Анализ внешних факторов и их влияние на туристическую сферу

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:05, курсовая работа

Краткое описание

цель данной работы – выяснить, какие факторы влияют на развитие туризма.
Достижение поставленной в работе цели обусловлено решением следующих задач:
дать наиболее полную классификацию видов современного туризма;
изучить группы факторов, которые воздействуют на характер проведения досуга и, в свою очередь, на модель туристского отдыха;
рассмотреть классификацию основных факторов, влияющих на развитие туризма;

Оглавление

Введение………………………………………………………………….2
Глава 1. Современное состояние мирового туризма…………………..4
Классификация видов туризма…………………………………...6
Краткие выводы по главе…………………………………………12
Глава 2. Факторы, влияющие на развитие туризма……………………13
2.1. Анализ влияния факторов внешней среды на работу туристической фирмы……………………………………………………………………..26
2.2 Краткие выводы по главе…………………………………………….35
Заключение………………………………………………………………..37
Список используемой литературы……………………………………….40

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 528.84 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………………….2

Глава 1. Современное состояние  мирового туризма…………………..4

    1. Классификация видов туризма…………………………………...6
    2. Краткие выводы по главе…………………………………………12

Глава 2. Факторы, влияющие на развитие туризма……………………13

2.1. Анализ влияния факторов внешней среды на работу туристической фирмы……………………………………………………………………..26

2.2 Краткие выводы по  главе…………………………………………….35

Заключение………………………………………………………………..37

Список используемой литературы……………………………………….40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы. Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей мировой экономики, за быстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия и в ближайшие годы станет наиболее важным ее сектором.

Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании валового внутреннего продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении  занятости населения, активизации  внешнеторгового баланса. Туризм оказывает  огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт  и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного  потребления и другие, т.е. выступает  своеобразным катализатором социально-экономического развития. В свою очередь, на развитие туризма воздействуют различные  факторы: демографические, природно-географические, социально-экономические, исторические, религиозные и политико-правовые.

Туризм является высокодоходной отраслью, сравнимой по эффективности  инвестиционных вложений с нефтегазодобывающей и перерабатывающей. В сфере туризма тесно переплетены интересы культуры и транспорта, безопасности и международных отношений, экологии и занятости населения, гостиничного бизнеса и санаторно-курортного комплекса. Эта отрасль имеет большое значение для государства в целом, субъектов Федерации, муниципальных образований, а также отдельной личности в частности.

В своей работе я хочу подробнее рассмотреть туристическую сферу. Поэтому цель данной работы – выяснить, какие факторы влияют на развитие туризма.

Достижение поставленной в работе цели обусловлено решением следующих  задач:

  1. дать наиболее полную классификацию видов современного туризма;
  2. изучить группы факторов, которые воздействуют на характер проведения досуга и, в свою очередь, на модель туристского отдыха;
  3. рассмотреть классификацию основных факторов, влияющих на развитие туризма;

Объект исследования – туристическая  сфера

Предмет исследования –внешние факторы и их влияние на сферу туризма.

Информационной основой  работы послужили работы авторов:

Джанджугазова Е.А., Зорин И.В., Квартальнов В.А., Филиппова, И.Г., и другие источники.

Методологическая и теоретическая  основы работы определяются общенаучными и частнонаучными методами познания, к которым относится сравнительный, технико-юридический, системно-структурный и логический анализ. 
Для получения конечных выводов в работе использовались методы формальной логики: сравнение, анализ, синтез, дедукция, индукция, аналогия. 

Структура работы: курсовая работа объёмом 38 стр. печатного текста состоит из введения, 2-х глав, заключения и списка используемой литературы (11), в конце работы дано приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Современное состояние мирового туризма.

Туризм  совместим практически со всеми  отраслями хозяйства и видами человеческой деятельности, поскольку  их дифференциация и дискретность и  создают ту разность потенциалов  рекреационной среды, которая вызывает потребности людей к перемене мест и познанию.  
Туристская отрасль с каждым годом занимает все более видное место в мировом хозяйстве.  
 Сейчас в туризме занято 8%1 трудоспособного населения (203 млн чел.), вклад в мировой ВВП 3,3 трлн ам. дол. (свыше 11%), 630 млрд ам. дол. инвестиций, или 9 % всех инвестиций в основной капитал. Быстрыми темпами увеличиваются и прибытия туристов, и поступления от туризма.

В 2008 г. число туристских прибытий выросло по сравнению с 2007г. на 7,4% (максимальный рост за последние  десятилетие) и составило 698,8 млн поездок, поступления от туризма (не включая транспорт) увеличились на 4,5 % до уровня 476 млрд ам. дол. (или 682 ам. дол. в расчете на одного туриста). 
 В развитых странах туризм дает 3-10% ВВП и до 40% в развивающихся. Туризм один из 5 основных источников иностранной валюты в 160 странах мира и главный источник в 70-ти. По крайней мере, в 28 странах расходы на туризм росли более, чем на 15% ежегодно в 2000-2009гг, среди них Кения, Китай, Румыния, Польша, Греция, Белиз, Индия, Таиланд, Египет (еще в 32-х рост составил от 9 до 14%). Но ситуация по миру крайне неоднородна, так вложения в туристскую индустрию на душу населения в 2008г. в 76 странах (почти вся Африка и Азия) составили менее 25 ам. дол. на чел., а в 17 государствах более 600 ам. дол. на чел., а именно в странах Северной Европы, Австрии, Швейцарии, Кувейте.

         И пока лишь 7% мирового населения  вовлечены в международный туризм (в качестве туристов). 
          Туризму свойственны подверженность влиянию внешних экономических и политических факторов и способность к быстрому восстановлению своих объемов в неблагоприятной обстановке.  
 За последние пятьдесят лет на туристскую индустрию неблагоприятно воздействовали проблемы достаточно широкого диапазона: природные бедствия, серьезные социальные конфликты, войны, экономические кризисы и терроризм. Накопилось достаточно опыта, чтобы индустрия туризма смогла приспособиться и пережить сложности, не останавливаясь в поступательном развитии. Туризм имеет экстраординарные способности и возможности, не доступные другим отраслям, чтобы преодолевать кризисы.

Обеспокоенная проблемой  безопасности путешествий, ВТО разработала  классификацию направлений выезда в зависимости от потенциальной  угрозы жизни туристов. К первой, наиболее опасной группе относятся  страны (территории), в которых затянулись военные конфликты, серии террористических актов и экономическая нестабильность не только оказывают постоянное негативное влияние на развитие туризма, но, по существу, стали отличительной чертой их туристского имиджа. Это - Ливан, Северная Ирландия, Афганистан, республики бывшей Югославии, Палестина.  
 Страны "второй категории опасности" характеризуются отдельными, часто повторяющимися, иногда продолжительными вспышками насилия. К ним относятся Египет, Индия, Пакистан, Ямайка, Кения, Перу, Филиппины.  
 Особенность туристской отрасли в том, что со стратегической точки зрения туризм имеет возможности для очень быстрого роста вакансий и расширения секторов влияния, что необходимо учитывать в тех регионах, где сфера туризма является практически единственным работодателем, но, тем не менее сейчас приходится идти на сокращение штата.  
    По итогам 2008г2. падение количества прибытий в мире по сравнению с 2007г. составило 1,3% (в первые 8 месяцев наблюдался рост 2,8%), а максимум отмечен в Северной Америке (-8,2%) и Ближнем Востоке (-8,8%), рост в АТР (3,8%) и Африке (3,2%). Франция смогла ещё более укрепить свое лидирующее положение, а Испания, воспользовавшись тяжелой ситуацией в США, вышла на второе место по прибытия.  

Сокращение издержек и лишних расходов, укрупнения и  избавление от неприбыльных структур - такова реальность мировой экономики. Поэтому видимо и сферу туризма  не обойдут сокращения персонала  и других непопулярных мер. В связи  с этим актуальность идей устойчивого  развития и устойчивого туризма  может возрасти (экономические аспекты  уменьшения издержек, повторного использования  ресурсов, уменьшение используемых материалов могут лечь схемы планирования).

 

1.1 Классификация видов туризма.

 

Для того, чтобы дать наиболее полную классификацию видов современного туризма, необходимо использовать наиболее существенные признаки, характеризующие тот или иной вид туризма, в частности, национальная принадлежность туризма; основная потребность, удовлетворение которой обуславливает туристическое путешествие; основное средство передвижения, используемое в путешествие; средство размещения; продолжительность путешествия; состав группы; организационные формы; основные принципы формирования цены турпродукта и т.д3.

  1. К основным видам туризма, формирующимся в зависимости от национальной принадлежности относят национальный (внутренний) и международный (внешний) туризм. Международный туризм, в свою очередь, подразделяется на активный и пассивный, или иначе въездной и выездной туризм.
  2. В зависимости от потребности, обуславливающей туристское путешествие, различают следующие виды туризма:
  1. Лечебный (медицинский туризм). В основе этого вида туризма лежит потребность в лечении различных заболеваний. Лечебный туризм имеет несколько разновидностей, характеризующихся природными средствами воздействия на человеческий организм, например: климатолечение, бальнеолечение, морелечение, грязелечение, плодолечение, молоколечение и т.д.
  1. Рекреационный туризм. В основе этого вида туризма лежит потребность в восстановлении физических и душевных сил человека. Этот вид туризма отличается большими разнообразием. Так, например, рекреационный туризм может включать следующие программы:
  • Зрелищно – развлекательные (театр, кино, карнавалы, ярмарки, дни города, фестивали);
  • Занятия по интересам (охота и рыбная ловля, художественное и музыкальное творчество, туры для коллекционеров и т.д.);
  • Обучающие (туризм, другие виды спорта, искусство, ремесла и т.п.);
  • "этнические" и бытовые (связанные с изучением национальной культуры и нетрадиционного быта);
  • туристско-оздоровительные (включая маршруты с активными способами передвижения, купальные, горнолыжные и т.д.).

3. Спортивный туризм. В основе этого вида туризма лежит потребность двух видов, в связи с чем различают два подвида спортивного туризма:

  • активный (основой является потребность в занятиях каким – либо видом спорта);
  • пассивный (основой является интерес к какому – либо виду спорта, т.е. путешествие с целью посещения соревнований или спортивных игр).

4. Познавательный туризм. Основой  данного вида туризма является  потребность в расширении знаний  по различным направлениям. К  данному виду туризма можно  отнести экологический туризм.

5. Туризм с деловыми целями. К  данному виду туризма относятся  поездки с целью установления  или поддержания деловых контактов  с различными партнерами.

6. Конгрессный туризм. Туристические поездки с целью участия в различных мероприятиях, в том числе: конференциях, симпозиумах, съездах, конгрессах и т.д.

7. Культовый (религиозный) туризм. Этот вид туризма основан на религиозных потребностях людей различных конфессий. Культовый туризм подразделяется на два подвида:

  • посещение культовых сооружений в религиозные праздники;
  • посещение святых мест с целью отпущения грехов.

8. Ностальгический туризм. Данный  вид туризма основан на потребности  людей в посещении мест в  области исторического проживания.

9. Транзитный туризм. В основе  транзитного туризма лежит потребность  пересечения территории одной  страны, с целью посещения другой.

10. Самодеятельный туризм. Этот  вид туризма объединяет любителей  активного отдыха, занимающихся  лыжным, горным, водным туризмом  и т.д. Отличительной особенностью  данного туризма является потребность  участвующих в нем в самоорганизации.  Организацией туров занимаются  не туристические фирмы, а сами  туристы совместно с туристско-спортивными  клубами и союзами.

  1. В зависимости от транспортных средств, используемых на туристическом маршруте, различают следующие виды туризма4:
  1. Туристы на собственном транспорте – туры на транспорте, принадлежащем транспортным хозяйствам туристической системы или непосредственно туристической организации.
  1. Транстуры на арендованном туристском транспорте – туры на транспорте, принадлежащем транспортным организациям, использующемся туристскими организациями на правах аренды (по договору) на срок, определенный сроком действия тура.
  2. Туры на личном транспорте туристов – специально разработанные индивидуальные или групповые туры для автомобилей (владельцев личных автомобилей) с предоставлением туристам всех видов услуг по маршруту (проживание в автокемпингах, питание, экскурсии, досуг, авторемонт и т.д.), кроме проезда.
  1. В зависимости от способа передвижения виды туризма подразделяются:
  1. Автомобильный туризм. Этот вид туризма бурно развивается со второй половины двадцатого века. В настоящее время он получил наиболее широкое распространение.
  2. Железнодорожный туризм. Этот вид туризма развивается с сороковых годов 19 века. Относительная дешевизна железнодорожных билетов делает его доступным менее обеспеченным слоям населения. В настоящее время обостряется конкурентная борьба между железнодорожным и другими видами транспорта.
  3. Авиационный туризм. Данный вид туризма является наиболее перспективным, так как обеспечивает экономию времени при доставке туристов к местам посещения.
  4. Теплоходный (водный) туризм. При данном виде туризма маршруты организовываются на теплоходах речных и морских пароходах. Морские маршруты бывают: круизные (путешествия на арендованных судах продолжительностью более суток).
  5. Речные маршруты – с использованием судов речных пароходств. Имеют подвиды: туристско-экскурсионные рейсы – это путешествия на арендованных речных судах продолжительностью более одних суток и экскурсионно-прогулочные – поездки экскурсантов с целью ознакомления с памятными и историческими местами и отдыха, продолжительностью не более 24 часов.
  6. Автобусный туризм. При данном виде туризма путешествия организовываются с использованием автобусов, в качестве средства передвижения.
  7. Велосипедный туризм. Этот вид туризма доступен для использования достаточно ограниченному контингенту туристов.
  8. Пешеходный туризм. Данный вид туризма получил наибольшее распространение во внутреннем туризме. Следует отметить, что на практике очень часто при одном туристском путешествии используется несколько видов транспорта, например, самолет – автобус, железная дорога – автобус и т.д., такие виды туров называются комбинированными.

Информация о работе Анализ внешних факторов и их влияние на туристическую сферу