Анализ внутренней и внешней среды организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:56, курсовая работа

Краткое описание

Анализ среды, так как он проводится в стратегическом управлении, направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, а также сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Для решения этой задачи разработаны определенные приемы анализа среды, которые применяются в стратегическом управлении.

Оглавление

Введение……………………………………………….…………………..3
I. Сущность стратегического анализа внешней и внутренней среды организации
1.1. Цели и принципы стратегического анализа внешней и внутренней среды организации…………………………5
1.2. Роль PEST- анализа макросреды предприятия. Значение анализа общей ситуации и конкуренции в отрасли……....8
1.3. Методы и приемы проведения управленческого анализа внутренней среды организации…………………………10
II. Оценка и анализ рыночной среды «ООО ВИБРО-ПРЕСС»
2.1. Организационно-управленческая характеристика ООО «ВИБРО-ПРЕСС»…………………………………………………….13
2.2. Оценка и анализ состояния внешней и внутренней среды ООО «ВИБРО-ПРЕСС». Построение матрицы стратегического положения организации…………………………………………19
Анализ конкурентных преимуществ и конкурентных позиций организации………………………………………………24
III. Разработка и реализация стратегии предприятия
3.1 Создание системы стратегического управления и постоянного мониторинга внешней и внутренней среды…….29
3.2 Оценка способностей и возможностей для реализации стратегии..34
Заключение………………………………………………………………..36
Список использованной литературы……………………………………39

Файлы: 1 файл

курсСтратег.мен.-2.doc

— 339.00 Кб (Скачать)


 

 

 

 

 

Курсовая  работа

По  дисциплине «Стратегический менеджмент»

На  тему: Анализ внутренней и внешней  среды организации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение……………………………………………….…………………..3

I. Сущность стратегического анализа внешней и внутренней среды организации

1.1. Цели и принципы стратегического анализа внешней и внутренней среды организации………………………………………………………………5

1.2. Роль PEST- анализа макросреды предприятия. Значение анализа общей ситуации и конкуренции в отрасли…………………………………....8

1.3. Методы и приемы проведения управленческого анализа внутренней среды организации…………………………………………………10

II. Оценка и анализ рыночной среды «ООО ВИБРО-ПРЕСС»

2.1. Организационно-управленческая характеристика ООО «ВИБРО-ПРЕСС»…………………………………………………….…………………….13

2.2. Оценка и анализ состояния внешней и внутренней среды ООО «ВИБРО-ПРЕСС». Построение матрицы стратегического положения организации………………………………………………………………………19

    1. Анализ конкурентных преимуществ и конкурентных позиций организации………………………………………………………………………24

III. Разработка и реализация стратегии предприятия

3.1 Создание  системы стратегического управления  и постоянного мониторинга внешней  и внутренней среды…………………………….29

3.2 Оценка способностей  и возможностей для реализации  стратегии..34

Заключение………………………………………………………………..36

Список использованной литературы……………………………………39

 

 

 

 

 

 

Введение

     Для того чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, менеджер должен уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться перед компанией. Поэтому стратегическое управление, изучая внешнюю среду, концентрирует внимание на выяснении угроз и возможностей внешней среды.

     Анализ  среды, так как он проводится  в стратегическом управлении, направлен  на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, а также сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Для решения этой задачи разработаны определенные приемы анализа среды, которые применяются в стратегическом управлении.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, но ресурсы небезграничны. Кроме этого на эти ресурсы претендуют и другие фирмы, поэтому всегда есть опасность того, что фирма не сможет получить необходимые ресурсы из внешней среды.

Задача анализа - иметь углубленное представление о внешней среде и тенденциях ее развития, чтобы вскрыть и упредить угрозы, появляющиеся в процессе достижения конечных целей.

Внешняя среда рассматривается как совокупность макроокружения и непосредственного окружения.

Макроокружение влияет на различные организации по-разному.

Необходимо анализировать экономические, правовые, политические, социальные и технологические компоненты макроорганизации.

Для определения  стратегии предприятия необходим  стратегический анализ состояния предприятия, который включает: анализ внутренней среды предприятия (SNW) или управленческий анализ, SWOT - анализ, оценка конкурентной позиции.

Стратегический  анализ должен дать ответ на вопрос: Достижимы ли цели? Этот этап необходим для действующих организаций, в ситуациях связанных с возникающим кризисом и необходимостью реструктуризации предприятий или в процессе периодической диагностики.

Анализ внутренней среды предполагает оценку ситуации внутри самой компании и ключевые вопросы, на которые необходимо ответить, проводя стратегический анализ общей ситуации в отрасли и конкуренции в ней:

- каковы основные  экономические показатели, характеризующие  отрасль; 

- уровень конкуренции  и влияние, которое оказывает  каждая из конкурентных сил;

- что вызывает  изменения в отрасли; какие  компании имеют наиболее сильные  (слабые) позиции в отрасли; 

- кто и какие  стратегические шаги предпримет, скорее всего в ближайшем будущем; какие ключевые факторы определяют успех в конкурентной борьбе;

- является ли  данная отрасль привлекательной  с точки зрения получения прибыли  выше средней. 

Анализ внутренней среды предприятия (SNW) предполагает изучение целей и стратегий деятельности предприятия, организационной структуры  управления предприятием, таких направлений деятельности как: маркетинг, финансы, материально-техническая база и производство, технологии используемые при производстве продукции и НИОКР, человеческие ресурсы, а также культура и образ предприятия.

Таким образом, тема курсовой работы «Анализ внутренней и внешней среды организации» - актуальна.

 

 

 

 

  1. Сущность стратегического анализа внешней и внутренней среды организации

 

    1. Цели и принципы стратегического анализа внешней и внутренней среды организации

После установления своей  миссии и целей руководство должно начать диагностический этап процесса стратегического планирования. Первым шагом является изучение внешней среды. Руководители оценивают внешнюю среду по трем параметрам:

1. Оценить изменения, которые воздействуют на разные аспекты текущей стратегии.

2. Определить, какие факторы представляют угрозу для текущей стратегии фирмы.

3. Определить, какие факторы представляют больше возможностей для достижения общефирменных целей путем корректировки плана.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, но ресурсы небезграничны. Кроме этого на эти ресурсы претендуют и другие фирмы, поэтому всегда есть опасность того, что фирма не сможет получить необходимые ресурсы из внешней среды.

Задача анализа - иметь углубленное представление о внешней среде и тенденциях ее развития, чтобы вскрыть и упредить угрозы, появляющиеся в процессе достижения конечных целей.

Анализ внешней среды  невозможен без учета необходимых  компонентов жизнедеятельности  организации. Зарубежные специалисты  считают, что такими компонентами являются экономика, политика, рынок, технология, конкуренция и социальное поведение. Поэтому изучение выделенных компонентов позволяет понять, как формируются и распределяются ресурсы организации, внешние и внутренние противоречия в структурной схеме организации, целесообразность ее функционирования.

Анализ экономического компонента предполагает выделение  следующих характеристик: величину валового национального продукта, темпы  инфляции, уровень безработицы. Каждый из этих факторов может представлять либо угрозу, либо новую возможность для организации.

Анализ технологии позволяет  своевременно обнаружить те возможности, которые открывает для производства развитие науки и техники и  для модернизации технологии изготовления, а также сбыта продукции. Прогресс науки и техники имеет две противоположные тенденции. С одной стороны, перспективу и возможность реализовать себя на рынке производимых товаров и услуг. С другой — угрозу существования организации как конкурентоспособной. В данном случае необходимо увидеть и предупредить открывающиеся новые перспективы, так как технические возможности для осуществления коренных изменений преимущественно создаются за пределами предприятия.

Политическая составляющая внешней среды должна изучаться  в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. В изучение политической обстановки входит выяснение того, какие программы воплощают в жизнь различные партии, отношение правительства к различным отраслям экономики и регионам страны.

    Внутренняя среда полностью пронизывается организационной культурой, которая так же, как и вышеперечисленные срезы, должна подвергаться изучению, анализу и управлению в процессе анализа внутренней среды организации.

    Приоритетная необходимость анализа организационной структуры для стратегического управления состоит в том, что она не только определяет отношения между людьми в организации, но и оказывает влияние на то, как организация строит свое взаимодействие с внешним окружением, как относится к своим клиентам, какие методы выбирает для ведения конкурентной борьбы. Так как организационная культура не имеет явно выраженного проявления, то ее сложно изучать. Тем не менее есть несколько устойчивых моментов, на которых необходимо сделать акцент для того, чтобы пытаться указать на те слабые и сильные стороны, которые организационная культура придает организации.

     Для того чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, менеджер должен уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Поэтому стратегическое управление, изучая внешнюю среду, концентрирует внимание на выяснении угроз и возможностей внешней среды.

     Анализ среды, так как он проводится в стратегическом управлении, направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, а также сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Для решения этой задачи разработаны определенные приемы анализа среды, которые применяются в стратегическом управлении.

Довольно известный  метод SWOT (аббревиатура из английских слов: сила-strength, слабость-weakness, возможности-opportunity и угрозы-threat) является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод SWOT, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации. С начала с учетом определенной ситуации, в которой находится организация, составляются список ее слабых и сильных сторон, а также список угроз и возможностей. После того как составлен список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей, наступает этап установления связей между ними.

 

    1. Роль PEST-анализа в анализе макросреды предприятия. Значение анализа общей ситуации конкуренции в обществе

Цель диагностики  внешней среды - получение ответа на вопрос: в какой мере внешняя среда благоприятна для развития организации.

В этом случае могут  использоваться различные методы диагностики. Результаты применения PEST-анализа дают возможность оценить политико-правовые (Political), экономические (Economic), социокультурные (Social) и технологические (Technological) факторы. Для выявления относительной важности отдельных факторов внешнего окружения возможно использование экспертной оценки или метода Дельфи.

Этапы PEST - анализа:

  • определяют факторы макросреды
  • анализируют и определяют состояние каждого фактора и тенденцию его изменения
  • оценивают характер влияния факторов на деятельность фирмы (отрицательное, положительное)
  • оценивают степень влияния по шкале от -5 до +5
  • определяют суммарное влияние всех факторов с учетом характера их влияния
  • разрабатывают план ответных мер
  • оценивают степень влияния на деятельность фирмы каждого из факторов при условии ответной реакции фирмы на изменения внешней среды (шкала от -5 до +5)
  • определяют силу и направленность суммарного влияния на фирму факторов внешней среды при условии ответной реакции фирмы на происходящие изменения
  • определяют не появились ли новые факторы макросреды, оказывающие влияние на деятельность фирмы и снова возвращаются к первому этапу.

Таким образом, PEST - анализ означает систематический анализ факторов внешней среды, а его частота зависит от уровня нестабильности внешней среды.

Изучение конкурентов, с которыми организации приходится бороться за ресурсы, полученные из внешней  среды, занимает важное место в стратегическом управлении. Данное изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы.

Конкурентная борьба формируется не только внутриотраслевыми  конкурентами, производящими аналогичную продукцию и реализующими ее на одном и том же рынке. Субъектами конкурентной среды являются также и те организации, которые могут войти на рынок, и производящие замещающий продукт. Кроме них, на конкурентную среду организации оказывают заметное влияние ее покупатели и поставщики, способные заметно ослабить позицию организации на поле конкуренции.

Информация о работе Анализ внутренней и внешней среды организации