Государственное регулирование частного предпринимательства в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 08:32, дипломная работа

Краткое описание

Цель дипломной работы: анализ эволюции термина "предпринимательство", сущностное раскрытие видов и форм предпринимательской деятельности, опыт зарубежных стран в государственном регулировании частного предпринимательства, также исследование перспектив и направлении для развития малого бизнеса в Казахстане на примере города Алматы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………… …3

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.Предпринимательство: сущность, эволюция становления…….……5
2.Роль предпринимательства в экономике страны………………….…8
3.Государственное регулирование предпринимательства: основы и принципы…………………………………………………….………………….16


2 ЗАРУБЕЖНЫЙ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

2.1 Государственное регулирование предпринимательства на примере России, США, Японии……………………………………………………..………25

2.2 Основные элементы системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса……………………………………………………………………32

2.3 Инфраструктура поддержки малого бизнеса в Республики Казахстан……………………………………….…………………………….....…..39

3 ПЕРСПЕКТИВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА АЛМАТЫ

3.1 Перспективы и направления для развития малого и среднего бизнеса в городе Алматы……………………………...……………………………...........….46

3.2 Программа развития предпринимательства в г. Алматы……….……...49

3.3 Стратегия развития предпринимательства в Послании Президента Республики Казахстан……………………………………………………….….....54

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...................58

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…..…………………..…..61

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА (распечатать).doc

— 474.50 Кб (Скачать)

    • они должны быть в состоянии оценить, с достаточной степенью точности, важность и специфику того или  иного товара, прогнозируемый спрос  и способы производства;

    • в одно и то же время они должны уметь привлечь рабочие руки, приобрести необходимые товары, найти покупателей, при этом постоянно преследуя поставленные цели и контролируя экономические показатели, другими словами, они должны обладать искусством управления и администрирования;

    • они должны правильно рассчитать стоимость и цену продукта прежде, чем продать его на рынке.

    Из  приведенных характеристик видно, что Жан Батист Сэй представлял  предпринимателя, как неординарного  и талантливого менеджера.

          В разработку концепции  принятия решений предпринимателями  немало внес Карл Менджер (1871г.), основатель субъективной Австралийской экономической школы. Он утверждал, что принятие на себя определенного риска не играет большую роль в деятельности предпринимателя. Риски – очень редкое явление и носят эпизодический характер. Менджер разработал 4 основных стадий в процессе принятия решений предпринимателем о выборе вида производства продукции и нахождении необходимых ресурсов:

1) сбор  информации об экономической  ситуации;

2) экономический  расчет (выбор из различных вариантов  наиболее эффективный способ производства);

3) выбор  продукта, больше всего отвечающего  целям предприятия;

4) управление  выполнением производственного  плана с целью достижения основных  экономических результатов;

          В 1890 году профессиональный менеджмент был сравнительно новым  явлением, но уже в это время мы находим исследования Альфреда Маршалла, который впервые указал на разницу между менеджером (администратором) и предпринимателем. Менеджер выполняет очень важную функцию на предприятий, но только предприниматель берет на себя риск и всю полноту ответственности за успех бизнеса, поэтому он должен обладать качествами необходимыми как для менеджера, так и для предпринимателя. В то же время Маршалл подчеркивает, что качеств, характеризующих идеального предпринимателя настолько много, что только немногие обладают ими в высшей степени. В основном предприниматели могут быть в чем-то очень сильны, в чем-то менее, но главная задача предпринимателя заключается в том, чтобы привести в движение капитал, труд, разработать основной план и детальные мероприятия по его выполнению. По мере роста предприятия, должны расти  и предпринимательские способности, при этом, он должен сохранять свою оригинальность, разносторонность, способность к инициативным действиям, настойчивость, только в этом случае, он может оставаться успешным предпринимателем. Таким образом, заслуга Маршалла в том, что он впервые указывает на разницу между предпринимателем и менеджером (администратором).

          Специалиста по изучению средневековой истории менеджмента  Джозефа Шумпетера (1910г.) часто называют отцом современного предпринимательства. В своих учениях Шумпетер отошел от образа предпринимателя, как менеджера, который может просто управлять существующим бизнесом. Суть предпринимателя заключается в том, что он по-новому организует, комбинирует производительные силы, движение которых, в свою очередь ведет к общему экономическому росту или же к ускорению существующих циклов производства.

    Шумпетер  определяет следующие направления, которые могут использоваться предпринимателями  в их деятельности;

  1. новые продукты ли услуги;
  2. новые методы производства;
  3. новые рынки сбыта;
  4. новые источники снабжения;
  5. новые формы организации [3].

    Джозеф  Шумпетер называет предпринимателей социально-экономическими новаторами, которые в отличие  от простых перекупщиков и инвесторов, создают новый бизнес путем сочетания различных направлений и комбинаций. Шумпетер подчеркивает специфику предпринимательского труда, который заключается не в простой аккумуляции различных материалов, средств производства, а в более эффективном их использовании путем поиска и внедрения новых товаров и услуг, новых методов производства, новых рынков сбыта, новых источников снабжения, новых форм организации. При этом они создают своим трудом прибыль, которая до сих пор не имела аналогов и называется предпринимательской прибылью.

          Франк Найт (1921 г.) вновь акцентирует внимание на том, что наиболее существенная черта в предпринимательской деятельности – это работа в условиях неопределенности. По Найту, предприниматель – это человек, который должен постоянно отстаивать свой позиции, мужественно преодолевать всевозможные преграды. Найт лишь в общих чертах описывает функции предпринимателя, акцентируя внимание на таких функциях, как организация и контроль. Но предприниматель для него гораздо больше, чем просто менеджер, выполняющие определенные функции, предприниматель должен быть и собственником своего предприятия, т.е. владеть капиталом. Далее, Найт считал, что суть предпринимателя заключается не в выполнении определенных функций и даже не в создании предприятия, а в его способности работать в условиях неопределенности, быстро реагировать на изменения во внешней среде. Предприниматель должен быть готов идти на оправданный риск своим капиталом, с целью увеличения прибыли предприятия.

          Рассмотрим позиции более современных авторов. Давид Макклеланд (1961г.) дает следующую характеристику предпринимателю:

    • умение пойти на оправданный риск;

    • энергичность и созидательная активность;

    • личная, индивидуальная (персональная) ответственность;

    • знание последствий принимаемых решений;

    • прибыль, как критерий результата принимаемых  решений;

    • умение предвидеть будущие изменения  в окружающей среде;

    • мастерство организатора.

          Питер Друкер (1964 г.) одним из первых вводит понятие возможности для организации предприятия. Прежде чем искать и размещать ресурсы для нового предприятия, надо иметь благоприятную возможность для развития бизнеса. Экономисты говорят о максимизации прибыли предприятия. На самом деле, речь идет о максимизации возможностей для получения прибыли. Именно в поиске благоприятных возможностей для бизнеса заключается работа предпринимателя, в результате чего предприниматель перемещает ресурсы из низкоэффективных сфер в сферы, дающие более высокие результаты. Специфика предпринимательской деятельности заключается в способности создавать высокоэффективные предприятия. Кроме того, предприниматель, подчеркивает Питер Друкер, должен быть готов работать в различных сферах бизнеса.

          Харви Либенстейн (1978 г.) выделяет два вида предпринимательской активности: один вид деятельности связан с выполнением повседневных рутинных операций, свойственных менеджменту, другой вид деятельности – инновационный. Первый вид деятельности означает управлением предприятием, которое функционирует в устоявшейся, хорошо изученной рыночной среде. Инновационная деятельность означает работу в условиях новых рынков, производство новых видов продуктов и услуг. Предприниматель должен уметь эффективно работать в различных рыночных условиях.  

    1.2 Роль предпринимательства  в экономике страны

    Согласно  современному казахстанскому законодательству предпринимательская деятельность (или предпринимательство) - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение  прибыли от использования имущества - продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Однако и это определение не отличается полнотой.

    Предпринимательство можно определять с различных  позиций, таких как:

    ·     деятельность, направленную на максимизацию прибыли;

    ·     инициативную деятельность граждан, заключающуюся в выработке товаров и услуг, направленную на получение прибыли;

    ·     прямую функцию реализации собственности, основную ее производственную функцию;

    ·     процесс организационной новации в целях извлечения прибыли;

    ·     действия, направленные на возрастание капитала, развитие производства и присвоение прибыли;

    ·     специфический вид деятельности, направленный на неустанный поиск изменений в существующих формах жизни предприятий и общества, постоянная реализация этих изменений.

    Большинство практиков и исследователей делают акцент на получение прибыли, рассматривая ее как конечную цель предпринимательства. Однако предпринимательство имеет  своей конечной целью не столько прибыль, сколько непрерывность воспроизводственного процесса, связанного с воспроизводством спроса и удовлетворением постоянно меняющихся, постоянно возрастающих потребностей индивидуума или социальной группы, общества в целом.

    В этой связи предпринимательство более правильно определять как процесс непрерывного поиска изменений в потребностях, спросе конечного потребителя на продукцию и услуги, удовлетворения этой потребности путем организации производства, сбыта, маркетинга, логистики, менеджмента, ориентированных на самые лучшие новации, приносящие максимум производительности в каждой из стадий процесса воспроизводства.

    В этом определении акцент делается не на максимизацию прибыли, а на потребителя, на его потребности, удовлетворение которых благодаря высокому уровню организации предпринимательства и может принести максимальную прибыль.

    Предпринимательство — это не всякий бизнес, это стиль  хозяйствования, которому присущи принципы новаторства, постоянной инициативы, ориентации на нововведения в процессы производства, маркетинга, распределения и потребления товаров и услуг.

    Содержание  предпринимательства, границы его  осуществления тесно связаны  с формами и видами предпринимательской деятельности (таблица 1). В соответствии с принятой структурой процесса воспроизводства (производство, обмен, распределение, потребление) выделяют четыре главных сферы предпринимательства: производственная, коммерческая, финансовая и сфера потребления. Другие виды предпринимательской деятельности, например, инновационная, маркетинговая, включаются в состав четырех главных сфер предпринимательства [4]. 
 

Таблица 1

     Классификация предпринимательской деятельности 

Признаки  классификации Характеристика  предпринимательской  деятельности
По  сфере

деятельности

Производственная Коммерческая Финансовая Сфера

потребления

По  организационно-правовому статусу Без образования  юридического лица Частное

предприятие

Фермерское  хозяйство Общество  с ограниченной ответственностью
Малое предприятие Смешанное товарищество Закрытое или открытое акционерное общество Совместное  предприятие
По  отношению к собственности Индивидуальная (без применения наемного труда) Частная Государственная
По  количеству собственников Индивидуальная, частная Семейная Коллективная Смешанная, совместная
По  масштабам производства и численности  работников Малое

предприятие

Среднее

предприятие

Большое предприятие
По  территориальному признаку Сельская,

районная

Городская, областная Региональная, национальная Зарубежная
По  отраслевой принадлежности Строительная, текстильная Металлообрабатывающая, горнодобывающая Пищевая, судостроительная Энергетика, транспорт, связь
Примечание - Источник [4]

Информация о работе Государственное регулирование частного предпринимательства в Республике Казахстан