Методы конкурентной борьбы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:02, курсовая работа

Краткое описание

Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других . В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере.

Оглавление

Глава 1.Общая характеристика конкуренции………………………5
1.1 Сущность конкуренции……………………………………………...5
1.2 Функции конкуренции………………………………………………..6
1.3 Виды конкуренции……………………………………………………9
Глава 2. Методы конкурентной борьбы…………………………….17
2.1 Ценовая конкуренции……………………………………………….17
2.2 Неценовая конкуренция……………………………………………..18
2.3 Последствия недобросовестной конкуренции……………………26
Заключение……………………………………………………………..28
Список используемой литературы………………………………….30

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 52.94 Кб (Скачать)

 

3

Глава 1.Общая характеристика конкуренции………………………5

1.1 Сущность конкуренции……………………………………………...5

1.2 Функции конкуренции………………………………………………..6

1.3 Виды конкуренции……………………………………………………9

Глава 2. Методы конкурентной борьбы…………………………….17

2.1 Ценовая конкуренции……………………………………………….17

2.2 Неценовая конкуренция……………………………………………..18

2.3  Последствия недобросовестной конкуренции……………………26

Заключение……………………………………………………………..28

Список используемой литературы………………………………….30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современная рыночная экономика  представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной  системы правовых норм бизнеса, и  объединяемых единым понятием - рынок.

   По определению  рынок - это организованная структура,  где "встречаются" производители  и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия  спроса потребителей (спросом называется  количество товара, которое потребители  могут купить по определенной  цене) и предложения производителей (предложение - это количество  товара, которое производители продают  по определенной цене) устанавливаются  и цены товаров, и объемы  продаж. При рассмотрении структурной  организации рынка определяющее  значение имеет количество производителей (продавцов) и количество потребителей (покупателей), участвующих в процессе  обмена всеобщего эквивалента  стоимости (денег) на какой-либо  товар. Это количество производителей  и потребителей, характер и структура  отношений между ними определяют  взаимодействие спроса и предложения.

Ключевым  понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции (competition) .

Данная работа посвящена  одной из важнейших тем, методам  конкурентной борьбы.

Конкуренция - это центр  тяжести всей системы рыночного  хозяйства, тип взаимоотношений  между производителями по поводу установления цен и объемов предложения  товаров на рынке. Это конкуренция  между производителями. Аналогично определяется конкуренция между  потребителями как  взаимоотношения  по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим  человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других . В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере . Конкурентная борьба - это динамический ( ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

Предметом исследования являются методы борьбы, которые ведутся при  конкурентной борьбе

    В качестве  средств в конкурентной борьбе  для улучшения своих позиций  на рынке компании используют, например , качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент,  условия поставок и платежей, информацию через рекламу.

Целью курсовой работы является рассмотрение понятия конкуренции, ее видов, функций в экономике  и показать, что в настоящее  время конкуренцию сложно однозначно разделить на конкуренцию на основе цены или конкуренцию на основе качества. Сейчас любой вид конкуренции  может сочетать в себе элементы как  ценовой, так и неценовой конкуренции.

 

 

Глава 1.Общая характеристика конкуренции

1.1 Сущность конкуренции

Конкуренция1 — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Существуют и другие определения конкуренции. Например, конкуренция — экономическая борьба, соперничество между обособленными производителями продукции, работ, услуг за удовлетворение своих интересов, связанных с продажей этой продукции, выполнением работ, оказанием услуг одним и тем же потребителям.

Или: конкуренция — состязательная работа между товаропроизводителями  за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники  сырья и одновременно весьма действенный  механизм стихийного регулирования  пропорций общественного производства.

Конкуренция представляет собой  соперничество субъектов хозяйственной  деятельности для достижения наиболее высоких результатов в своих  интересах.

Она существует всегда и  везде, где между субъектами возникает  соперничество по обеспечению своих  интересов.

Как экономическое отношение  конкуренция выражает причинно-следственную зависимость между интересами субъектов  хозяйствования к соперничеству  и результатами развития экономики.

Конкуренция имеет важное значение в жизни общества. Она  стимулирует деятельность самостоятельных  хозяйственных единиц. Через конкуренцию  товаропроизводители в определенной степени контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к  снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, ускорению  научно-технического прогресса.

В то же время конкуренция  обостряет противоречия экономических  интересов, чрезвычайно усиливает  экономическую дифференциацию в  обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает к созданию монополий. Без административного вмешательства  государственных структур конкуренция  превращается в разрушительную силу для экономики.

Для обуздания конкуренции  и удержания ее на уровне нормального  стимулятора экономики государство  в своих законах определяет «правила игры» соперников. В этих правилах фиксируются права и обязанности  производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкурентной борьбы.

Исторически конкуренция  возникла в условиях простого товарного  производства. Каждый мелкий производитель  стремился создать для себя наиболее выгодные условия производства и  сбыта товаров в ущерб остальным  участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний  цен на производимые ими товары конкурентная борьба усилилась.

Появилась возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда. Так возникало  капиталистическое товарное производство. Здесь конкуренция получила наибольшее развитие.

В современных условиях конкуренция  выступает как важное средство развития производства. Многие экономисты связывают  с ней повышение эффективности  производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять достижения науки  и техники, совершенствовать технологию производства.

1.2 Функции конкуренции

 Функция мотивации. Для предпринимателя2 конкуренция означает шанс и риск3 одновременно:

-предприятия, которые  предлагают лучшую по качеству  продукцию или производят ее  с меньшими производственными  затратами, получают вознаграждение  в виде прибыли (позитивные  санкции). Это стимулирует технический  прогресс

-предприятия, которые  не реагируют на пожелания  клиентов или нарушения правил  конкуренции своими соперниками  на рынке, получают наказание  в виде убытков или вытесняются  с рынка (негативные санкции).

Функция распределения. Конкуренция  не только включает стимулы к более  высокой продуктивности, но и позволяет  распределять доход среди предприятий  и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это  отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.

Функция контроля. Конкуренция  ограничивает и контролирует экономическую  силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет  покупателю возможность выбора среди  нескольких продавцов. Чем совершеннее  конкуренция, тем справедливее цена.

Политика в области  конкуренции призвана заботиться о  том, чтобы конкуренция могла  выполнять свои функции. Руководящий  принцип "оптимальной интенсивности  конкуренции" в качестве целей  политики в области конкуренции  предполагает, что:

- технический прогресс  в отношении изделий и процессов  быстро внедряется (инновация под  давлением конкуренции);

- предприятия гибко адаптируются  к меняющимся условиям (например, склонности потребителей), (адаптация  под давлением конкуренции).

Масштаб интенсивности конкуренции  определяется тем, как скоро преимущества в прибыли4 теряются в результате успешного воспроизведения инноваций конкурентам. В первую очередь это зависит от того, насколько быстро конкуренты реагируют на рывок вперед предприятия-пионера и насколько динамичен спрос.

В соответствии с руководящим  принципом оптимальной интенсивной  конкуренции благоприятные условия  для нормального функционирования соперничества появляются тогда, когда  имеют дело с "широкой" олигополией  с "умеренной" индивидуализацией  продукции. "Узкая" олигополия с  сильной индивидуализацией продукции, напротив, уменьшает интенсивность  конкуренции.

В каждой рыночной экономике  существует опасность того, что участники  конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных  со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах  или имитации товарных знаков. Поэтому  государство должно издавать нормативные  документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют:

- качество конкуренции;

- само существование конкуренции;

- цены и качество изделий  должны быть в центре внимания  конкуренции;

- предлагаемая услуга  должна быть соразмерной по  цене и другим договорным условиям;

- защищенные правовыми  нормами товарные знаки и марки  помогают покупателю различать  товары по их происхождению  и своеобразию, а также судить  о некоторых их качествах;

-ограниченная по времени патентная защита (20 лет) и зарегистрированные промышленные образцы, а также образцы промышленной эстетики.

1.3 Виды конкуренции

 Виды конкуренции по масштабам развития

По масштабам развития выделяют следующее виды:

-индивидуальная (один участник рынка стремится занять свое место под солнцем — выбрать наилучшие условия купли-продажи товаров и услуг);

-местная (среди товаровладельцев какой-то территории);

-отраслевая (в одной из отраслей рынка идет борьба за получение наибольшего дохода);

-межотраслевая (соперничество представителей разных отраслей рынка за привлечение на свою сторону покупателей в целях извлечения большего дохода);

-национальная (состязание отечественных товаровладельцев внутри данной страны);

-глобальная (борьба предприятий, хозяйственных объединений и государств разных стран на мировом рынке).

Виды конкуренции  в зависимости от выполнения предпосылок  конкурентного равновесия рынка

Можно выделить совершенную  и несовершенную конкуренции.

Совершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на выполнении предпосылок  конкурентного равновесия, к которым  можно отнести следующие: наличие  множества независимых производителей и потребителей: возможность свободной  торговли факторами производства; самостоятельность  субъектов хозяйствования; однородность, сопоставимость продукции; наличие  доступности информации о рынке.

Несовершенная конкуренция - конкуренция, базирующаяся на нарушении  предпосылок конкурентного равновесия. Несовершенная конкуренция имеет  характеристики: раздел рынка между  несколькими крупными фирмами или  полное господство: ограниченная самостоятельность  предприятий; дифференциация продукции  и контроль за сегментами рынка.

Виды конкуренции  в зависимости от соотношения  спроса и предложения(товаров, услуг)

Можно выделить следующие  виды конкуренции (разновидности совершенной  и несовершенной конкуренции):

-чистая;

-олигополистическая:

-монополистическая.

Чистая конкуренция представляет собой предельный случай конкуренции  и относится к виду совершенной  конкуренции. Ключевыми характеристиками рынка чистой конкуренции являются: большое число покупателей и  продавцов, не обладающих достаточной  силой, чтобы повлиять на цены; недифференцированные, полностью взаимозаменяемые товары, которые продаются по ценам, определяемым соотношением между спросом и  предложением (товары схожи, много товарозаменителей); полное отсутствие рыночной силы.

Факторы, влияющие на уровень  и степень чистой конкуренции: требования к качеству, степень переработки  сырья, транспортный фактор. При этом перечисленные факторы находятся  в тесной взаимосвязи: чем меньше требования к уровню и степени  переработки сырья, уровню качества, тем более усиливается влияние  транспортного фактора: чем выше требования к уровню и степени  переработки сырья, уровню качества, тем меньше влияние транспортного  фактора. Соотношение данных факторов оказывает значительное влияние  на уровень конкурентоспособности  субъектов рынка и выбор стратегий  на внутренних и международных рынках. Например, в промышленности стройматериалов: потребители деловой древесины (невысокие  степень переработки сырья и  требования к качеству) ориентируются  на местных производителей, повышая  уровень их конкурентоспособности, независимо от качественных параметров продукции, так как фактор транспортной составляющей в отпускной цене очень  важен: потребители строительных и  отделочных материалов класса «люкс» ориентируются на импортных производителей, снижая уровень конкурентоспособности местных производителей, гак как высокие требования к качеству продукции делают фактор транспортной составляющей менее важным.

Информация о работе Методы конкурентной борьбы