Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:29, курсовая работа
Цель курсового проекта – систематизация и углубление творческих знаний по дисциплине «Стратегический менеджмент», приобретение практических навыков разработки стратегии предприятия.
Объектом исследования является курганское предприятия ОАО «Курганхиммаш», производитель нефтегазового оборудования.
Основные источники информации:
- опубликованные материалы предприятия: устав, годовые отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, направленные государственным органами организациям; экономические обзоры, различные рекламные материалы (проспекты, каталоги);
- внутренняя информация:
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Характеристика предприятия………………………………………………….6
2. Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия……………………………………………………………………...13
3. Анализ макроокружения……………………………………………………...20
4. Анализ среды непосредственного окружения………………………………22
4.1. Характеристика состояния и перспектив развития отрасли………......22
4.2. Анализ конкуренции в отрасли…………………………………….......23
4.3. Анализ конкурентов и их возможных действий………………….........30
5. Анализ сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной
борьбе………………………………………………………………………….....34
6. Видение, миссия, цели предприятия………………………………………...39
7.Формирование стратегии бизнеса…………………………………………….42
Заключение……………………………………………………………………….47
Список используемых источников………………
Для выработки общей стратегии в данной работе использована модель фирмы «Arthur D. Little».
В основе подхода к портфельному анализу в данной матрице лежит концепция жизненного цикла отрасли, в соответствии с которой каждая бизнес - единица в своем развитии проходит четыре стадии:
1. зарождение
2. рост
3. зрелость
4. спад
Не вызывает сомнений, что отрасль в которой работает ОАО «Курганхиммаш», находится в стадии зрелости.
42
Другим параметром матрицы является конкурентная позиция бизнеса, она может быть:
1. Ведущая;
2. Сильная;
3. Благоприятная,
4. Прочная;
5. Слабая;
6. Нежизнеспособная.
Позицию ОАО «Курганхиммаш» можно охарактеризовать как благоприятную, это говорит о том, что предприятие находится в относительной безопасности от конкурентов, оно не занимает доминирующих позиций, но может значительно улучшить свое положение.
Матрица «Arthur D. Little»
Стадии жизненного цикла Конкурентные Позиции | Зарождение | Рост | Зрелость | Спад |
Ведущая |
|
|
|
|
Сильная |
|
|
|
|
Благоприятная |
|
| X |
|
Прочная |
|
|
|
|
Слабая |
|
|
|
|
Нежизнеспособная |
|
|
|
|
Как видно из матрицы, на пересечении благоприятной позиции и стадии жизненного цикла отрасли «зрелость» находится горизонтально заштрихованная ячейка, которую и занимает ОАО «Курганхиммаш». Предприятия, занимающие эту позицию, должны осторожно выбирать наиболее подходящую стратегию развития.
Общая стратегия для ОАО «Курганхиммаш» - стратегия стабильности, которая заключается в сосредоточении на существующем направлении бизнеса, его поддержке и развитии.
Конкурентная стратегия предприятия нацелена на достижимость конкурентных преимуществ.
Конкурентная стратегия для ОАО «Курганхиммаш» – стратегия оптимальных издержек. Она заключается в стремлении повысить качество производимой продукции с точки зрения оптимального для потребителя, соотношения надежности и цены, в стремлении организации к минимизации издержек производства без снижения уровня качества и производственного процесса, в стремлении организации до предела расширить номенклатуру выпускаемой продукции.
Функциональные стратегии:
1) Стратегия НИОКР – поиск новых технологий собственными силами на базе имеющихся лабораторий и кадрового потенциала.
Основными направлениями поиска являются:
- развитие продукта в сторону усложнения;
- совершенствование технологий производства сталей, сохранение производства трубопроводной арматуры;
2) Производственная стратегия – заключается в установлении баланса между оборудованиями, рабочей силой, выпускаемой продукции; участии
44
производственных подразделений в формировании решений по проектированию и модификации продукции. Стратегия направлена на удовлетворение среднего уровня спроса и включает:
- гибкость производства;
- высокое качество;
- снижение издержек;
- снижение себестоимости;
3) Маркетинговая стратегия – предполагает удержание предельно низких цен на высоко качественный товар, расширение сбыта и включает:
- поиск новых рыночных ниш, развитие маркетинга;
- поиск новых покупателей;
- дифференциация продукции;
- захват новых сегментов рынка;
- ускорение разработки новых продуктов;
- комплексная поставка продукции потребителям;
4) Финансовая стратегия – подразумевает обеспечение рентабельности производства, эффективное использование финансовых ресурсов и включает:
- восполнение оборотного капитала,
- обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности организации,
- совершенствование контроля затрат.
5) Стратегия управления персоналом – предполагает сохранение ядра рабочего коллектива специалистов, эффективную мотивацию рабочих и
45
включает:
- использование внутреннего «сертификата качества»;
- развитие системы обеспечения качества;
- определение потребностей в кадрах;
- создание резерва персонала;
- организацию непрерывного обучения.
46
Заключение
При проведении финансово-экономического анализа выявлено, что общая ситуация на предприятии стабильна. Хотя предприятие зависит от заемных средств, показатели ликвидности почти полностью соответствует рекомендуемым нормам. В общем, ситуацию на предприятии можно охарактеризовать как стабильную, с очень низкой угрозой банкротства.
Также проведена диагностика внутренней и внешней среды. При проведении анализа внутренней среды необходимо отметить следующее: техническое состояние оборудования завода находится в удовлетворительном состоянии.
Рассматривая в курсовом проекте химическое машиностроение, необходимо отметить, что ОАО «Курганхиммаш» занимает одно из лидирующих позиций на Российском рынке. Сильными конкурентом в данной отрасли является ОАО «Пензахиммаш». Основными преимуществами ОАО «Курганхиммаш» в конкуренции являются операции по контролю за качеством выпускаемой продукции и расходы на подготовку кадров и повышение квалификации. Исходя из проведенного анализа среды, разработана общая стратегия для предприятия ОАО «Курганхиммаш», которая заключается в стратегии стабильности. Стратегической задачей является, прежде всего, определение своих слабых и сильных сторон, а затем осуществление необходимых инвестиций с целью извлечения максимальной выгоды из своих сильных сторон и улучшения слабых. Это говорит о том, что ОАО «Курганхиммаш» должно стремится к снижению затрат, что приведет к снижению себестоимости продукции. Также предприятие должно вкладывать инвестиции в производство, внедрение новых технологий, развитие продукта в сторону его усложнения, совершенствование оборудование или его замена на более современное.
47
Необходимо повышать квалификацию работников предприятия. Тем самым, ОАО «Курганхиммаш» сможет обеспечить рынок высококачественной, разнообразной по ассортименту и доступной по цене продукцией.
48
Список используемых источников:
1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1996 г.
2. Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие.-М: Финансы и статистика,2000
3. Ансофф И. стратегическое управление /Сокр. пер. с англ.; Научн. ред. и автор предисл. Л.И. Евенко. – М.: Экономика, 1989 г.
4. Варламова З.Н. Стратегия фирмы: Учебное пособие. – Курган: Изд-во Курганского госуниверситета, 2002 г.
5. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент и предпринимательство: Учебное пособие для возов. – М.: Аспект Пресс, 2002 г.
6. Маркова В.Д., Кузнецова С.А, Стратегический менеджмент: Курс лекций – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение. 1999 г.
7. Методические указания к выполнению курсового проекта. -Курган: Издательство Курганского госуниверситета,2003
8. Стратегия социально-экономического развития Курганской области до 2020 года
9. www.portersil.ru
10. www.khm.zaural.ru
11. www.zaural.ru
49
Информация о работе Анализ сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной борьбе