Государственное регулирование ВЭД

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 01:13, реферат

Краткое описание

К нетарифным средствам и мерам государственного регулирования относится запрещение ввоза(вывоза), эмбарго, лицензирование, квотирование, сертификация и другие ограничения на перемещение товаров через таможенную границу ТС, а также лицензирование отдельных видов внешнеэкономической деятельности, связанных с обеспечением государственной и экономической безопасности государства, защитой его экономических интересов, защитой жизни и здоровья людей, охраной окружающей среды, охраной культурного достояния народов России и т.д.

Файлы: 1 файл

Нетарифные средства и меры гос регулирования ВЭД.doc

— 44.00 Кб (Скачать)

    Нетарифные  средства и меры государственного регулирования  ВЭД 

    К нетарифным средствам и мерам государственного регулирования относится запрещение ввоза(вывоза), эмбарго, лицензирование, квотирование, сертификация и другие ограничения на перемещение товаров через таможенную границу ТС, а также лицензирование отдельных видов внешнеэкономической деятельности, связанных с обеспечением государственной и экономической безопасности государства, защитой его экономических интересов, защитой жизни и здоровья людей, охраной окружающей среды, охраной культурного достояния народов России и т.д.

    В настоящее время для перемещения через таможенную границу РФ товаров попадающих под действие нетарифных мер регулирования требуются разрешения следующих государственных органов, осуществляющих контроль над соблюдением нетарифных мер регулирования внешнеэкономической деятельности:

     
        1. Министерство торговли РФ – лицензии – на ввоз(вывоз) драгоценных металлов и камней; товаров двойного назначения; шифровальных средств; радиоактивных материалов; ядерных материалов и технологий; озоноразрущающих веществ; продукции военного назначения; опасных отходов; спирта и водки; коллекционных материалов по минералогии и палеонтологии; информации о недрах; наркотических, ядовитых и сильнодействующих веществ; лекарственных средств и фармацевтических субстанций; диких животных, растений; взрывчатых веществ и пороха.        

2. Центр  стандартизации и метрологии – сертификат – контроль над товарами на предмет их соответствия нормам безопасности РФ.         

3. Гос. хлебная инспекция РФ – сертификат – ввоз (вывоз) зерна и продуктов его переработки.        

4. Министерство  по атомной энергии – сертификат – ввоз (вывоз) средств перевозки радиоактивных материалов.        

5. Госкомэпиднадзор  РФ – сертификат радиационной безопасности на металлолом и строительные материалы.         

6. Служба  карантина растений РФ – фитосанитарный сертификат- ввоз(вывоз) продукции растительного происхождения.        

7. Гос. ветеринарный надзор РФ – ветеринарное свидетельство на продукцию животного происхождения.         

8. Министерство  культуры РФ – свидетельство – на право вывоза культурных ценностей. 
        9. Госсвязьнадзор РФ – ввоз радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств. 
        10. Центробанк РФ – лицензии – ввоз(вывоз) памятных монет, на проведение валютных операций и операций связанных с движением капитала. 
        11. МВД РФ – разрешение – ввоз(вывоз) гражданского и служебного оружия. 
        12. Комиссия по гуманитарной и технической помощи – разрешение – ввоз товаров в качестве гуманитарной помощи.        

13. ФСБ  РФ – лицензия – ввоз специальных технических средств.

 
       Нетарифные меры регулирования внешнеэкономической деятельности охватывают практически весь спектр товаров, и в осуществлении контроля задействованы все органы государственной власти отвечающие за безопасность государства и населения. Таможенные органы призваны исключить возможность пересечения таможенной границы РФ без соблюдения соответствующих мер нетарифного регулирования и без наличия разрешений соответствующих государственных органов.       
 

Помимо  мер тарифного и нетарифного  регулирования, особое место в системе  государственного регулирования внешнеэкономической  деятельности занимает валютное регулирование. Любое государство стоит на страже валюты и валютных ценностей. Понятие валютное регулирование означает способ государственного управления валютной сферой в экономике России, т.е. регламентацию государством международных расчетов и порядка проведения валютных операций. При этом государство исходит из необходимости:

 

- повышения экономической эффективности страны;

- обеспечения  экономической безопасности;     

- необходимости  формирования валютного резерва страны;

- необходимости создания валютных фондов хозяйствующих субъектов.        

Основным  законом в сфере валютного  регулирования является Закон РФ от 09.10.92г. №3615-1 «О валютном регулировании  и валютном контроле». В нем определены основные понятия, полномочия и функции  органов валютного регулирования  и валютного контроля, предусмотрена ответственность за нарушение валютного законодательства.       

Таможенные  органы в пределах своей компетенции  осуществляют валютный контроль по двум направлениям:       

1. контроль  за перемещением через таможенную  границу РФ валютных ценностей, валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ;       

2. контроль  за валютными операциями связанными  с перемещением через таможенную  границу товаров и транспортных  средств.        

С получением таможенными органами статуса органов  валютного контроля и определением их компетенции впервые в Российской Федерации была создана система таможенно-банковского валютного контроля. Эта система, для оперативного решения задач валютного регулирования, предусматривает обмен всей информацией, касающейся внешнеторговых операций, между таможенными органами, Центробанком РФ и уполномоченными банками. Для обеспечения правовой основы развития системы валютного контроля в Российской Федерации расчеты по внешнеэкономическим сделкам резидентов, должны осуществляться только через счета резидентов в уполномоченных банках, если иное не разрешено Центральным банком РФ. При этом таможенное оформление внешнеэкономической сделки может быть произведено только при наличии: паспортов экспортной или импортной сделки, выданных уполномоченным банком, в случае необходимости разрешения Центрального банка и соблюдения других мер валютного контроля. Введение любой системы государственного регулирования и контроля предполагает для обеспечения эффективности ее действия наличие, по крайней мере, двух моментов: во-первых, установление четких законодательных норм и правил регламентирующих средства и меры государственного регулирования и контроля (тарифные и нетарифные меры, система налогообложения, валютного контроля и т.п.); во-вторых, введение необходимых контрольных механизмов, позволяющих государству контролировать соблюдение установленных правил. 

    Таможенный  контроль – это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами РФ в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ о таможенном деле, а также иного законодательства Российской Федерации и международных договоров, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы.

    При проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и ограничиваются только теми формами  таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства таможенного союза и законодательства государств - членов таможенного союза, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы. При выборе объектов и форм таможенного контроля используется система управления рисками. В целях совершенствования таможенного контроля таможенные органы сотрудничают с таможенными органами иностранных государств в соответствии с международными договорами.

    В целях повышения эффективности  таможенного контроля таможенные органы взаимодействуют с другими контролирующими государственными органами, а также с участниками внешнеэкономической деятельности, уполномоченными экономическими операторами, таможенными представителями, таможенными перевозчиками и иными лицами, деятельность которых связана с осуществлением внешней торговли и с их профессиональными объединениями (ассоциациями).

    Таможенные  органы в пределах своей компетенции  осуществляют иные виды контроля, в  том числе экспортный, валютный и  радиационный, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза. При проведении таможенного контроля каких-либо разрешений, предписаний либо постановлений на его проведение не требуется, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза и законодательством государств - членов таможенного союза. От имени таможенных органов таможенный контроль проводят должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля в соответствии со своими должностными (функциональными) обязанностями. Таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении:

1) товаров,  в том числе транспортных средств,  перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с ТК ТС;

2) таможенной  декларации, документов и сведений  о товарах, представление которых  предусмотрено в соответствии  с таможенным законодательством  таможенного союза; 

3) деятельности  лиц, связанной с перемещением  товаров через таможенную границу,  оказанием услуг в сфере таможенного  дела, а также осуществляемой  в рамках отдельных таможенных  процедур;

4) лиц,  пересекающих таможенную границу. 

    Таможенный  контроль проводится в зоне таможенного контроля, а также в других местах, определяемых таможенными органами, где находятся товары, транспортные средства и документы, содержащие сведения о них, в том числе в электронной форме.

    В целях обеспечения соблюдения законодательства РФ таможенные органы вправе проводить в пределах своей компетенции проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций и других лиц занимающихся внешнеэкономической деятельностью. 
 

     МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

     Федеральное агентство по образованию 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 

     «Санкт-Петербургский  Государственный университет информационных технологии, механики и оптики» 

     Институт  международного бизнеса и права 

     РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Экономика таможенного дела»

на тему: «Нетарифные средства и меры государственного регулирования ВЭД» 
 

                 Выполнила: студентка  3-ого курса

                   очной формы обучения ИМБИП,

                 группа 3441

                 Фёдорова Е. Г.

                   Проверила: Неустроева Ю.В.

                   Баллы ____________________       

                   Подпись________________ 

                                  «____»___________________2010 год 
             
             

Санкт-Петербург

                                                    2010

Информация о работе Государственное регулирование ВЭД