Государственное регулирование РЦБ

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 08:21, лекция

Краткое описание

Система органов государственного регулирования РЦБ;
Правовой статус СРО;
Методы государственного регулирования РЦБ;
Государственный контроль на РЦБ

Файлы: 1 файл

Гос рег РЦБ.docx

— 37.19 Кб (Скачать)

Государственное регулирование РЦБ

  1. Система органов государственного регулирования РЦБ;
  2. Правовой статус СРО;
  3. Методы государственного регулирования РЦБ;
  4. Государственный контроль на РЦБ:
    1. государственные органы, осуществляющие контроль на РЦБ, их компетенция и полномочия;
    2. Порядок и методы проведения государственными органами контрольных мероприятий;
    3. Процедура обжалования действия контрольных органов.
 

Саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг некоммерческая организация, основанная на членстве профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющая свою деятельность на основании разрешения Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России).

Порядок образования и деятельности саморегулируемой организации, основные цели и задачи регулируются Законом «О рынке ценных бумаг».

Задачи

  • обеспечение условий профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг;
  • соблюдение стандартов профессиональной этики;
  • защита интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг;
  • установление правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.

Статус  саморегулируемой организации определяет для организации совокупность прав и обязанностей, которыми не наделены и которые не являются обязательными  для остальных некоммерческих организаций. Подать заявление на получение статуса (лицензии) может организация, учрежденная не менее чем 10 профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

ФКЦБ России разработаны: Положение о саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг и Положение о лицензировании саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг. В 1997 лицензии на осуществление деятельности в качестве саморегулируемой организации были выданы, в частности Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) и Профессиональной Ассоциации Регистраторов, Трансфер-Агентов и Депозитариев (ПАРТАД).

Функции

  • нормотворческая функция: реализуется через принятие внутренних нормативных актов (согласованных с ФКЦБ России), регулирующих порядок осуществления профессиональной деятельности и проведения операций с ценными бумагами, а также через участие в законотворческой деятельности;
  • контрольная функция: позволяющая отслеживать соблюдение ее членами требований законодательства РФ и правил организации. Саморегулируемая организация обязана создать внутреннее подразделения (органы) для постоянного мониторинга и контроля за деятельностью своих членов и дисциплинарный комитет для рассмотрения дел о нарушениях ими законодательства РФ и ее внутренних документов и применения к ним установленных саморегулируемой организации санкций;
  • функция принуждения: саморегулируемая организация обязана принять внутренние документы, определяющие санкции и иные меры по отношению к членам организации, их должностным лицам и персоналу и порядок их применения (НАУФОР и ПАРТАД разработали и утвердили соответствующие дисциплинарные кодексы);
  • арбитражная функция: реализуется через деятельность создаваемых при саморегулируемой организации третейских судов.

Концепция развития рынка ценных бумаг предполагает использование саморегулируемых организаций, создаваемых при помощи государства и под его контролем. К важнейшим принципам государственной политики на рынке ценных бумаг относится принцип максимального саморегулирования (государство регулирует деятельность субъектов рынка лишь в тех случаях, когда это абсолютно необходимо, и делегирует часть своих нормо-творческих и контрольных функций профессиональным операторам рынка ценных бумаг, организованным в саморегулируемые организации). Согласно Концепции, саморегулируемые организации должны формироваться по основным видам профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг (принцип функционального регулирования).

Эффективность регулирования рыночных отношений  зависит, от выбора оптимального соотношения  двух параметров: качества регулирования  и его стоимости. Введение саморегулирования  призвано минимизировать затраты из федерального бюджета на создание инфраструктуры рынка.

Финансирование деятельности

Финансирование  деятельности саморегулируемой организации  осуществляется за счет профессиональных участников рынка. Помимо норм указанных правовых актов деятельность саморегулируемой организации регулируется законодательством РФ о некоммерческих организациях (например, в части обязательности целевого использования денежных средств организаций).

Методы  государственного регулирования РЦБ

Методы  регулирования 1. Регулирование фондового  рынка является преимущественной функцией государственных органов. Лишь небольшая  часть полно­мочий по надзору, контролю, установлению правил государство передает объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг. 2. При сохранении за государством основных контрольных  пози­ций максимально возможный  объем полномочий передается саморегулируемым организациям (объединениям профессиональных участников рынка ценных бумаг), значительное место в контроле занимают не жесткие  предписания, а установившиеся традиции, система согласований и переговоров. Государственное регулирование  рынка ценных бумаг включает в  себя: 1. разработку и реализацию специальных  нормативно-правовых актов; 2. разработку стандартов, т.е. набора обязательных требований к участникам рынка, финансовым инструментам и т.п.; 3. регламентацию основных процедур и государственный конт­роль  за соблюдением действующего законодательства со стороны участников рынка. 4. Задачами государственного регулирования являются: 5. реализация государственной политики развития рынка цен­ных бумаг; 6. обеспечение безопасности рынка  ценных бумаг для профес­сиональных  участников и клиентов; 7. создание открытой системы информации о рынке ценных бумаг и контроль за обязательным раскрытием информации участни­ками рынка. Государство должно осуществлять следующие  функции: 1. разработка концепции развития рынка, осуществление про­граммы ее реализации, разработка соответствующих  законодатель­ных актов; 2. концентрация ресурсов в первую очередь для  развития инфраструктуры рынка; 3. контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью  рынка ; 4. установление норм функционирования рынка, контроль за их соблюдением, применение санкций за нарушение правовых норм; 5. создание системы информации о  состоянии рынка ценных бумаг  и обеспечение ее открытости для  инвесторов; 6. создание системы защиты инвесторов от потерь ; 7. предотвращение негативного воздействия на фондовый ры­нок других видов государственного регулирования; 8. регулирование рынка  государственных ценных бумаг, направ­ленное  на ограничение размера инвестиционных ресурсов, отвле­каемых на покрытие непроизводительных расходов государства; 9. разработка и регистрация общих правил функционирования рынка ценных бумаг; 10. арбитраж в спорах о выполнении зарегистрированных пра­вил и обязательств участниками рынка ценных бумаг; и т.д. Государственное регулирование главным образом осуществля­ется на основе нормативно-правовых актов. Основополагающими документами по го­сударственному регулированию рынка ценных бумаг являются Граж­данский кодекс РФ, Федеральные законы.2. Брокерские компании. Брокерская деятельность проходит от имени и за счет клиента или от своего имени и за счет клиента на основании договоренности с клиентов. В качестве брокера могут выступать физ. и юридические лица, кот. осущ. деятельность на основании лицензии (ФКЦБ и др. уполномоченные органы). Законом допускается совмещение деятельности. Взаимоотношения брокера с клиентом строится на договорной основе. 1. Договор-поручение. 2. договор комиссии. Функции: 1. Совершение сделок с цб. 2. Обеспечение надлежащего хранения и учета цб клиентов. 3. Принятие на себя поручательство за исполнения сделок купли-продаже цб третьим лицам. 4. Информационное методическое, правовое, аналитическое сопровождение опреаций с цб. 5. Доведение до клиента необходимой информации, включая инф. о сущ. рисках. 6. Раскрытия инф. о своих операций с цб. в соотв. с законом.

Главными органами государственного регулирования современного российского рынка ценных бумаг являются:

  • Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ);
  • Министерство финансов РФ;
  • Банк России;
  • Комитет по управлению государственным имуществом РФ;
  • Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства;
  • Министерство РФ по налогам и сборам;
  • Министерство юстиции РФ;

Государственный комитет РФ по надзору за страховой  деятельностью и др.

Они призваны выполнять  следующие основные функции:

  • регистрацию участников рынка;
  • обеспечение достоверной информацией о выпуске и обращении ценных бумаг;
  • контроль и поддержание правопорядка на рынке.

Контроль  деятельности профессиональных участников

рынка ценных бумаг

В современной  России организация государственного контроля вызывает серьезные нарекания, о чем не раз упоминалось в  юридической литературе См. например Студеникина М.С. Государственный  контроль и применение административной ответственности как формы государственного регулирования экономическими процессами, Гаршин В.Г. Проблемы правового регулирования  государственного контроля в России. Административно-правовое регулирувоание экономических отношений. М.: 2001..

Существует ряд  проблем и в сфере государственного контроля профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Согласно статье 42 Закона о рынке ценных бумаг, одной  из функций федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг является осуществление контроля за соблюдением  профессиональными участниками  требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах, стандартов и требований, утвержденных федеральным  органом исполнительной власти по рынку  ценных бумаг. При этом формы государственного контроля законодательного закрепления  не получили. Представляется, что это  достаточно серьезное упущение с  точки зрения защиты прав профессионального  участника, недопущения их нарушения  со стороны контролирующего органа. Если взять для сравнения налоговые  правоотношения, то формы налогового контроля организаций -налогоплательщиков определены на уровне закона. В частности, пунктом 1 статьи 82 Части первой Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговый контроль проводится посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечении дохода, а также в других формах, предусмотренных  Налоговым кодексом. Таким образом, учитывая четкое определение форм налогового контроля, осуществление налогового контроля в формах, не предусмотренных  Налоговым кодексом, является незаконным. В случае с профессиональными  участниками законодательная формулировка предоставляет федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг широчайшую свободу выбора в определении форм контроля профессиональных участников.

Основной формой государственного контроля за соблюдением  профессиональными участниками  требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и  иных требований, установленных ФКЦБ России, является осуществление проверки.

Осуществление проверок профессиональных участников рынка ценных бумаг регламентируется Положением о порядке проведения проверок юридических лиц, деятельность которых на рынке ценных бумаг  регулируется Федеральной комиссией  по рынку ценных бумаг, утвержденным постановлением ФКЦБ России от 28.05.1998 № 19 Вестник ФКЦБ России. 1998. № 4. (далее - Положение о порядке проведения проверок).

В соответствии с пунктом 3.1 Положения о порядке  проведения проверок основаниями для  осуществления проверок деятельности организаций могут являться:

§ планы проверок контролирующего органа;

§ результаты анализа  данных отчетности и информации организаций;

§ окончание  срока действия лицензии, выданной контролирующим органом;

§ жалобы, заявления  и обращения юридических и  физических лиц;

§ сообщения  в средствах массовой информации;

§ обращения  государственных и муниципальных  органов, а также Банка России.

Не все указанные  основания можно рассматривать  как удачно сформулированные. Например, одним из оснований проведения проверки являются результаты анализа данных отчетности и информации организаций. При этом не определен характер указанных результатов. По всей видимости, имеются в виду результаты, отражающие определенные нарушения, в противном случае смысл проверки совершенно не очевиден. Однако существующая формулировка предоставляет возможность ФКЦБ России осуществлять проверку профессионального участника по любым результатам анализа данных отчетности и информации, независимо от их характера.

Положением о  порядке проведения проверок установлен достаточно широкий перечень обстоятельств, позволяющий при их наличии также  проводить проверку профессионального  участника. А именно, проверки могут  проводиться при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

имеются факты  нарушений организацией законодательства о ценных бумагах или прав инвесторов на рынке ценных бумаг;

имеются факты, позволяющие предполагать возможность  совершения организацией нарушений  законодательства о ценных бумагах, прав инвесторов на рынке ценных бумаг;

Информация о работе Государственное регулирование РЦБ