Анализ внешних факторов и их влияние на туристическую сферу

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:05, курсовая работа

Краткое описание

цель данной работы – выяснить, какие факторы влияют на развитие туризма.
Достижение поставленной в работе цели обусловлено решением следующих задач:
дать наиболее полную классификацию видов современного туризма;
изучить группы факторов, которые воздействуют на характер проведения досуга и, в свою очередь, на модель туристского отдыха;
рассмотреть классификацию основных факторов, влияющих на развитие туризма;

Оглавление

Введение………………………………………………………………….2
Глава 1. Современное состояние мирового туризма…………………..4
Классификация видов туризма…………………………………...6
Краткие выводы по главе…………………………………………12
Глава 2. Факторы, влияющие на развитие туризма……………………13
2.1. Анализ влияния факторов внешней среды на работу туристической фирмы……………………………………………………………………..26
2.2 Краткие выводы по главе…………………………………………….35
Заключение………………………………………………………………..37
Список используемой литературы……………………………………….40

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 528.84 Кб (Скачать)

Стабильное политическое положение  способствует развитию туризма и, наоборот, напряженная обстановка обусловливает  низкие темпы его роста и даже свертывание. Некоторые вооруженные  конфликты совпадают с экономическими кризисами. Накладываясь друг на друга, они взаимно усиливают свое негативное воздействие на туризм. 
В начале 90-х гг. XX в. в связи с военными действиями США в районе Персидского залива во всех регионах мира было зафиксировано снижение темпов роста туристских прибытий, а в Италии, Великобритании, Германии и Швейцарии отмечено абсолютное сокращение числа туристов. Перманентный израильско-палестинский конфликт (вспышки которого наблюдаются периодически, как, например, весной 2002 г.) негативно сказывается на развитии туризма в большинстве стран Ближнего Востока13.

Меры Евросоюза по становлению  в Европе единого рынка без  внутренних границ со свободным перемещением капитала, товаров, услуг, людей, унификацией  налоговой политики, введением единой валюты создают все предпосылки  для интенсивного развития туризма в этом регионе.

Технологические факторы, связанные  с прогрессом в технике и технологиях, в значительной степени воздействуют на развитие туризма, открывают возможности для производства новых видов услуг, их сбыта и совершенствования обслуживания клиентов.

Развитие науки и техники  способствует совершенствованию средств  массового производства туристских услуг (гостиничного хозяйства, транспорта, бюро путешествий). Так, коренная техническая  реконструкция транспорта позволила  создать комфортабельные условия  для перевозки большого количества путешественников. Удобные, быстрые, сравнительно доступные транспортные средства (прежде всего авиация) для перевозки  туристов на большие расстояния в  значительной степени способствовали развитию туризма.

Дальнейшее развитие транспорта и  его воздействие на туризм будет, по мнению специалистов, идти по двум основным направлениям14:  
1. количественное развитие (увеличение числа различных видов транспорта); качественное развитие (повышение скорости движения, безопасности перевозок и комфорта пассажиров). 
2. Особо следует отметить внедрение в индустрию туризма компьютерной техники, без чего организация массовых туристских путешествий в настоящее время невозможна. Информационные технологии позволяют интегрировать производство туристских продуктов и их распределение.

Интернет в туризме не только выполняет функцию передачи и  обмена информацией, но и формирует  новую систему сбыта, которая  напрямую связывает конечных потребителей с поставщиками туристских услуг  и уже сегодня составляет реальную конкуренцию традиционным каналам  реализации туристских продуктов.

Научно-технический прогресс несет  в себе не только огромные возможности, но и серьезные угрозы для туристских предприятий. Любые новшества грозят вытеснением устаревших технологий, и методов работы, что чревато  самыми серьезными последствиями, если не проявить должного внимания, учету факторов технологического характера. Так, несмотря на то что использование Интернета в отечественном туристском бизнесе только начинается, игнорирование мировых тенденций развития туристской индустрии может уже в ближайшее время обернуться большими финансовыми потерями, когда туристская деятельность будет немыслима без соответствующих информационных технологий.

Экологические факторы оказывают  на туризм самое непосредственное воздействие, так как окружающая среда является основой и потенциалом туристской деятельности.

Непропорциональное развитие туризма  может подрывать саму основу его  существования: туризм потребляет природные  ресурсы; в центрах массового  туризма этот процесс приобретает  разрушительный характер (изменение  естественных условий, ухудшение жизненных  условий людей, животного и растительного  мира и т.д.). Разрушение природной  среды влечет за собой спад туристского  предложения (проблема монокультуры туризма).

Сдерживающим фактором развития туризма  являются зоны радиоактивного, химического  и других видов загрязнений. Так, в Беларуси после аварии на Чернобыльской  АЭС в 1986 г. сложилась принципиально  новая экологическая ситуация, при  которой значительную часть туристско-рекреационных  ресурсов республики в обозримом  будущем вряд ли можно будет использовать для туризма и отдыха населения.

Взаимосвязь туризма с окружающей природной средой сводится в основном к следующему15:  
1. необходимым условием существования и развития туризма является природная среда (примерный перечень проблем: 
2. качество среды обитания человека; естественные факторы туристского происхождения и их влияние на туристское предложение); 
3. туризм негативно влияет на окружающую среду (примерный перечень проблем: рациональное использование при родных ресурсов в целях туризма; предотвращение разрушения ландшафта, загрязнения воды, воздуха и т.п.); 
4. туризм сохраняет окружающую среду (примерный перечень проблем: защита и сохранение природы и памятников культуры; рациональное природопользование; формирование экологического сознания у туристов и производителей туристских услуг и т.д.). 
5. Внутренние факторы, воздействующие на туризм, — это ключевые явления и тенденции, проявляющиеся непосредственно в его сфере. К ним в первую очередь относятся материально-технические факторы, связанные с развитием средств размещения, транспорта, предприятий питания, бытового обслуживания, рекреационной сферы, розничной торговли и т.д. Кроме того, необходимо выделить следующие факторы, напрямую связанные со спросом и предложением туристских услуг: 
6. рост информированности потребителей и изменение их предпочтений, что влечет за собой переход от стандартизированного массового туризма к дифференцированному с более гибкими и разнообразными формами обслуживания; 
7. возрастание роли координации деятельности в сфере туризма и процессов монополизации (партнерские отношения крупных фирм со средним и малым бизнесом; создание туристских союзов на основе вертикальной интеграции; концентрация и глобализация туристского бизнеса и т.д.); 
8. обеспечение сферы туризма кадрами (увеличение численности работников; повышение значения их профессиональной подготовки; улучшение организации труда и т.д.); 
9. содействие развитию частного туристского бизнеса (создание условий, при которых обеспечивается эффективная реализация туристских услуг на основе профессионального маркетинга, что, в свою очередь, вызывает необходимость повышения квалификации персонала); 
10. повышение значимости средств массовой информации в рекламе и продвижении туристских услуг.

Особое место среди факторов, оказывающих влияние на развитие туризма, занимает сезонность, выступающая  как важнейшая специфическая проблема.

Сезонность — это свойство туристских потоков концентрироваться в  определенных местах на протяжении небольшого периода времени. С экономической  точки зрения она представляет собой  повторяющиеся колебания спроса с чередующимися пиками и спадами. В странах Северного полушария  с умеренным климатом основными («высокими») сезонами являются летний (июль—август) и зимний (январь—март). Кроме того, выделяются межсезонье (апрель—июнь, сентябрь) и «мертвый сезон» (октябрь—декабрь), при которых туристские потоки затухают и спрос снижается до минимума.

Особенности сезонности спроса в туризме  состоят в следующем: она значительно  различается по видам туризма. Так, познавательный туризм характеризуется менее значительны ми сезонными колебаниями, чем рекреационный. Более низкая сезонная неравномерность спроса характерна также для лечебного и делового туризма; различные туристские регионы имеют специфические формы сезонной неравномерности спроса. Поэтому можно говорить о специфике туристского спроса в определенном населенном пункте, районе, стране, в мировом масштабе.

Так, согласно статистическим данным, в Европе на два летних месяца приходится до половины всех туристских поездок. В странах, где годовые колебания  температуры и других элементов  климата незначительны, сезонность туризма проявляется слабее (например, Марокко имеет круглогодичный туристский сезон); сезонность в туризме определяется главным образом факторами климатического, социального и психологического характера.

Климатические факторы связаны  с тем, что в большинстве регионов мира погодные условия для путешествий, отдыха, лечения, занятий спортом различаются по месяцам года.

Социальные факторы обусловлены  тем, что большая часть школьных каникул приходится на летние месяцы. Поэтому родители стремятся приурочить свой отпуск к этому времени и  отдыхать вместе с детьми. Высокий  уровень спроса на туристские поездки  летом связан и с распространенной в европейских странах практикой  остановки предприятий на профилактический ремонт в июле — августе (месяцы наименьшей производительности труда)16.

На сезонность спроса влияют также  факторы психологического характера (традиции, подражание, мода). Пики и  спады туристкой активности во многом можно объяснить консерватизмом большинства туристов, т.е. укоренившимся  мнением, что лето — самое благоприятное  время для проведения отпусков.

Сезонные колебания туристского  спроса оказывают негативное влияние  на национальную экономику. Они приводят к вынужденным простоям материально-технической  базы, порождают проблемы социального  плана. То обстоятельство, что большая  часть предприятий туристкой  индустрии и ее персонала используется лишь несколько месяцев в году, является причиной увеличения удельного веса условно-постоянных расходов в себестоимости туристских услуг. Это уменьшает возможности проведения гибкой ценовой политики, затрудняет действия туристских предприятий на рынке и снижает их конкурентоспособность.

Негативные последствия сезонной неравномерности спроса требуют  изучения данного явления и принятия организационных, экономических и  социальных мер по сглаживанию сезонных пиков и спадов в туризме. С этой целью туристские организации и предприятия практикуют сезонную дифференциацию цен (повышенные цены в разгар сезона, умеренные — в межсезонье и пониженные — в «мертвый сезон»; разница в величине тарифов на проживание в гостиницах в зависимости от сезона может достигать 50 %), стимулирование развития видов туризма, не подверженных сезонным колебаниям (например, деловой, конгрессный и т.д.).

Сглаживание сезонности в туризме  дает большой экономический эффект, позволяя увеличить сроки эксплуатации материально -технической базы, повысить степень использования труда персонала в течение года, увеличить поступления от туризма.

 

2.1 Анализ влияния факторов внешней среды на работу туристической фирмы

 

Специфика работы туристической  фирмы   такова, что на эффективность ее деятельности существенным образом влияют факторы внешней среды. Это обусловлено тем, что ей приходится тесно взаимодействовать с предприятиями занимающимися перевозкой, размещением, питанием и развлечением туристов, которые фактически   определяют ее непосредственное окружение и обеспечивают реализацию туристических продуктов.

При этом внешняя среда  может рассматриваться как совокупность двух относительно самостоятельных  подсистем17:

- макроокружения;

-  непосредственного окружения.

Макроокружение (макросреда) создает общие условия среды  функционирования  туристского предприятия. В большинстве случаев макросреда не носит специфического характера по отношению к отдельно взятой фирме. Однако каждая из них испытывает на себе ее влияние в соответствии с внутренним своим состоянием и не может управлять ею. В общем случае макросреда характеризуется следующими основными факторами:

- демографическими;

- экономическими;

- природными;

- социально-культурными;

- научно-техническими;

-политико-правовыми.

Изучение демографических  факторов макросреды занимает  особое место для оценки рыночных возможностей туристского предприятия. Маркетинг должен рассматривать вопросы, касающиеся численности населения, размещения его по отдельным странам и регионам, возрастной структуры с выделением трудоспособного населения, учащихся и пенсионеров. Так, рынок туризма людей пожилого возраста является в настоящее время самым быстрорастущим. Международный туризм 55-летних и старше в период с 1995 г. по 2007 г. возрос на 65 %, а до 2010 г. предположительно возрастет еще на 78 %.

Демографические изменения  затрагивают и семьи. Для каждой группы населения, классифицированной по тому или иному демографическому признаку, требуется “свой” туристский продукт. У каждой такой группы свой бюджет, что также должно изучаться специалистами по маркетингу.

К группе демографических  факторов относится и урбанизация, т.е. увеличение доли городского населения. Она является одной из основных предпосылок развития массовых форм туризма, т.к. степень выезда населения в туристские поездки прямо пропорциональна степени урбанизации. Самый высокий уровень урбанизации, например, в Республике Дагестан   наблюдается в городе Махачкале и прилежащих к нему районов, которые собственно и являются основными “поставщиками” туристов в республике. В пределах одной страны в городах степень туристской активности значительно выше, чем в сельской местности. Причем чем крупнее город, тем большее число его жителей выезжает в туристские поездки. Это объясняется, прежде всего, тем, что основной предпосылкой развития массовых форм туризма во второй половине XX в. явилась потребность в отдыхе (связанная со сменой обстановки, с путешествием), вызванная перегрузками и нервным напряжением, которые тем выше, чем крупнее город. К тому же на решение о выезде в познавательные туристские поездки оказывает влияние общий более высокий культурный и образовательный уровень городского населения.

Собрав данные о тенденциях в демографических процессах, можно проанализировать характер их влияние на деятельность туристской фирмы, определить направления приложения основных усилий и прогнозировать результаты будущей работы туристической фирмы.

Экономические факторы не менее важны, чем демографические. Мало знать, сколько у фирмы потенциальных клиентов. Важно определить еще сколько и какие услуги они желают  приобрести. На платежеспособный процесс населения оказывает влияние множество  факторов, к основным из  которых можно отнести:  уровень экономического развития самой страны;   размер заработной платы;  инфляцию и безработицу. Необходимо учитывать высокую зависимость спроса на туристские услуги от уровня дохода населения страны и ее регионов.

Немаловажно также знать  структуру распределения доходов между различными слоями населения. Неравномерность такого распределения в условиях рынка представляет собой  вполне закономерное явление. Поэтому при выборе для работы  определенного сегмента рынка туристическая фирма должна исходить из материального положения своих потенциальных клиентов. Кроме того, чрезвычайно важно исследовать структуру расходов потребителей. Это позволяет приблизительно определить, какая доля расходов каждой группы населения приходится на потребление туристских услуг. Так, если в мире наблюдается устойчивая тенденция увеличения доли туристских услуг в общей структуре потребления населения, то  усредненные данные по российским  городам свидетельствуют, что население вынуждено тратить только на приобретение продуктов питания около 70 % своих доходов. Такая ситуация отрицательно влияет на развитие рынка туристских услуг в России.

Информация о работе Анализ внешних факторов и их влияние на туристическую сферу