Государственное регулирование частного предпринимательства в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 08:32, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: анализ эволюции термина "предпринимательство", сущностное раскрытие видов и форм предпринимательской деятельности, опыт зарубежных стран в государственном регулировании частного предпринимательства, также исследование перспектив и направлении для развития малого бизнеса в Казахстане на примере города Алматы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… …3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.Предпринимательство: сущность, эволюция становления…….……5
2.Роль предпринимательства в экономике страны………………….…8
3.Государственное регулирование предпринимательства: основы и принципы…………………………………………………….………………….16


2 ЗАРУБЕЖНЫЙ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

2.1 Государственное регулирование предпринимательства на примере России, США, Японии……………………………………………………..………25

2.2 Основные элементы системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса……………………………………………………………………32

2.3 Инфраструктура поддержки малого бизнеса в Республики Казахстан……………………………………….…………………………….....…..39

3 ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА АЛМАТЫ

3.1 Перспективы и направления для развития малого и среднего бизнеса в городе Алматы……………………………...……………………………...........….46

3.2 Программа развития предпринимательства в г. Алматы……….……...49

3.3 Стратегия развития предпринимательства в Послании Президента Республики Казахстан……………………………………………………….….....54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...................58

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..…………………..…..61

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА (распечатать).doc

— 474.50 Кб (Скачать)

    Данными Центрами за 2009 год оказано различных  видов услуг почти 13 тысячам субъектов  предпринимательства.

          В рамках поддержки  предпринимательства в 2008 году создан и действует Деловой Совет при Акимате города Алматы, консультативно-совещательный орган, в состав которого входят представители государственных органов и крупнейших бизнес - ассоциаций, охватывающих все основные отрасли. Основной задачей «Делового Совета» является оперативная выработка предложений и принятие мер в соответствии с вызовами текущего момента. Круг рассматриваемых вопросов на нем затрагивает различные направления, касающихся сферы предпринимательства.

    «Деловым  Советом», на сегодняшний день, в  частности, реализованы следующие мероприятия, это:

     освобождение от долевого участия при подключении к электроэнергии;

     максимальное упрощение процедуры изменения целевого назначения земельных участков;

     снижение поправочного коэффициента на 40% при определении стоимости земельного участка;

    выработка целого комплекса предложений по преодолению административных барьеров, которые легли в основу изменений в  Законе Республики Казахстан «О частном предпринимательстве».

    Таблица 3

    Анализ  конкурентных преимуществ и недостатков города Алматы 

    Сильные стороны     Слабые  стороны
    • мощный производственный потенциал     • отсутствие нормативно-правовой базы, определяющей полномочия местных исполнительных органов
    • развитая банковская сеть, значительные финансовые ресурсы     • несовершенство налогового законодательства
    • наличие квалифицированных кадров и трудовых ресурсов в отраслях городского хозяйства     • отсутствие законодательной базы функционирования муниципальных ценных бумаг
    инвестиционная  привлекательность ряда крупных  промышленных предприятий, незавершенных строительством объектов и проектных предложений     тяжелое финансовое положение большинства  предприятий, организаций и учреждений, взаимные неплатежи
    • наличие иностранных партнеров  и совместных производств     • острый недостаток государственного финансирования, кредитных и инвестиционных ресурсов
    • развитая структура транспортных сетей, связи, инженерных и телекоммуникаций     отсутствие  надежного источника газоснабжения  для нужд города
    • наличие рыночной инфраструктуры     • наличие большого числа мелких котельных, использующих газ, как топливо
    развитая  инфраструктура системы здравоохранения     • слабая материально-техническая и  технологическая база отраслей городского хозяйства
    • развитая сеть услуг, наличие комфортабельных  гостиниц     • отсутствие механизма стимулирования банков второго уровня при кредитовании ими предприятий малого бизнеса
    наличие незавершенных строительством объектов с высокой степенью готовности     относительно  низкий уровень развития сферы туризма
    • высокая концентрация научно-исследовательских институтов и высших учебных заведений     • несовершенство законодательной базы в сфере регламентации услуг  в негосударственном секторе  здравоохранения
    • высокий интеллектуальный потенциал  научных и преподавательских  кадров     • высокая удельная стоимость строительства объектов жилья
    • наличие Концепции и Программы  социально-экономического развития г.Алматы на среднесрочный период     • отсутствие коммуникационных сетей  в районах массового жилищного  строительства
    • наличие методики и накопленного опыта в части проведения процедуры санации и банкротства предприятий     низкий  уровень оснащенности правоохранительных, фискальных и других служб современными техническими средствами
          • неблагоприятные экологические  условия
Примечание - Источник[20]
 

 

    3.2. Программа развития  предпринимательства  в г. Алматы

    Целями  данной программы являются:

    1) обеспечение оптимальных условий  для устойчивого развития малого  и среднего предпринимательства  города Алматы в период кризиса;

    2) формирование более результативных форм поддержки малого и среднего предпринимательства;

    В соответствии с целями поставлены следующие  задачи:

    1) совершенствование правовых, экономических  и организационных условий для  развития МСБ;

    2) развитие системы финансовой  и имущественной поддержки субъектов МСБ и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСБ;

    3) усиление рыночных позиций МСБ  города через создание условий  для роста капитализации, обеспечение  субъектов МСБ нежилыми помещениями;

    4) организация эффективного взаимодействия с организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов МСБ и создание условий для их дальнейшего развития;

    5) развитие системы подготовки, переподготовки  и повышения квалификации кадров  для МСБ, совершенствование системы  получения МСБ организационной, методической, консультационной и информационной поддержки по широкому спектру вопросов ведения бизнеса;

    6) обеспечение взаимодействия бизнеса  и власти на всех уровнях,  через активизацию работы Делового  Совета при акимате города  Алматы с общественными объединениями предпринимателей и консультативными советами при государственных структурах;

    7) взаимодействие с институтами  развития;

    8) привлечение малых и средних  предприятий для выполнения государственного  заказа и увеличение доли предприятий  МСБ в тендерах государственных закупок товаров (работ, услуг).

    Основные  направления и механизм реализации программы

- Финансово-кредитная и инвестиционная поддержка малого и среднего предпринимательства

    Работа  в этом направлении будет осуществляться в соответствии с Планом действий и мероприятий по стабилизации социально-экономического развития города Алматы на 2009-2010 годы, который направлен на реализацию Плана совместных действий Правительства, Национального банка, Агентства по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций по стабилизации экономики на 2009-2010 годы.

          Правительственным Планом предполагается сконцентрировать усилия на 5 главных направлениях. Данные направления поддерживаются конкретными  финансовыми ресурсами:

    1) стабилизация финансового сектора – 4 млрд. долларов США;

    2) развитие жилищного сектора –  3 млрд. долларов США;

    3) поддержка МСБ – 1 млрд. долларов  США;

    4) развитие агропромышленного комплекса  - 1 млрд. долларов США;

    5) реализация инновационных, индустриальных  проектов - 1 млрд. долларов США;

    Данные  направления предполагают разработку и внедрение новых форм финансовой поддержки МСБ, расширение доступа  малых и средних предприятий  к внебюджетным источникам финансирования, а также использование возможностей Фонда «Даму» для расширения доступа к кредитованию субъектов МСБ.

- Развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства

    Данное  направление предусматривает мероприятия  по созданию комплексной системы  поддержки предпринимательства, обеспечивающей удовлетворение его потребностей по следующим основным направлениям:

    - обеспечение гарантированного участия  отечественных предприятий МСБ  в государственных закупах;

    - создание и развитие инфраструктуры  обучения через центры поддержки  предпринимательства, способной обеспечить потребности системы МСБ в подготовке, переподготовке и повышении квалификации, обучении на рабочем месте и самообразовании лиц, занятых в системе предпринимательства;

    - взаимодействие с АО «НК СПК  «Жетысу»;

    - оказание поддержки Алматинскому  городскому бизнес-инкубатору;

    - содействие внедрению современных  технологий ведения бизнеса, в  том числе с широким использованием  возможностей сети Интернет. Популяризация  передового опыта и передовых  технологий ведения бизнеса;

    -  создание баз данных и формирование банков знаний по предпринимательской деятельности. Развитие ресурсов информационного обеспечения МСБ города Алматы;

    - выделение земель под промышленные  объекты с подготовленной инфраструктурой,  при этом затраты произведенные  местными исполнительными органами на подготовку инфраструктуры могут быть включены в цену земли;

    Одним из основных инструментов анализа развития МСБ, с целью отслеживания тенденций  и выявления проблем, является мониторинг. В рамках Программы необходимо постоянно  проводить мониторинг, как в разрезе отраслей, так и по общим вопросам и проблемам развития МСБ. Выявленные по результатам мониторинга проблемы будут обсуждаться на Деловом Совете с целью определения оптимальных путей их решения.

          В условиях продолжающегося  дефицита заемных средств для МСБ (по городу Алматы  - порядка 5 млрд. долларов США) прорабатывается вопрос выделения IV транша в рамках Стабилизационной программы, осуществляемый через Фонд «Даму».

- Сокращение административных барьеров, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства

    Данное  направление предусматривает мероприятия  по минимизации и оптимизации  административно-разрешительной и  контролирующей практики, устранению бюрократических барьеров, разработке прозрачных процедур принятия решений, а также процессов согласования различных документов.

          Не менее важно  обеспечить осведомленность предпринимателей о правах контрольных органов  и нормативных документах, регламентирующих их деятельность. Это позволит сократить  возможность произвола и необоснованных требований со стороны указанных органов.

          Кроме того, необходимо активизировать обмен опытом по снижению административных барьеров, накопленный  в разных регионах, с использованием средств массовой информации, при  непосредственном участии  предпринимательских общественных объединений и государственных структур.

          Одной из важных задач в данном направлении является работа по обобщению предложений бизнес-сообщества города Алматы в Закон «О частном предпринимательстве», Налоговый кодекс РК, др. законодательные акты, затрагивающие интересы МСБ.

    - Развитие инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов

    Требования, предъявляемые сегодня к конкурентоспособности, качеству производимой малыми и средними предприятиями продукции, и оказываемых  ими услуг, а также перспективы вступления Казахстана в ВТО диктуют настоятельную необходимость поддержки инновационной деятельности субъектов МСБ.

          Малые и средние  предприятия являются неотъемлемым элементом инновационной системы. Именно они являются связующим звеном между фундаментальной наукой и производством. От уровня развития предпринимательства в инновационной сфере зависит, как скоро новая технология или разработка будет реально продвинута на рынок.

          Данное направление  предусматривает поддержку МСБ  в инновационной сфере по следующим основным направлениям:

    1) государственное содействие инновационной  деятельности от разработки технико-экономического обоснования идеи и консультирования по вопросам получения финансовой поддержки из разных источников до создания виртуальных моделей, опытных образцов и участия предприятия в ежегодных выставках-смотрах, инновационных выставках;

    2) создание бизнес-инкубаторов и  технопарков на базе ВУЗов;

    3) субсидирование процентных ставок  по кредитам, направленным на  технологическую модернизацию производств;

    4) обеспечение доступа малых инновационных  предприятий к разнообразным  источникам внебюджетного финансирования;

    5) содействие в получении доступных  кредитов на выполнение инновационных  проектов субъектами МСБ, создающими  и реализующими инновационную продукцию в научно-технической сфере (товары, технологии, работы, услуги);

          Результатом этой работы должно стать повышение конкурентоспособности  продукции, выпускаемой малыми и  средними инновационными предприятиями  города.

    - Сокращение теневого бизнеса

    Решение данной проблемы возможно путем пересмотра закрепленных в действующем законодательстве принципов в сфере регулирования  предпринимательской деятельности.

          Налоговая политика должна выстраиваться исходя из приоритета государства по стимулированию деловой активности, осуществляемой в легальном русле.

          В этой связи предлагается в рамках Делового Совета вести на постоянной основе работу по обобщению  предложений бизнес-сообщества в  налоговое законодательство, для передачи на республиканский уровень.

          В сфере контрольно-разрешительной практики предусматриваются мероприятия, направленные на реализацию принципов:

    1) приоритета профилактики перед  санкциями;

    2) стимулирования субъектов МСБ  и потребителей к защите своих  прав легальными методами;

    3) прозрачность государственного контроля для всех заинтересованных сторон (общества, бизнеса).

Информация о работе Государственное регулирование частного предпринимательства в Республике Казахстан