Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 08:32, дипломная работа
Цель дипломной работы: анализ эволюции термина "предпринимательство", сущностное раскрытие видов и форм предпринимательской деятельности, опыт зарубежных стран в государственном регулировании частного предпринимательства, также исследование перспектив и направлении для развития малого бизнеса в Казахстане на примере города Алматы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… …3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.Предпринимательство: сущность, эволюция становления…….……5
2.Роль предпринимательства в экономике страны………………….…8
3.Государственное регулирование предпринимательства: основы и принципы…………………………………………………….………………….16
2 ЗАРУБЕЖНЫЙ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1 Государственное регулирование предпринимательства на примере России, США, Японии……………………………………………………..………25
2.2 Основные элементы системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса……………………………………………………………………32
2.3 Инфраструктура поддержки малого бизнеса в Республики Казахстан……………………………………….…………………………….....…..39
3 ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА АЛМАТЫ
3.1 Перспективы и направления для развития малого и среднего бизнеса в городе Алматы……………………………...……………………………...........….46
3.2 Программа развития предпринимательства в г. Алматы……….……...49
3.3 Стратегия развития предпринимательства в Послании Президента Республики Казахстан……………………………………………………….….....54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...................58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..…………………..…..61
Технопарки,
бизнес-инкубаторы, промышленные зоны
– материально-техническая
Неправительственные организации (НПО) – это некоммерческие организации, созданные гражданами Казахстана на добровольной основе для достижения ими общих целей, не противоречащих законодательству.
Выполняя роль посредников между государством и гражданами в решении социальных проблем, в вопросах формирования гражданского общества, НПО являются одним из механизмов регулирования общественных отношений.
Схема их взаимодействия представлена на рисунке 5.
Государственная
исполнительная власть
Неправительственные
организации
Рисунок 5 – Схема взаимодействия НПО с государством и предпринимательством. Примечание - Источник[20]
Неправительственные организации в сфере содействия предпринимательству могут быть созданы в форме общественного объединения, фонда или объединения юридических лиц в форме ассоциации (союза), Филиалы Союза «Атамекен» созданы во всех регионах республики.
В настоящее время происходит создание представительств Союза в районных центрах и городах.
ОЮЛ Общенациональный союз предпринимателей и работодателей Казахстана «Атамекен». В настоящее время в состав союза входят 34 ведущих отраслевых ассоциации, объединяющее около тысячи активно занятых в казахстанском секторе экономики предприятий.
ОЮЛ «Форум предпринимателей Казахстана» создано по инициативе юридических лиц и действует на основе добровольности, равноправия ее членов, самоуправления, законности, отчетности гласности деятельности.
ОЮЛ «Союз торгово-промышленных палат Республики Казахстан». Поддержка малого бизнеса в Уставе Союза торгово-промышленных палат Казахстана закреплена в качестве одной из основных задач.
Палата
исходит из необходимости придания
этому сектору экономики
РОО «Союз фермеров Казахстана» создано для оказания содействия в совершенствовании государственной и негосударственной поддержки фермерских хозяйств и других участников агропромышленного комплекса.
Международные и иностранные организации.
Деятельность международных и иностранных организаций оказала и продолжает оказывать положительное воздействие на развитие малого бизнеса в РК.
Наиболее известными по результатам своей деятельности в РК являются:
-
Европейский банк
- Агентство США по международному развитию (USAID);
- Фонд «Евразия»;
- Всемирный банк;
-
Германское общество по
-
Программа Европейской
Среди других организаций, деятельность которых в той или иной степени касалась вопросов поддержки малого бизнеса в РК, необходимо отметить:
- Азиатский банк развития;
- Исламский банк развития.
Эти
финансовые институты предлагают специальные
программы для
В
числе международных
Таким образом, анализируя деятельность международных организаций по поддержке предпринимательства, можно выделить следующие основные направления их деятельности:
-
ликвидация нормативно-
-
расширение доступа к
-
улучшение практики ведения
Коммерческие организации.
Коммерческие структуры напрямую не осуществляют поддержку субъектов малого бизнеса, но косвенно они оказывают значительное влияние на его развитие.
Среди таких структур выделены две основные группы:
1)
банки второго уровня и
2) консалтинговые компании.
Система финансово-кредитной и инвестиционной поддержки имеет первостепенное значение для эффективного развития малого бизнеса.
Поэтому в процессе кредитования субъектов малого бизнеса в Казахстане были привлечены следующие учреждения:
- банки второго уровня;
- кредитные товарищества;
- микрокредитные организации;
- лизинговые компании.
В рамках деятельности этих организаций создана сфера услуг для малого бизнеса.
Таким образом, оптимальная
роль государства состоит в том,
чтобы, с одной стороны, достигнуть максимальной
либерализации и открытости экономки,
с другой – вести активную работу по строительству
инфраструктуры и привлечению частного
сектора к развитию ключевых отраслей.
Город Алматы занимает важное место в экономическом пространстве Республики Казахстан. Значительна роль г. Алматы в формировании доходной части консолидированного бюджета страны. Так, по итогам 11 месяцев 2009 года удельный вес поступлений налогов и сборов в бюджет по г.Алматы в общих поступлениях платежей по Республике составил 26,8%.
По состоянию на 1 января 2010 года число зарегистрированных юридических лиц (в виде товариществ с ограниченной ответственностью) малого и среднего бизнеса составило 74 719 единиц, что на 4,7% больше, чем аналогичный период предыдущего года.
Количество
Выпуск продукции субъектами МСБ за 2009 год (без учета внутреннего оборота) остался на уровне предыдущего года, составив 399 млрд. тенге.
Численность занятых
в малом и среднем
По итогам работы 11-ти месяцев 2009 года фактические поступления доходов составили 562,7 млрд.тенге или прогноз исполнен на 100%, из них поступления в республиканский бюджет 421,7 млрд.тенге или 102%, в местный бюджет 141,0 млрд.тенге или 95,0%. При этом поступления в местный бюджет по сравнению с соответствующим периодом прошлого года уменьшились на 9,6% или на 15,0 млрд.тенге. Так, сумма недоимки на 1 декабря 2009 года составила 19,0 млрд. тенге [22].
Всего, на город Алматы приходится 13% от численности занятых и 17% от объема выпуска товаров, работ и услуг в малом и среднем предпринимательстве по стране. Ниже в таблице 3 приведены сильные и слабые стороны г. Алматы.
Финансовая поддержка. Финансовую составляющую инфраструктуры развития предпринимательства представляет, прежде всего, Фонд развития предпринимательства «Даму», как единственный государственный институт развития, через который Правительство РК реализует политику поддержки и развития малого и среднего бизнеса.
За 2009 год банками второго уровня по городу Алматы было выдано кредитов на сумму 3 трлн. 35 млрд. тенге, что составило 68,5% к аналогичному периоду 2008 года. Доля кредитов малому бизнесу составила 428 млрд. тенге или 56,8% в сравнении с периодом предыдущего года.
Причины значительного сокращения кредитования связаны со снижением кредитной активности банков в условиях практически полного закрытия доступа к внешним кредитным ресурсам, ухудшения состояния кредитного портфеля и отвлечения средств на создание резервов, необходимости погашения ранее взятых внешних займов и пополнения капитала.
В декабре 2009 года среднегодовая процентная ставка по долгосрочным кредитам в национальной валюте составила 14,5% (в иностранной валюте – 13,1%), по краткосрочным кредитам, соответственно, - 15% и 11,2%.
Одной из эффективных антикризисных мер государства, направленных на поддержку МСБ является Стабилизационная программа.
По итогам 3-х траншей Стабилизационной программы на 1 января 2010 года по городу Алматы фактически освоено 86 млрд. тенге на 1055 заемщиков, создано 1347 рабочих мест.
В разрезе отраслей больше всего средств пришлось на торговлю – 36,3 млрд. тенге (43%) и на сферу услуг – 30,7 млрд. тенге (37%).
Доля промышленности составила 8,5 млрд. тенге (10%), строительство – 3,2 млрд. тенге (4%), транспорта и связи – 2,4 млрд. тенге (3%) и сельского хозяйства – 2,4 млрд. тенге (3%).
По линии средств «Фонда стрессовых активов», выделенных Фонду развития предпринимательства «Даму» 18 млрд. тенге под Программу «Даму Ондiрiс», на город Алматы пришлось 5 млрд. тенге на 12 проектов.
Индустриально-
Также, в городе Алматы с 1999 года функционирует государственное учреждение «Алматинский городской бизнес-инкубатор», на котором в настоящее время размещено 22 предприятия. На сегодняшний день рассматривается вопрос о его приватизации [23].
Инфраструктурная поддержка. По оказанию консультационных, бухгалтерских, юридических и прочих услуг предпринимателям в городе Алматы на сегодняшний день существует 4 крупных центра поддержки предпринимательства (ЦПП):
1) при Форуме предпринимателей Казахстана (ТОО «ЦПП»);
2) Федерации развития малого и среднего бизнеса Казахстана («Партнер для малого бизнеса»);
3)
Алматинской Ассоциации
4)
Независимой Ассоциации