Анализ внешних факторов и их влияние на туристическую сферу

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:05, курсовая работа

Краткое описание

цель данной работы – выяснить, какие факторы влияют на развитие туризма.
Достижение поставленной в работе цели обусловлено решением следующих задач:
дать наиболее полную классификацию видов современного туризма;
изучить группы факторов, которые воздействуют на характер проведения досуга и, в свою очередь, на модель туристского отдыха;
рассмотреть классификацию основных факторов, влияющих на развитие туризма;

Оглавление

Введение………………………………………………………………….2
Глава 1. Современное состояние мирового туризма…………………..4
Классификация видов туризма…………………………………...6
Краткие выводы по главе…………………………………………12
Глава 2. Факторы, влияющие на развитие туризма……………………13
2.1. Анализ влияния факторов внешней среды на работу туристической фирмы……………………………………………………………………..26
2.2 Краткие выводы по главе…………………………………………….35
Заключение………………………………………………………………..37
Список используемой литературы……………………………………….40

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 528.84 Кб (Скачать)

Природные факторы не могут  не влиять на деятельность туристского предприятия, тем более, что вопросы рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды переходят в разряд глобальных. Кроме того, природные факторы (климат, топография, флора и фауна) являются важнейшими элементами  побуждения клиентов к совершению путешествия и привлечения туристов в тот или иной регион или страну. Так, например, природные ресурсы Республики Дагестан  при создании соответствующих условий позволяют привлечь туристов не только в летний период. Что в значительной степени могло бы положительно сказаться на развитии региона. Так как природопользование все больше подпадает под контроль государства, то туристические фирмы в своей маркетинговой деятельности должны учитывать и данный аспект18.

Маркетинг туристского предприятия  находится также под воздействием социально-культурных факторов. Наибольшей силой обладают устоявшиеся нормы, принятые в обществе, системы социальных правил, духовных ценностей, отношений людей к природе, труду, между собой и к самим себе. Знание социально-культурных факторов очень важно, так как они влияют как на другие элементы макросреды, так и на внутреннюю среду предприятия (например, отношение сотрудников к работе).

Анализ научно-технических  факторов позволяет своевременно увидеть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новых видов услуг, их сбыта и совершенствования обслуживания клиентов19.

Научно-технический прогресс может нести в себе как огромные возможности, так и  серьезные угрозу для туристической фирмы. Любые новшества грозят вытеснением, устаревшим технологиям и методам работы, что чревато самыми неприятными последствиями, если не проявить должного внимания к исследованию факторов научно-технического характера.

Исследование политико-правовых факторов макроокружения должно проводиться в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти и управления в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. Анализ законов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, дает туристской фирме  возможность определить для себя допустимые границы действий и приемлемые методы отстаивания своих интересов. При этом необходимо изучать законодательно-правовые акты, регулирующие хозяйственную деятельность в целом, и туристский бизнес в частности.

Проводя исследования факторов макросреды, очень важно иметь  в виду два принципиальных момента.

Во-первых, все факторы  макроокружения маркетинга сильно взаимосвязаны  и влияют друг на друга. Поэтому их анализ необходимо вести не по отдельности, а системно, в комплексе.

Во-вторых, степень воздействия  факторов макросреды на различные предприятия  неодинакова и зависит от их размеров, территориального расположения, особенностей деятельности и т.д.

Кроме того, туристическая  фирма должна определить для себя, какие из внешних факторов оказывают на ее функционирование наиболее существенное влияние. Поэтому важно выявить те факторы, которые являются потенциальными носителями угроз для предприятия. Также целесообразно знать внешние факторы, изменение которых может открыть дополнительные возможности для  туристической фирмы.

Непосредственное окружение  представлено теми составляющими внешней маркетинговой среды, с которыми туристское предприятие находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что фирма может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия. Тем самым она может активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и предотвращении появления угроз ее дальнейшего существования.

Одним из основных факторов развития туристической фирмы представляют  потенциальные потребителя оказываемых ею услуг. Их изучение позволяет лучше уяснить то, какие услуги в наибольшей степени будут ими приниматься, на какой объем продаж можно рассчитывать, насколько можно увеличить круг потенциальных клиентов.

Следующей важнейшей непосредственной составляющей внешней среды являются конкуренты, т.е. туристические фирмы, работающие на том же сегменте рынка, что и исследуемая фирма. Знание возможностей  конкурентов позволяет фирме определить основные ориентиры, к которым она должна стремиться фирма и цели, которые ей следует достичь, чтобы не потерять клиентов или приобрести дополнительных клиентов.

В этом случае целесообразно  сформировать  модель идеальной туристической фирмы, определяющую стратегическую цель развития,  к достижению которой  она должна стремиться на каждом   сегменте рынка, на котором она функционирует. Для формирования такой модели необходимо выбрать систему  индикаторов идеальной туристической фирмы, в качестве которых   могут выступать основные показатели ее потенциала и работающих с ней предприятий по месту оказания туристических услуг. Необходимо также определить обобщенную форму представления и взаимодействия данных индикаторов и сформировать методику сравнения различных значений одного и того же индикатора в моделях идеальной и фактической туристической фирме.

В качестве основных индикаторов  для построения модели туристической  фирмы  можно использовать следующее20:

1. Номерной фонд объектов  размещения:

- количество мест забронированных  в гостиницах;

- количество мест забронированных  на предприятиях лечебно-оздоровительной  направленности;

- количество мест забронированных  на предприятиях активного отдыха.

2. Наличие лицензии на  международную туристическую деятельность.

3. Показатели эффективности  работы туристической фирмы.

4. Характер и количество  объектов входящих в реализуемые турпродукты:

- паломничество;

- экскурсионного характера;

- экологического туризма;

- природные объекты для  отдыха и других развлечений.

5. Показатели качества  обслуживания туристов: на транспорте, в процессе  проживания и  питания.

6.Основные характеристики  внешней среды, положительно влияющие  и отрицательно действующие на  туристическую фирму.

В общем случае такая модель может быть представлена в виде семантической  сети (графа) G= (V, E). Вершины данного  графа V определяются индикаторами и их значениями, а дуги E описывают характер взаимодействия индикаторов или характер их взаимного влияния друг на друга, т.е. отношения которые существуют между индикаторами в пространстве и времени, а также имеющиеся между ними причинно-следственные связи.

Практически ни одна туристская фирма  не в состоянии самостоятельно организовать тур, обеспечить клиентов всеми необходимыми транспортными средствами, предоставить жилье, организовать питание и т.д. Для этого обычно привлекаются соответствующие смежные  предприятия и организации, обеспечивающие недостающие звенья в комплексном обслуживании21:

- средства размещения;

-  транспортные фирмы;

-  экскурсионные бюро и иные фирмы, предоставляющие услуги по сопровождению и информационному обеспечению туристов;

- посреднические туристские  предприятия;

-  торговые предприятия; 

- предприятия общественного  питания и т.д.

Существенное влияние  на деятельность туристского предприятия оказывают отношения с контактными аудиториями. Они представляют собой группы лиц, организаций, учреждений, потенциально или реально воздействующих на деятельность фирмы. Потенциальное воздействие может выражаться как в сохранении нейтралитета по отношению к фирме, так и проявлении определенного отношения к ней.

Основными контактными аудиториями, окружающими туристскую фирму, являются:

- финансовые круги (банки,  инвестиционные фонды, финансовые, страховые компании и другие  финансово-кредитные институты);

- средства массовой информации (пресса, радио, телевидение Интернет);

- общественность (союзы потребителей, общественные формирования, а также население, не выступающее в качестве какой-либо организованной силы, например, жители курортной зоны);

- персонал фирмы, от  мнения которого о деятельности своего предприятия зависит отношение к работе.

Кроме того, хороший имидж  фирмы в глазах ее собственных  работников благотворно воздействует и на другие контактные аудитории. Следовательно, от руководства туристского предприятия требуются усилия по повышению уровня информированности служащих о деятельности фирмы, проведение мероприятий по стимулированию их труда, повышению социальных гарантий.

Задача маркетинговых  исследований состоит в получении  информации о настроениях, царящих  в контактных аудиториях, предвосхищении наиболее вероятных действий в отношении фирмы, а также поиске средств для налаживания конструктивного сотрудничества с общественностью.

Таким образом, туристское предприятие  на рынке действует не обособленно, а в окружении и под воздействием разнообразных сил, которые составляют внешнюю среду маркетинга. Отношения, складывающиеся между субъектами среды и фирмой, разнообразны и по характеру воздействия на них со стороны фирмы они могут быть контролируемыми, регулируемыми, а также    неконтролируемыми и не регулируемыми. Отсюда задача управления туристической фирмой  сводится к снижению до минимума неконтролируемых факторов среды и изысканию возможностей опосредованного влияния на них, т.е. к повышению наблюдаемости и управляемости внешней маркетинговой среды22.

 

2.2 Краткие выводы по главе

Туризм является одной  из крупнейших и динамичных отраслей экономики, на которую постоянно  воздействует огромное количество факторов, как положительных, так и негативных. Перспективы развития внутреннего  туристического рынка также во многом зависят от политических и экономических  факторов. Если рост благосостояния россиян  продолжится, то внутренний туризм будет  развиваться гораздо быстрее, чем  сейчас. Конечно, при условии своевременного развития соответствующей инфраструктуры и сбалансированной политики в области  цен и качества услуг.

Если представить индустрию  туризма и гостеприимства как  сложный, многокомпонентный процесс  обслуживания потребителей, то роль и  значение факторов, определяющих общее  направление развития или специфику  отдельных черт индустрии гостеприимства, становятся существенными и очевидными.

Все многообразие факторов, влияющих на состояние и развитие индустрии туризма и гостеприимства, можно разбить на две группы:

1) внешние факторы.

2) личностно-мотивационные  факторы;

Внешние факторы — это  силы наиболее общего характера, влияющие на индустрию из внешнего окружения, кроме того, они практически не подлежат контролю или влиянию со стороны индустрии.

Личностно-мотивационные  факторы представляют собой достаточно сложную и порой трудно диагностируемую  группу факторов субъективного характера, действующих преимущественно комплексно и оказывающих существенное влияние  на выбор потребителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проведя столь обширный анализ, детально изучив факторы, влияющие на развитие международного туризма, можно  сделать вывод о том, что туризм является "локомотивом" инноваций  в промышленности, хозяйстве, а также  на рынке услуг.

Причины, воздействующие на динамику, структуру туризма, формирующие  его специфику на уровне регионов и отдельных стран, группируются в виде факторов развития. К ним  относятся: природные, культурно-исторические, политические, социально-экономические, демографические, научно-технические  факторы.

Природные и культурно-исторические особенности территории (страны, региона) составляют ее рекреационные ресурсы, т. е. использующиеся для отдыха и  туризма.

Культурно-исторические особенности  разных стран также лежат в  основе контрастности и разнообразия мира. История, сохранившаяся в памятниках, традиции и обычаи народов, архитектурный  облик старых городов, гастрономические изыски национальной кухни — все  привлекает путешественника, устремившегося за новыми впечатлениями. Кому подавай  шумный бразильский карнавал, кому — спокойное созерцание японского  сада камней. В Китай отправляются полакомиться необычными блюдами и  прикоснуться к истории древнейшего  государства, взойдя на Великую стену. Во Франции можно наслаждаться прекрасным вином, путешествуя по городам и  весям виноградарства — Шампань, Божоле, Коньяк и оценить по достоинству замковую архитектуру Средневековья. В Новой Зеландии желающие могут стать участником фестиваля стригалей овец, а в Таиланде увидеть жилые кварталы на воде (вся жизнь их обитателей проходит в джонках) …

Среди политических факторов, влияющих на развитие туризма, следует  отметить взаимоотношения между  странами, которые могут способствовать или, наоборот, препятствовать туристскому  обмену между ними. Развитию туризма и иных форм внешнеэкономических отношений способствуют урегулирование разногласий между странами, заключение договоров о сотрудничестве, отказ от территориальных притязаний и признание сложившихся границ.

На развитие международного туризма влияет внутриполитическая обстановка в странах и регионах, а также в тех районах, через  которые проходят туристские коммуникации. Смена политических режимов, сопровождающаяся массовыми волнениями и использованием вооруженных сил (Руанда, Уганда, Индонезия) религиозный фанатизм (арабские страны), терроризм (Египет), захват заложников (Филиппины) представляют большую опасность  для туристов и не способствуют их притоку в страну.

Информация о работе Анализ внешних факторов и их влияние на туристическую сферу