Государственное регулирование частного предпринимательства в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 08:32, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: анализ эволюции термина "предпринимательство", сущностное раскрытие видов и форм предпринимательской деятельности, опыт зарубежных стран в государственном регулировании частного предпринимательства, также исследование перспектив и направлении для развития малого бизнеса в Казахстане на примере города Алматы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… …3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.Предпринимательство: сущность, эволюция становления…….……5
2.Роль предпринимательства в экономике страны………………….…8
3.Государственное регулирование предпринимательства: основы и принципы…………………………………………………….………………….16


2 ЗАРУБЕЖНЫЙ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

2.1 Государственное регулирование предпринимательства на примере России, США, Японии……………………………………………………..………25

2.2 Основные элементы системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса……………………………………………………………………32

2.3 Инфраструктура поддержки малого бизнеса в Республики Казахстан……………………………………….…………………………….....…..39

3 ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА АЛМАТЫ

3.1 Перспективы и направления для развития малого и среднего бизнеса в городе Алматы……………………………...……………………………...........….46

3.2 Программа развития предпринимательства в г. Алматы……….……...49

3.3 Стратегия развития предпринимательства в Послании Президента Республики Казахстан……………………………………………………….….....54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...................58

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..…………………..…..61

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА (распечатать).doc

— 474.50 Кб (Скачать)
 

    Принцип качественной системообразующей роли государства. Речь идет о том, что государственная поддержка не является основной ролью государства. Но при этом речь идет и не о «сокращении государственного присутствия в экономике», сколько о «качественном улучшении государственного присутствия» при максимально возможном количественном его сокращении.

    Принцип предпочтительности и решающей роли государственной поддержки малого бизнеса перед государственным регулированием экономики. Речь идет о том, что системный подход при использовании стимулирования малого бизнеса становится с развитием экономики всегда более предпочтительным, поскольку он более конкретный, адресный, а, значит и эффективный.

    Сегодня бюджетная и налоговая политика направлена на уравнивание в правах всех субъектов экономической деятельности, поэтому количество льгот и преференций постоянно уменьшается, а на смену им приходит прямая финансовая поддержка конкретных секторов экономики. Это свидетельствует о том, что роль системы государственной поддержки малого бизнеса в системе государственного регулирования экономики становится решающей.

    Принцип вторичности государственной поддержки перед рыночными формами повышения эффективности и предпочтительности рыночных механизмов перед поддерживающими в равных условиях (принцип транспарентности). Протекционистские меры под видом защиты продовольственной безопасности, не подкрепленные реальными усилиями по повышению эффективности, приводят к отвлечению ресурсов из более конкурентоспособных и динамично развивающихся секторов, что негативно скажется на важнейшем параметре социального развития и качестве экономического роста.

    Принцип целесообразности и минимальной необходимости государственной поддержки. Вмешательство государства в экономику требует довольно крупных расходов, и это требует тщательного обоснования применения государственной политики поддержки.

    С точки зрения классической экономики  считается, что государственные  регламентации, поддержки, государственные  затраты снижают стимул к нововведениям, к развитию конкуренции, к вхождению новых конкурентов в МСБ, так как для этого требуется преодоление барьеров. Нерыночные затраты по своей сути, несмотря на то, что использовалось экономическое обоснова- ние этих затрат, остаются нерыночными по своей сути, а значит и наносят определенный ущерб экономическим стимулам. По оценкам американских специалистов, государственное воздействие на экономическую жизнь приводит к падению темпов роста приблизительно на 0,4% в год. Вмешательство, другим словами, сильно снижает конкуренцию и конкурентные мотивы производителей, в том числе весьма важным является то, что снижается мотивация для выхода на мировые рынки. Периодически поэтому встает вопрос об ограничении вмешательства, приватизации государственных компаний и т.д.

    Принцип оптимальности. Надо помнить, что государственная поддержка не является панацеей и необходимо выбирать оптимум. Например, в Западной Европе правительства традиционно уделяют большое внимание проблемам малого бизнеса.

    Принцип сбалансированности разных форм государственной поддержки. Направления государственной поддержки могут быть самые разные, в разных странах это участие организуется по-разному. В развитых капиталистических странах основной механизм государственной поддержки - бюджетные субсидии. В принципе разные формы государственной поддержки имеют разный характер затрат, и косвенные стимулы, косвенная поддержка обладает меньшими негативными влияниями, нежели прямая поддержка. Однако это не означает, что предпочтительнее всегда использовать косвенную государственную поддержку, все зависит от конкретных проблем предпринимательства, от стоящих задач.

    Многоуровневый характер разных форм поддержки. Как уже отмечалось, разные формы поддержки используются на разных уровнях государственной поддержки - республиканском и местном. Это зависит и от особенности региона, и от особенности малого бизнеса. При этом на уровень государственной бюджетной поддержки должны быть отнесены только программы, имеющие общегосударственной значение и актуальность.

    Наличие четко определенных и законодательно закрепленных форм и механизмов поддержки, расходования средств. Те же субсидии не являются обязательной частью расходов общества, они представляют собой определенный общественный договор по расходованию общественных средств на решение той или иной задачи.

    Важно в связи с этим определиться, насколько  установленный порядок расходования средств на ту или иную программу  кредитования малого бизнеса позволяет  достигнуть поставленной задачи при  минимальных средствах. На практике приходится сталкиваться с тем, что действующий порядок расходования бюджетных средств вообще не позволяет решить поставленную задачу.

    Принцип стоимостной оценки и эффективности использования государственной поддержки. Применение той или иной формы бюджетной поддержки должно осуществляться на строгих экономических расчетах (бюджетной) эффективности.

    Государственную поддержку малого бизнеса необходимо осуществлять исключительно на основе подхода «Издержки - Выгоды регулирования».

    Это позволит наиболее эффективно использовать средства государственного сектора.

    Эффект  может быть долгосрочным и краткосрочным, может быть социальным, экономическим  или финансовым, но он должен обязательно  рассчитываться и на его основе приниматься  решение об использовании государственной  поддержки.

    Принцип географической диверсификации государственной поддержки. Речь идет о том, что поддержка не должна носить только локальный характер, поскольку это препятствует равномерному развитию территорий.

    Принцип поддержки экспорта продукции малого бизнеса с высокой добавленной стоимостью. Диверсификация экспорта продукции и структурные сдвиги в пользу продукции с высокой добавленной стоимостью обеспечат новое качество экономического роста.

    Поэтому при введении мер государственной  поддержки необходимо придерживаться данного правила.

    Принцип предпочтительности возвратного финансирования над безвозвратным. Возвратные методы финансирования и поддержки должны использоваться всегда, если есть выбор финансирования.

    Принцип равного доступа к системе государственной поддержки. Речь идет о том, что система государственной поддержки должна быть прозрачной и обеспечивать, равноправие участников рынка.

    Принцип ответственности за обязательства, вытекающие из условий государственной поддержки.

    Условия сделок и ответственность за их неисполнение должны соблюдаться беспрекословно обеими сторонами (государством и СМБ) и их невыполнение должно сопровождаться принятием штрафных мер.

    Принцип контроля за государственными органами и организациями, осуществляющими от имени государства поддержку.

    Поскольку государство доверяет бюджетные  средства организациям, по существу доверив  им реализацию государственной политики, оно должно осуществлять непрерывный  мониторинг деятельности этих организаций, регулировать их деятельность, осуществлять контроль за их финансовой состоятельностью.

    Принцип максимального софинансирования. Вся бюджетная поддержка должна выполняться на условиях софинансирования.

    Главный принцип государственной поддержки  малого бизнеса - не удовлетворение любых  финансовых запросов, а реальная реформа ее экономического механизма.

    Принцип срочности. Господдержка не должна носить постоянный характер, поскольку это притупляет стимулы производства.

    Принцип компенсации: общий размер выплат в одном и том же году не должен превышать 100% совокупных потерь СМБ. При этом бюджетные платежи компенсируют не более чем общую стоимость потерь от стихийных бедствий и применяются только лишь в отношении обусловленных стихийным бедствием потерь в доходах.

    Принцип предпочтения при  выборе объектов поддержки более конкурентоспособных структур.

        Это обеспечивает большую возвратность, средств, меньшие риски.

    При этом объект поддержки должен комплексно анализироваться, изучаться его  кредитная история, финансовые показатели и стратегия управления, технологический потенциал, кадровый и т.д.

    Принцип прозрачности системы государственной поддержки предпринимательства. Государственная поддержка должна иметь в первую очередь ясный и понятный механизм распределения средств, доступа к нему предпринимателей.

    Система поддержки должна быть прозрачна для общественного контроля и повышения эффективности государственных расходов. В противном случае в ней развивается коррупция, и она заведомо гарантирована на провал.

        Принцип обеспечения максимальной контрольности расходов.

    Речь  идет в первую очередь о технической стороне бюджетного процесса. Бюджетный процесс должен выделять государственную поддержку в отдельную контролируемую статью, позволяющую эффективно управлять поддержкой малого бизнеса.

    Принцип согласования экономики и системы госрегулирования малого бизнеса. Система господдержки является частью системы госрегулирования экономики, что накладывает требование их взаимного согласования, взаимодополнения и взаимосочетания инструментов.

    В особенности речь идет о таких  инструментах госрегулирования, как антимонопольная политика, финансовая система.

        Принцип устойчивости обязательства  сторон.

    Как и любые договорные отношения, обязательства  сторон должны выполняться беспрекословно и быть неизменными в течение  оговоренного срока. Обязательства государства перед СМБ обеспечивают устойчивость механизмов поддержки развития малого бизнеса.

    Принцип адресности. Государственная поддержка должна предоставляться на конкретные цели и конкретному субъекту.

    Принцип гарантированности. Система государственной поддержки должна гарантировать каждому участнику, выполнившему требования, предъявляемые к участникам отдельных направлений или программ поддержки, получение государственной поддержки [10].

    Государство не может отказать участникам отдельного направления или программы в поддержке по причине исчерпания лимитов, выделенных в бюджете на текущий год на данный вид поддержки, поскольку в этом случае теряется доверие субъектов предпринимательства и их уверенность в поддержке.

    Реализация  приведенных принципов позволит организовать систему государственной поддержки на научной и обоснованной основе, повысить ее эффективность.

2 ЗАРУБЕЖНЫЙ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ  ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 

2.1 Государственное  регулирование предпринимательства на примере России, США, Японии

    Господдержка  предпринимательства  в России

    Государственное регулирование и поддержка играют исключительно важную роль в развитии предпринимательства. Анализ нормативных  актов в этой сфере с позиции  их влияния на развитие предпринимательства в России позволяет определить, что механизм государственного воздействия включает организационно-управленческие и экономические меры.

    Организационные структуры поддержки бизнеса  сегодня представлены в первую очередь  Государственным комитетом РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства, региональными фондами, агентствами, центрами и др. Все более активно действуют на федеральном и региональном уровнях союзы, ассоциации, и другие общественные объединения малых предприятий. Существенно укрепилась система торгово-промышленных палат, обладающая значительным потенциалом в сфере поддержки мелких предпринимателей.

    Вторую  группу мер поддержки предпринимательства  составляют различные фонды, источники их финансирования, рычаги и стимулы как межотраслевого, так и регионального воздействия.

    В развитии предпринимательства существенную роль играет региональная система регулирования  и поддержки малого предпринимательства.  Формы и методы реализации региональной политики в отношении малого предпринимательства исходят, с одной стороны, из мер, принимаемых на государственном уровне, с другой - определяются задачами развития и спецификой каждого конкретного региона.

Информация о работе Государственное регулирование частного предпринимательства в Республике Казахстан