Анализ внутренней среды предприятия (НА ПРИМЕРЕ ОАО «МОРДОВГРАЖДАНПРОЕКТ»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 14:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель: проанализировать внутреннюю среду предприятия.
Задачи:
Охарактеризовать внутренние переменные факторы.
Провести анализ деятельности предприятия по всем основным аспектам: производство, персонал, маркетинг и др.
Предложить меры по повышению эффективности анализа внутренней среды, попытаться разработать новые методы его ведения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Анализ внутренней среды предприятия
1.1. Элементы внешней и внутренней среды предприятия 5
1.2. Взаимосвязь внутренних переменных 11
1.3. Анализ внутренней среды предприятия 18
2. Анализ внутренней среды предприятия на примере проектного института ОАО «Мордовгражданпроект»
2.1. Краткая характеристика предприятия ОАО «Мордовгражданпроект» 33
2.2. Оценка среды предприятия на рынке (на примере проектного института ОАО «Мордовгражданпроект») 45
2.3 Планирование прибыли ОАО «Мордовгражданпроект» 57
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ С УЧЕТОМ ФАКТОРОВ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 64

Файлы: 1 файл

Анализ внутренней среды предприятия теория.doc

— 914.50 Кб (Скачать)

    1. Какие изменения произошли на рынке производимой продукции?

    Получить  ответ на данный вопрос можно на основе ревизии процесса реализации продукции и методов маркетинга. Необходимо уточнить:

  •    изменился ли рынок по объему, структуре, географическому расположению и характеру реализации товаров;
  • появились ли ниши на рынке и используются ли они;
  •    что предпринимают конкуренты и что в их деятельности отличается от деятельности анализируемого предприятия;
  • как изменилось распределение долей рынка между предприятиями;
  • насколько точно известны потребности покупателей;
  •    соответствует ли маркетинговая деятельность предприятия реально существующему рынку.

    Уточнить  изменения, происшедшие на рынке, поможет  общая характеристика элементов маркетинговой среды предприятия.

    2. В каком направлении должно развиваться предприятие?

    Ответ на этот вопрос необходимо начать с  формулировки общих целей предприятия на ближайшую перспективу. В результате необходимо иметь четкое представление о том:

    - в чем состоят приоритеты развития, и какой вид деятельности в общей специализации предприятия выполняет роль:

    а) основного, приносящего основную массу  дохода;

    б) наиболее обещающего с точки зрения возможных инвестиций;

    в) буфера при непредвиденных ухудшениях условий деятельности по другим направлениям;

    г) кандидата на постепенное сворачивание;

    - на какие условия реализации (объемы  продаж, ассортимент, условия оплаты и др.) необходимо ориентировать маркетинг предприятия;

    - на основе какого типа стратегии  должна строиться маркетинговая деятельность (насыщение рынка, развитие рынка и его изменение, разработка новых товаров, диверсификация).

    - похожих на приемы конкурентов. Это заставляет искать новые, оригинальные пути выделения своей продукции и приносит на рынок разнообразие. Имитация - губительный путь при реализации данной стратегии.

    Вместе  с тем, как показывает опыт, одновременное  использование нескольких способов дифференциации может привести к попытке сделать "все для всех", то есть перейти на путь унификации и, таким образом, испортить имидж, который создает предприятие на рынке. Наиболее типичное направление использования стратегии дифференциации состоит в сосредоточении усилий на одном из мотивов приобретения продукции потребителями и развитии своих возможностей с целью более полного и качественного удовлетворения специфических потребностей.

    Стратегия сегментирования  рынка

    Если  представленные выше стратегии конкуренции основываются на обслуживании всего рынка, то стратегия сегментирования направлена на обеспечение преимуществ над конкурентами в обособленном и часто единственном сегменте рынка, выделяемом на основе географического, психографического, поведенческого или демографического принципов. Основная идея стратегии заключается в том, что предприятие может обслуживать свой узкий целевой рынок более эффективно, чем конкуренты, которые рассредоточивают свои ресурсы на всем рынке. В результате создается преимущество над конкурентами либо дифференциацией товаров на основе более полного удовлетворения нужд целевого рынка, либо путем достижения меньших издержек при обслуживании выбранного сегмента.

    Следовательно, не преследуя цели обеспечения лидерства в снижении себестоимости и/или дифференциации продукции на всем рынке, предприятие, основываясь на рыночных тенденциях, достигает таких результатов в целевом сегменте. Имея низкую себестоимость продукции или предлагая большой выбор продукции для конкретного, например, географически обособленного сегмента, предприятие защищает себя от противодействий со стороны предприятий, использующих другие стратегии конкуренции.

    Стратегия внедрения новшеств

    Современный мировой опыт конкуренции неопровержимо  доказывает, что абсолютное большинство монополий, образовавшихся в последнее время, возникло на базе открытий, изобретений и других новшеств, позволивших создать новый, до этого неизвестный рынок с широкими возможностями и перспективой ускоренного роста. Современные лидеры в автомобильной, авиационной, электротехнической и электронной промышленности возникли из небольших пионерных фирм. Последние десятилетия подтвердили эту закономерность в области производства компьютерной техники, разработки программного обеспечения, создания специальных видов вооружения.

    Предприятия, придерживающиеся стратегии внедрения  новшеств, не связывают себя необходимостью снижать себестоимость производимой продукции, дифференцировать ее или разрабатывать конкретный сегмент рынка, а сосредоточивают усилия на поиске принципиально новых, эффективных технологий, проектировании необходимых, но неизвестных до сих пор видов продукции, методов организации производства, приемов стимулирования сбыта и т.п. Главная цель - опередить конкурентов и единолично занять рыночную нишу, где конкуренция отсутствует или ничтожно мала. По понятным причинам подобная революционизация рынка является источником больших объемов продаж и сверхприбыли, однако в большинстве случаев (8 из 10) заканчивается банкротством из-за неготовности рынка воспринять новшества, технической или технологической недоработанности нового изделия, занятости каналов распределения, отсутствия опыта тиражирования нововведения и других причин. Большой риск следования данной стратегии, объясняемый высокой степенью неопределенности ее результатов, сопоставим с венчурным риском, что удерживает многие фирмы от специализации в этом бизнесе.

    Стратегия немедленного реагирования

    на потребности рынка

    Наличие платежеспособного спроса на конкретный вид продукции лишь в теории автоматически создает его предложение. На практике большинство предприятий не в состоянии заниматься деятельностью, не соответствующей их профилю.

    В отличие от таких предприятий  фирмы, реализующие стратегию немедленного реагирования на потребности рынка, нацелены на максимально быстрое удовлетворение возникающих потребностей в различных отраслях бизнеса. Основной принцип поведения - выбор и реализация проектов, наиболее рентабельных в текущих рыночных условиях. Предприятия, нацеленные на быстрое реагирование, готовы к немедленной переориентации производства, изменению его масштабов с целью получения максимальной прибыли в короткий промежуток времени, несмотря на высокие удельные издержки, определяемые отсутствием какой-либо специализации своего производства.

    Большинство современных компаний, имеющих широкую  номенклатуру выпускаемой продукции и/или различные сферы бизнеса, одновременно используют несколько стратегий конкуренции для различных групп товаров, регионов или периодов своего развития. Главный критерий выбора стратегии - адаптация своих возможностей к конкретным условиям рынка. В этом смысле представленные подходы являются общеэкономической основой, на которой строится практическая маркетинговая работа. 

Анализ  финансовых результатов

    Финансовые  результаты деятельности предприятия  характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на фондовых и валютных биржах и т.д.).

    Прибыль - это часть чистого дохода, созданного в процессе производства и реализованного в сфере обращения, который непосредственно получают предприятия. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой (после уплаты налога на добавленную стоимость, акцизного налога и других отчислений из выручки в бюджетные и небюджетные фонды) и полной себестоимостью реализованной продукции. Значит, чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с использованием и реализацией продукции.

    Объем реализации и величина прибыли, уровень  рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели характеризуют все стороны хозяйствования.

    Основными задачами анализа финансовых результатов  деятельности являются:

    систематический контроль за выполнением планов реализации продукции и получением прибыли;

    определение влияния как объективных, так  и субъективных факторов на объем реализации продукции и финансовые результаты;

    выявление резервов увеличения объема реализации продукции и суммы прибыли;

    оценка  работы предприятия по использованию  возможностей увеличения объема реализации продукции, прибыли и рентабельности;

    разработка  мероприятий по использованию выявленных резервов.

    Основными источниками информации при анализе  реализации продукции и прибыли являются накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета по счету 46, 47, 48 и 80, финансовой отчетности ф.2 "Отчет о прибылях и убытках", ф.5-ф "Краткий отчет о финансовых результатах", а также соответствующие таблицы плана экономического и социального развития предприятия.

    В анализе состава и динамки  балансовой прибыли используются следующие показатели прибыли:

    балансовая  прибыль, прибыль от реализации продукции, работ и услуг, прибыль от прочей реализации, финансовые результаты от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая прибыль.

    Балансовая  прибыль включает финансовые результаты от реализации продукции, работ и услуг, от прочей реализации, доходы и расходы от внереализационных операций.

    Налогооблагаемая  прибыль представляет собой разность между балансовой прибылью и суммой налога на недвижимость, прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), прибыли, полученной сверхпредельного уровня рентабельности, изымаемой полностью в бюджет, затрат, учитываемых при исчислении льгот по налогу на прибыль (мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, природоохранные и противопожарные мероприятия, содержание детских оздоровительных лагерей, домов престарелых и т.д.).

    Чистая  прибыль - это та прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды.

    В процессе анализа необходимо изучить  состав балансовой прибыли, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляционные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции уменьшают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.[8, стр.120-130] 
 

2. Анализ внутренней среды предприятия на примере

проектного  института  ОАО  «Мордовгражданпроект» 

2.1. Краткая характеристика предприятия ОАО «Мордовгражданпроект»

     12 января 1931 года Постановлением №74 заседания Президиума Мордовского Областного исполнительного комитета была организована областная проектная контора. На контору возлагалось проектирование предприятий, сооружений и строений промышленного, коммунального, жилищного и социально-культурного характера, возводимых на территории Мордовской области, составление проектов по расширению, реконструкции и крупному ремонту, а также оказания помощи учреждениям и предприятиям консультациями по вопросам, связанным с осуществлением строительства запроектированных зданий. Количество штатных единиц с момента организации конторы было 16 человек.

     Постановлением  Совета Министров Мордовской АССР от 15 июля 1964 года №437 Мордовская проектная  контора «Мордпроект» преобразована в проектный институт гражданского строительства, планировки и застройки городов и поселков «Мордовгражданпроект».

     На  декабрь 1979 года численность сотрудников  института составляла 487 человек с планом проектных работ 1935 тыс. руб.

     Институт  назначен головным по проектированию объектов жилищно-гражданского строительства в Мордовской АССР.  Кроме того, в области автоматизации проектирования институт является головной организацией по координации работ по реализации комплексной программы автоматизации проектных работ в РСФСР.

     В 1992 году проектный институт преобразован в Акционерное общество «Мордовгражданпроект», а Постановлением администрации           г. Саранска от 12.07.1996г. переименовано в Открытое Акционерное общество проектный институт «Мордовгражданпроект», которое действует на основании Устава.

     В настоящее время наименование предприятия: Открытое Акционерное общество проектный  институт «Мордовгражданпроект», местонахождение: 430000, Российская Федерация, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Коммунистическая, 89.

Информация о работе Анализ внутренней среды предприятия (НА ПРИМЕРЕ ОАО «МОРДОВГРАЖДАНПРОЕКТ»)