • Принцип целесообразности и минимальной необходимости государственной поддержки • Принцип оптимальности • Принцип сбалансированности разных форм государственной поддержки • Принцип географической диверсификации государственной поддержки • Принцип согласования экономики и системы госрегулирования частного бизнеса |
Экономические | •
Принцип стоимостной оценки и
эффективности использования • Принцип поддержки экспорта продукции малого бизнеса с высокой добавленной стоимостью • Принцип предпочтительности возвратного финансирования над безвозвратным •
Принцип максимального • Принцип компенсации •
Принцип предпочтения при выборе
объектов поддержки более |
Организационные | •
Многоуровневый характер разных форм
поддержки
• Принцип прозрачности системы государственной поддержки предпринимательства • Принцип контроля за государственными органами и организациями • Принцип срочности |
Нормативные | •
принцип устойчивости обязательства
сторон
• Принцип ответственности за обязательства, вытекающие из условий государственной поддержки • Принцип адресности • Принцип гарантированности •Принцип равного доступа к системе государственной поддержки |
Примечание - Источник[8] |