Анализ сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной борьбе

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:29, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсового проекта – систематизация и углубление творческих знаний по дисциплине «Стратегический менеджмент», приобретение практических навыков разработки стратегии предприятия.
Объектом исследования является курганское предприятия ОАО «Курганхиммаш», производитель нефтегазового оборудования.
Основные источники информации:
- опубликованные материалы предприятия: устав, годовые отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, направленные государственным органами организациям; экономические обзоры, различные рекламные материалы (проспекты, каталоги);
- внутренняя информация:

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Характеристика предприятия………………………………………………….6
2. Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия……………………………………………………………………...13
3. Анализ макроокружения……………………………………………………...20
4. Анализ среды непосредственного окружения………………………………22
4.1. Характеристика состояния и перспектив развития отрасли………......22
4.2. Анализ конкуренции в отрасли…………………………………….......23
4.3. Анализ конкурентов и их возможных действий………………….........30
5. Анализ сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной
борьбе………………………………………………………………………….....34
6. Видение, миссия, цели предприятия………………………………………...39
7.Формирование стратегии бизнеса…………………………………………….42
Заключение……………………………………………………………………….47
Список используемых источников………………

Файлы: 1 файл

козел 2.doc

— 346.50 Кб (Скачать)

             Показатели рентабельности реализованной продукции (работ, услуг) и рентабельность продаж достигли максимального значения в 2007 г. ( 8,69% ) и минимального в 2009 году ( 5,1%), данный показатель характеризует величину прибыли (убытка), полученных с каждого рубля средств, вложенных в активы и деятельность организации (рис. 1).

 

 

 

 

18

Рисунок 2 – Рентабельность реализованной продукции (работ, услуг), %

          Из представленных выше таблиц следует, что на протяжении 2007-2008гг. финансовое положение предприятия было стабильным, а в 2009 году показатели  значительно ухудшились , основными причинами их снижения стали: уменьшение заказа на продукцию ОАО «Курганхиммаш» и  сохранение кризисных явлений в экономике страны.

 

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

          3 Анализ макроокружения

Во внешней среде можно выделить макроокружение (среди косвенного воздействия) и среди непосредственного окружения.

Задачей анализа является установление и оценка влияния факторов, представляющих угрозу и способствующих развитию предприятия.

Анализ макроокружения проводится по следующим группам факторов: экономические, политические, рыночные, социальные, технологические факторы международного положения.

          Анализ макроокружения представлен в виде таблицы 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         

20

          Таким образом, по результатам анализа угроз и возможностей макроокружения предприятия ОАО «Курганхиммаш» можно сделать выводы. Основной угрозой со стороны внешней среды, воздействующей на анализируемое предприятие ОАО «Курганхиммаш» является постоянное увеличение цен на энергоресурсы и стоимость нефти, что приводит к увеличению себестоимости продукции и к снижению спроса. Основными возможностями  для предприятия являются:

- увеличение ВВП;

- рост инвестиций в основной капитал;

Макроокружение создает общие условия нахождения предприятия во внешней среде. Особенностью макроокружения является то, что предприятие не в состоянии преломить тенденции развития в нем, но может корректировать свою деятельность, используя положительные изменения факторов макроокружения в своих интересах, и стараться нивелировать его негативные воздействия.

Для полной оценки факторов влияния внешней среды на предприятие рассчитывается интегральная оценка.

         ИО = αА+βВ+…+γС,

          где α,β,γ – Коэффициенты относительной важности влияния фактора;

α+β+…+γ =1; А,В,С – бальная оценка интенсивности изменения влияния отдельного фактора.

ИО=3*0,14+0*0,12+(-3)*0,14+(-2)*0,14+(-2)*0,09+(-1)*0,06+5*0,09+4*0,12+(-3)*0,1=0,11

Положительное значение интегральной оценки, равной 0,11, показывает, что в прогнозируемой перспективе  макроокружение складывается положительно.

 

 

 

21

          4  Анализ среды непосредственного окружения

К среде непосредственного окружения относят ту часть внешней среды, с которой предприятие непосредственно взаимодействует, а именно: потребителей, конкурентов, поставщиков, посредников.

          Задача анализа состоит в оценке состояния и развития ситуации на рынке, конкурентной среды в отрасли

 

            4.1 Характеристика состояния и перспектив развития отрасли

Продукция химического машиностроения занимает 1/7 часть от общего объема промышленной продукции, выпускаемой в РФ, что является одной из важных отраслей для народного хозяйства страны. Химическое машиностроение выпускает средства производства, оборудование, которое, в свою очередь, используется для производства потребительской продукции. В течение последнего десятилетия спрос на продукцию предприятий химического машиностроения стал устойчиво повышаться. Наличие инвестиционных возможностей у предприятий – потребителей данной продукции - позволило им тратить значительные средства на обновление оборудования, что, в свою очередь, облегчило не легкие условия предприятия химического машиностроения.

Необходимо отметить, что в настоящее время отрасль химического машиностроения переживает существенное развитие, особенно в направлении использования новых технологий. Наблюдается высокий спрос на современное нефтегазовое оборудование, которым отечественные производители не могут в полной степени обеспечить. Из-за недостатка финансовых средств отечественные предприятия-производители не могут обновить свой станочный парк (средний износ его по стране приближается к 50%) и наладить выпуск пользующегося повышенным спросом оборудование.                                         22

          В результате отчетливо видна тенденция увеличения количества (относительного и абсолютного) импортного оборудования, применяемого в нашей стране. Высокое качество иностранного оборудования, несмотря на их дороговизну, способствуют росту спроса на них, особенно на ответственных объектах.

          4.2 Анализ конкуренции в отрасли

Изменение в структуре конкурентных сил в отрасли и в окружающей среде вызывают перемены:

                 в составе потребителей (изменение состава может повлечь иные предпочтения потребителей, при этом одни предприятия окажутся в выигрыше, другие могут стать банкротами);

                 в технологиях (предприятие не сумевшее освоить новую технологию окажутся в проигрыше);

                 в системе маркетинга (для успеха компании на рынке очень важен хорошо поставленный маркетинг);

                 внедрение новых продуктов (успешными являются организации, которые, опережая конкурентов, предлагают рынку продукцию, отвечающую запросам потребителей);

                 уменьшение факторов неопределенности и риска (возможным следствием будет являться увеличение притока инвестиций; попытки вхождения в отрасль новых конкурентов);

                 изменение в структуре затрат и производительности (предприятие, сумевшее снизить затраты и повысить производительность труда займет лидирующее положение на рынке продукции).

Для анализа конкурентной среды в отрасли может быть использована модель М. Портера (рисунок 3). Она описывает   функционирование конкурентной  среды  в  рамках  пяти основных конкурентных сил.

23

Необходимо проанализировать влияние следующих пяти сил конкуренции:

1.      предприятия-конкуренты уже закрепившиеся на отраслевом рынке;

2.      проникающие в отрасль новые конкуренты;

3.      конкуренция со стороны товаров-заменителей;

4.      позиции покупателей, их экономические возможности;

5.      позиции поставщиков, их экономические возможности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

24

Рисунок 3 – Модель сил конкуренции

 

         

25

          Изменения каждой из пяти сил и предопределяют, в конечном счете, прибыльность предприятий и отраслей. В тех областях, где действия этих сил оказываются благоприятными, возможно достижение высокой рентабельности вложенного капитала.

В тех же отраслях, где действия нескольких или одной из сил неблагоприятны, предприятиям очень нелегко долгое время сохранять высокие прибыли. Чем сильнее воздействие перечисленных факторов, тем более ог­раниченными становятся возможности каждого предприятия для ус­тановления высоких цен и получения прибыли.

Основная задача предприятия заключается в том, чтобы найти такие факторы, которые обеспечивали бы защиту от действия этих конкурент­ных сил и/или появилась бы возможность использовать их в своих целях.

Соперничество между конкурентами в отрасли уже закрепившиеся на отраслевом рынке, между фирмами производящими аналогичную продукцию и продающими ее на одном и том же рынке составляет ядро  модели Портера. Анализируя внутриотраслевую конкуренцию можно сделать вывод, что интенсивность конкуренции  между  фирмами    высока.   Об этом свидетельствует присутствие в  отрасли  большого  количество  фирм,  небольшая   степень   их дифференциации,  низкий  темп  роста   отрасли,   высокие   фиксированные   затраты.

Наибольшее значение имеет, как правило, конкуренция между сущест­вующими предприятиями отрасли.

Все основные подотрасли химического и нефтяного машиностроения являются олигополистическими, т. е. ведущие предприятия в каждой из подотраслей вместе контролируют определенный % рынка. Например, производством аппаратуры химических и нефтехимических производств в России занято всего 9 предприятий, из которых 4 ведущих предприятия контролируют почти 57% рынка

26

(ОАО “Пензахиммаш”, ОАО “Уралхиммаш”, ОАО “Курганхиммаш”, ОАО “Рузхиммаш”).

В отрасли идет соперничество между фирмами по захвату рынков сбыта, в сфере качества продукции, ее характеристик и других аспектов.

          Условно конкурентов и основную продукцию КХМ можно разделить на 3 части:
           1. Оборудование для обустройства нефтяных и газовых месторождений. Основные конкуренты: ОАО "Волгограднефтемаш", ОАО "Салаватнефтемаш", ОАО "Уралтехнострой-Туймазыхиммаш", ОАО "Пензхиммаш", ИПГ Гидравлические машины и системы (Нефтемаш г. Тюмень, пакет акций Сумское НПО им. Фрунзе Украина), ПГ "Генерация" (ОАО "Дзержинскхиммаш"), ОАО "Рузхиммаш", ОАО "Дмитровградхиммаш", "Кузбасская вагоностроительная компания" - филиал "Алтайвагон" (бывший ОАО "Кемеровохиммаш"), ООО НПП "Контекс", ЗАО НТК "Модульнефтегазкомплект".
           2. Оборудование для транспортировки нефти и газа. Основные конкуренты: ОАО "Волгограднефтемаш", ОАО "Салаватнефтемаш", ОАО "Красный Октябрь", ОАО "Новокузнецкий завод резервуарных металлоконструкций", ОАО "Резметкон", ЗАО "АП Саратовский завод резервуарных металлоконструкций", ОАО "Самарский завод резервуарных металлоконструкций", АО "Имсталькон", АО СП "Белкамит".
          3. Оборудование для переработки нефти и газа. Конкуренты: ОАО "Волгограднефтемаш", Уралхиммаш, ОАО "Салаватнефтемаш", ОАО "Уралтехнострой-Туймазыхиммаш", ОАО "Рузхиммаш", ОАО "Пензхиммаш", ОАО "Дмитровградхиммаш", "Кузбасская вагоностроительная компания" - филиал "Алтайвагон" (бывший ОАО "Кемеровохиммаш"), ООО НПП "Контекс", ЗАО НТК "Модульнефтегазкомплект".
                                                           27

            Эти предприятия прочно закрепились на рынке, имеют большие технологические возможности, способны выполнить любой заказ, имеют резерв по загрузке производственных мощностей, проводят агрессивную маркетинговую политику и оказывают серьезное влияние на деятельность ОАО "Курганхиммаш".

Появление новых конкурентов на рынке приводит к уменьшению долей рынка, принадлежавших ранее предприятиям, ра­ботающим в данной отрасли. Существует низкая вероятность появления новых конкурентов в отрасли, из-за высоких входных барьеров. Это объясняется  также сложностью, дороговизной организации предприятия с нуля.

Влияние предприятий, производящих товары-заменители, проявляется в том, что:

- цены и доступность товаров-заменителей определяют верхний уровень цен для основных товаров;

- конкуренция со стороны товаров-заменителей зависит также от стоимости переориентации на них потребителя, если эта стоимость высока (закупка дополнительного оснащения), то острота конкуренции незначительна.

  Таким образом, товары-заменители выступают как силы, определяющие ценовую политику предприятия.

  Что же касается товаров-заменителей, то в данной отрасли они отсутствуют, что сводит влияние данного фактора к нулю.

При изучении поставщиков анализируется объем и периодичность закупок, уровень информированности, гарантии качества товара, стоимость поставок, обязанность соблюдения условий поставок.

 

28

Группа поставщиков является сильной, если:

- в ней доминируют несколько компаний и концентрация в данной отрасли выше, чем в отрасли, в которой она продает свою продукцию;

- рассматриваемая отрасль не является одним из ее наиболее важных заказчиков;

- ее продукция имеет решающее значение для отрасли;

- ее продукция дифференцирована.

Поставщики ОАО «Курганхиммаш» делятся на две группы:

1.      поставщики материалов, п/ф, запасных частей, оборудования;

2.      поставщики газа, тепла, энергии, воды.

       Поставщики также могут влиять на отрасль, пользуясь своей воз­можностью поднимать цены или снижать качество товаров или услуг.

        В отношении с предприятиями-поставщиками, предприятие во многом зависит от изменений цен на сырьё и изменений условий оплаты. Предприятие работает с постоянными поставщиками сырья, которые предоставляют издательству ресурсы требуемого качества, а так же готовы продавать в  кредит.

        Изучая потребителей, выяснят следующие характеристики:

Информация о работе Анализ сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной борьбе