Анализ внешней и внутренней среды организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 17:08, курсовая работа

Краткое описание

Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление не только о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, но и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внешнее окружение изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.

Оглавление

Введение

1.Понятие и сущность внешней среды организации 5
2.Анализ макроокружения 6
2.1 Правовые факторы 6

2.2 Политические факторы 7

2.3 Экономические факторы 8

2.4 Социальные факторы 9

2.5 Технологические факторы 9

3. Анализ микроокружения 10

3.1 Покупатели 11

3.2 Поставщики 12

3.4 Конкуренты 13

3.5 Рынок рабочей силы 14

4. Методы анализа внешней среды организации 15

4.1 Метод СВОТ – анализ 15

4.2 Матрица возможностей 18

4.3 Матрица угроз 19

4.4 Составление профиля среды 20

4.5 PEST – анализ 21

4.6 Карта стратегических групп 22

4.7 Профильная матрица конкурентов 23

4.8 Лист анализа конкуренции 24

4.9 Сценарии прогнозируемого развития 25

4.10 SNW – анализ 26

5. Пример анализа внешней среды гостиничного комплекса «Октябрь» 29 методом СВОТ – анализ

6. Для усовершенствования внешней среды, руководителю следует учитывать следующие особенности 30

7. Заключение 32

8. Список используемой литературы 33

Файлы: 1 файл

курсовая по менеджементу.doc

— 773.50 Кб (Скачать)

     Содержание.

Введение

  1. Понятие и сущность внешней среды организации                                    5
  2. Анализ макроокружения                                                                              6

    2.1 Правовые  факторы                                                                                       6

    2.2 Политические  факторы                                                                               7

    2.3 Экономические  факторы                                                                             8

    2.4 Социальные  факторы                                                                                   9

    2.5 Технологические  факторы                                                                           9

    3. Анализ микроокружения                                                                             10

    3.1 Покупатели                                                                                                  11

    3.2 Поставщики                                                                                                12

    3.4 Конкуренты                                                                                                 13

    3.5 Рынок рабочей  силы                                                                                   14

    4. Методы анализа  внешней среды организации                                          15

    4.1 Метод СВОТ  – анализ                                                                                15

    4.2 Матрица возможностей                                                                              18

    4.3 Матрица угроз                                                                                             19

    4.4 Составление профиля среды                                                                     20

    4.5 PEST – анализ                                                                                             21

    4.6 Карта стратегических  групп                                                                      22

    4.7 Профильная  матрица конкурентов                                                           23

    4.8 Лист анализа  конкуренции                                                                        24

    4.9 Сценарии прогнозируемого развития                                                      25

    4.10 SNW – анализ                                                                                           26

5. Пример анализа внешней среды гостиничного комплекса «Октябрь» 29  методом СВОТ – анализ

6. Для усовершенствования  внешней среды, руководителю следует учитывать следующие особенности                                                                         30

    7. Заключение                                                                                                   32

    8. Список используемой литературы                                                             33

     Введение.

     Любая организация находится и функционирует  в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.

     Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

     Для того чтобы определить стратегию  поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление не только о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, но и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внешнее окружение изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.

     Стратегическое  управление рассматривает внешнее  окружение как совокупность двух сред: макроокружения и непосредственного окружения. В работе представленной мною работе мы рассмотрим более подробно то, как они анализируются, какие стратегические выводы следуют из результатов анализа.

     1. Понятие и сущность внешней среды организации.

     Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих  субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности Внешняя среда зависит от внешних и внутренних факторов влияния.

     Внешние факторы влияния - условия, которые  организация не может изменить, но должна постоянно учитывать в  своей работе: профсоюзы, правительство, экономические условия. Если говорить о числе внешних факторов, на которые организация вынуждена реагировать, то если на нее давят государственные постановления, частое перезаключение договоров с профсоюзами, несколько заинтересованных групп влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения, можно утверждать, что эта организация находится в более сложном окружении, чем, положим, организация, озабоченная действиями всего нескольких поставщиков, нескольких конкурентов, при отсутствии профсоюзов и замедленном изменении технологии. Подобным образом, когда речь идет о разнообразии факторов, организация, использующая всего несколько исходных материалов, нескольких специалистов и ведущая дела всего с несколькими фирмами своей страны, должна считать условия обеспечения менее сложными, чем организация, у которой эти параметры иные.

     Сложность внешней среды - число факторов, на которые организация обязана  реагировать.

     Внешнюю среду подразделяют на:

     - микросреду - среду прямого влияния  на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании;

     - макросреду, влияющую на предприятие  и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую экологическую, политическую и международную среду.  

     2. Анализ макроокружения.

     Макроокружение  создает общие условия нахождения организации во внешней среде. В  большинстве случаев макроокружение не имеет специфического характера, применительного к отдельно взятой организации. Хотя степень влияния состояния макроокружения на различные организации различна, что связано с различиями как в сферах деятельности, так и с внутренним потенциалом организаций. 

     2.1 Правовые факторы.

     Анализ правового регулирования, предполагающий изучение законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, дает организации возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов. Изучение правового регулирования не должно сводиться только к изучению содержания правовых актов. Важно обращать внимание на такие аспекты правовой среды, как действенность правовой системы, сложившиеся традиции в этой области и процессуальная сторона практической реализации законодательства.

     При изучении правовых факторов макроокружения стратегическое управление интересует степень правовой защищенности, динамизм правовой среды, уровень общественного контроля за деятельностью правовой системы общества. Очень важными являются выяснение степени обязательности действия правовых норм, а также того, распространяется ли их действие на все организации или же существуют исключения из правил, и, наконец, уяснение того, насколько неотвратимо применение санкций к организации в случае нарушения ею правовых норм. 

     2.2 Политические факторы.

     Политическая  составляющая макроокружения должна изучаться  в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. Изучение политических факторов должно концентрироваться на выяснении того, какие программы пытаются провести в жизнь различные партийные структуры, какие группы лоббирования существуют в органах государственной власти, как правительство относится к различным отраслям экономики и регионам страны, какие изменения в законодательстве и правовом регулировании возможны в результате принятия новых законов и новых норм, регулирующих экономические процессы. При этом важно уяснить базовые характеристики политической системы: какая идеология определяет политику правительства, насколько стабильно правительство, насколько оно в состоянии проводить свою политику, какова степень общественного недовольства и насколько сильны оппозиционные политические структуры.

     Ключевым  процессом политических факторов макроокружения является борьба за власть. Власть же в свою очередь связана с регламентацией того, как обращаются деньги. Власть, с одной стороны, определяет то, как осуществляется доступ к деньгам, и, с другой стороны, то, как и в каком размере отчуждаются деньги у организаций на государственные нужды. Оба эти процесса являются источником возможностей и угроз для функционирования фирмы. 

     2.3 Экономические факторы.

     Изучение экономических факторов макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Совершенно очевидно, что это является жизненно важным для организации, так как доступ к ресурсам очень сильно определяет состояние входа в организацию. Изучение экономики предполагает анализ ряда показателей: величины валового национального продукта, темпов инфляции, уровня безработицы, процентной ставки, производительности труда, норм налогообложения, платежного баланса, норм накопления и т.п. При изучении экономических факторов важно обращать внимание на такие факторы, как общий уровень экономического развития, добываемые природные ресурсы, климат, тип и уровень развитости конкурентных отношений, структура населения, уровень образованности рабочей силы и величина заработной платы.

     Для стратегического управления при  изучении перечисленных показателей и факторов представляют интерес не значения показателей как таковые, а в первую очередь то, какие возможности для ведения бизнеса это дает. Также в сферу интереса стратегического управления входит и вскрытие потенциальных угроз для фирмы, которые заключены в отдельных составляющих экономической компоненты. Очень часто бывает так, что возможности и угрозы идут в жесткой связке. Например, низкая цена рабочей силы, с одной стороны, может привести к снижению издержек. Но, с другой стороны, она таит в себе угрозу снижения качества труда.

     Анализ  экономических факторов ни в коем случае не должен сводиться к анализу отдельных ее составляющих. Он должен быть направлен на комплексную оценку ее состояния. В первую очередь, это фиксация уровня риска, степень напряженности конкуренции и уровень деловой привлекательности. 

     2.4 Социальные факторы.

     Изучение  социальных факторов макроокружения направлено на то, чтобы уяснить влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов, как отношение людей к работе и качеству жизни, как существующие в обществе обычаи и верования, как разделяемые людьми ценности, как демографическая структура общества, рост населения, уровень образования, мобильность людей и т.п. Особенность социальных факторов состоит в том, что она влияет как на другие компоненты макроокружения, так и на внутреннюю среду организации. Еще одной отличительной особенностью социальных процессов является то, что они изменяются относительно медленно, но приводят ко многим очень существенным изменениям в окружении организации. Поэтому организация должна серьезно отслеживать возможные социальные изменения.

Информация о работе Анализ внешней и внутренней среды организации