Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 08:21, лекция
Система органов государственного регулирования РЦБ;
Правовой статус СРО;
Методы государственного регулирования РЦБ;
Государственный контроль на РЦБ
Государственное регулирование РЦБ
Саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг — некоммерческая организация, основанная на членстве профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющая свою деятельность на основании разрешения Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России).
Порядок образования и деятельности саморегулируемой организации, основные цели и задачи регулируются Законом «О рынке ценных бумаг».
Статус саморегулируемой организации определяет для организации совокупность прав и обязанностей, которыми не наделены и которые не являются обязательными для остальных некоммерческих организаций. Подать заявление на получение статуса (лицензии) может организация, учрежденная не менее чем 10 профессиональными участниками рынка ценных бумаг.
ФКЦБ России разработаны: Положение о саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг и Положение о лицензировании саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг. В 1997 лицензии на осуществление деятельности в качестве саморегулируемой организации были выданы, в частности Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) и Профессиональной Ассоциации Регистраторов, Трансфер-Агентов и Депозитариев (ПАРТАД).
Концепция развития рынка ценных бумаг предполагает использование саморегулируемых организаций, создаваемых при помощи государства и под его контролем. К важнейшим принципам государственной политики на рынке ценных бумаг относится принцип максимального саморегулирования (государство регулирует деятельность субъектов рынка лишь в тех случаях, когда это абсолютно необходимо, и делегирует часть своих нормо-творческих и контрольных функций профессиональным операторам рынка ценных бумаг, организованным в саморегулируемые организации). Согласно Концепции, саморегулируемые организации должны формироваться по основным видам профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (принцип функционального регулирования).
Эффективность регулирования рыночных отношений зависит, от выбора оптимального соотношения двух параметров: качества регулирования и его стоимости. Введение саморегулирования призвано минимизировать затраты из федерального бюджета на создание инфраструктуры рынка.
Финансирование деятельности саморегулируемой организации осуществляется за счет профессиональных участников рынка. Помимо норм указанных правовых актов деятельность саморегулируемой организации регулируется законодательством РФ о некоммерческих организациях (например, в части обязательности целевого использования денежных средств организаций).
Методы государственного регулирования РЦБ
Методы
регулирования 1. Регулирование фондового
рынка является преимущественной функцией
государственных органов. Лишь небольшая
часть полномочий по надзору, контролю,
установлению правил государство передает
объединениям профессиональных участников
рынка ценных бумаг. 2. При сохранении
за государством основных контрольных
позиций максимально возможный
объем полномочий передается саморегулируемым
организациям (объединениям профессиональных
участников рынка ценных бумаг), значительное
место в контроле занимают не жесткие
предписания, а установившиеся традиции,
система согласований и переговоров.
Государственное регулирование
рынка ценных бумаг включает в
себя: 1. разработку и реализацию специальных
нормативно-правовых актов; 2. разработку
стандартов, т.е. набора обязательных требований
к участникам рынка, финансовым инструментам
и т.п.; 3. регламентацию основных
процедур и государственный контроль
за соблюдением действующего законодательства
со стороны участников рынка. 4. Задачами
государственного регулирования являются:
5. реализация государственной политики
развития рынка ценных бумаг; 6.
обеспечение безопасности рынка
ценных бумаг для профессиональных
участников и клиентов; 7. создание открытой
системы информации о рынке ценных
бумаг и контроль за обязательным
раскрытием информации участниками рынка.
Государство должно осуществлять следующие
функции: 1. разработка концепции развития
рынка, осуществление программы ее
реализации, разработка соответствующих
законодательных актов; 2. концентрация
ресурсов в первую очередь для
развития инфраструктуры рынка; 3. контроль
за финансовой устойчивостью и безопасностью
рынка ; 4. установление норм функционирования
рынка, контроль за их соблюдением, применение
санкций за нарушение правовых норм;
5. создание системы информации о
состоянии рынка ценных бумаг
и обеспечение ее открытости для
инвесторов; 6. создание системы защиты
инвесторов от потерь ; 7. предотвращение
негативного воздействия на фондовый
рынок других видов государственного
регулирования; 8. регулирование рынка
государственных ценных бумаг, направленное
на ограничение размера
Главными органами государственного регулирования современного российского рынка ценных бумаг являются:
Государственный комитет РФ по надзору за страховой деятельностью и др.
Они призваны выполнять следующие основные функции:
Контроль деятельности профессиональных участников
рынка ценных бумаг
В современной
России организация государственного
контроля вызывает серьезные нарекания,
о чем не раз упоминалось в
юридической литературе См. например
Студеникина М.С. Государственный
контроль и применение административной
ответственности как формы
Существует ряд
проблем и в сфере
Согласно статье
42 Закона о рынке ценных бумаг, одной
из функций федерального органа исполнительной
власти по рынку ценных бумаг является
осуществление контроля за соблюдением
профессиональными участниками
требований законодательства Российской
Федерации о ценных бумагах, стандартов
и требований, утвержденных федеральным
органом исполнительной власти по рынку
ценных бумаг. При этом формы государственного
контроля законодательного закрепления
не получили. Представляется, что это
достаточно серьезное упущение с
точки зрения защиты прав профессионального
участника, недопущения их нарушения
со стороны контролирующего
Основной формой государственного контроля за соблюдением профессиональными участниками требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и иных требований, установленных ФКЦБ России, является осуществление проверки.
Осуществление проверок профессиональных участников рынка ценных бумаг регламентируется Положением о порядке проведения проверок юридических лиц, деятельность которых на рынке ценных бумаг регулируется Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг, утвержденным постановлением ФКЦБ России от 28.05.1998 № 19 Вестник ФКЦБ России. 1998. № 4. (далее - Положение о порядке проведения проверок).
В соответствии с пунктом 3.1 Положения о порядке проведения проверок основаниями для осуществления проверок деятельности организаций могут являться:
§ планы проверок контролирующего органа;
§ результаты анализа данных отчетности и информации организаций;
§ окончание срока действия лицензии, выданной контролирующим органом;
§ жалобы, заявления и обращения юридических и физических лиц;
§ сообщения в средствах массовой информации;
§ обращения
государственных и
Не все указанные основания можно рассматривать как удачно сформулированные. Например, одним из оснований проведения проверки являются результаты анализа данных отчетности и информации организаций. При этом не определен характер указанных результатов. По всей видимости, имеются в виду результаты, отражающие определенные нарушения, в противном случае смысл проверки совершенно не очевиден. Однако существующая формулировка предоставляет возможность ФКЦБ России осуществлять проверку профессионального участника по любым результатам анализа данных отчетности и информации, независимо от их характера.
Положением о порядке проведения проверок установлен достаточно широкий перечень обстоятельств, позволяющий при их наличии также проводить проверку профессионального участника. А именно, проверки могут проводиться при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
имеются факты нарушений организацией законодательства о ценных бумагах или прав инвесторов на рынке ценных бумаг;
имеются факты, позволяющие предполагать возможность совершения организацией нарушений законодательства о ценных бумагах, прав инвесторов на рынке ценных бумаг;