Государственное регулирование частного предпринимательства в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 08:32, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: анализ эволюции термина "предпринимательство", сущностное раскрытие видов и форм предпринимательской деятельности, опыт зарубежных стран в государственном регулировании частного предпринимательства, также исследование перспектив и направлении для развития малого бизнеса в Казахстане на примере города Алматы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… …3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.Предпринимательство: сущность, эволюция становления…….……5
2.Роль предпринимательства в экономике страны………………….…8
3.Государственное регулирование предпринимательства: основы и принципы…………………………………………………….………………….16


2 ЗАРУБЕЖНЫЙ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

2.1 Государственное регулирование предпринимательства на примере России, США, Японии……………………………………………………..………25

2.2 Основные элементы системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса……………………………………………………………………32

2.3 Инфраструктура поддержки малого бизнеса в Республики Казахстан……………………………………….…………………………….....…..39

3 ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА АЛМАТЫ

3.1 Перспективы и направления для развития малого и среднего бизнеса в городе Алматы……………………………...……………………………...........….46

3.2 Программа развития предпринимательства в г. Алматы……….……...49

3.3 Стратегия развития предпринимательства в Послании Президента Республики Казахстан……………………………………………………….….....54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...................58

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..…………………..…..61

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА (распечатать).doc

— 474.50 Кб (Скачать)

    Технопарки, бизнес-инкубаторы, промышленные зоны – материально-техническая поддержка  предпринимательства на этапе его  становления и развития.

    Неправительственные организации (НПО) – это некоммерческие организации, созданные гражданами Казахстана на добровольной основе для  достижения ими общих целей, не противоречащих законодательству.

    Выполняя  роль посредников между государством и гражданами в решении социальных проблем, в вопросах формирования гражданского общества, НПО являются одним из механизмов регулирования общественных отношений. 

    Схема их взаимодействия  представлена на рисунке 5.

Государственная исполнительная власть      Неправительственные организации 

       Рисунок 5 – Схема взаимодействия НПО с государством и предпринимательством. Примечание - Источник[20]

    Неправительственные организации в сфере содействия предпринимательству могут быть созданы в форме общественного объединения, фонда или объединения юридических лиц в форме ассоциации (союза), Филиалы Союза «Атамекен» созданы во всех регионах республики.

    В настоящее время происходит создание представительств Союза в районных центрах и городах.

          ОЮЛ Общенациональный союз предпринимателей и работодателей Казахстана «Атамекен». В настоящее время в состав союза входят 34 ведущих отраслевых ассоциации, объединяющее около тысячи активно занятых в казахстанском секторе экономики предприятий.

          ОЮЛ «Форум предпринимателей Казахстана» создано по инициативе юридических лиц и действует на основе добровольности, равноправия ее членов, самоуправления, законности, отчетности гласности деятельности.

    ОЮЛ «Союз торгово-промышленных палат Республики Казахстан». Поддержка малого бизнеса в Уставе Союза торгово-промышленных палат Казахстана закреплена в качестве одной из основных задач.

    Палата  исходит из необходимости придания этому сектору экономики ключевой роли в наполнении потребительского рынка товарами и услугами.

    РОО «Союз фермеров Казахстана» создано для оказания содействия в совершенствовании государственной и негосударственной поддержки фермерских хозяйств и других участников агропромышленного комплекса.

    Международные и иностранные  организации.

    Деятельность  международных и иностранных организаций оказала и продолжает оказывать положительное воздействие на развитие малого бизнеса в РК.

    Наиболее  известными по результатам своей  деятельности в РК являются:

    - Европейский банк реконструкции  и развития (ЕБРР);

    - Агентство США по международному развитию (USAID);

    - Фонд «Евразия»;

    - Всемирный банк;

    - Германское общество по техническому  сотрудничеству;

    - Программа Европейской Комиссии  по техническому содействию независимым  государствам (ТАСИС).

    Среди других организаций, деятельность которых в той или иной степени касалась вопросов поддержки малого бизнеса в РК, необходимо отметить:

    - Азиатский банк развития;

    - Исламский банк развития.

    Эти финансовые институты предлагают специальные  программы для предпринимателей  в виде кредитных линий. Для реализации программ банки сотрудничают с финансовыми организациями РК (банки второго уровня, АО ФРМП).

    В числе международных организаций, реализующих программы по развитию малого бизнеса, можно назвать Программу  развития ООН (ПРООН), Израильский Центр международного сотрудничества «Машав», специализирующемся на обучении казахстанских предпринимателей, как в РК, так и в Израиле.

          Таким образом, анализируя деятельность международных организаций  по поддержке предпринимательства, можно выделить следующие основные направления их деятельности:

    - ликвидация нормативно-правовых  барьеров на пути развития  бизнеса;

    - расширение доступа к финансовым  ресурсам;

    - улучшение практики ведения бизнеса.

    Коммерческие  организации.

    Коммерческие структуры напрямую не осуществляют поддержку субъектов малого бизнеса, но косвенно они оказывают значительное влияние на его развитие.

    Среди таких структур выделены две основные группы:

    1) банки второго уровня и небанковские  организации, осуществляющие отдельные  виды банковских операций;

    2) консалтинговые компании.

    Система  финансово-кредитной и  инвестиционной поддержки имеет первостепенное значение для эффективного развития малого бизнеса.

    Поэтому в процессе кредитования субъектов  малого бизнеса в Казахстане были привлечены следующие учреждения:

    - банки второго уровня;

    - кредитные товарищества;

    - микрокредитные организации;

    - лизинговые компании.

    В рамках деятельности этих организаций  создана сфера услуг для малого бизнеса.

          Таким образом, оптимальная  роль государства состоит в том, чтобы, с одной стороны, достигнуть максимальной либерализации и открытости экономки, с другой – вести активную работу по строительству инфраструктуры и привлечению частного сектора к развитию ключевых отраслей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      3 ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА АЛМАТЫ

    3.1 Анализ социально  – экономического  развития предпринимательства  в г. Алматы

    Город Алматы занимает важное место в экономическом  пространстве Республики Казахстан. Значительна роль г. Алматы в формировании доходной части консолидированного бюджета страны. Так, по итогам 11 месяцев 2009 года удельный вес поступлений налогов и сборов в бюджет по г.Алматы в общих поступлениях платежей по Республике составил 26,8%.  

    По  состоянию на 1  января 2010 года число зарегистрированных юридических лиц (в виде товариществ с ограниченной ответственностью) малого и среднего бизнеса составило 74 719 единиц, что на 4,7% больше, чем аналогичный период предыдущего года.

          Количество субъектов  МСБ, активно работающих на рынке, составило 77 916 единиц, в том числе 16 345 юридических лиц, 61 564 индивидуальных предпринимателей и 7 крестьянских хозяйств. По сравнению с 2008 годом число активных предприятий увеличилось на 15%.

          Выпуск продукции  субъектами МСБ за 2009 год (без учета внутреннего оборота) остался на уровне предыдущего года, составив 399 млрд. тенге.

          Численность занятых  в малом и среднем предпринимательстве  в 2009 году составила 267 481 человек, что на 12,6% выше, чем в 2008 году.

    По  итогам работы 11-ти месяцев 2009 года фактические поступления доходов составили 562,7 млрд.тенге или прогноз исполнен на 100%, из них поступления в республиканский бюджет 421,7 млрд.тенге или 102%, в местный бюджет 141,0 млрд.тенге или 95,0%. При этом поступления в местный бюджет по сравнению с соответствующим периодом прошлого года уменьшились на 9,6% или на 15,0 млрд.тенге.  Так, сумма недоимки на 1 декабря 2009 года составила 19,0 млрд. тенге [22].

    Всего, на город Алматы приходится 13% от численности занятых и 17% от объема выпуска товаров, работ и услуг в малом и среднем предпринимательстве по стране. Ниже в таблице 3 приведены сильные и слабые стороны г. Алматы.

    Финансовая  поддержка. Финансовую составляющую инфраструктуры развития предпринимательства представляет, прежде всего, Фонд развития предпринимательства «Даму», как единственный государственный институт развития, через который Правительство РК реализует политику поддержки и развития малого и среднего бизнеса.

    За 2009 год банками второго уровня по городу Алматы было выдано кредитов на сумму 3 трлн. 35 млрд. тенге, что составило 68,5% к аналогичному периоду 2008 года. Доля кредитов малому бизнесу составила 428 млрд. тенге или 56,8% в сравнении с периодом предыдущего года.

          Причины значительного  сокращения кредитования связаны со снижением кредитной активности банков в условиях практически полного закрытия доступа к внешним кредитным ресурсам, ухудшения состояния кредитного портфеля и отвлечения средств на создание резервов, необходимости погашения ранее взятых внешних займов и пополнения капитала.

        В декабре 2009 года среднегодовая процентная ставка по долгосрочным кредитам в национальной валюте составила 14,5% (в иностранной валюте – 13,1%), по краткосрочным кредитам, соответственно, - 15%  и 11,2%.

          Одной из эффективных антикризисных мер государства, направленных на поддержку МСБ является Стабилизационная программа.

    По  итогам 3-х траншей Стабилизационной программы на 1 января 2010 года по городу Алматы фактически освоено 86 млрд. тенге  на 1055 заемщиков, создано 1347 рабочих мест.

          В разрезе отраслей больше всего средств пришлось на торговлю – 36,3 млрд. тенге (43%) и на сферу  услуг – 30,7 млрд. тенге (37%).

    Доля  промышленности составила 8,5 млрд. тенге (10%), строительство – 3,2 млрд. тенге (4%), транспорта и связи – 2,4 млрд. тенге (3%) и сельского хозяйства – 2,4 млрд. тенге (3%).

          По линии средств  «Фонда стрессовых активов», выделенных Фонду развития предпринимательства  «Даму» 18 млрд. тенге под Программу  «Даму Ондiрiс», на город Алматы пришлось 5 млрд. тенге на 12 проектов.

    Индустриально-инновационная  инфраструктура является одним из действенных механизмов стимулирования развития предприятий, в первую очередь субъектов МСБ. С целью развития инновационных технологий в городе Алматы действует Специальная Экономическая зона «Парк Информационных технологий» (СЭЗ «ПИТ»), на которой на сегодняшний день размещено 27 предприятий. От деятельности размещенных в СЭЗ «ПИТ» предприятий идут соответствующие поступления в бюджет. Дальнейшее развитие СЭЗ «ПИТ» в первую очередь связано с развитием инфраструктуры и созданием благоприятных условий для ее потенциальных и действующих участников.

    Также, в городе Алматы с 1999 года функционирует  государственное учреждение «Алматинский городской бизнес-инкубатор», на котором в настоящее время размещено 22 предприятия. На сегодняшний день рассматривается вопрос о его приватизации [23].

    Инфраструктурная  поддержка. По оказанию консультационных, бухгалтерских, юридических и прочих услуг предпринимателям в городе Алматы на сегодняшний день существует 4 крупных центра поддержки предпринимательства (ЦПП):

    1) при Форуме предпринимателей  Казахстана (ТОО «ЦПП»);

    2) Федерации развития малого и  среднего бизнеса Казахстана («Партнер  для малого бизнеса»);

    3) Алматинской Ассоциации Предпринимателей («Секрет+Сервис»);

    4) Независимой Ассоциации Предпринимателей (ОО «ЦПП»)

Информация о работе Государственное регулирование частного предпринимательства в Республике Казахстан