Анализ внутренней и внешней среды организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:56, курсовая работа

Краткое описание

Анализ среды, так как он проводится в стратегическом управлении, направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, а также сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Для решения этой задачи разработаны определенные приемы анализа среды, которые применяются в стратегическом управлении.

Оглавление

Введение……………………………………………….…………………..3
I. Сущность стратегического анализа внешней и внутренней среды организации
1.1. Цели и принципы стратегического анализа внешней и внутренней среды организации…………………………5
1.2. Роль PEST- анализа макросреды предприятия. Значение анализа общей ситуации и конкуренции в отрасли……....8
1.3. Методы и приемы проведения управленческого анализа внутренней среды организации…………………………10
II. Оценка и анализ рыночной среды «ООО ВИБРО-ПРЕСС»
2.1. Организационно-управленческая характеристика ООО «ВИБРО-ПРЕСС»…………………………………………………….13
2.2. Оценка и анализ состояния внешней и внутренней среды ООО «ВИБРО-ПРЕСС». Построение матрицы стратегического положения организации…………………………………………19
Анализ конкурентных преимуществ и конкурентных позиций организации………………………………………………24
III. Разработка и реализация стратегии предприятия
3.1 Создание системы стратегического управления и постоянного мониторинга внешней и внутренней среды…….29
3.2 Оценка способностей и возможностей для реализации стратегии..34
Заключение………………………………………………………………..36
Список использованной литературы……………………………………39

Файлы: 1 файл

курсСтратег.мен.-2.doc

— 339.00 Кб (Скачать)

 

 

За исследуемый  период численность работников предприятия  увеличилась на  6 человек, что  в процентном выражении к уровню прошлого года составило  25%. Выпуск продукция в натуральном выражении за исследуемый период увеличился на 38,4%, при этом объем товарной  продукции увеличился на 50,4%, а объем продаж увеличился на 47,3%.

Объем выручки  от продаж в расчете на одного работающего  на предприятии  увеличился 17,9  %, при этом уровень среднемесячной оплаты труда на предприятии возрос на 27,8%. Таким образом, рост показателей характеризующих оплату труда выше темпов роста показателей характеризующих производительность труда.  В общеэкономическом смысле данная тенденция соотношения производительности и оплаты труда является отрицательной в деятельности предприятия. Однако, политика менеджмента предприятия в стадии развития деятельности ООО «ВИБРО-ПРЕСС» является вполне оправданной.  Предприятию требуются квалифицированные работники и оплата труда является единственным рычагом формирования трудового коллектива соответствующего уровня.

Положительным фактором является повышение эффективности  управления, что проявляется в  превышении темпов роста прибыли  до налогообложения (267,2%) перед темпами роста выручки от продаж продукции (147,3%). Затраты на рубль выручки от продаж снизились на 8,4%. Рентабельность увеличилась и составила 14,9 % против 5,3 % в прошлом году.

 

 

    1. Оценка и анализ состояния внешней и внутренней среды ООО «ВИБРО-ПРЕСС». Построение матрицы стратегического положения организации

Цель диагностики  внешней среды - получение ответа на вопрос: в какой мере внешняя  среда благоприятна для развития организации.

В этом случае могут  использоваться различные методы диагностики. Результаты применения PEST-анализа дают возможность оценить политико-правовые (Political), экономические (Economic), социокультурные (Social) и технологические (Technological) факторы. Для выявления относительной важности отдельных факторов внешнего окружения возможно использование экспертной оценки или метода Дельфи.

Выделение основных факторов, влияющих на деятельность предприятия, проведенное с помощью PEST-анализа, представлено в табл. 3.

Вследствие  макроэкономической стабилизации в  прошедшие годы для отечественных товаропроизводителей сложились в целом благоприятные предпосылки развития, позволяющие привлекать инвестиции (в условиях стабилизации законодательного поля) и реализовывать их под растущий рынок сбыта. Однако, нарастание кризисных явлений, затрудняет компенсацию угроз  возможностями внешней среды для предприятий. Для ООО «ВИБРО-ПРЕСС» в этих условиях необходимо использовать стратегию ограниченного роста с тем, чтобы нивелировать угрозы внешней среды активизацией внутренних факторов эффективности деятельности.

Метод SWOT-анализа  направлен на выявление, с одной  стороны, возможностей, а с другой - угроз для развития организации  со стороны внешней среды. Одновременно метод позволяет оценить слабые и сильные стороны внутреннего  потенциала субъекта хозяйствования.

Результаты  проведенного SWOT-анализа ООО «ВИБРО-ПРЕСС» представлены в табл. 4.

Под внутренней средой понимается хозяйственный организм организации, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию  научно-технической и производственно-сбытовой деятельности. Внутренняя среда организации определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации.

 

 

Таблица 3.

PEST-анализ факторов  внешней среды ООО «ВИБРО-ПРЕСС»

 

Политические  факторы

Экономические факторы

Угрозы

Возможности

Угрозы

Возможности

Будущие          изменения в       
законодательстве

0,4

Определенность и   последовательность  
во внешней     и внутренней        
политике России.    
(Прогноз    развития России     
на 2010 - 2012 гг.)

0,5

Уровень инфляции

0,3

Антикризисные меры со стороны  государства      

0,25

Ужесточение      госконтроля       
за деятельностью бизнес-субъектов и штрафные      санкции         

0,3

Государственное   регулирование       
в отрасли         

0,5

Основные внешние издержки          
(энергоносители, транспорт, сырье  
и комплектующие, коммуникации)   

0,4

Холдинги как     
распространенная 
форма бизнеса  

0,1

Группы           лоббирования/     
давления рынка  

0,3

   

Общие проблемы    
налогообложения 

0,3

Укрепление курса 
рубля          

0,25

           

Потребности     конечного        
пользователя   

0,4

Социокультурные факторы

Технологические факторы

Угрозы

Возможности

Угрозы

Возможности

Демографические  изменения       

0,3

Наличие УНПК      

0,2

Прекращение      централизованного 
финансирования   исследований    

0,7

Доступ    к технологиям,   
лицензирование, патенты        

0,3

Нехватка молодых кадров          

0,4

Наличие глубоких   традиций            
на предприятии    

0,1

Законодательство по технологиям  

0,3

Значимые   тенденции        
в области НИОКР

0,3

Негативные       изменения         
законодательства, затрагивающие     
социальные       факторы         

0,3

Ориентация  на качество       

0,35

   

Производственная 
емкость, уровень

0,4

   

Бренд, репутация   компании, имидж    используемой технологии        

0,35

       

 

 

Таблица 4

SWOT- матрица внутренней и внешней среды ООО «ВИБРО-ПРЕСС»

Внутренняя  среда

Внешняя среда

Сильные стороны

Возможности

Положительный имидж  на рынке

Современное , высокопроизводительное

оборудование

Большое количество сегментов  на рынке и широкие возможности  в ассортименте продукции

Проведение гибкой ценовой политики с целью привлечения покупателей

Слабые стороны

Опасности и  угрозы

Сезонность производства

Недостаток финансовых ресурсов

Снижение конкурентных позиций

Риск неплатежеспособности и банкротства


 

Изучение внутренней среды направлено на выявление сильных и слабых сторон организации. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны являются предметом пристального внимания со стороны менеджера, обязанного избавиться или минимизировать их влияние.

В ситуации, когда  от руководства зависит выживание  организации, менеджер должен уметь  не только оперативно выявить основные факторы в окружении, которые  могут оказать влияние организацию, но и предложить подходящие способы реакции на внешние воздействия, т. е. найти методы, способствующие адаптации к условиям внешней среды. Так как учесть все существующие и оказывающие влияние на организацию факторы практически невозможно, то закономерно возникает проблема определения аспектов и факторов, от которых зависит деятельность организации.

Оценивая сильные стороны  предприятия, следует отметить оснащение  производства современным оборудованием, достаточно стабильный кадровый состав, высокую квалификацию производственного персонала. За время функционирования ООО «ВИБРО-ПРЕСС»  оно приобрело положительный деловой имидж.

Продукция предприятия  успешно конкурирует с продукцией других производителей по качественным и ценовым характеристикам. В отчетном периоде руководству удалось активизировать рыночную активность предприятия.

В числе слабых сторон предприятия – сезонность производства, несбалансированный ассортимент продукции, недостаток финансовых ресурсов.

Среди основных опасностей и угроз предприятия следует  отметить снижение конкурентных позиций, риск неплатежеспособности и банкротства. Однако в существующей ситуации он носит технический характер и может быть исправлен за счет продуманных управленческих решений в области финансового управления.

По результатам  проведенного анализа можно сделать вывод о том, что для рассматриваемого предприятия внешняя среда является умеренно благоприятной. Хозяйствующий субъект, имеющий необходимый внутренний потенциал для реализации выбранной стратегии, должен осуществить ее за счет своего внутреннего и внешнего развития. Организации следует:

- закрепить  потенциальные стратегические преимущества ("угрозы - сильные стороны") за  счет максимально эффективной  реализации имеющихся возможностей  в научно-производственной сфере  деятельности, использования инновационного потенциала предприятия, а также создания благоприятных условий, способных привлечь высококвалифицированных рабочих, исследователей, управленцев.

 

 

 

    1. Анализ  конкурентных преимуществ и конкурентных позиций организации

Анализируя рынок сбыта продукции ООО «ВИБРО-ПРЕСС» можно отметить следующее. Основными первичными рынками для плитки тротуарной, блоков стеновых являются предприятия строительного комплекса, вторичный рынок – рынок ремонта и модернизации. Предприятиям розничной торговли поставляется около 10% плитки тротуарной. Отечественные конкуренты представлены производителями аналогичной продукции г.Вязьма и района , к ним относятся: ИП «Семейкина В.Е.», занимающий 33,5% рынка сбыта; ООО «Вязьмажилстрой» – 18,6% рынка сбыта; ООО «Демлер-Стром»- 26,7%.  

Таблица 5

Оценка конкурентов  ООО «ВИБРО-ПРЕСС»

Наименование

ООО «ВИБРО-ПРЕСС»

ООО "Вязьмажилстрой"

ИП "Семейкина  В.Е."

ООО «Демлер-Стром»

1.Объем продаж, тыс.руб.

15604,8

13691,0

24658,5

19653,2

2.Занимаемая  доля рынка, процент

21,2

18,6

33,5

26,7

3.Уровень цены ,т.руб

320

386

328

386

4.Качество продукции

хорошее

хорошее

высокое

хорошее

5.Привлекательность  внешнего вида

средняя

средняя

высокая

средняя

6.Время деятельности  предприятия, лет

3

16

10

6


Рис. 3. Анализ конкурентов ООО «ВИБРО-ПРЕСС»

Лидером на рынке  продажи мелкоштучных изделий из бетона является ИП «Семейкина В.Е.», продукция  этого предприятия  отличается высоким  качеством продукции при сравнительно низкой цене. Основным конкурентом  для ООО «ВИБРО-ПРЕСС» на рынке аналогичной  продукции является  ООО «Демлер-Стром»», продукция которого соответствует по основным характеристикам продукции ООО «ВИБРО-ПРЕСС».

Таблица 6

Анализ структуры  и динамики продаж продукции  ООО  «ВИБРО-ПРЕСС» за 2008-2009г.г

Показатели

Абсол.величины тыс.руб.

Структура,%

Фактические данные 2009г.

к 2008г.

в %%

2008г.

2009г.

2008г.

2009г.

1

2

3

4

5

6

Выручка  от продаж, тыс.руб.

10 590,5

15 604,8

100,0

100,0

147,3

в том числе: плитка тротуарная

3 560,4

4 503,7

33,6

28,9

126,5

блок стеновой

4 042,8

6 496,9

38,2

41,6

160,7

блок цокольный

2 987,3

4 604,1

28,2

29,5

154,1


Рис.4. Анализ структуры продаж ООО «ВИБРО-ПРЕСС»

 

 В то же  время, динамика выпуска продукции (таблица 6) показывает рост выпуска по всем ассортиментным группам, что связано со стремлением предприятия наиболее полно задействовать производственные мощности, снизить удельный вес постоянных расходов.

В структуре  продаж наибольшая доля принадлежит  блокам стеновым 41,6 % в отчетном периоде, плитка тротуарная и блок цокольный занимают примерно одинаковую долю: 28,9 % и 29,5 % соответственно.  В отчетном периоде организация сумела расширить рынки сбыта блока стенового на 60,7%, блока цокольного – на 54,1%.

Анализ рынков продаж приведен в таблице 7.  Продукция предприятия реализуется в Смоленской области- 37 % объема продаж, Московской области – 55 % объема продаж, Калужской области – 8 % объема продаж.

Информация о работе Анализ внутренней и внешней среды организации