Теоретические основы анализа внешней и внутренней среды организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является механизмы анализа внешней и внутренней среды: SWOT-анализ, модель пяти сил конкуренции (по М.Портеру).
Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
•рассмотреть теоретические основы анализа внутренней и внешней среды организации;
•рассмотреть методы анализа внутренней и внешней среды организации;
•проанализировать методы анализа внутренней и внешней среды организации на примере предприятия ООО «Формат-кафе»;
•разработка рекомендаций по совершенствованию внутренней среды ООО «Формат-кафе».

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы анализа внешней и внутренней среды организаци
1.1 Анализ внутренней среды организации
1.2 Анализ внешней среды организации
1.3 Методы анализа внутренней и внешней среды организации
2. Практическое применение методов анализа внутренней и внешней среды на примере ООО «Формат-кафе»
2.1 Общая характеристика ООО «Формат-кафе»
2.2 SWOT-анализ на примере ООО «Формат-кафе»
2.3 Анализ пяти сил конкуренции по Портеру предприятия ООО «Формат-кафе»
3. Рекомендации по совершенствованию механизма анализа внешней и внутренней среды ООО «Формат-кафе»
3.1 Повышение эффективности деятельности ООО «Формат-кафе» на основании проведённого SWOT-анализа
3.2 Мероприятия по совершенствованию и обеспечению повышения конкурентоспособности
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 141.51 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение

1. Теоретические основы анализа внешней и внутренней среды организации

1.1 Анализ внутренней среды  организации

1.2 Анализ внешней среды  организации

1.3 Методы анализа внутренней  и внешней среды организации

2. Практическое применение методов анализа внутренней и внешней среды на примере ООО «Формат-кафе»

2.1 Общая характеристика  ООО «Формат-кафе»

2.2 SWOT-анализ на примере  ООО «Формат-кафе»

2.3 Анализ пяти сил конкуренции  по Портеру предприятия ООО  «Формат-кафе»

3. Рекомендации по совершенствованию механизма анализа внешней и внутренней среды ООО «Формат-кафе»

3.1 Повышение эффективности деятельности ООО «Формат-кафе» на основании проведённого SWOT-анализа

3.2 Мероприятия по совершенствованию  и обеспечению повышения конкурентоспособности

Заключение

Библиографический список

 

 

 

Введение

 

Любая организация находится  и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций  возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего  потенциала на должном уровне. Организация  находится в состоянии постоянного  обмена с внешней средой, обеспечивая  тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация  не сможет получить нужные ресурсы  из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом  для достижения ее целей, и тем  самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

Изучение внутренней среды  компании дает руководству возможность  оценить внутренние ресурсы и  возможности компании. Выявляя сильные  и слабые стороны компании, руководство  имеет возможность расширять  и укреплять конкурентные преимущества и, соответственно, предупредить возникновение  возможных проблем. Как и в  случае с внешней средой, задача стратегического менеджмента компании поддерживать и улучшать стороны, которые  увеличивают конкурентное преимущество компании в долгосрочном периоде.

Актуальность темы обусловлена  тем, что современная среда предприятий  характеризуется чрезвычайно высокой  степенью сложности, динамизма и  неопределенности. Способность приспосабливаться  к изменениям во внешней среде – основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности.

Целью данной курсовой работы является механизмы анализа внешней  и внутренней среды: SWOT-анализ, модель пяти сил конкуренции (по М.Портеру).

Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить следующие  задачи:

•рассмотреть теоретические  основы анализа внутренней и внешней  среды организации;

•рассмотреть методы анализа  внутренней и внешней среды организации;

•проанализировать методы анализа внутренней и внешней  среды организации на примере  предприятия ООО «Формат-кафе»;

•разработка рекомендаций по совершенствованию внутренней среды  ООО «Формат-кафе».

Предметом исследования является изучение внутренней и внешней среды  предприятия в системе стратегического  управления. Объектом исследования является ООО «Формат-кафе».

В первой главе будут описаны  теоретические основы внутренней и  внешней среды организации, охарактеризованы методы анализа − модель пяти сил  конкуренции по Портеру и SWOT-анализ.

Во второй главе будет  дан анализ механизма внутренней и внешней среды организации  на примере предприятия ООО «Формат-кафе».

В последней главе будет  даваться рекомендации по проведению мероприятий для совершенствования  механизма анализа.

В основу теоретического исследования легли труды следующих авторов: Аналоуи Ф., Боумен К., Завгородняя  А.А., Зайцев Л.Г., Соколова М.И. и другие. Результаты данной курсовой работы могут представлять интерес для менеджеров.

 

1.Теоретические  основы анализа внешней и внутренней  среды организации

внешний внутренний среда конкурентоспособность

1.1Анализ внутренней  среды организации

 

Внутренняя среда организации  – это ситуационные факторы внутри организации. Менеджер формирует и  изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное сочетание ее внутренних переменных. Но для этого он должен уметь выделять и знать их.

Внутренние переменные –  это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации  представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в  основном являются результатом управленческих решений. Это, однако, вовсе не означает, что все внутренние переменные полностью  контролируются руководством. Часто  внутренний фактор есть нечто «данное», что руководство должно преодолеть в своей работе. Управленческий механизм ориентирован на достижение оптимального взаимодействия всех уровней управления и функциональных областей управления для наиболее эффективного достижения намеченных целей. Основные переменные в самой организации, которые  требуют внимания руководства, это  цели, структура, задачи, технология и  люди.

Цели – конкретные, конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться группа, работая вместе. Основной целью работы большинства организаций является получение прибыли. Прибыль это  ключевой показатель организации. Гражданский  кодекс РФ зафиксировал, что основной целью коммерческих организаций  является извлечение прибыли. Цели разрабатываются  руководством фирмы и доводятся  до сведения управляющих всех уровней, которые в процессе координации  совместной деятельности используют разнообразные  средства и методы для их достижения.

Структура организации представляет собой логическое взаимоотношение  уровней управления и функциональных областей, направленное на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределение  между ними прав и ответственности, построенных в такой форме, которая  позволяет наиболее эффективно достигать  цели организации. В ней реализуются  различные требования к совершенствованию  системы управления, находящие выражение  в тех или иных принципах управления.

Задачи – определенная работа, серия работ, которая должна быть выполнена заранее установленным  способом в заранее определенные сроки. Задачи непрерывно усложняются  по мере роста масштабов производства, требующего обеспечения все возрастающими  объемами ресурсов – материальных, финансовых, трудовых и др. Все многообразие внутренней среды предприятия можно  свести к следующим укрупненным  сферам:

•производство;

•маркетинг и материально-техническое  снабжение (МТС);

•НИОКР;

•финансовое управление, бухучет  и отчетность;

•общее управление.

Такое деление на сферы  деятельности носит условный характер и конкретизируется в общей и  производственной организационной  структурах. На нашем уровне рассмотрения эти сферы деятельности связаны  основными информационными потоками в управлении предприятием. Взаимосвязь  основных внутренних сфер деятельности фирмы иллюстрируется на рисунке 1.1.

 

 

 

Рисунок 1.1 – Внутренняя среда фирмы

 

Глубокий и тщательный анализ внутренней среды является необходимой предпосылкой принятия управленческих решений. Экономическая  информация – это конкретное выражение происходящих внутри фирмы процессов. Без такой информации и ее анализа невозможно эффективное функционирование и развитие производственно-сбытовой деятельности фирмы.

 

1.2 Анализ внешней среды организации

 

Один из основных «инструментов» менеджмента  – системный подход – предписывает истоки проблем, возникающих в работе организации, искать в первую очередь  за ее пределами, во внешней среде. Многие «внутренние» проблемы наших предприятий  вызываются «внешними» причинами –  несовершенством законодательства, противоречивостью макроэкономических процессов, ненадежностью партнеров, недоверчивостью клиентов, агрессивностью конкурентов. Значимость внешней среды для предприятия невозможно переоценить. Именно она «заставляет» искать свою «нишу» в рыночном пространстве, определяет стратегию и тактику, внутреннюю структуру предприятия, направления его развития.

Внешняя среда – это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности Внешняя среда зависит от внешних и внутренних факторов влияния.

Внешние факторы влияния – условия, которые организация не может  изменить, но должна постоянно учитывать  в своей работе: профсоюзы, правительство, экономические условия. Если говорить о числе внешних факторов, на которые организация вынуждена реагировать, то если на нее давят государственные постановления, частое перезаключение договоров с профсоюзами, несколько заинтересованных групп влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения, можно утверждать, что эта организация находится в более сложном окружении, чем, положим, организация, озабоченная действиями всего нескольких поставщиков, нескольких конкурентов, при отсутствии профсоюзов и замедленном изменении технологии. Подобным образом, когда речь идет о разнообразии факторов, организация, использующая всего несколько исходных материалов, нескольких специалистов и ведущая дела всего с несколькими фирмами своей страны, должна считать условия обеспечения менее сложными, чем организация, у которой эти параметры иные.

Сложность внешней среды – число  факторов, на которые организация  обязана реагировать.

Управленческий аппарат фирмы  обычно стремится ограничить учет действия внешнего окружения в первую очередь  теми факторами, от которых решающим образом зависит эффективность  деятельности фирмы на конкретном этапе. Принятие решений зависит от широты охвата информации о состоянии внешней среды и действии ее различных факторов. Классификация факторов внешней среды вследствие их многообразия довольно различна и в ее основу могут быть положены различные принципы. Придерживаясь в целом принятой в менеджменте классификации можно предложить следующую классификацию прямого и косвенного воздействия:

  • характер и состояние рыночных отношений;
  • хозяйственные факторы фирмы;
  • регулирование предпринимательской деятельности;
  • общеэкономические;
  • общеполитические.

Первые две категории факторов относятся к факторам прямого  воздействия, последние три – к факторам косвенного воздействия.

Внешнюю среду можно охарактеризовать следующими качествами:

  • взаимосвязанность факторов;
  • сложность;
  • подвижность;
  • неопределенность.

Как и факторы внутренней среды, факторы внешнего окружения взаимосвязаны. Под взаимосвязанностью факторов внешней среды понимается уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Так же, как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора внешнего окружения может обусловливать изменение других.

Взаимосвязанность факторов внешней  среды – уровень силы, с которой  изменение одного фактора воздействует на другие факторы.

Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариантности каждого из них.

Подвижность среды – скорость, с которой происходит изменение  в окружении организации. Внешняя  среда не постоянна, в ней все  время происходят изменения. Многие исследователи указывали, что окружение  современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Однако, при том, что эта тенденция является общей, есть организации, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна. Кроме того, подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. Учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация или ее подразделения должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения относительно своих внутренних переменных. Это делает принятие решений более трудным процессом.

Неопределенность внешней среды  является функцией количества информации, которой располагает организация по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности этой информации.

Изменения, которые происходят на мировых товарных рынках и в мировом  хозяйстве в целом, непосредственным образом сказываются на хозяйственной деятельности отдельных фирм, использующих различные средства, формы и методы приспособления к внешней среде. В каждой стране они многовариантны, что зависит от конкретных экономических условий, традиций, степени ориентации на внешний рынок и многих других факторов. Именно анализ внешней среды, основанный на многовариантных расчетах рентабельности и эффективности производства отдельных видов продуктов и деятельности фирмы в целом, дает возможность учитывать конкретные условия внешней среды путем применения гибких форм связей между всеми функциями управления и влиять непосредственно на весь хозяйственный цикл НИОКР – производство – сбыт.

Информация о работе Теоретические основы анализа внешней и внутренней среды организации