Анализ внутренней среды предприятия (НА ПРИМЕРЕ ОАО «МОРДОВГРАЖДАНПРОЕКТ»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 14:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель: проанализировать внутреннюю среду предприятия.
Задачи:
Охарактеризовать внутренние переменные факторы.
Провести анализ деятельности предприятия по всем основным аспектам: производство, персонал, маркетинг и др.
Предложить меры по повышению эффективности анализа внутренней среды, попытаться разработать новые методы его ведения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Анализ внутренней среды предприятия
1.1. Элементы внешней и внутренней среды предприятия 5
1.2. Взаимосвязь внутренних переменных 11
1.3. Анализ внутренней среды предприятия 18
2. Анализ внутренней среды предприятия на примере проектного института ОАО «Мордовгражданпроект»
2.1. Краткая характеристика предприятия ОАО «Мордовгражданпроект» 33
2.2. Оценка среды предприятия на рынке (на примере проектного института ОАО «Мордовгражданпроект») 45
2.3 Планирование прибыли ОАО «Мордовгражданпроект» 57
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ С УЧЕТОМ ФАКТОРОВ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 64

Файлы: 1 файл

Анализ внутренней среды предприятия теория.doc

— 914.50 Кб (Скачать)

     ГОУВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

     ИМЕНИ Н.П. ОГАРЕВА»

     Факультет архитектурно-строительный

     Кафедра экономики и управления в строительстве  
 
 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА

     Анализ  внутренней среды  предприятия

       (НА ПРИМЕРЕ ОАО «МОРДОВГРАЖДАНПРОЕКТ») 
 

Автор курсовой работы                                                               Э. Н. Батршина

Специальность                     080502 Экономика и управление на предприятии

                                                                                                       (в строительстве)

Обозначение курсовой работы    КР-02069965-06.05.00-06-2010-группа 308

Руководитель  работы                                                   А.В. Сураева-Королёва

                            Оценка 
 
 
 
 
 
 

Саранск 2010

      Содержание 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                             3

1. Анализ внутренней  среды предприятия

1.1. Элементы  внешней и внутренней среды  предприятия                                 5

1.2. Взаимосвязь  внутренних переменных                                                          11

1.3. Анализ  внутренней среды предприятия                                                       18

2. Анализ внутренней  среды предприятия  на примере проектного института  ОАО «Мордовгражданпроект»

2.1. Краткая  характеристика предприятия ОАО  «Мордовгражданпроект»    33

2.2. Оценка  среды предприятия на рынке  (на примере проектного института ОАО «Мордовгражданпроект»)                                                                           45

2.3 Планирование  прибыли ОАО «Мордовгражданпроект»                            57

3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ С УЧЕТОМ ФАКТОРОВ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ                        60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                     62

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                     63

ПРИЛОЖЕНИЕ                                                                                                     64 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Любая организация находится и функционирует  в среде. Под средой организации понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют принятия управленческих решений, направленных на их управление либо на приспособление к ним.

     Каждое  действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его существование.

     В структуре среды организации различают факторы внутренней и внешней среды. Такое деление факторов в экономике общепризнанно.

     Под внутренней средой понимается хозяйственный  организм фирмы, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию  научно-технической и производственно сбытовой деятельности фирмы. Она заключает в себе тот потенциал, который даёт возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определённом промежутке времени. Когда речь идёт о внутренней среде фирмы, имеется ввиду глобальная структура фирмы, охватывающая все производственные предприятия фирмы, финансовые, страховые, транспортные и другие подразделения, входящие в фирму, независимо от их местоположения и сферы деятельности. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.

     Объектом данной курсовой работы является внутренняя среда предприятия, а предметом - ее переменные.

     Цель: проанализировать внутреннюю среду предприятия.

     Задачи:

  1. Охарактеризовать внутренние переменные факторы.
  2. Провести анализ деятельности предприятия по всем основным аспектам: производство, персонал, маркетинг и др.
  3. Предложить меры по повышению эффективности анализа внутренней среды, попытаться разработать новые методы его ведения.

   При написании курсовой были использованы следующие методы:

  • анализ литературы;
  • анализ документов;
  • метод наблюдения.

В процессе написания курсовой работы были использованы труды таких авторов, как Савельева М.Ю., Кабушкин Н.И., Денисова О.Л., Бузырев В.В., Алексеева М.М. и другие. Также использованы материалы сайтов Интернета, документы (должностные инструкции) рассматриваемого предприятия.

   Работа  состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Анализ внутренней среды предприятия

      1.1. Элементы внешней и внутренней среды предприятия.

      Анализ  среды организации – это процесс  определения критически важных элементов внешней и внутренней сред, которые могут оказать влияние на способности фирмы в достижении своих целей.

      Анализ  среды выполняет ряд важных функций  в деятельности фирмы:

  • улучшает счет наиболее важных факторов, влияющих на экономическую организацию  и ее будущее (с точки зрения стратегического планирования);
    • помогает ей создать о себе наиболее благоприятное впечатление (с точки зрения политики фирмы);

      Процесс анализа организационной среды  начинается с определения основных элементов внутреннего и внешнего пространства фирмы, что включает в себя следующие этапы:

    1. Сбор информации  о внешней и внутренней среде;
    2. Определение критических точек внешней и внутренней среды;
    3. Анализ влияния критических точек на деятельность предприятия.

      Среду любой организации можно определить как совокупность трех сфер – внутренней, рабочей и общей.

      Внутренняя  среда экономических организаций включает в себя следующие основные элементы: производство, финансы, маркетинг, управление персоналом, организационную структуру. Описание внутренней среды дает представление о сильных и слабых сторонах деятельности организации, ее собственных возможностях.

      Два других пространства составляют внешнюю  среду фирмы.

      Рабочая среда (внешняя микросреда) – это  среда непосредственных контактов. Она включает в себя тех участников рынка, с которыми у фирмы есть прямые отношения или которые  оказывают непосредственное воздействие на фирму.

      Общая среда (внешняя макросреда) состоит  из элементов, которые не связаны  с фирмой напрямую, но оказывает  влияние на формирование общей атмосферы  бизнеса.

      Итак, для наглядности изобразим все  три среды в виде вложенных  друг в друга кругов.

      

      Рис. 1. Три слоя рыночной среды и основные методы из анализа

      Для того, чтобы исследовать каждый “слой” нашего пирога, используются различные методы стратегического анализа:

      А. Внутренняя среда (микросреда) — обычно включает саму фирму. Для фирм, использующих франчайзинг, внутренняя среда может включать всех франчайзи (т.е. тех, кто пользуется вашей торговой маркой и системой ведения бизнеса),точно также, как сетевые фирмы могут включать в анализ все предприятия, входящие в сеть. Однако если анализ делается для одного из предприятий франчайзера или сети, то исследоваться будет в первую очередь это предприятие, а не фирма целиком. Методов анализа внутренней среды много, ниже представлены схемы анализа внутренней среды по функциям управления (рис.2), анализа товаров и услуг фирмы и портфельного анализа (рис. 3 и 4).

      

      Рис. 2. Анализ внутренней среды по функциям менеджмента 

      

      Рис. 3. Анализ товаров и услуг фирмы 

      

      Рис. 4. Портфельный анализ

      В. Рабочая среда (внешнее микроокружение) — включает все заинтересованные в деятельности фирмы стороны (кроме самой фирмы). Чаще всего для анализа этой среды используется модель "5 сил" Майкла Портера (рис.6).

      

      Рис. 6. Модель «5 сил» Майкла Портера

      С. Внешняя среда (внешнее  макроокружение)) — включает все силы, которые могут повлиять на существование и благосостояние фирмы. Эти силы обычно анализируются с помощью модели STEP-анализа (PEST-анализа). [11]

      Итог  всем трем видам анализа подводится в SWOT-анализе, в который сводятся все самые значимые факторы, выявленные в ходе анализа рыночной среды (рис. 7).

      

      Рис. 7. Матрица SWOT - анализа

      Внутренняя  среда организации – это ситуационные факторы внутри организации. Менеджер формирует и изменяет, когда это  необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное сочетание ее внутренних переменных. Но для этого он должен уметь выделять и знать их. 
Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Это, однако, вовсе не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто «данное», что руководство должно преодолеть в своей работе. Управленческий механизм ориентирован на достижение оптимального взаимодействия всех уровней управления и функциональных областей управления для наиболее эффективного достижения намеченных целей. Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология, техника, организация строительного производства и персонал организации.
 

    1.2. Взаимосвязь внутренних переменных

    Рис. 8. Взаимосвязь внутренних переменных в организации

    В предыдущем пункте были рассмотрены основные внутренние переменные. Но следует помнить, что в управлении эти переменные никогда не должны рассматриваться отдельно. Никто не будет отрицать, что задачи организации влияют на выработку целей. Точно так и все остальные внутренние переменные взаимосвязаны и влияют друг на друга.

      На рисунке 8 представлена модель, показывающая взаимоотношения внутренних переменных: целей, структуры, задач, технологии и людей. Но нужно не забывать, что организация – открытая система. И поэтому эта схема не может быть адекватной полной моделью переменных, влияющих на успешность действий организации, потому что на нем показаны только внутренние переменные. Правильнее рассматривать этот рисунок как модель внутренних социотехнических подсистем организации. Внутренние переменные обычно называют социотехническими подсистемами потому, что они имеют социальный компонент (людей) и технический компонент (другие внутренние переменные).

     Цели — это конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться определенная группа, работая вместе.

Информация о работе Анализ внутренней среды предприятия (НА ПРИМЕРЕ ОАО «МОРДОВГРАЖДАНПРОЕКТ»)