Методы конкурентной борьбы

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:02, курсовая работа

Краткое описание

Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других . В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере.

Оглавление

Глава 1.Общая характеристика конкуренции………………………5
1.1 Сущность конкуренции……………………………………………...5
1.2 Функции конкуренции………………………………………………..6
1.3 Виды конкуренции……………………………………………………9
Глава 2. Методы конкурентной борьбы…………………………….17
2.1 Ценовая конкуренции……………………………………………….17
2.2 Неценовая конкуренция……………………………………………..18
2.3 Последствия недобросовестной конкуренции……………………26
Заключение……………………………………………………………..28
Список используемой литературы………………………………….30

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 52.94 Кб (Скачать)

Олигополистическая конкуренция  — это конкуренция, относящаяся  к несовершенному виду. Ключевыми  характеристиками рынка олигополистической конкуренции являются: незначительное число конкурентов, создающих сильную  взаимосвязь; большая рыночная сила: сила реактивной позиции, измеряемая эластичностью  реакций фирмы на действия конкурентов; схожесть товаров и ограниченность количества их типоразмеров. Формирование олигопольного рынка (весь объем  поставок обеспечивается лишь несколькими  фирмами) характерно для следующих  отраслей: химической промышленности (производство полиэтиленов, каучука, технических масел, этиловой жидкости, некоторых видов смол); машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности (производство машин и оборудования, стати, рельсов, труб и т.п.).

Монополистическая конкуренция  — это конкуренция, несовершенного вида. Основные характеристики рынка  монополистической конкуренции: многочисленность конкурентов и уравновешенность их сил; дифференцированностьтоваров (с точки зрения покупателя товары обладают отличительными качествами, которые воспринимаются таковыми всем рынком). Дифференциация может принимать  различные формы: вкус напитка, особая техническая характеристика, оригинальное сочетание характеристик, качество и диапазон услуг, сила торговой марки; возрастание рыночной силы за счет дифференцированное товаров, что защищает фирму и позволяет получать прибыли  выше среднерыночных. Формирование монопольного рынка характерно для отраслей, где  конкуренция затруднена вследствие их технологических особенностей (инфраструктурные отрасли: транспорт, связь, энергетика).

Совершенная конкуренция  не является естественным состоянием рынка. В некоторых отраслях и  сферах деятельности конкуренция невозможна (затруднена) вследствие:

-технологических особенностей отраслей, постоянные издержки5 которых настолько высоки, что экономия на масштабах производства (снижение удельных затрат по мере увеличения объемов производства) возможна только тогда, когда производители являются чрезвычайно крупными как по абсолютным размерам, так и по доле на рынке (инфраструктурные отрасли: транспорт, связь, энергетика);

-исключительно высоких невозвратных издержек, т.е. активы, воплощенные в основное производство, специфичны и не могут быть переориентированы на другие типы продукции и виды рынков;

-наличия избыточных производственных мощностей для удовлетворения «пиковых» потребностей на продукты (услуги).

Эти особенности создают  условия для существования монополий. Термин «монополия» можно использовать относительно:

-субъекта хозяйственной деятельности, т.е. некоторой хозяйственной структуры, имеющей какие-то преимущества в производстве товаров, услуг или работы;

-состояния рынка, при котором главенствует либо один, либо очень узкий крут товаропроизводителей;

-типа экономических отношений, суть которых выражается в возможности одной или нескольких групп товаропроизводителей навязывать свою волю всем остальным.

Виды монополий:

1. Естественная (устойчивая), которой обладают хозяйственные  субъекты и собственники, имеющие  в своем распоряжении редкие  и свободно невоспроизводимые  ресурсы. Естественные монополии  в отличие от других предприятий  рыночной структуры занимают  особое место в системе экономических отношений, что определяет их уникальные свойства и специфическую роль, которую они занимают в экономике. К естественной монополии в экономической теории обычно относится отрасль, в которой валовые издержки производства меньше, если вся продукция производится единственной фирмой, чем в том случае, если бы этот же объем продукции был разделен между двумя или более фирмами. Естественной монополией признается также та отрасль, в которой осталась единственная фирма в результате неограниченной конкуренции, или отрасль, в которой конкурентные силы образуют неконкурентную структуру.

2. Искусственная, которая  означает сосредоточение в чьих-то  руках объектов экономических  отношений.

3. Новаторская — особый  случай конкуренции, когда на  рынке один изготовитель противостоит  большому числу покупателей за  счет уникального товара или  уникальности его свойств. Монополия  новатора имеет ограничения во  времени, определяемые скоростью  распространения технологических  нововведений (копирование) и появлением  конкурентов.

Признаки монополизации:

-противостояние большому числу покупателей — вследствие естественной, искусственной монополии или монополии новатора;

-наличие повышенной рыночной силы и высоких «барьеров входа» для новых конкурентов;

-новизна и оригинальность товаров, отсутствие заменителей;

-высокая доля крупнейших предприятий в общем объеме производства продукции отрасли или страны, числе занятых рабочих;

-возможность в известных пределах диктовать цены рынку;

-возможность присвоения монопольно высокой прибыли;

-навязывание условий договоров, определяющих неравное положение конкурентов:

-раздел рынков по территориальному признаку, объему продаж или закупок.

Наличие монополии может  иметь как позитивное, так и  негативное влияние на предприятия:

-позитивное — снижение удельных издержек за счет экономии на масштабе производства; технологический прогресс за счет высокой степени концентрации ресурсов, эффективной реализации интересов общества в отраслях, где нецелесообразно стимулирование конкуренции, и др.;

-негативное — нарушение основных прав конечных потребителей, так как они вынуждены приобретать товары по завышенным ценам при искусственно заниженном предложении: чрезмерная концентрация производства подавляет развитие предпринимательства, вследствие чего механизм чистой конкуренции действует с меньшей эффективностью; возникают структурные диспропорции в развитии рынка.

Виды конкуренции  в зависимости от соотношения  числа субъектов хозяйствования по поводу приложения капитала в области  производства или сбыта

Различают внутриотраслевую и межотраслевую виды конкуренции.

Внутриотраслевая конкуренция  — это конкуренция между субъектами отрасли за более выгодные условия  производства и сбыта продукции, получение сверхприбыли. Внутриотраслевая конкуренция является исходным пунктом  в механизме конкуренции. Основные функции внутриотраслевой конкуренции:

-возможность установления общественной, рыночной стоимости товара и рыночной равновесной цены;

-стимулирование научно-технического прогресса;

-экономическое принуждение к повышению эффективности производства;

-выявление слабых, менее организованных производителей;

-ограничение экономической власти лидеров.

Межотраслевая конкуренция  — это конкуренция между предпринимателями  различных отраслей за более выгодное приложение капитала на основе перераспределения прибыли. Возникновение межотраслевой конкуренции базируется на неодинаковых условиях производства (различные структура капитала и скорость его оборота, колебание рыночных цен), приводящих к разной норме прибыли.

Основные функции межотраслевой  конкуренции:

-возможность модернизации отраслей, так как новые предприятия создаются на прогрессивной научно-технической основе:

-усиление интенсификации, рост эффективности производства;

-оптимизация отраслевых пропорций, структурная перестройка экономики.

В условиях несовершенной  конкуренции происходят изменения  в проявлениях межотраслевой  конкуренции: усиливается влияние  факторов, замедляющих перелив капитала (уровень развития транспорта, средств  связи, экономической информации, кредитных  отношений); ценообразование на продукцию  небольших предприятий происходит в основном по законам совершенной  конкуренции, а на продукцию крупных  предприятий — в форме контроля за ценами с их стороны, которые преследуют цель стабилизации экономики. На рынке  господствует установленная цена6, которая уже не может совершать прежнее движение вокруг стоимости. Соответствие цен стоимостям устанавливается не путем колебания цен вокруг стоимости, а путем колебания стоимости вокруг зафиксированной цены продуктов: сохранение различий в производительности труда, преград, свойственных современной структуре экономики ведет к тому, что прибыль не распределяется равным образом с вложенным капиталом, а остается там, где она произведена.

Виды конкуренции  в соответствии с потребностью, заложенной в основе товара

Можно выделить горизонтальную и вертикальную виды конкуренции.

Горизонтальная конкуренция  — это конкуренция между производителями  одного и того же вида товара. Является разновидностью внутриотраслевой конкуренции, т.е. конкуренции по поводу наиболее лучшего производства функциональных свойств и параметров товара (производители  телевизоров конкурируют между  собой по размеру диагонали, яркости  звука, дополнительным услугам: сервисное  обслуживание, условия доставки и  др.). Лидерами становятся те. кто применяет  инновации в области технологии, товара, упаковки, ноу-хау и др.

Вертикальная конкуренция  — это конкуренция между производителями  разных товаров, способных удовлетворить  одну и ту же потребность покупателя. Например, с помощью телевизора можно  удовлетворить потребность в  получении информации, досуга, обучения и др. Потребность в получении  информации, кроме телевизора, можно  удовлетворить с помощью телефона, газет, журналов, радио и других источников, которые относятся к иным отраслям производства товаров, что и является разновидностью межотраслевой конкуренции.

Виды конкуренции  в зависимости от соотношения  спроса и предложения на конкретный товар

Выделяют следующие виды конкуренции, являющиеся разновидностями  внутриотраслевой конкуренции: конкуренция  продавцов товара и конкуренция  покупателей товара.

Чем выше степень конкуренции  продавцов, тем ниже степень конкуренции  покупателей и наоборот. Векторы  действия этих двух тенденций противоположны, носила и воздействие их на общество одинаковы, поэтому между ними существует определенное равновесие. При взаимодействии кривых спроса и предложения возникает  период относительного равновесия, который  имеет три фазы: кратковременную. среднюю и длинную. При кратковременном  равновесии цена определяется спросом. По мере удлинения периода времени  цена уже определяется стоимостью, т.е. издержками.

Глава 2. Методы конкурентной борьбы

2.1 Ценовая конкуренция

Ценовая конкуренция восходит к тем далеким временам свободного рыночного соперничества, когда  даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным  ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал  внимание к нему и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.

Когда рынки монополизированы, разделены между собой незначительным числом крупных фирм, захватившим  ключевые позиции, производители стремятся  возможно дольше удержать цены постоянными, чтобы, целенаправленно снижая себестоимость  и расходы на маркетинг, обеспечить возрастание прибыли (максимизацию). На монополизированных рынках цены теряют эластичность. Это не значит, конечно, что на современном рынке не ведется  «война цен»  - она существует, но не всегда в явной форме. «Война цен» в открытой форме возможна лишь до того момента, пока фирма не исчерпывает  резервы снижения себестоимости  товара, вытекающие из расширения масштаба массового производства («Тексас  инструментс» установила в 1972 году цену на портативный калькулятор 149,95 долларов, а в 1977 году снизила ее до  6-7 долларов)   и    соответствующего   повышения  массы прибыли.

Когда же установилось равновесие, новая попытка снизить цену приводит к тому, что конкуренты реагируют  точно также: позиции фирм на рынке  не претерпевают изменений, однако норма  прибыли падает, финансовое состояние  фирм в большинстве случаев ухудшается, а это ведет к снижению инвестиций в обновление и расширение основных фондов, в итоге спад производства усиливается, вместо ожидаемых побед  и вытеснения конкурентов наступают  неожиданные разорения и банкротства.

Вот почему в наши дни  нередко наблюдается не снижение цен по мере развития НТП, а их повышение: прирост цен зачастую не адекватен  улучшению потребительских свойств  товаров, которое невозможно отрицать.

Ценовая конкуренция применяется  главным образом фирмами –  аутсайдерами в борьбе с монополиями, для соперничества с которыми у аутсайдеров нет сил и  возможности в сфере неценовой  конкуренции. Кроме того, ценовые  методы используются для проникновения  на рынки с новыми товарами (этим не пренебрегают и монополии там, где они не обладают абсолютным преимуществом), а также для укрепления позиций  в случае внезапного обострения проблемы сбыта. При прямой ценовой конкуренции  фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые и имеющиеся  на рынке товары: например, в 1982 году «Дейта Дженерал» снизила цену на одно из запоминающих устройств на 68%, «Перкин -Элмерс» - на 61%, «Хьюлетт - Паккард» на 37,5%,  в результате чего средний  уровень цен упал с 20 долларов (начало 1981г.) до 5 долларов (середина 1982 г.).

При скрытой ценовой конкуренции  фирмы вводят новый товар с  существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально  мало: так, «Крейт Ресерч» выпустила  в 1976 году компьютер производительностью 1 млн. операций/сек. и ценой 8,5 млн. долларов,  а в 1982 году – компьютер, производительность которого в три раза выше, а цена повысилась только на 15%.

Основное условие ведения  успешной конкурентной борьбы с помощью  цен – постоянное совершенствование  производства и снижение себестоимости. Выигрывает только тот предприниматель, который располагает реальными  шансами снижения издержек производства.

Механизм ценовой конкуренции  действует следующим образом. Фирма-производитель  устанавливает на свою продукцию  цены ниже рыночных. Конкуренты, не имеющие  возможности последовать этой инициативе, не могут удержаться на рынке и  уходят с него или разоряются. Однако всегда находится конкурент, который  выведет фирму из трудного положения, переживет “войну цен” и дождется нового повышения цен на продукцию. Так что на выигрыш может рассчитывать только та фирма, которая имеет действительно сильное положение на рынке по сравнению с конкурентами. Если же конкурирующие фирмы находятся в примерно равных условиях, то “ценовая война” не просто расточительна, но и бессмысленна.

Информация о работе Методы конкурентной борьбы