Анализ внутренней среды предприятия (НА ПРИМЕРЕ ОАО «МОРДОВГРАЖДАНПРОЕКТ»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 14:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель: проанализировать внутреннюю среду предприятия.
Задачи:
Охарактеризовать внутренние переменные факторы.
Провести анализ деятельности предприятия по всем основным аспектам: производство, персонал, маркетинг и др.
Предложить меры по повышению эффективности анализа внутренней среды, попытаться разработать новые методы его ведения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Анализ внутренней среды предприятия
1.1. Элементы внешней и внутренней среды предприятия 5
1.2. Взаимосвязь внутренних переменных 11
1.3. Анализ внутренней среды предприятия 18
2. Анализ внутренней среды предприятия на примере проектного института ОАО «Мордовгражданпроект»
2.1. Краткая характеристика предприятия ОАО «Мордовгражданпроект» 33
2.2. Оценка среды предприятия на рынке (на примере проектного института ОАО «Мордовгражданпроект») 45
2.3 Планирование прибыли ОАО «Мордовгражданпроект» 57
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ С УЧЕТОМ ФАКТОРОВ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 64

Файлы: 1 файл

Анализ внутренней среды предприятия теория.doc

— 914.50 Кб (Скачать)

     Единоначалие  в руководстве институтом сочетается с широким привлечением к управлению производством всего коллектива посредством местного комитета профсоюзов, производственно-технических совещаний, технических советов и других совещательных органов.

     Технический отдел института занимается организацией проектирования и проведением единой технической политики структурными подразделениями института, направленной на повышение качества проектов, внедрение передовой технологии проектирования, новейших достижений науки и техники, изучения и обобщения достижений передового отечественного и зарубежного опыта проектирования и строительства и др.

     Группа  авторского надзора формируется  из представителей генподрядной и субподрядных проектных организаций, куда входят, как правило, авторы основных элементов сооружения. Руководителем группы назначают главного архитектора проекта при строительстве жилья, бытовых и общественных объектов. В случае промышленных объектов руководителем авторским надзором назначается главный инженер проекта. 
Численность группы авторского надзора зависит от сложности объекта и должна быть не менее 15 человек.
 

     Анализ  маркетинговой деятельности

     Организация маркетинга на предприятии ОАО «Мордовгражданпроект» имеет ряд особенностей. Являясь, по своей сути, производственной организацией, конечный результат ее производственного процесса – объект завершенного строительства, как товар не рассматривается, он выступает, в основном, в качестве имиджевого, рекламного элемента. В виде товара данная организация предлагает покупателю (заказчику) определенный комплекс производственных услуг, выступая на конкретном сегменте строительного рынка в качестве сервисного предприятия.  Таким образом, подрядная строительная организация сочетает в себе одновременно характерные черты промышленного предприятия и предприятия сферы обслуживания. Следствием этого является пограничный характер маркетинга, что вызывает необходимость комплексного подхода к его организации, и предает ему специфические черты, не характерные для большинства производственных предприятий.

     В соответствии с классической схемой организации маркетинга на предприятии, его целесообразно разделить  на внешний и внутренний. Применительно к ОАО «Мордовгражданпроект» можно выделить следующие структурные элементы маркетинга:

     Внешний маркетинг:

  • Общий маркетинг внешней среды -  проводится с целью выявления факторов, способных оказать влияние на экономическую деятельность предприятия (политическая, экономическая, социальная, правовая обстановка). 
  • Маркетинг строительного рынка – выявление приоритетных направлений, динамики, структуры и общих тенденций развития, отбор целевых рынков.
  • Маркетинг строительных проектов – сегментация, анализ реальных и потенциальных потребителей строительных услуг, изучение требований и условий заказчика.
  • Маркетинг строительных технологий, материалов и оборудования (маркетинг инноваций) - предполагает изучение, анализ и определение экономической целесообразности освоения, разработки и использования новых строительных технологий и материалов на текущих и перспективных  объектах.
  • Маркетинг конкурентов – анализ состояния договорных отношений, ценовой политики, используемых технологий, способов финансирования, методов  организации, качества, гарантий и сроков выполнения работ.
  • Маркетинг субподрядных строительных организаций (проводится по тем же показателям, что и анализ конкурентов).
  • Маркетинг поставщиков – анализ ассортимента, цен, качества, сроков и условий поставки строительных материалов и оборудования.
  • Маркетинг рабочей силы изучение, анализ спроса и предложения рабочей силы, мониторинг уровня заработной платы, существующей системы материального стимулирования персонала.
  • Маркетинг информационных коммуникаций –  анализ существующих и поиск новых источников получения коммерческой информации, изучение рекламного рынка, получение исходных данных для выработки рекламной стратегии и тактики предприятия.
  • Маркетинг банковских и страховых услуг – анализ условий  предоставления банковских кредитов, гарантий, инвестиционной политики банков, условий и порядка страхования строительных рисков.
 
 

Внутренний  маркетинг:

  • Маркетинг менеджмента – анализ соответствия существующий системы управления, планирования и организационной структуры предприятия уровню решаемых текущих и перспективных задач.
  • Маркетинг сбыта – изучение и анализ процесса организации продаж строительных услуг, эффективности рекламы, количественных и качественных показателей сбыта, хода реализации договоров строительного подряда.
  • Маркетинг производственного процесса – оценка состояния технического и технологического уровня, эффективности организации работ, изучение и анализ взаимодействия структурных подразделений предприятия.
  • Маркетинг персонала – оценка количественных и качественных показателей персонала (образовательного, профессионального уровня, квалификации), психологического климата, уровня заработной платы, системы мотиваций, социальных льгот.
  • Финансовый маркетинг – анализ и выработка ценовой политики, определение уровня рентабельности каждого структурного подразделения и предприятия в целом.
  • Маркетинговый контроль (аудит) – комплексный анализ реализации маркетинговой концепции предприятия, тактических и стратегических планов развития.

     Четкое  структурное построение маркетинга дает возможность правильно понять и расставить приоритеты в работе, рационально распределить функциональные обязанности между подразделениями предприятия в части маркетинга и осуществлять контроль над их выполнением.

      В организационной структуре предприятия  не имеется маркетингового отдела. По мнению руководства, наиболее рациональным является подход, при котором каждое структурное подразделение компании выполняет конкретные маркетинговые функции в части своих прямых функциональных обязанностей. В той или иной степени все подразделения фирмы занимаются маркетингом, порой, не осознавая этого. Объемы, периодичность и формы предоставления информации определяются директором института, в обязанности которого входит сбор, анализ, выработка решений и рекомендаций по вопросам организации и координации производственно-сбытовой деятельности предприятия. Задача руководителя – выработать единую концепцию организации маркетинговой деятельности предприятия и создать условия для ее реализации. 

Анализ  производства

      Проведем  анализ производственной деятельности проектного института ОАО «Мордовгражданпроект» на основе плана – отчета по группе ЭТ и СТ на январь 2010г. (см. приложение)

      Для группы электроснабжения, слабых токов и автоматики по плану на январь 2010г. было предусмотрено выполнение следующих работ:

  1. Застройка жилого квартала по ул. Победы многоэтажными жилыми домами в г. Саранске. Жилой дом №5;
  2. Жилой дом по ул. Димитрова в г. Саранске;
  3. Расчет стоимости вариантов электроснабжения объектов центральной части  г. о. Саранск от ГПП 110/6 кВ «Биохимик» и от ПС 110/6 «Рабочая»»
  4. Технологическое присоединение к электрическим сетям электроснабжения объектов: «Жилой дом №6 Г», «Жилой дом с нежилыми помещениями (площадка №2)», «Жилой дом № 5 «В» по ул. Солнечная в г. Саранск ОАО Саранский ДСК»;
  5. Технологическое присоединение к электрическим сетям объекта: 10-ти этажное общежитие по ул. Б. Хмельницкого, 31, г. Саранска ГОУВПО «МГУ им. Н. П. Огарева»;
  6. Консультативная поликлиника – внесение изменений;
  7. Гараж на 20 автомобилей – внесений изменений;
  8. Патологоанатомический корпус – внесение изменений;
  9. Пищеблок – переработка объекта;
  10. Дезинфекционное отделение – переработка проекта.

   По  данному плану на месяц было предусмотрено 404 445 руб., а фактически сумма оказалась равной 286 272 руб.

   Чтобы наглядно представить, каким образом осуществляется выполнение плановых показателей, проведем горизонтальный сравнительный анализ.

   Технология  анализа достаточно проста: последовательно  в третьей и четвертой колонках помещают плановые и фактические показатели соответственно. Затем в пятой колонке вычисляется абсолютное отклонение фактического значения от планового по каждому объекту. В последней колонке определяется относительное изменение в процентах каждой статьи.

   Анализ  данных приведем в таблице:

   Таблица 1

   Горизонтальный  анализ деятельности группы электроснабжения,

   слабых  токов и автоматики

№ п/п Наименование  объекта План  на месяц, руб. Фактическое выполнение, руб. Абсолютное отклонение, руб. Относительное отклонение,

%

1 Застройка жилого квартала по ул. Победы многоэтажными жилыми домами в г. Саранске. Жилой дом №5 55 000 55 000 100
2 Жилой дом по ул. Димитрова в г. Саранске 55 000 55 000 100
3 Расчет стоимости  вариантов электроснабжения объектов центральной части  г. о. Саранск от ГПП 110/6 кВ «Биохимик» и от ПС 110/6 «Рабочая»» 58 641 58 641 100
4 Технологическое присоединение к электрическим  сетям электроснабжения объектов: «Жилой дом №6 Г», «Жилой дом с нежилыми помещениями (площадка №2)», «Жилой дом № 5 «В» по ул. Солнечная в г. Саранск ОАО Саранский ДСК» 27 391 27 391 100
5 Технологическое присоединение к электрическим  сетям объекта: 10-ти этажное общежитие  по ул. Б. Хмельницкого, 31, г. Саранска ГОУВПО «МГУ им. Н. П. Огарева» 31 819 31 819 100
6 Консультативная поликлиника – внесение изменений 23 420 23 420 100
7 Гараж на 20 автомобилей  – внесений изменений 19 166 19 166 100
8 Патологоанатомический корпус – внесение изменений 33 332 − 33 332 0
9 Пищеблок –  переработка объекта 58 835 15 835 − 43 000 26,91
10 Дезинфекционное отделение – переработка проекта 41 841 − 41 841 0
Итого 404 445 286 272 − 118 173 70,78

 

     Итак, по данным таблицы видно, что запланированные  предприятием итоговые показатели были недовыполнены на 29,22%. Такая ситуация сложилась в связи с тем, что работы по таким объектам, как «Патологоанатомический корпус» и «Дезинфекционное отделение» не были выполнены совсем. А работы по объекту «Пищеблок»  были выполнены лишь на 26,91%.

     Причины, по которым сложилась такая ситуация, следующие:

  1. Заказчик не предоставил технические условия на проектирование;
  2. Корректировка по причине заказчика;
  3. Внеплановые срочные объекты.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.3 Планирование прибыли  ОАО «Мордовгражданпроект»

     Прибыль – это чистый доход организации, определяемый как разность между выручкой от реализации продукции по установленным ценам и ее полной себестоимостью.

     Плановые  показатели общей суммы прибыли  утверждаются в организации ОАО «Мордовгражданпроект» вышестоящим органом и включаются в годовой баланс доходов и расходов. В состав плановой прибыли проектного института входят прибыль от:

     - сдачи выполненных проектных  работ (которая равна разности  между суммой сметной стоимости  оплаченных проектных работ, с  одной стороны, и затратами  на производство этих работ  – с другой);

     - реализации на сторону материальных  ценностей, продукции и услуг подсобно-вспомогательных производств и хозяйств, находящихся на балансе организации.

     Основную  часть прибыли проектной организации  образует экономия от снижения себестоимости  проектных работ по сданным заказчикам объектам. Этим основным источником накоплений характеризуются экономические результаты проектного института ОАО «Мордовгражданпроект». Так как между прибылью и себестоимостью существует прямая связь, расчет резервов прибыли должен опираться на расчет резервов себестоимости.

     В практике планирования и учета прибыль подразделяется на балансовую и расчетную.

     Балансовая  прибыль ОАО «Мордовгражданпроект»  образуется в основном (около 97 %) за счет: прибыли от сдачи работ заказчику, а также за счет реализации излишнего оборудования; компенсационных доплат (например, доплат за разницу в стоимости материалов против сметных норм, компенсации по выплате премий рабочим по аккордно-премиальной системе).

     Расчетная прибыль – это разница между  балансовой прибылью и суммой выплат по первоочередным платежам в бюджет.

     Различают нормативную, плановую, фактическую  и сверхплановую прибыль.

     Нормативная прибыль устанавливается проектным  организациям (дифференцированно по годам) в процентах стоимости  объемов подрядных работ, выполняемых  собственными силами.

     Плановая  прибыль проектного института состоит  из прибыли от реализации проектной продукции и прибыли от реализации на сторону материальных ценностей, продукции и услуг подсобных производств и вспомогательных хозяйств, находящихся на балансе проектной организации. Плановая прибыль проектной организации от сдачи работ заказчикам состоит из двух частей: плановых накоплений в размере 8% сметной стоимости прямых затрат и накладных расходов и запланированной экономии от снижения себестоимости проектных работ.

     Фактическая прибыль – это сумма прибыли, полученная проектной организацией по результатам всех видов деятельности подразделений, находящихся на ее балансе.

     В условиях полного хозрасчета финансирование конкретных проектных разработок и оказание услуг осуществляется в основном за счет средств проектно-изыскательских организаций, а также централизованных фондов и резервов министерств, ведомств и кредитов банков, а в необходимых случаях – за счет бюджетных ассигнований. Поэтому получение прибыли проектно-изыскательскими организациями является непременным условием их эффективной работы. Для обеспечения прибыльности организаций в новых условиях работы в стоимости проектной продукции учитываются дополнительные расходы проектно-изыскательских организаций, связанные с установлением платы за основные производственные фонды, трудовые ресурсы, амортизационные отчисления, затраты на научно-техническое и социальное развитие, а также другие необходимые затраты.

     Эффективность объектов проектного института учитывается  в договорной цене. Указанная эффективность может также учитываться путем получения проектно-изыскательской организацией части экономии от внедрения проекта заказчиком по годам (до 6 лет от первого внедрения). При этом объем этих средств определяется расчетно, уточняется по фактическим результатам внедрения и не зависит от общих результатов деятельности заказчика или результатов экономии по объекту. Данные условия оговариваются в договоре. Средства от экономии в таком случае поступают в хозрасчетный доход проектно-изыскательской организации.

Информация о работе Анализ внутренней среды предприятия (НА ПРИМЕРЕ ОАО «МОРДОВГРАЖДАНПРОЕКТ»)