Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2012 в 14:18, курсовая работа
Цель: проанализировать внутреннюю среду предприятия.
Задачи:
Охарактеризовать внутренние переменные факторы.
Провести анализ деятельности предприятия по всем основным аспектам: производство, персонал, маркетинг и др.
Предложить меры по повышению эффективности анализа внутренней среды, попытаться разработать новые методы его ведения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Анализ внутренней среды предприятия
1.1. Элементы внешней и внутренней среды предприятия 5
1.2. Взаимосвязь внутренних переменных 11
1.3. Анализ внутренней среды предприятия 18
2. Анализ внутренней среды предприятия на примере проектного института ОАО «Мордовгражданпроект»
2.1. Краткая характеристика предприятия ОАО «Мордовгражданпроект» 33
2.2. Оценка среды предприятия на рынке (на примере проектного института ОАО «Мордовгражданпроект») 45
2.3 Планирование прибыли ОАО «Мордовгражданпроект» 57
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ С УЧЕТОМ ФАКТОРОВ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
ГОУВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ Н.П. ОГАРЕВА»
Факультет архитектурно-строительный
Кафедра
экономики и управления в строительстве
КУРСОВАЯ РАБОТА
Анализ внутренней среды предприятия
(НА ПРИМЕРЕ ОАО «МОРДОВГРАЖДАНПРОЕКТ»)
Автор
курсовой работы
Специальность
Обозначение
курсовой работы КР-02069965-06.05.00-06-2010-
Оц
Саранск 2010
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. Анализ внутренней среды предприятия
1.1. Элементы внешней и внутренней среды предприятия 5
1.2. Взаимосвязь
внутренних переменных
1.3. Анализ
внутренней среды предприятия
2. Анализ внутренней среды предприятия на примере проектного института ОАО «Мордовгражданпроект»
2.1. Краткая
характеристика предприятия
2.2. Оценка
среды предприятия на рынке
(на примере проектного института ОАО
«Мордовгражданпроект»)
2.3 Планирование
прибыли ОАО «
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ С УЧЕТОМ ФАКТОРОВ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение
Любая
организация находится и
Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его существование.
В структуре среды организации различают факторы внутренней и внешней среды. Такое деление факторов в экономике общепризнанно.
Под внутренней средой понимается хозяйственный организм фирмы, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической и производственно сбытовой деятельности фирмы. Она заключает в себе тот потенциал, который даёт возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определённом промежутке времени. Когда речь идёт о внутренней среде фирмы, имеется ввиду глобальная структура фирмы, охватывающая все производственные предприятия фирмы, финансовые, страховые, транспортные и другие подразделения, входящие в фирму, независимо от их местоположения и сферы деятельности. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.
Объектом данной курсовой работы является внутренняя среда предприятия, а предметом - ее переменные.
Цель: проанализировать внутреннюю среду предприятия.
Задачи:
При написании курсовой были использованы следующие методы:
В процессе написания курсовой работы были использованы труды таких авторов, как Савельева М.Ю., Кабушкин Н.И., Денисова О.Л., Бузырев В.В., Алексеева М.М. и другие. Также использованы материалы сайтов Интернета, документы (должностные инструкции) рассматриваемого предприятия.
Работа
состоит из введения, трех глав, заключения,
списка литературы и приложения.
1. Анализ внутренней среды предприятия
1.1. Элементы внешней и внутренней среды предприятия.
Анализ
среды организации – это
Анализ среды выполняет ряд важных функций в деятельности фирмы:
Процесс анализа организационной среды начинается с определения основных элементов внутреннего и внешнего пространства фирмы, что включает в себя следующие этапы:
Среду
любой организации можно
Внутренняя
среда экономических
Два других пространства составляют внешнюю среду фирмы.
Рабочая среда (внешняя микросреда) – это среда непосредственных контактов. Она включает в себя тех участников рынка, с которыми у фирмы есть прямые отношения или которые оказывают непосредственное воздействие на фирму.
Общая среда (внешняя макросреда) состоит из элементов, которые не связаны с фирмой напрямую, но оказывает влияние на формирование общей атмосферы бизнеса.
Итак, для наглядности изобразим все три среды в виде вложенных друг в друга кругов.
Рис. 1. Три слоя рыночной среды и основные методы из анализа
Для того, чтобы исследовать каждый “слой” нашего пирога, используются различные методы стратегического анализа:
А. Внутренняя среда (микросреда) — обычно включает саму фирму. Для фирм, использующих франчайзинг, внутренняя среда может включать всех франчайзи (т.е. тех, кто пользуется вашей торговой маркой и системой ведения бизнеса),точно также, как сетевые фирмы могут включать в анализ все предприятия, входящие в сеть. Однако если анализ делается для одного из предприятий франчайзера или сети, то исследоваться будет в первую очередь это предприятие, а не фирма целиком. Методов анализа внутренней среды много, ниже представлены схемы анализа внутренней среды по функциям управления (рис.2), анализа товаров и услуг фирмы и портфельного анализа (рис. 3 и 4).
Рис.
2. Анализ внутренней среды по функциям
менеджмента
Рис.
3. Анализ товаров и услуг фирмы
Рис. 4. Портфельный анализ
В. Рабочая среда (внешнее микроокружение) — включает все заинтересованные в деятельности фирмы стороны (кроме самой фирмы). Чаще всего для анализа этой среды используется модель "5 сил" Майкла Портера (рис.6).
Рис. 6. Модель «5 сил» Майкла Портера
С. Внешняя среда (внешнее макроокружение)) — включает все силы, которые могут повлиять на существование и благосостояние фирмы. Эти силы обычно анализируются с помощью модели STEP-анализа (PEST-анализа). [11]
Итог всем трем видам анализа подводится в SWOT-анализе, в который сводятся все самые значимые факторы, выявленные в ходе анализа рыночной среды (рис. 7).
Рис. 7. Матрица SWOT - анализа
Внутренняя
среда организации – это
Внутренние переменные – это ситуационные
факторы внутри организации. Поскольку
организации представляют собой созданные
людьми системы, то внутренние переменные
в основном являются результатом управленческих
решений. Это, однако, вовсе не означает,
что все внутренние переменные полностью
контролируются руководством. Часто внутренний
фактор есть нечто «данное», что руководство
должно преодолеть в своей работе. Управленческий
механизм ориентирован на достижение
оптимального взаимодействия всех уровней
управления и функциональных областей
управления для наиболее эффективного
достижения намеченных целей. Основные
переменные в самой организации, которые
требуют внимания руководства, это цели,
структура, задачи, технология, техника,
организация строительного производства
и персонал организации.
1.2. Взаимосвязь внутренних переменных
Рис. 8. Взаимосвязь внутренних переменных в организации
В предыдущем пункте были рассмотрены основные внутренние переменные. Но следует помнить, что в управлении эти переменные никогда не должны рассматриваться отдельно. Никто не будет отрицать, что задачи организации влияют на выработку целей. Точно так и все остальные внутренние переменные взаимосвязаны и влияют друг на друга.
На рисунке 8 представлена модель, показывающая взаимоотношения внутренних переменных: целей, структуры, задач, технологии и людей. Но нужно не забывать, что организация – открытая система. И поэтому эта схема не может быть адекватной полной моделью переменных, влияющих на успешность действий организации, потому что на нем показаны только внутренние переменные. Правильнее рассматривать этот рисунок как модель внутренних социотехнических подсистем организации. Внутренние переменные обычно называют социотехническими подсистемами потому, что они имеют социальный компонент (людей) и технический компонент (другие внутренние переменные).
Цели — это конкретное конечное состояние или желаемый результат, которого стремится добиться определенная группа, работая вместе.
Информация о работе Анализ внутренней среды предприятия (НА ПРИМЕРЕ ОАО «МОРДОВГРАЖДАНПРОЕКТ»)