Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:02, курсовая работа
Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других . В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере.
Глава 1.Общая характеристика конкуренции………………………5
1.1 Сущность конкуренции……………………………………………...5
1.2 Функции конкуренции………………………………………………..6
1.3 Виды конкуренции……………………………………………………9
Глава 2. Методы конкурентной борьбы…………………………….17
2.1 Ценовая конкуренции……………………………………………….17
2.2 Неценовая конкуренция……………………………………………..18
2.3 Последствия недобросовестной конкуренции……………………26
Заключение……………………………………………………………..28
Список используемой литературы………………………………….30
Олигополистическая
Монополистическая конкуренция — это конкуренция, несовершенного вида. Основные характеристики рынка монополистической конкуренции: многочисленность конкурентов и уравновешенность их сил; дифференцированностьтоваров (с точки зрения покупателя товары обладают отличительными качествами, которые воспринимаются таковыми всем рынком). Дифференциация может принимать различные формы: вкус напитка, особая техническая характеристика, оригинальное сочетание характеристик, качество и диапазон услуг, сила торговой марки; возрастание рыночной силы за счет дифференцированное товаров, что защищает фирму и позволяет получать прибыли выше среднерыночных. Формирование монопольного рынка характерно для отраслей, где конкуренция затруднена вследствие их технологических особенностей (инфраструктурные отрасли: транспорт, связь, энергетика).
Совершенная конкуренция не является естественным состоянием рынка. В некоторых отраслях и сферах деятельности конкуренция невозможна (затруднена) вследствие:
-технологических особенностей отраслей, постоянные издержки5 которых настолько высоки, что экономия на масштабах производства (снижение удельных затрат по мере увеличения объемов производства) возможна только тогда, когда производители являются чрезвычайно крупными как по абсолютным размерам, так и по доле на рынке (инфраструктурные отрасли: транспорт, связь, энергетика);
-исключительно высоких невозвратных издержек, т.е. активы, воплощенные в основное производство, специфичны и не могут быть переориентированы на другие типы продукции и виды рынков;
-наличия избыточных производственных мощностей для удовлетворения «пиковых» потребностей на продукты (услуги).
Эти особенности создают
условия для существования
-субъекта хозяйственной деятельности, т.е. некоторой хозяйственной структуры, имеющей какие-то преимущества в производстве товаров, услуг или работы;
-состояния рынка, при котором главенствует либо один, либо очень узкий крут товаропроизводителей;
-типа экономических отношений, суть которых выражается в возможности одной или нескольких групп товаропроизводителей навязывать свою волю всем остальным.
Виды монополий:
1. Естественная (устойчивая),
которой обладают
2. Искусственная, которая
означает сосредоточение в
3. Новаторская — особый
случай конкуренции, когда на
рынке один изготовитель
Признаки монополизации:
-противостояние большому числу покупателей — вследствие естественной, искусственной монополии или монополии новатора;
-наличие повышенной рыночной силы и высоких «барьеров входа» для новых конкурентов;
-новизна и оригинальность товаров, отсутствие заменителей;
-высокая доля крупнейших предприятий в общем объеме производства продукции отрасли или страны, числе занятых рабочих;
-возможность в известных пределах диктовать цены рынку;
-возможность присвоения монопольно высокой прибыли;
-навязывание условий договоров, определяющих неравное положение конкурентов:
-раздел рынков по территориальному признаку, объему продаж или закупок.
Наличие монополии может иметь как позитивное, так и негативное влияние на предприятия:
-позитивное — снижение удельных издержек за счет экономии на масштабе производства; технологический прогресс за счет высокой степени концентрации ресурсов, эффективной реализации интересов общества в отраслях, где нецелесообразно стимулирование конкуренции, и др.;
-негативное — нарушение основных прав конечных потребителей, так как они вынуждены приобретать товары по завышенным ценам при искусственно заниженном предложении: чрезмерная концентрация производства подавляет развитие предпринимательства, вследствие чего механизм чистой конкуренции действует с меньшей эффективностью; возникают структурные диспропорции в развитии рынка.
Виды конкуренции в зависимости от соотношения числа субъектов хозяйствования по поводу приложения капитала в области производства или сбыта
Различают внутриотраслевую и межотраслевую виды конкуренции.
Внутриотраслевая конкуренция
— это конкуренция между
-возможность установления общественной, рыночной стоимости товара и рыночной равновесной цены;
-стимулирование научно-технического прогресса;
-экономическое принуждение к повышению эффективности производства;
-выявление слабых, менее организованных производителей;
-ограничение экономической власти лидеров.
Межотраслевая конкуренция
— это конкуренция между
Основные функции
-возможность модернизации отраслей, так как новые предприятия создаются на прогрессивной научно-технической основе:
-усиление интенсификации, рост эффективности производства;
-оптимизация отраслевых пропорций, структурная перестройка экономики.
В условиях несовершенной
конкуренции происходят изменения
в проявлениях межотраслевой
конкуренции: усиливается влияние
факторов, замедляющих перелив капитала
(уровень развития транспорта, средств
связи, экономической информации, кредитных
отношений); ценообразование на продукцию
небольших предприятий
Виды конкуренции в соответствии с потребностью, заложенной в основе товара
Можно выделить горизонтальную и вертикальную виды конкуренции.
Горизонтальная конкуренция
— это конкуренция между
Вертикальная конкуренция
— это конкуренция между
Виды конкуренции в зависимости от соотношения спроса и предложения на конкретный товар
Выделяют следующие виды конкуренции, являющиеся разновидностями внутриотраслевой конкуренции: конкуренция продавцов товара и конкуренция покупателей товара.
Чем выше степень конкуренции продавцов, тем ниже степень конкуренции покупателей и наоборот. Векторы действия этих двух тенденций противоположны, носила и воздействие их на общество одинаковы, поэтому между ними существует определенное равновесие. При взаимодействии кривых спроса и предложения возникает период относительного равновесия, который имеет три фазы: кратковременную. среднюю и длинную. При кратковременном равновесии цена определяется спросом. По мере удлинения периода времени цена уже определяется стоимостью, т.е. издержками.
Глава 2. Методы конкурентной борьбы
2.1 Ценовая конкуренция
Ценовая конкуренция восходит к тем далеким временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой промышленник (торговец) выделял свой товар, привлекал внимание к нему и, в конечном счете, завоевывал себе желаемую долю рынка.
Когда рынки монополизированы,
разделены между собой
Когда же установилось равновесие,
новая попытка снизить цену приводит
к тому, что конкуренты реагируют
точно также: позиции фирм на рынке
не претерпевают изменений, однако норма
прибыли падает, финансовое состояние
фирм в большинстве случаев
Вот почему в наши дни
нередко наблюдается не снижение
цен по мере развития НТП, а их повышение:
прирост цен зачастую не адекватен
улучшению потребительских
Ценовая конкуренция применяется главным образом фирмами – аутсайдерами в борьбе с монополиями, для соперничества с которыми у аутсайдеров нет сил и возможности в сфере неценовой конкуренции. Кроме того, ценовые методы используются для проникновения на рынки с новыми товарами (этим не пренебрегают и монополии там, где они не обладают абсолютным преимуществом), а также для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта. При прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают о снижении цен на выпускаемые и имеющиеся на рынке товары: например, в 1982 году «Дейта Дженерал» снизила цену на одно из запоминающих устройств на 68%, «Перкин -Элмерс» - на 61%, «Хьюлетт - Паккард» на 37,5%, в результате чего средний уровень цен упал с 20 долларов (начало 1981г.) до 5 долларов (середина 1982 г.).
При скрытой ценовой конкуренции
фирмы вводят новый товар с
существенно улучшенными
Основное условие ведения успешной конкурентной борьбы с помощью цен – постоянное совершенствование производства и снижение себестоимости. Выигрывает только тот предприниматель, который располагает реальными шансами снижения издержек производства.
Механизм ценовой конкуренции действует следующим образом. Фирма-производитель устанавливает на свою продукцию цены ниже рыночных. Конкуренты, не имеющие возможности последовать этой инициативе, не могут удержаться на рынке и уходят с него или разоряются. Однако всегда находится конкурент, который выведет фирму из трудного положения, переживет “войну цен” и дождется нового повышения цен на продукцию. Так что на выигрыш может рассчитывать только та фирма, которая имеет действительно сильное положение на рынке по сравнению с конкурентами. Если же конкурирующие фирмы находятся в примерно равных условиях, то “ценовая война” не просто расточительна, но и бессмысленна.