Анализ сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной борьбе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового проекта – систематизация и углубление творческих знаний по дисциплине «Стратегический менеджмент», приобретение практических навыков разработки стратегии предприятия.
Объектом исследования является курганское предприятия ОАО «Курганхиммаш», производитель нефтегазового оборудования.
Основные источники информации:
- опубликованные материалы предприятия: устав, годовые отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, направленные государственным органами организациям; экономические обзоры, различные рекламные материалы (проспекты, каталоги);
- внутренняя информация:

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Характеристика предприятия………………………………………………….6
2. Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия……………………………………………………………………...13
3. Анализ макроокружения……………………………………………………...20
4. Анализ среды непосредственного окружения………………………………22
4.1. Характеристика состояния и перспектив развития отрасли………......22
4.2. Анализ конкуренции в отрасли…………………………………….......23
4.3. Анализ конкурентов и их возможных действий………………….........30
5. Анализ сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной
борьбе………………………………………………………………………….....34
6. Видение, миссия, цели предприятия………………………………………...39
7.Формирование стратегии бизнеса…………………………………………….42
Заключение……………………………………………………………………….47
Список используемых источников………………

Файлы: 1 файл

козел 2.doc

— 346.50 Кб (Скачать)

Для выработки общей стратегии в данной работе использована модель фирмы «Arthur D. Little».

В основе подхода к портфельному анализу в данной матрице лежит концепция жизненного цикла отрасли, в соответствии с которой каждая бизнес - единица в своем развитии проходит четыре стадии:

1. зарождение

2. рост

3. зрелость

4. спад

Не вызывает сомнений, что отрасль в которой работает ОАО «Курганхиммаш», находится в стадии зрелости.

 

42

Другим параметром матрицы является конкурентная позиция бизнеса, она может быть:

1.      Ведущая;

2.      Сильная;

3.      Благоприятная,

4.      Прочная;

5.      Слабая;

6.      Нежизнеспособная.

          Позицию ОАО «Курганхиммаш» можно охарактеризовать как благоприятную, это говорит о том, что предприятие находится в относительной безопасности от конкурентов,  оно не занимает доминирующих позиций, но может значительно улучшить свое положение.

Матрица «Arthur D. Little»

         Стадии жизненного

                          цикла

Конкурентные

Позиции

Зарождение

Рост

Зрелость

Спад

Ведущая

 

 

 

 

Сильная

 

 

 

 

Благоприятная

 

 

X

 

Прочная

 

 

 

 

Слабая

 

 

 

 

Нежизнеспособная

 

 

 

 

 

            Как видно из матрицы, на пересечении благоприятной позиции и стадии жизненного цикла отрасли «зрелость» находится горизонтально заштрихованная ячейка, которую и занимает ОАО «Курганхиммаш».      Предприятия, занимающие эту позицию, должны осторожно выбирать наиболее подходящую стратегию развития.

           Общая стратегия для ОАО «Курганхиммаш» - стратегия стабильности, которая заключается в сосредоточении на существующем направлении бизнеса, его поддержке и развитии.

            Конкурентная стратегия предприятия нацелена на достижимость конкурентных преимуществ.

            Конкурентная стратегия для ОАО «Курганхиммаш» – стратегия оптимальных издержек. Она заключается в стремлении повысить качество производимой продукции с точки зрения оптимального для потребителя, соотношения надежности и цены, в стремлении организации к минимизации издержек производства без снижения уровня качества и производственного процесса, в стремлении организации до предела расширить номенклатуру выпускаемой продукции.

            Функциональные стратегии:

1)     Стратегия НИОКР – поиск новых технологий собственными силами на базе имеющихся лабораторий и кадрового потенциала.

Основными направлениями поиска являются:

          -    развитие продукта в сторону усложнения;

          - совершенствование технологий производства сталей, сохранение производства трубопроводной арматуры;

    2) Производственная стратегия – заключается в установлении баланса между оборудованиями, рабочей силой, выпускаемой продукции; участии

44

производственных подразделений в формировании решений по проектированию и модификации продукции. Стратегия направлена на удовлетворение среднего уровня спроса и включает:

          - гибкость производства;

          - высокое качество;

          - снижение издержек;

          - снижение себестоимости;

         3) Маркетинговая стратегия – предполагает удержание предельно низких цен на высоко качественный товар, расширение сбыта и включает:

          - поиск новых рыночных ниш, развитие маркетинга;

          - поиск новых покупателей;

          - дифференциация продукции;

          - захват новых сегментов рынка;

          - ускорение разработки новых продуктов;

          - комплексная поставка продукции потребителям;

          4) Финансовая стратегия – подразумевает обеспечение рентабельности производства, эффективное использование финансовых ресурсов и включает:

          - восполнение оборотного капитала,

          - обеспечение финансовой устойчивости и платежеспособности организации,

          - совершенствование контроля затрат.

          5) Стратегия управления персоналом – предполагает сохранение ядра рабочего коллектива специалистов, эффективную мотивацию рабочих и

45

включает:   

          - использование внутреннего «сертификата качества»;

          - развитие системы обеспечения качества;

          - определение потребностей в кадрах;

          - создание резерва персонала;

          - организацию непрерывного обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

46

Заключение

            При проведении финансово-экономического анализа выявлено, что общая ситуация на предприятии стабильна. Хотя предприятие зависит от заемных средств, показатели ликвидности почти полностью соответствует рекомендуемым нормам. В общем, ситуацию на предприятии можно охарактеризовать как стабильную, с очень низкой угрозой банкротства.

Также проведена диагностика внутренней и внешней среды. При проведении анализа внутренней среды необходимо отметить следующее: техническое состояние оборудования завода находится в удовлетворительном состоянии.

Рассматривая в курсовом проекте химическое машиностроение, необходимо отметить, что ОАО «Курганхиммаш» занимает одно из лидирующих позиций на Российском рынке. Сильными конкурентом в данной отрасли является ОАО «Пензахиммаш». Основными преимуществами ОАО «Курганхиммаш» в конкуренции являются операции по контролю за качеством выпускаемой продукции и расходы на подготовку кадров и повышение квалификации. Исходя из проведенного анализа среды, разработана общая стратегия для предприятия ОАО «Курганхиммаш», которая заключается в стратегии стабильности. Стратегической задачей является, прежде всего, определение своих слабых и сильных сторон, а затем осуществление необходимых инвестиций с целью извлечения максимальной выгоды из своих сильных сторон и улучшения слабых. Это говорит о том, что ОАО «Курганхиммаш» должно стремится к снижению затрат, что приведет к снижению себестоимости продукции. Также предприятие должно вкладывать инвестиции в производство, внедрение новых технологий, развитие продукта в сторону его усложнения, совершенствование оборудование или его замена на более современное.

47

Необходимо повышать квалификацию работников предприятия. Тем самым, ОАО «Курганхиммаш» сможет обеспечить рынок высококачественной, разнообразной по ассортименту и доступной по цене продукцией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

48
Список используемых источников:

1.      Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1996 г.

2.      Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие.-М: Финансы и статистика,2000

3.      Ансофф И. стратегическое управление /Сокр. пер. с англ.; Научн. ред. и автор предисл. Л.И. Евенко. – М.: Экономика, 1989 г.

4.      Варламова З.Н. Стратегия фирмы: Учебное пособие. – Курган: Изд-во Курганского госуниверситета, 2002 г.

5. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент и предпринимательство: Учебное пособие для возов. – М.: Аспект Пресс, 2002 г.

6. Маркова В.Д., Кузнецова С.А, Стратегический менеджмент:  Курс лекций – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение. 1999 г.

7. Методические указания к выполнению курсового проекта. -Курган: Издательство Курганского госуниверситета,2003

8. Стратегия социально-экономического развития Курганской области до 2020 года

9.  www.portersil.ru

10.  www.khm.zaural.ru

11. www.zaural.ru

 

 

 

 

 

 

49

 



Информация о работе Анализ сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной борьбе