Теоретические основы анализа внешней и внутренней среды организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:11, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является механизмы анализа внешней и внутренней среды: SWOT-анализ, модель пяти сил конкуренции (по М.Портеру).
Для реализации поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
•рассмотреть теоретические основы анализа внутренней и внешней среды организации;
•рассмотреть методы анализа внутренней и внешней среды организации;
•проанализировать методы анализа внутренней и внешней среды организации на примере предприятия ООО «Формат-кафе»;
•разработка рекомендаций по совершенствованию внутренней среды ООО «Формат-кафе».

Оглавление

Введение
1. Теоретические основы анализа внешней и внутренней среды организаци
1.1 Анализ внутренней среды организации
1.2 Анализ внешней среды организации
1.3 Методы анализа внутренней и внешней среды организации
2. Практическое применение методов анализа внутренней и внешней среды на примере ООО «Формат-кафе»
2.1 Общая характеристика ООО «Формат-кафе»
2.2 SWOT-анализ на примере ООО «Формат-кафе»
2.3 Анализ пяти сил конкуренции по Портеру предприятия ООО «Формат-кафе»
3. Рекомендации по совершенствованию механизма анализа внешней и внутренней среды ООО «Формат-кафе»
3.1 Повышение эффективности деятельности ООО «Формат-кафе» на основании проведённого SWOT-анализа
3.2 Мероприятия по совершенствованию и обеспечению повышения конкурентоспособности
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 141.51 Кб (Скачать)

 

Вывод из SWOT-анализа «Формат-кафе»:

  • наиболее опасные угрозы для компании: рост уровня инфляции, повышение ставки рефинансирования, рост цен;
  • возможности среды: повышение уровня жизни населения, антиинфляционная политика, падение доллара по отношению к рублю, повышение числа трудоспособного населения;
  • наиболее сильные стороны организации: предоставление возможности обучения и развития персоналу, высокий уровень обслуживания, организация рентабельна, поддержание корпоративного духа компании, выгодное расположение заведения, возможен безналичный расчёт.
  • наиболее слабые стороны: наблюдается текучесть кадров среди официантов и барменов, что обуславливается полной занятостью не подходящей для студентов, а именно студенту заняты в данных должностях и высокая арендная плата, обусловленная местоположением.

Таким образом, в результате проведенного SWOT-анализа были выявлены сильные стороны и возможности  «Формат-кафе», при учете и ограничении  влияния слабых сторон и угроз, что  обеспечит предприятию конкурентные преимущества.

В качестве дополнений к  данной таблице SWOT-анализа, составим так  называемые вспомогательные матрицы. Информация представленная во вспомогательных  матрицах переносится в основную и используется для обобщения  результатов анализа. Таких матриц две: матрица угроз (таблица 2.2) и  матрица возможностей (таблица 2.3).

 

Таблица 2.2 – Матрица угроз ООО «Формат-кафе»

Вероятность реализации угроз

Последствия угроз

Разрушение

Критическое состояние

Тяжелое состояние

«Легкие ушибы»

Высокая

 

 

Изменения в законодательстве

 

Средняя

Рост уровня инфляции.

Повышение ставки рефинансирования

Рост цен.

 

Высокое конкурентное соперничество  между действующими организациями.

Низкая

     

Существует угроза со стороны  товара-заменителя


 

Таблица 2.3 – Матрица возможностей ООО «Формат-кафе»

Вероятность реализации возможностей

Влияние возможностей

Сильное

Умеренное

Слабое

Высокая

Высокие барьеры входа.

Изменения, связанные с  переменами во власти.

 

Средняя

Повышение уровня жизни  населения

Падение доллара по отношению к рублю

Повышение числа трудоспособного  населения

Влияние потребителей и  поставщиков низкое.

Низкая

Антиинфляционная политика.

 

Программа долгосрочного  социально-экономического развития России


 

На основе проведенного анализа  постоим матрицу SWOT-анализа кафе-закусочной ООО «Формат-кафе».

 

 

Таблица 2.4 – Матрица SWOT-анализа  ООО «Формат-кафе»

Критерии

Возможности

Угрозы

Сильные стороны

- стратегия усовершенствования;

- достаточная известность  будет способствовать завоеванию  новой потребительской базы;

- стратегия диверсификации  производства

- стратегия улучшения  уровня и возможностей сервиса  в организации, для увеличения  конкурентоспособности компании;

Слабые стороны

- стратегия развития рекламной  политики во избежание затруднения  при завоевании новой аудитории.

- стратегия развития партнерских  отношений с рекламодателями  и поставщиками.


 

2.3 Анализ пяти  сил конкуренции по Портеру  предприятия ООО «Формат-кафе»

 

Портер предложил использовать для конкурентного анализа модель пяти сил. Он аргументировал эту модель тем, что чем выше давление этих сил, тем меньше у существующих компаний возможности увеличивать цены и прибыль. Ослабление сил создает благоприятные возможности для компании. Компания, изменив свою стратегию, может воздействовать на эти силы в свою пользу.

  1. уровень конкуренции среди действующих участников отрасли – высокий, так как конкуренция среди кафе прямо пропорциональна их количеству на душу населения. Потенциально абсолютно любое кафе способна оттянуть часть аудитории из ресторанов, открытых ранее. Подобные миграции легко прогнозировать, но совершенно невозможно просчитать;
  2. вероятность появления новых конкурентов – высокая, так как, не смотря на экономический кризис, многие решаются на открытие новых кафе, вследствие чего, конкуренция с открытием каждого нового проекта ужесточается;
  3. давление со стороны поставщиков (партнеров) – низкое, потому что, как правило, существует большой выбор поставщиков (партнеров);
  4. конкурентное давление со стороны потребителей (целевой аудитории) – сильное, так как существует много факторов, в связи с которыми потребители (целевая аудитория) могут не иметь никаких издержек при смене ресторана. Например, многие рестораны находятся неподалеку друг от друга и при смене ресторана, человек не будет затрачивать больше/меньше времени на то, что бы до него добраться, не будет тратить больше или меньше денежных средств на транспорт;
  5. конкурентное давление со стороны субститутов – среднее, конечно же существуют ночные клубы, рестораны, боулинги, бильярды и т.д. Но превосходство кафе над этими субститутами заключается в том, что формат субститутов не позволяет людям отдыхать в той атмосфере, которой обладают кафе.

 

Таблица 2.5 – Балльные оценки по конкурентным силам

Фактор

Балл

1. Соперничество между  функционирующими организациями

4

1.1 Количество и размер  компаний в отрасли

3

1.2 Степень дифференцированности  продукта в отрасли.

3

1.3 Барьеры входа.

5

1.4 Темпы роста отрасли

5

2. Угроза появления  на рынке новых организаций

2

2.1 Барьеры входа

1

2.2 Сила реакции существующих  конкурентов на вхождение новых  компаний

3

3. Угроза со стороны  товара - заменителя

4

4. Конкурентная сила  поставщиков

2,6

4.1 Количество и размер  поставщиков.

1

4.2 Вертикальная интеграция.

1

4.3 Дифференциация товара  поставщика.

3

4.4 Наличие товара-заменителя  у поставщика.

4

4.5 Важность организации  производителя для поставщика.

4

5. Сила влияния потребителей.

2

5.1. Количество и размер.

2

5.2. Вертикальная интеграция.

2

5.3. Дифференцированность  товара.

2

5.4. Наличие товара-заменителя.

3

5.5. Важность производителя  для потребителя.

1

Итого

2,72


 

Суммарное количество баллов по 5 силам составило 2,72, данная бальная  оценка означает сложную конкурентную ситуацию. Наблюдается достаточно высокое конкурентное соперничество между действующими организациями. Угроза появления на рынке новых организаций не оказывает особого влияния. Существует угроза со стороны товара-заменителя. Сила влияния потребителей и поставщиков низкая.

 

 

 

3. Рекомендации  по совершенствованию механизма  анализа внешней и внутренней  среды  ООО «Формат-кафе»

 

3.1 Повышение эффективности  деятельности ООО «Формат-кафе»  на основании проведённого SWOT-анализа

 

На примере анализа  предприятия ООО «Формат-кафе»  посредством метода SWOT стали очевидными слабые и сильные стороны компании, а также возможности и угрозы, которые лежат «на поверхности». Данный метод легко выявляет те недостатки, которые знакомы управленческому  составу фирмы, но SWOT-анализ позволяет  систематизировать и обобщить информацию, что позволяет взглянуть на ситуацию в целом, не теряясь в отдельных аспектах.

Можно выявить основные проблемы и успешные мероприятия предприятия  за последнее время. И результаты SWOT-анализа, помимо представленных рекомендаций, необходимо использовать для дальнейшего более глубокого анализа числовых показателей предприятия, таких как, запланированный и выполненный бюджет, рост потребителей, а также выяснить порог рентабельности и порог безубыточности организации.

Для устранения пробелов в  уровне подготовки кадров, необходимо организовать обучение, а также стажировки в региональном представительстве.

Активное развитие сбытовой сети по области позволит завоевать  максимально возможную долю рынка  в крае, и при планомерной работе маркетинговых служб, уверенно себя чувствовать на вершине конкурентной иерархической структуры.

Необходимо снижать издержки производства, это позволит значительно увеличить объем финансовых средств, которые необходимо будет распределить на развитие фирмы и персонала.

В организации есть большой  минус, это отсутствие маркетингового отдела. В связи с этим у организации  отсутствует реклама. Маркетинговый  отдел очень необходим данной организации т.к. маркетологи выполняют  следующие задачи:

  1. изучение рынка: изучение емкости рынка, изучение конъюнктуры рынка;
  2. исследование конкурентов: положение на рынке, ценообразование, материально – техническое обеспечение, торговые отношения, торговый персонал, цели, стратегии, проведение SWOT – анализа;
  3. изучение потребителей: портрет потребителя, тематические предпочтения, целенаправленные исследования по предпочтениям потребителя.

На текущий момент в  активе компании находятся денежные средства, которые планируется до конца 2010 начала 2011 года направить на приобретение таких основных фондов, как более современное оборудование и выкуп арендуемого места ООО «Формат-кафе». Приобретение в собственность арендуемого места, позволит уменьшить постоянные издержки предприятия, часть которых уходит на ежемесячную оплату аренды помещения.

 

3.2 Мероприятия по совершенствованию  и обеспечению повышения конкурентоспособности

 

Основное противоречие конкурентоспособности  можно сформулировать как противоречие между интересами производителя и потребителя, которое в действительности подвергается корректировке в процессе реализации рыночных отношений потребителя и производителя, в результате которой, продажа данного товара становится эффективной как для производителя, так и для потребителя. Осуществление указанной корректировки возможно только при условии разрешения ряда проблем, обусловленных данным противоречием. Во-первых, оптимизации уровня цены товара, приемлемого для всех участников процесса производства и реализации продукции. Во-вторых, проблемы выпуска изделий, удовлетворяющих новейшим требованиям научно-технического прогресса. В-третьих, проблемы создания инфраструктуры, необходимой для удовлетворения потребностей покупателя, но не представляющей особого интереса с точки зрения извлечения наивысшей прибыли для производителя

B конкурентной политике  относительно товара принимаются  во внимание, прежде всего, его  функциональное назначение, надежность, долговечность, удобство использования,  эстетичность внешнего вида, и  другие характеристики, то есть способность товара удовлетворять совокупные потребности покупателя лучше, чем товары-конкуренты. Создание такой потребительской ценности товара, которая включала бы в себя всю совокупность свойства данного товара, а также сопутствующих ему, является важнейшим условием выживания на рынке.

В результате оценки конкурентоспособности  продукции могут быть приняты  следующие пути повышения конкурентоспособности:

  • изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий и/или конструкции продукции;
  • изменение технологии изготовления продукции; методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки и монтажа;
  • изменение цен на продукцию, цен на услуги;
  • изменение порядка реализации продукции на рынке;
  • изменение структуры и размера инвестиции в разработку, производство и сбыт продукции;
  • изменение системы стимулирования поставщиков.

Стратегия повышения качества товара является важнейшей составной  частью стратегии фирмы. Объектами  прогнозирования являются показатели качества товара, уступающие аналогичным показателям товаров конкурентов.

Информация о работе Теоретические основы анализа внешней и внутренней среды организации