Методы конкурентной борьбы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:02, курсовая работа

Краткое описание

Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других . В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере.

Оглавление

Глава 1.Общая характеристика конкуренции………………………5
1.1 Сущность конкуренции……………………………………………...5
1.2 Функции конкуренции………………………………………………..6
1.3 Виды конкуренции……………………………………………………9
Глава 2. Методы конкурентной борьбы…………………………….17
2.1 Ценовая конкуренции……………………………………………….17
2.2 Неценовая конкуренция……………………………………………..18
2.3 Последствия недобросовестной конкуренции……………………26
Заключение……………………………………………………………..28
Список используемой литературы………………………………….30

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 52.94 Кб (Скачать)

2.2 Неценовая конкуренция

       При  неценовой конкуренции роль цены  нисколько не уменьшается, однако  на первый план выступают уникальные  свойства продукта, его техническая  надежность, высокое качество. Именно  это, а не снижение цены, позволяет  привлечь новых покупателей и  повысить конкурентоспособность  товара.

Проведенный анализ рыночного  поведения хозяйственных субъектов  в условиях  монополистической  конкуренции7 позволяет говорить о возможностях развертывания ценовой конкуренции, несмотря на имеющееся многообразие различных товаров и услуг, способных удовлетворить одну и ту же потребность. Вместе с тем для данной рыночной структуры характерна и неценовая конкуренция. Основными формами неценовой конкуренции в условиях монополистической конкуренции являются дифференциация продукта,  улучшение его качественных и потребительских свойств, реклама. Дифференциация продукта позволяет предложить покупателям самые разнообразные по  типу, стилю,  марке, качеству товары и услуги. Когда этот процесс успешен,  он позволяет фирме создать свой постоянный круг покупателей, которые предпочитают ее товары аналогам  у конкурентов.

Однако  при наличии  столь разнообразного ассортимента  предлагаемых товаров и услуг  всегда имеется возможность нового предложения, которое будет отличаться от уже имеющегося многообразия продуктов. Доскональное  изучение  разнообразия потребительских вкусов потребителей, отдельных их оттенков позволяет новым товаропроизводителям найти свою нишу на рынке.

Дифференциация продукта выступает своего  рода  компенсацией тех  недостатков,  которые присуще  монополистической конкуренции  и связаны прежде всего с издержками,  связанными с функционированием  такой  рыночной  структуры. В  то же время дифференциация продукта, доведенная до крайней степени своего проявления,  с одной  стороны  сбивает  с  толку потребителя,  усложняя процесс выбора,  с другой стороны,  может породить ложные ориентиры в выборе. Довольно  часто предпочтение  одним  товарам  перед  другими отдается исходя не из действительных качественных и потребительских  свойств товара, а из цены,  считая  что последняя служит наилучшим  показателем качества предлагаемых товаров и услуг.

Другой формой  неценовой  конкуренции является совершенствование  конкурентами выпускаемых  продуктов  и  предлагаемых  услуг. Улучшение   качественных   характеристик  или  потребительских свойств  товара обеспечивает расширение рынка  реализации  продукции и вытеснение конкурентов, которые не заботятся  о совершенствовании своей продукции.  Данная форма конкуренция имеет  своим  следствием два  положительных  момента,  помимо лучшего удовлетворения потребностей покупателей. Первый заключается  в том, что удачное улучшение  продукта  одной из фирм побуждает  другие предприятия8 принимать необходимые меры с целью преодолеть временное преимущество этой фирмы. В целом это содействует развитию научно-технического прогресса не только в сфере потребительских товаров,  но и непосредственно в области ресурсного и материально-технического обеспечения выпуска товаров непроизводственного назначения.

Второй момент сопряжен с  появлением новых источников финансирования процесса дальнейшего совершенствования  выпускаемого продукта или создание качественно нового товара9. Успех в деле расширения продукта позволяет расширить производство, достигать оптимальных его масштабов и получать в значительных объемах экономическую прибыль,  которая как раз и служит этим новым финансовым  источником.

Отмечая положительные стороны  конкуренции  в  форме  совершенствования  продукта, нельзя не обращать внимания на имитационную деятельность фирм в  данной области. У фирмы-имитатора  активность на совершенствование продукта,  как правило,  ограничиваются незначительными  поверхностными изменениями продукта,  добиваясь  внешнего эффекта,  выдающего  кажущиеся изменения в продукте за действительные,  а также априори  закладывают моральный износ  в усовершенствованный  продукт,  что  вызывает быстрое разочарование  покупателя в обладании продуктом,  на смену которого пришла уже его  новая  модель. Ясно,  что  подобное направление деятельности фирм объективно ведет к расхищению ограниченных ресурсов и вызывает рост  потребительских  расходов  населения.

К числу неценовых методов  относят также предоставление большого комплекса услуг (в том числе  обучение персонала), бесплатное сервисное  обслуживание, зачет старого сданного товара в качестве первого взноса за новый, поставку оборудования  на условиях «готовая продукция в руки». Меньшее энергопотребление, сниженная  металлоемкость, предотвращение загрязнения  природы и другие аналогичные  улучшенные потребительские свойства выдвинулись в последнее десятилетие  на ведущее место в перечне  неценовых аргументов в пользу товара.

В настоящее время получили очень большое развитие различного рода маркетинговые исследования, целью  которых является изучения запросов потребителя, его отношения к  тем или иным товарам, т.к. знание производителем подобного рода информации позволяет ему более точно представлять будущих покупателей его продукции, более точно представлять и прогнозировать ситуацию на рынке  в результате его действий, уменьшать риск неудачи и т.д.

В связи с большим влиянием на общественность средств массовой информации, прессы реклама является важнейшим методом ведения конкурентной борьбы, т.к.. с помощью рекламы  фирмы не только    доносят     до    покупателей     информацию   о  потребительных свойствах своих товаров, но и  формируют доверие к своей  товарной, ценовой, сбытовой политике, стремясь создать образ фирмы  как «хорошего гражданина» той  страны, на рынке которой предприниматель  выступает во внешней торговле.

Производитель в условиях монополистической конкуренции  может, манипулируя продуктом, добиться, по крайней мере, временного преимущества над конкурентами. Такой же результат  может быть достигнут производителем с помощью рекламы и других приемов стимулирования сбыта. В  то время как дифференциация продукта приспосабливает продукт к потребительскому спросу, реклама10 приспосабливает потребительский спрос к продукту.

С помощью рекламы можно  определенным образом формировать  мнение потребителей о том или  ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны, в качестве доказательства можно привести следующий  пример.

   Во времена существования  ФРГ11  у западногерманских потребителей большим спросом пользуется французское пиво. Западногерманские производители делали все, чтобы не допустить французское пиво на внутренний рынок ФРГ. Ни реклама немецкого пива,  ни патриотические призывы "немцы, пейте немецкое пиво", ни манипулирование ценами ни к чему не привели. Тогда пресса ФРГ стала делать упор на то, что французское пиво содержит различные вредные для здоровья химические вещества, в то время как немецкое якобы является исключительно чистым продуктом. Начались различные акции в прессе, арбитражные суды, медицинские экспертизы, В результате всего этого спрос на французское пиво все-таки упал - на всякий случай немцы перестали покупать французское пиво.

Цель рекламы фирмы, действующей  в условиях монополистической конкуренции, простая. Фирма надеется увеличить  свою рыночную долю и усилить лояльность потребителей по отношению именно к  ее дифференцированному продукту. В  переводе на специальные термины  это означает, что фирма надеется, что реклама передвинет кривую ее спроса направо и одновременно уменьшит ее ценовую эластичность.

Наиболее интенсивно реклама  проводится в условиях монополистической  конкуренции и олигополии12.

Огромные расходы, связанные  с рекламной деятельностью, вызывают неоднозначные оценки в отношении  целесообразности рекламы.

С одной стороны, утверждается, что подобного рода деятельность носит  расточительный  характер  и  ослабляет  конкуренцию. И действительно, например,  в США расходы на рекламу превышают суммы, расходуемые  правительствами штатов и  муниципалитетами.  С  другой стороны, рекламе приписывается  много положительных моментов, которые  связаны как и с интересами потребителей,  так и эффективностью13 функционирования национальной экономики, а также с укреплением рыночных сил,  что ведет к обострению  конкурентной  борьбы.  Итак, вкратце остановимся как на положительных,  так и на отрицательных сторонах рекламной деятельности.

В связи со столь двойственной оценкой рекламной деятельности,  очевидно, законодательным и исполнительным органам страны необходимо  постоянно  отслеживать процессы рекламной  деятельности с целью принятия тех  или иных действенных мер, своевременно лимитировать, либо  не  допустить  отрицательные последствия от рекламы. Это относится прежде всего к  сегодняшней России,  которую  захлестнула настоящая рекламная  вредоносная вакханалия,  которая  наносит ущерб не только национальной экономике,  но и здоровью,  психике  населения. К недостаткам рекламы  относят:

- содержание рекламы часто  неинформативно и вводит в  заблуждение  покупателей.

- реклама требует больших  финансовых затрат,  они  увеличивают  цену товаров, - потребителей побуждают  тратить деньги на товары,  которые им в действительности  не нужны.

- средства массовой информации  зависят от рекламодателей,  это  ограничивает их свободу.

Однако нельзя забывать и  неоспоримые плюсы рекламной  деятельности:

- реклама обеспечивает  потребителей информацией о ценах,  последних новинках на товарном  рынке.

- реклама часто приводит  к снижению цен. Создавая массовые  рынки, реклама позволяет уменьшить  себестоимость продукции,  что  дает возможность производителям  понижать издержки.  Этой экономией  пользуется потребитель.

- реклама стимулирует  конкуренцию,  и от этого выигрывают  потребители и все общество14.

- доходы15 от рекламы оплачивают большую часть расходов на  журналы и газеты, всю стоимость коммерческого радио и ТВ.

- реклама приносит пользу  экономики в целом,  стимулируя  потребительский спрос, влияет  на оживление экономики. Реклама  помогает поддерживать спрос  на нужном уровне.

Основной исследовательский  интерес экономистов сосредоточился на влиянии рекламы на степень  конкуренции. Получили развитие две  совершенно разные школы. Антиконкурентная точка зрения утверждает, что реклама  является, по существу, формой убеждения, которая усиливает дифференциацию продукта в сознании потребителей и, таким образом, позволяет каждой фирме получить большую степень  монопольной власти на рынке, причем сделать это за счет потребителей. Реклама убеждает потребителей в  том, что на свете мало заменителей  предполагаемого продукта. Если использовать графическую форму, то можно сказать, что реклама делает кривую спроса фирмы менее эластичной, позволяя последней назначать более высокие  цены и получать повышенные прибыли. Реклама уменьшает конкуренцию  среди существующих фирм отрасли  и, выступая для них в качестве барьера, защищает созданные фирмы  от новых потенциальных конкурентов. В противоположность этой, иная, проконкурентная точка зрения рассматривает  рекламу как информацию, то есть как относительно недорогое средство увеличения количества заменителей  продуктов, известных потребителям. Следовательно, реклама делает кривую спроса любого, особенно действующего в условиях монополистической конкуренции, продавца более эластичной, а цены и прибыли имеют тенденцию  к снижению. Большее знание о пригодности  продуктов благодаря рекламе  успешно увеличивает число заменителей  и делает отрасль более конкурентной.

Свидетельства экономических  последствий рекламы являются разнородными, так как исследователи обычно испытывают трудности при выявлении  истинных причин и следствий. Допустим, обнаружено, что фирмы, которые рекламируют многие свои товары, имеют значительную монопольную власть и большие прибыли. Означает ли это, что реклама создает барьеры для вступления, которые, в свою очередь, укрепляют эту монопольную власть и прибыли? Или же эти самые барьеры для вступления не связаны с рекламой, но являются источником монопольных прибылей, позволяют фирмам щедро тратиться на рекламу своих продуктов? Очевидно одно – то, что в настоящее время просто нет единого мнения в отношении экономических последствий рекламы.

Таким образом, мы установили, что основными методами неценовой  конкуренции являются дифференциация продукта,  улучшение  его  качественных и потребительских свойств, реклама. Также мы выяснили, что основное условие ведения успешной конкурентной борьбы с помощью цен – постоянное совершенствование производства и  снижение себестоимости. Выигрывает только тот предприниматель, который располагает  реальными шансами снижения издержек производства.

2.3 Последствия недобросовестной конкуренции

Недобросовестная конкуренция  является одной из сложнейших проблем  для российской экономики. В настоящее  время многие чиновники злоупотребляют своим служебным положением и  предоставляют возможность коммерческой деятельности только определенным компаниям, которые готовы заплатить существенные взятки. Кроме того, многие компании стремятся занять монопольное положение  на определенном рынке, используя «административный  ресурс» или иные незаконные методы воздействия.

Последствия недобросовестной конкуренции могут быть негативны  для потребителя товаров и  услуг, среди которых могут быть как физические, так и юридические  лица.  В ряде случаев результатом  недобросовестной конкуренции является завышение стоимости, а также  существенное снижение качества товаров  или услуг.

Также к последствиям недобросовестной конкуренции можно отнести низкий уровень предпринимательской активности населения и разорение мелких и средних предприятий, которые  не могут выйти на рынок со своей  продукцией. По мнению многих специалистов, борьба с недобросовестной конкуренцией должна стать одной из основных задач  для правоохранительных органов, занимающихся экономическими преступлениями.

Ответственность за недобросовестную конкуренцию описана в законе «О защите конкуренции», который формирует  как правила ведения «честной борьбы» на рынке, так и наказания, которые могут понести как  юридические, так и физические лица.

Информация о работе Методы конкурентной борьбы