Анализ внешних факторов и их влияние на туристическую сферу

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:05, курсовая работа

Краткое описание

цель данной работы – выяснить, какие факторы влияют на развитие туризма.
Достижение поставленной в работе цели обусловлено решением следующих задач:
дать наиболее полную классификацию видов современного туризма;
изучить группы факторов, которые воздействуют на характер проведения досуга и, в свою очередь, на модель туристского отдыха;
рассмотреть классификацию основных факторов, влияющих на развитие туризма;

Оглавление

Введение………………………………………………………………….2
Глава 1. Современное состояние мирового туризма…………………..4
Классификация видов туризма…………………………………...6
Краткие выводы по главе…………………………………………12
Глава 2. Факторы, влияющие на развитие туризма……………………13
2.1. Анализ влияния факторов внешней среды на работу туристической фирмы……………………………………………………………………..26
2.2 Краткие выводы по главе…………………………………………….35
Заключение………………………………………………………………..37
Список используемой литературы……………………………………….40

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 528.84 Кб (Скачать)
  1. В зависимости от средств размещения туристов различают следующие виды туризма5:
  1. Туризм в отеле.
  2. Туризм в мотеле.
  3. Туризм в пансионе.
  4. Кемпинговый туризм.
  5. Туризм в туристической деревне, на турбазе и т.д.

Отели, как правило, расположены  либо в центре города, либо недалеко от аэропорта или железнодорожного вокзала.

Мотели располагаются либо вдоль  автомобильной трассы, либо на окраине  города. Проживание в мотеле должно обеспечивать туристам условия по уходу  по автомобилем (автостоянки, бензозаправочные станции, автосервис и т.д.)

Турпансионы гостиничного типа с единым управлением, предоставляют клиентам жилье в одном или нескольких номерах, сопутствующие услуги и автономную кухню.

Кемпинги, туристические деревни, турбазы – это помещения, расположенные, как правило, в загородной местности, предназначенные для размещения как обычных, так и автотуристов.

Туристические деревни – это  сервисные хозяйства с единым управлением, огороженные и оборудованные  для отдыха и ночевки туристов, не имеющих автономного оборудования, необходимого для ночевки.

Все перечисленные выше средства относят  к гостиничным предприятиям различных  категорий, и они подлежат сертификации на предмет номенклатуры и качества услуг, оказываемых туристам. Средства размещения разделяются также на постоянные, в которых прием туристов осуществляется круглый год, и сезонные – обслуживающие туристов только в определенное время года, в туристский сезон.

  1. Туризм также в зависимости от времени путешествия подразделяется на сезонный и несезонный.
  2. В зависимости от продолжительности путешествия различают два вида туризма: продолжительный и кратковременный (при кратковременном туризме путешествие осуществляется на срок до 5 – 7 дней).
  3. В зависимости от состава группы различают6:
  1. Массовый туризм (путешествия туристов в составе группы);
  1. Индивидуальный туризм (данный вид туризма чаще всего реализуется в рамках делового, научного и оздоровительного туризма. В последнее время индивидуальный туризм получает значительное развитие по каналам родственных семейных связей, творческих обменов, посещений по приглашению.
  2. Семейный туризм (путешествие туристов с членами семьи. Данный вид туризма получил большое развитие в последние годы в значительной степени за счет скидок, которые предлагают турфирмы лицам, путешествующим с детьми).
  3. Молодежный (студенческий) туризм.
  4. Детский (школьный) туризм.

Молодежный и детский  туризм получил большое развитие в значительной степени за счет туристских обменов как внутри страны, так  и между различными странами. Туристы, путешествующие в рамках молодежного и детского туризма имеют право на значительные скидки в ценах на обслуживание.

 

1.2 Краткие выводы по  главе

Современная туристская индустрия  является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся  отраслей мирового хозяйства.

На сегодняшний день существует множество классификаций туризма. Нужно отметить, что каждый вид  туризма по-своему индивидуален, имеет  свои особенности.

Туризм является одной из самых прибыльных сфер бизнеса. Туризм является тем самым показательным примером, который доказывает, что много миллиардные доходы может приносить не только промышленность и сельское хозяйство, но и область, которую причисляют к так называемому рынку услуг. Благодаря налоговым отчислениям от туризма обеспечивается профицитность бюджетов многих стран мира, а роль туризма в мировой экономике с каждым годом продолжает расти.

 

 

 

Глава 2. Факторы, влияющие на развитие туризма

 

Являясь сложной социально-экономической  системой, туризм подвержен влиянию  со стороны многочисленных факторов, роль которых в каждый момент может  быть различной как по силе, так  и по продолжительности воздействия  на развитие туризма. Поэтому их учет объективно необходим для организации  эффективной туристской деятельности. 
Факторы, воздействующие на туризм, подразделяются на два вида7:

  • внешние (экзогенные);
  • внутренние (эндогенные).

Внешние факторы воздействуют на туризм посредством происходящих в жизни  общества изменений и имеют неодинаковую значимость для различных элементов  системы туризма. 
К числу важнейших внешних факторов, влияющих на развитие туризма, относятся: 
1. природно- географические; 
2. культурно-исторические; 
3. экономические; 
4. социальные; 
5. демографические; 
6. политико-правовые; 
7. технологические; 
8. экологические.

Природно-географические (море, горы, леса, флора, фауна, климат и т.д.) и  культурно-исторические (памятники  архитектуры, истории и культуры) факторы как основа туристских ресурсов являются определяющими при выборе туристами того или иного региона для посещения.

Рис. 3.1. Процесс мотивации  туризма8

Богатство природных и культурно-исторических ресурсов, возможность и удобство их использования оказывают существенное влияние на масштабы, темпы и направления  развития туризма. 
Необходимо учитывать, что природные явления могут приводить как к всплескам, так и спадам туристской активности. Например, последнее полное солнечное затмение XX в. (лето 1999 г.) в Европе особенно хорошо наблюдалось на территории Румынии. Умело проведенная рекламная кампания этого события привела к тому, что в 1999 г. количество туристских прибытий в эту страну возросло по сравнению с 1998 г. примерно на 200 тысяч. С другой стороны, крупное наводнение (июнь—июль 1997 г.) ограничило туристскую активность на большей части территории Польши и Чехии. Разрушительное землетрясение на севере Турции (1999 г.) повлекло за собой сокращение потока посетителей по сравнению с 1998 г. на 2 млн человек и снижение доходов от международного туризма почти на 3 млн дол. США. В целом же природно-географические и культурно-исторические факторы создают предпосылки для развития туризма и имеют непреходящую, неизменную ценность. Человек может лишь приспособить их к своим нуждам и сделать более доступными для использования в туристских целях.

Влияние экономических факторов на туризм главным образом обусловлено  тем, что между тенденциями развития туризма и экономики наблюдается  тесная взаимосвязь. Существует прямая зависимость между экономическим  развитием страны, объемом национального  дохода и материальным благосостоянием  ее граждан. Поэтому государства  с развитой экономикой, как правило, лидируют на мировом рынке по количеству туристских поездок своих граждан9.

От экономического положения государства  зависят не только доходы населения, но и уровень развития материально-технической базы и инфраструктуры туризма.

К числу экономических факторов относятся также инфляция, процентные ставки, колебания реальных обменных курсов валют. Так, изменения обменных курсов существенно влияют на объем  туристских потоков между странами с сильными и слабыми валютами. Замечено, что рост относительной  себестоимости поездки за рубеж  на 5 % приводит к уменьшению спроса на выездной туризм на 6—10 %.

Развитие туризма очень чувствительно  к тому, в какой фазе экономического цикла — подъема или спада  — находится не только национальная, но и мировая экономика. Так, во время  экономического кризиса 80-х гг. XX в. число международных туристских прибытий значительно сократилось.

Среди социальных факторов развития туризма в первую очередь необходимо отметить увеличение продолжительности  свободного времени населения (сокращение рабочего времени, увеличение продолжительности  ежегодных отпусков), что в сочетании  с повышением уровня жизни населения  означает приток новых потенциальных туристов.

Увеличение продолжительности  свободного времени объективно связано  с современной научно-технической  революцией, в условиях которой возрастает значение умственного труда, усиливаются  производственная и бытовая напряженность. Все это приводит к физическому  и психологическому переутомлению  людей, что требует принятия дополнительных мер по восстановлению работоспособности. Достижению этой цели во многом способствует туризм.

С увеличением продолжительности  свободного времени населения в  туризме обозначились две тенденции  — дробление отпускного периода  и рост непродолжительных путешествий. Туристские поездки становятся менее  продолжительными, но более частыми. В зарубежной литературе это явление  получило название «путешествия с интервалами». Вместо одного длительного ежегодного путешествия все чаще предпочтение отдается нескольким более коротким (например, двухнедельный отдых летом  на море, недельный — зимой в  горах, а также несколько поездок  в выходные и праздничные дни). Подобные поездки означают рост активности и мобильности туристов. «Краткосрочные»  посетители обычно несут большие  расходы в расчете на один день пребывания в посещаемом месте по сравнению с туристами, совершающими длительные поездки. Кроме того, «путешествия с интервалами» совершаются в  течение всего года, способствуя  тем самым решению одной из основных проблем туризма — сглаживанию сезонных колебаний спроса10.

«Путешествия с интервалами» будут  определять характер развития туризма  в третьем тысячелетии. Такой  вывод сделала английская консалтинговая фирма «Ховат УК», проводившая по заказу ВТО исследование динамики отпускного времени в 18 странах мира, на долю которых приходится более 70 % всех туристских расходов. В результате был получен прогноз, что в XXI в. продолжительность туристских поездок сократится до 3—4 дней, однако частота перерывов для отдыха и интенсивности восстановления жизненных сил человека возрастет11.

К числу социальных факторов развития туризма относится также повышение  уровня образования, культуры, эстетических потребностей населения. Исследования свидетельствуют, что существует прямая зависимость между уровнем образования  людей и склонностью к путешествиям. Это объясняется тем, что лица с более высоким уровнем культуры и образования способны рациональнее распределять свое свободное время, использовать его для познания с  помощью туризма окружающей среды, ознакомления с историей, жизнью, бытом, фольклором и искусством других стран и народов.

Под влиянием экономических и социальных факторов в последние десятилетия XX в. В западноевропейских странах  изменилась парадигма общественного  сознания: духовные ценности одерживают верх над материальными. Сегодня человек в большей степени ориентирован на познание действительности, получение впечатлений, наслаждение жизнью, чем на потребление материальных благ. В данном контексте изменились место и роль туризма в структуре потребностей общества. Из привилегии избранных он превращается в привилегию большинства.

Изменяется и характер потребностей туристов: от примитивных — к  более возвышенным, от средства восстановления работоспособности — к способу  реализации человеком своих индивидуальных способностей и удовлетворения интеллектуальных запросов. На смену пассивному отдыху по принципу «трех S» (Sea—San—Sand, т.е. море—солнце—пляж) приходит отдых по формуле «три L» (Lore—Landscape—Leisure, т.е. национальные традиции—пейзаж—досуг). Она наилучшим образом соответствует новым ценностям, которые находят выражение в поведении современного туриста.

Постоянное влияние на развитие туризма оказывают демографические  факторы, касающиеся численности населения, размещения его по отдельным странам  и регионам, половозрастной структуры (с выделением трудоспособного населения, учащихся и пенсионеров), семейного  положения и состава семей. Так, рост населения в мире в целом  и его отдельных регионах прямо  пропорционально влияет на увеличение числа туристов. Статистические данные свидетельствуют, что туристские потоки из стран, имеющих повышенную плотность  населения, интенсивнее, чем из стран  с меньшей плотностью населения.

Кроме того, достаточно четко прослеживается тенденция изменения туристской подвижности в зависимости от возраста, пола и семейного положения. Так, наибольшую склонность к активным формам туризма проявляют лица в  возрасте 18—30 лет. Однако общая туристская подвижность людей достигает  пика в 30—50 лет. Исследования показывают, что неженатые (незамужние) люди более  мобильны, чем семейные, а женщины  проявляют к туризму больший интерес, чем мужчины.

К группе демографических факторов относится также урбанизация (увеличение доли городского населения), степень  которой прямо пропорциональна интенсивности туристских поездок. Самый высокий уровень урбанизации в странах Северной Америки (77 %) и Европы (71 %), которые и являются основными «поставщиками» туристов. В пределах одной страны степень туристской активности в городах значительно выше, чем в сельской местности. Причем чем крупнее город, тем большее число его жителей выезжает в туристские поездки. Это объясняется прежде всего потребностью в отдыхе (связанном со сменой обстановки), вызванной перегрузками и нервным напряжением. К тому же на решение горожанина о совершении поездки с познавательными целями оказывает влияние общий более высокий культурный и образовательный уровень городского населения.

В демографической структуре населения  развитых стран происходят следующие  изменения12
население стареет (снижение уровня рождаемости приводит к более высокой доле лиц старших возрастов, численность же младших возрастных групп, в частности от 15 до 24 лет, неуклонно уменьшается); 
увеличивается число работающих женщин, растет их стремление сделать карьеру (это приводит к позднему вступлению в брак, откладыванию рождения ребенка, росту числа бездетных семейных пар); растет число одиноких людей (в крупных городах они составляют до половины всего населения).

Процессы, протекающие в демографической  среде, обусловливают две тенденции  в развитии туризма: 
первая - это расширение круга потенциальных туристов, когда у все большего количества людей появляются желание и возможность путешествовать; вторая — увеличение удельного веса пожилых людей (в основном пенсионного возраста) в общей численности туристов (в настоящее время он достиг 40 %). Данное обстоятельство позволяет сделать вывод о глубоких последствиях этого феномена для туризма.

Значительное влияние на развитие туризма оказывают политико-правовые факторы: политическая обстановка в  мире и отдельных странах; политика открытия границ; смягчение административного  контроля в сфере туризма; унификация налоговой и денежной политики. 
Туристская активность существенно зависит от политической обстановки.

Информация о работе Анализ внешних факторов и их влияние на туристическую сферу