Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 17:56, курсовая работа
Анализ среды, так как он проводится в стратегическом управлении, направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, а также сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Для решения этой задачи разработаны определенные приемы анализа среды, которые применяются в стратегическом управлении.
Введение……………………………………………….…………………..3
I. Сущность стратегического анализа внешней и внутренней среды организации
1.1. Цели и принципы стратегического анализа внешней и внутренней среды организации…………………………5
1.2. Роль PEST- анализа макросреды предприятия. Значение анализа общей ситуации и конкуренции в отрасли……....8
1.3. Методы и приемы проведения управленческого анализа внутренней среды организации…………………………10
II. Оценка и анализ рыночной среды «ООО ВИБРО-ПРЕСС»
2.1. Организационно-управленческая характеристика ООО «ВИБРО-ПРЕСС»…………………………………………………….13
2.2. Оценка и анализ состояния внешней и внутренней среды ООО «ВИБРО-ПРЕСС». Построение матрицы стратегического положения организации…………………………………………19
Анализ конкурентных преимуществ и конкурентных позиций организации………………………………………………24
III. Разработка и реализация стратегии предприятия
3.1 Создание системы стратегического управления и постоянного мониторинга внешней и внутренней среды…….29
3.2 Оценка способностей и возможностей для реализации стратегии..34
Заключение………………………………………………………………..36
Список использованной литературы……………………………………39
За исследуемый период численность работников предприятия увеличилась на 6 человек, что в процентном выражении к уровню прошлого года составило 25%. Выпуск продукция в натуральном выражении за исследуемый период увеличился на 38,4%, при этом объем товарной продукции увеличился на 50,4%, а объем продаж увеличился на 47,3%.
Объем выручки от продаж в расчете на одного работающего на предприятии увеличился 17,9 %, при этом уровень среднемесячной оплаты труда на предприятии возрос на 27,8%. Таким образом, рост показателей характеризующих оплату труда выше темпов роста показателей характеризующих производительность труда. В общеэкономическом смысле данная тенденция соотношения производительности и оплаты труда является отрицательной в деятельности предприятия. Однако, политика менеджмента предприятия в стадии развития деятельности ООО «ВИБРО-ПРЕСС» является вполне оправданной. Предприятию требуются квалифицированные работники и оплата труда является единственным рычагом формирования трудового коллектива соответствующего уровня.
Положительным фактором является повышение эффективности управления, что проявляется в превышении темпов роста прибыли до налогообложения (267,2%) перед темпами роста выручки от продаж продукции (147,3%). Затраты на рубль выручки от продаж снизились на 8,4%. Рентабельность увеличилась и составила 14,9 % против 5,3 % в прошлом году.
Цель диагностики внешней среды - получение ответа на вопрос: в какой мере внешняя среда благоприятна для развития организации.
В этом случае могут использоваться различные методы диагностики. Результаты применения PEST-анализа дают возможность оценить политико-правовые (Political), экономические (Economic), социокультурные (Social) и технологические (Technological) факторы. Для выявления относительной важности отдельных факторов внешнего окружения возможно использование экспертной оценки или метода Дельфи.
Выделение основных факторов, влияющих на деятельность предприятия, проведенное с помощью PEST-анализа, представлено в табл. 3.
Вследствие макроэкономической стабилизации в прошедшие годы для отечественных товаропроизводителей сложились в целом благоприятные предпосылки развития, позволяющие привлекать инвестиции (в условиях стабилизации законодательного поля) и реализовывать их под растущий рынок сбыта. Однако, нарастание кризисных явлений, затрудняет компенсацию угроз возможностями внешней среды для предприятий. Для ООО «ВИБРО-ПРЕСС» в этих условиях необходимо использовать стратегию ограниченного роста с тем, чтобы нивелировать угрозы внешней среды активизацией внутренних факторов эффективности деятельности.
Метод SWOT-анализа направлен на выявление, с одной стороны, возможностей, а с другой - угроз для развития организации со стороны внешней среды. Одновременно метод позволяет оценить слабые и сильные стороны внутреннего потенциала субъекта хозяйствования.
Результаты проведенного SWOT-анализа ООО «ВИБРО-ПРЕСС» представлены в табл. 4.
Под внутренней средой понимается хозяйственный организм организации, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической и производственно-сбытовой деятельности. Внутренняя среда организации определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации.
Таблица 3.
PEST-анализ факторов
внешней среды ООО «ВИБРО-
Политические факторы |
Экономические факторы | ||||||
Угрозы |
Возможности |
Угрозы |
Возможности | ||||
Будущие
изменения в |
0,4 |
Определенность и последовательность |
0,5 |
Уровень инфляции |
0,3 |
Антикризисные меры со стороны государства |
0,25 |
Ужесточение
госконтроля |
0,3 |
Государственное регулирование |
0,5 |
Основные внешние издержки |
0,4 |
Холдинги как |
0,1 |
Группы
лоббирования/ |
0,3 |
Общие проблемы |
0,3 |
Укрепление курса |
0,25 | ||
Потребности
конечного |
0,4 | ||||||
Социокультурные факторы |
Технологические факторы | ||||||
Угрозы |
Возможности |
Угрозы |
Возможности | ||||
Демографические изменения |
0,3 |
Наличие УНПК |
0,2 |
Прекращение
централизованного |
0,7 |
Доступ к технологиям, |
0,3 |
Нехватка молодых кадров |
0,4 |
Наличие глубоких
традиций |
0,1 |
Законодательство по технологиям |
0,3 |
Значимые тенденции |
0,3 |
Негативные
изменения |
0,3 |
Ориентация на качество |
0,35 |
Производственная |
0,4 | ||
Бренд, репутация компании, имидж используемой технологии |
0,35 |
Таблица 4
SWOT- матрица внутренней и внешней среды ООО «ВИБРО-ПРЕСС»
Внутренняя среда |
Внешняя среда |
Сильные стороны |
Возможности |
Положительный имидж на рынке Современное , высокопроизводительное оборудование |
Большое количество сегментов на рынке и широкие возможности в ассортименте продукции Проведение гибкой ценовой политики с целью привлечения покупателей |
Слабые стороны |
Опасности и угрозы |
Сезонность производства Недостаток финансовых ресурсов |
Снижение конкурентных позиций Риск неплатежеспособности и банкротства |
Изучение внутренней среды направлено на выявление сильных и слабых сторон организации. Сильные стороны служат базой, на которую организация опирается в конкурентной борьбе и которую она должна стремиться расширять и укреплять. Слабые стороны являются предметом пристального внимания со стороны менеджера, обязанного избавиться или минимизировать их влияние.
В ситуации, когда
от руководства зависит выживание
организации, менеджер должен уметь
не только оперативно выявить основные
факторы в окружении, которые
могут оказать влияние
Оценивая сильные стороны предприятия, следует отметить оснащение производства современным оборудованием, достаточно стабильный кадровый состав, высокую квалификацию производственного персонала. За время функционирования ООО «ВИБРО-ПРЕСС» оно приобрело положительный деловой имидж.
Продукция предприятия
успешно конкурирует с
В числе слабых сторон предприятия – сезонность производства, несбалансированный ассортимент продукции, недостаток финансовых ресурсов.
Среди основных опасностей и угроз предприятия следует отметить снижение конкурентных позиций, риск неплатежеспособности и банкротства. Однако в существующей ситуации он носит технический характер и может быть исправлен за счет продуманных управленческих решений в области финансового управления.
По результатам проведенного анализа можно сделать вывод о том, что для рассматриваемого предприятия внешняя среда является умеренно благоприятной. Хозяйствующий субъект, имеющий необходимый внутренний потенциал для реализации выбранной стратегии, должен осуществить ее за счет своего внутреннего и внешнего развития. Организации следует:
- закрепить
потенциальные стратегические
Анализируя рынок сбыта продукции ООО «ВИБРО-ПРЕСС» можно отметить следующее. Основными первичными рынками для плитки тротуарной, блоков стеновых являются предприятия строительного комплекса, вторичный рынок – рынок ремонта и модернизации. Предприятиям розничной торговли поставляется около 10% плитки тротуарной. Отечественные конкуренты представлены производителями аналогичной продукции г.Вязьма и района , к ним относятся: ИП «Семейкина В.Е.», занимающий 33,5% рынка сбыта; ООО «Вязьмажилстрой» – 18,6% рынка сбыта; ООО «Демлер-Стром»- 26,7%.
Таблица 5
Оценка конкурентов ООО «ВИБРО-ПРЕСС»
Наименование |
ООО «ВИБРО-ПРЕСС» |
ООО "Вязьмажилстрой" |
ИП "Семейкина В.Е." |
ООО «Демлер-Стром» |
1.Объем продаж, тыс.руб. |
15604,8 |
13691,0 |
24658,5 |
19653,2 |
2.Занимаемая доля рынка, процент |
21,2 |
18,6 |
33,5 |
26,7 |
3.Уровень цены ,т.руб |
320 |
386 |
328 |
386 |
4.Качество продукции |
хорошее |
хорошее |
высокое |
хорошее |
5.Привлекательность внешнего вида |
средняя |
средняя |
высокая |
средняя |
6.Время деятельности предприятия, лет |
3 |
16 |
10 |
6 |
Рис. 3. Анализ конкурентов ООО «ВИБРО-ПРЕСС»
Лидером на рынке
продажи мелкоштучных изделий из
бетона является ИП «Семейкина В.Е.», продукция
этого предприятия отличается высоким
качеством продукции при
Таблица 6
Анализ структуры и динамики продаж продукции ООО «ВИБРО-ПРЕСС» за 2008-2009г.г
Показатели |
Абсол.величины тыс.руб. |
Структура,% |
Фактические данные 2009г. к 2008г. в %% | ||
2008г. |
2009г. |
2008г. |
2009г. | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Выручка от продаж, тыс.руб. |
10 590,5 |
15 604,8 |
100,0 |
100,0 |
147,3 |
в том числе: плитка тротуарная |
3 560,4 |
4 503,7 |
33,6 |
28,9 |
126,5 |
блок стеновой |
4 042,8 |
6 496,9 |
38,2 |
41,6 |
160,7 |
блок цокольный |
2 987,3 |
4 604,1 |
28,2 |
29,5 |
154,1 |
Рис.4. Анализ структуры продаж ООО «ВИБРО-ПРЕСС»
В то же время, динамика выпуска продукции (таблица 6) показывает рост выпуска по всем ассортиментным группам, что связано со стремлением предприятия наиболее полно задействовать производственные мощности, снизить удельный вес постоянных расходов.
В структуре продаж наибольшая доля принадлежит блокам стеновым 41,6 % в отчетном периоде, плитка тротуарная и блок цокольный занимают примерно одинаковую долю: 28,9 % и 29,5 % соответственно. В отчетном периоде организация сумела расширить рынки сбыта блока стенового на 60,7%, блока цокольного – на 54,1%.
Анализ рынков продаж приведен в таблице 7. Продукция предприятия реализуется в Смоленской области- 37 % объема продаж, Московской области – 55 % объема продаж, Калужской области – 8 % объема продаж.
Информация о работе Анализ внутренней и внешней среды организации