Анализ внутренней среды предприятия (НА ПРИМЕРЕ ОАО «МОРДОВГРАЖДАНПРОЕКТ»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 14:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель: проанализировать внутреннюю среду предприятия.
Задачи:
Охарактеризовать внутренние переменные факторы.
Провести анализ деятельности предприятия по всем основным аспектам: производство, персонал, маркетинг и др.
Предложить меры по повышению эффективности анализа внутренней среды, попытаться разработать новые методы его ведения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Анализ внутренней среды предприятия
1.1. Элементы внешней и внутренней среды предприятия 5
1.2. Взаимосвязь внутренних переменных 11
1.3. Анализ внутренней среды предприятия 18
2. Анализ внутренней среды предприятия на примере проектного института ОАО «Мордовгражданпроект»
2.1. Краткая характеристика предприятия ОАО «Мордовгражданпроект» 33
2.2. Оценка среды предприятия на рынке (на примере проектного института ОАО «Мордовгражданпроект») 45
2.3 Планирование прибыли ОАО «Мордовгражданпроект» 57
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ С УЧЕТОМ ФАКТОРОВ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 64

Файлы: 1 файл

Анализ внутренней среды предприятия теория.doc

— 914.50 Кб (Скачать)

     Цели  обладают свойством быть долговременно  постоянным и определенным уровнем объективности. К эффективным результатам ведут только ясные, четко сформулированные цели, совокупность которых  имеет системный характер. [7, стр.79]

    Основной  целью работы большинства организаций  является получение прибыли. Прибыль  это ключевой показатель организации. Принятый в 1995 г. Гражданский кодекс России (ст. 50 ч. I) зафиксировал, что основной целью коммерческих организаций является извлечение прибыли. Выделяют три основных типа ориентации организации на прибыль:

    - ее  максимизацию;

   - получение “удовлетворительной”  прибыли, т.е. суть состоит в  том, что при планировании прибыли она считается “удовлетворительной”, если будет учитываться степень риска;

   - минимизацию прибыли. Этот вариант  обозначает максимизацию минимума ожидаемых доходов наряду с минимизацией максимума потерь.

   Цели  разрабатываются руководством фирмы  и доводятся до сведения управляющих всех уровней, которые в процессе координации совместной деятельности используют разнообразные средства и методы для их достижения.

    Организация имеет всегда хотя бы одну общую  цель, достичь которую стремятся  все члены трудового коллектива. На практике весьма редко встречаются организации, имеющие только одну цель. Организации, имеющие несколько взаимосвязанных целей, называют сложными организациями. Важно, чтобы намеченные трудовым коллективом цели были реальными и выполнимыми.[6, стр.21]

    В основу своей планируемой или  осуществляемой деятельности фирма в лице руководства «закладывает» (определяет) главную цель, достижение которой просто невозможно из ряда подцелей, каждая из которых, в свою очередь, состоит из подцелей очередного уровня (подуровня) и т.д., которые в конечном итоге составляют «дерево целей» (рис.9):

 

 

 

 

    Рис.9 Дерево целей организации

     В результате формирования и формулирования всей системы «дерева целей» должны быть получены «главная цель» как  результат окончательной деятельности фирмы (организации), совокупность подуровней до самого «нижнего», которая должна представлять собой конкретные задания, обеспечивающие достижение непосредственных (соседних) для заданий подцелей (n-1). Под «n» понимается общее число подуровней в «дереве целей».[7, стр. 81]

     Структура организации отражает сложившееся  в организации выделение отдельных подразделений, связи между этими подразделениями и объединение подразделений в единое целое.

     Структура организации – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.

     В процессе анализа внутренней среды  необходимо выявлять соответствия между структурой организации и анализируемой ею стратегией, между которыми существует определенная связь. А.Чандлер обнаружил, что изменение в стратегии позднее приведет к определенному изменению структуры и выделил несколько важных предположений:

  • Организация с ограниченными рынками сбыта продукции и простыми

операциями имеют тенденцию к формированию линейно-функциональной структуры и в вопросах стратегии централизованы.

  • По мере развития организации появляется тенденция к децентрализации ее структурных подразделений.
  • По мере того как организации становятся более дифференцированными в вопросах стратегии, они становятся более свободными в выборе своих структур, используют менее жесткий контроль и более ценят информированность и творчество.

     Средствами  решения таких задач является создание матричных и сетевых структур.

     Процесс внутреннего анализа должен быть сосредоточен на вопросе, подходит ли структура организации следованию и реализации стратегии. Анализ организационной структуры – это, прежде всего, анализ результатов работы, которые тесно связаны со структурными проблемами.[5, с тр. 78-79]

     Задачи. Под задачей в менеджменте понимается предписанная (заданная) работа, серия работ (совокупность) или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения задачи предписываются не личности, а должности, в которой данное лицо состоит. Руководство организации, создавая структуру (организационно-функциональную) для каждой должности определяет сотруднику ряд задач (задания, операции, действия), которые рассматриваются как необходимая деятельность для достижения целей организации. Считается, что задача, выполненная предписанным способом и в заданные сроки, обеспечивает успешность деятельности организации и подразделений.

     Традиционно задачи организации принято делить на три категории: работа с людьми, техникой (в т.ч. сырьем и инструментами) и с информацией. Частота и совокупность выполняемых в операциях действий вместе со временем формируют технологию процессов работы. Задачи руководителей по управлению работами подразделений и организации в целом не составляют исключения.

     Технологии. По определению Люиса Дейвиса «технология — это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, инструментов и соответствующих технических знаний, необходимых для осуществления желаемых преобразований в материалах, информации и людях». Т.о. совершенно очевидно, что задачи и технология тесно взаимосвязаны.

     Технология, как фактор, сильно влияющий на организационную  эффективность требует тщательного изучения и классификации. Существует несколько способов классификации. Классификация технологии по Джоан Вудворд пользуется наибольшей известностью. Она выделят три категории технологий:

           Единичное, мелкосерийное или индивидуальное производство, где одновременно изготавливается только одно изделие.

          Массовое или крупносерийное производство применяется при изготовлении большого количества изделий, которые идентичны друг другу или очень похожи.

           Непрерывное производство использует автоматизированное оборудование, которое работает круглые сутки для непрерывного изготовления одинакового по характеристикам продукта в больших объемах. Примеры – переработка нефти, работа электростанций.

     Нельзя  назвать какой-то один тип технологии лучше другого. В одном случае  может быть более приемлем один тип, а в другом более подойдет противоположный. Люди определяют окончательную пригодность данной технологии, когда они делают свой потребительский выбор. Внутри организации люди являются важным решающим фактором при определении относительного соответствия конкретной задачи и содержания операций избранным технологиям. Никакая технология не может быть полезной и никакая задача не может быть выполнена без сотрудничества людей, которые являются пятой внутренней переменной.

     Люди. Если руководство и/или даже отдельные менеджеры не признают того, что каждый сотрудник является (или должен представлять собой) личностью со своей индивидуальностью и специфичными запросами, то способность и возможность организации достичь поставленных целей будет находиться под угрозой. В настоящее время уже никто не возражает, что руководство достигает целей организации через других людей. Стало очевидно, что люди являются центральным фактором в любой модели управления внутренней средой (внутренним фактором и/или основными «болевыми точками» организации). Таким образом, в системе кадров необходимо заниматься людьми, причем по трем составляющим: поведением отдельных людей, поведением людей в группах и составляющими поведения руководителей, функционированием менеджеров, особенно в роли лидеров, и спецификой их влияния на поведение отдельных людей и групп.

     Человек в обществе и на работе зависит  от сложного сочетания и взаимодействия своих индивидуальных характеристик и внешней среды [7, стр. 98-99]

      Организацию строительного производства следует рассматривать как систему, позволяющую рационально использовать людей, оборудование, предметы труда и создающую условия для того, чтобы процесс строительного производства осуществлялся с помощью наиболее прогрессивных приемов и методов и с наименьшими  заделами. В организации строительного производства важное значение имеет ускорение оборота времени производства. Поэтому непрерывность производства, его ритмичность, пропорциональность использования средств труда следует рассматривать в качестве основных измерителей эффективной организации строительного производства.

      С точки зрения обеспечения устойчивого  развития, идеальной будет такая  организация строительного производства, при которой:

  • более полно и рационально реализуются потенциальные возможности работника  к труду и производству работы определенного объема и сложности;
  • эффективно используется производительная способность машин, механизмов, оборудования и других видов основных производственных фондов;
  • отсутствуют перерывы при передаче предметов труда с одной операции на другую.[9, стр. 289-290]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Анализ внутренней  среды предприятия

      Все многообразие внутренней среды предприятия  можно свести к следующим укрупненным сферам:

    • производство;
    • маркетинг;
    • финансы;
    • работа с кадрами;
    • эккаутинг (учет и анализ хозяйственной деятельности).

    Управление производством состоит в осуществлении управления процессом переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, поступающих на входе в организацию, в продукт, который организация предлагает внешней среде. Для этого менеджмент осуществляет следующие операции: управление разработкой и проектированием продукта; выбор технологического процесса, расстановку кадров и техники по процессу с целью оптимизации затрат на изготовление и выбор методов изготовления продукта; управление закупкой сырья, материалов и полуфабрикатов; управление запасами на складах, включающее в себя управление хранением закупленных товаров, полуфабрикатов собственного изготовления для внутреннего пользования и конечной продукции; контроль качества.

    Управление маркетингом призвано посредством маркетинговой деятельности по реализации созданного организацией продукта увязать в единый непротиворечивый процесс удовлетворение потребностей клиентов организации и достижение целей организации. Для этого осуществляется управление такими процессами и действиями, как: изучение рынка; реклама; ценообразование; создание систем сбыта; распределение созданной продукции; сбыт.

    Управление финансами состоит в том, что менеджмент осуществляет управление процессом движения финансовых средств в организации. Для этого осуществляется: составление бюджета и финансового плана; формирование денежных ресурсов; распределение денег между различными сторонами, определяющими жизнь организации; оценка финансового потенциала организации.

    Управление персоналом связано с обеспечением производственной и других сфер людскими ресурсами (найм, подготовка и переподготовка).Также предполагает выполнение всех управленческих действий, связанных с социальной сферой: оплатой, благосостоянием и условиями найма.

    Управление эккаунтингом предполагает управление процессом обработки и анализа финансовой информации о работе организации с целью сравнения фактической деятельности организации с ее возможностями, а также с деятельностью других организаций. Это позволяет организации вскрыть проблемы, на которые она должна обратить пристальное внимание, и выбрать лучшие пути осуществления ее деятельности.

    Чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внутренняя среда и внешнее окружение изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей при их достижении.

    Внутренняя  среда организации оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.

    Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как: взаимодействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.п.

Информация о работе Анализ внутренней среды предприятия (НА ПРИМЕРЕ ОАО «МОРДОВГРАЖДАНПРОЕКТ»)