Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:15, курсовая работа
Для правильной оценки работы предприятий в условиях рыночной экономики необходимо проводить постоянное и всестороннее исследование рынков, на которые они вышли и хотят закрепиться и осуществлять свою деятельность. Для этого проводится анализ PEST - оценка политических, экономических, социальных и технических факторов. Четко знать и о внутреннем состоянии своего предприятия.
ВВЕДЕНИЕ
Для правильной оценки работы предприятий в условиях рыночной экономики необходимо проводить постоянное и всестороннее исследование рынков, на которые они вышли и хотят закрепиться и осуществлять свою деятельность. Для этого проводится анализ PEST - оценка политических, экономических, социальных и технических факторов. Четко знать и о внутреннем состоянии своего предприятия.
Обострение конкурентной борьбы на рынке тракторостроения объективно повышает востребованость маркетинга как основного инструмента исследования рынка.
Маркетинговая деятельность на предприятии представляет собой комплекс мероприятий, которые направлены на разработку и реализацию наилучшей стратегии предприятия, и адаптацию к нестабильной внешней среде.
Основной целью настоящей работы является анализ сильных и слабых сторон предприятия РУП «Минский Тракторный Завод».
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1.Проанализировать
внешнюю среду предприятия и
выявить возможности и угрозы;
2.Анализ внутренней
среды предприятия как способ выявления
сильных и слабых сторон;
3.Выявить слабые стороны конкурентов;
4.Определть перспективы развития предприятия в будущем.
Объектом исследования в данной работе является РУП «Минский Тракторный Завод».
Предметом исследования являются сильные и слабые стороны предприятия.
1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ЦЕЛЕВОМ РЫНКЕ
1.1 Анализ внешней среды предприятия как способ выявления возможностей и угроз
Внешняя среда функционирования предприятия состоит из разных групп потребителей, поставщиков ресурсов для предприятия, посредников, всех типов конкурентов, контактных аудиторий. Задача предприятия состоит в том, чтобы не только изучить микросреду, но и прежде всего формировать в ней все виды связей и отношений, необходимых для рыночной деятельности и создания своего места в этой среде.
Таким образом, факторы микросреды являются для компании в значительной степени контролируемыми. Предприятие само выбирает поставщиков, посредников, партнеров, определяет кого хочет видеть покупателем своего товара или услуги. Определяя для себя привлекательный рынок, предприятие выбирает и конкурентов, которые там присутствуют. Главная задача – это активное поведение в этих процессах.
Можно отметить также то, что деятельность по сканированию среды ранжируется от структурированных и регулярных обзоров и прогнозов важнейших трендов, результатов и событий в бизнес-среде до нерегулярных, получаемых методами внутреннего доступа, и несложных персональных контактов, мониторинга деятельности конкурентов на выставках и конференциях, получение информации от сотрудников, ранее работавших на конкурентов, наблюдения объемов отправки и доставки и даже средствами промышленного шпионажа.
При проведении анализа внешней среды РУП «Минский тракторный завод» необходимо выделить потенциальные угрозы и возможности, которые могут появиться у организации в группе таких факторов как:
Экономические: (темп инфляции, величина ВВП и его динамика, курсы валют, нормы налогообложения, процентные налоговые ставки и др.). В данной группе факторов можно выделить следующие угрозы РУП «Минский тракторный завод»:
Политические: при анализе политических факторов следует следить за таможенными соглашениями, нормативными актами местных органов власти, уровнем развития правового регулирования экономики, кредитной политики местных властей, четкостью определения политического курса, поддержка правительства государственных предприятий. В данной группе факторов организации могут угрожать:
Рыночные: факторы включают жизненный цикл товара и услуг, уровень конкуренции (характеристика основных конкурентов, доля ранка, занимаемая организацией, емкость рынка и защищенность его правительством и др.).
Конкурентные: Изучение наличия конкурентов занимает одно из важнейших мест в стратегическом менеджменте и направлено на то, чтобы выявить их сильные и слабые стороны и на основе этого построить свою стратегию конкурентной борьбы (количество конкурентов, место данного предприятия среди конкурентов, сравнительный анализ по основным видам продукции: по цене, качеству, разнообразию номенклатуры и ассортимента, послепродажного обслуживания, выполнения обязательств, предоставления скидок и др.).
Основными конкурентами РУП «МТЗ» являются «JON DEAR»(США) и Case (США). Данные производители сельхозтехники на рынке занимают примерно 16 и 8 % соответственно. Основными конкурентными преимуществами данных компаний является высокое качество производимой продукции и хорошо налаженное гарантийное и постгарантийное обслуживание. Однако по ценовому фактору РУП «Минский тракторный завод» разительно отличается от выше перечисленных компаний. Наша продукция на 10 – 15 % дешевле, чем у конкурентов.
Социальные: (отношение людей к работе, средний уровень заработной платы, существующие в обществе обычаи, уровень образования и др.). На нашем предприятии очень серьёзно относятся к подбору персонала. Ко всем работникам предъявляются жёсткие квалификационные требования. Для повышения производительности труда на предприятии существует целая система различных мер по стимулированию работников (в основном денежные вознаграждения виде премий и помещение фотографий передовиков производства на заводской аллее почёта). При этом учитываются не только количественные показатели, но и уровень качества выполняемых работ и культура производства.
Правовые: предусматривают изучение законов и актов, устанавливающих правовые нормы, дают организации возможность определить для себя допустимые границы действий во взаимоотношениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих прав. На РУП «Минский тракторный завод» есть собственный Юридический отдел, работники которого постоянно следят за изменениями в действующем законодательстве, а также следят за законностью при совершении различных сделок и соглашений.
Проанализировав внешнюю среду, можно определить функциональные зоны, требующие немедленного вмешательства, а также те, на которые можно опереться при разработке и реализации стратегии предприятия.
1.2 Анализ внутренней среды предприятия как способ выявления сильных и слабых сторон
Анализ
сильных и слабых сторон
Для целей
стратегического планирования
1. Зона маркетинга.
РУП «Минский тракторный завод» имеет собственный Маркетинг-центр, работники которого разрабатывают мероприятия, с помощью которых можно более эффективно продвигать нашу продукцию, опередить конкурентов, сформировать необходимую ценовую политику, выбрать необходимый сегмент рынка.
При анализе функции маркетинга можно выделить несколько элементов использования:
а) доля рынка и конкурентоспособность. Доля рынка в % к его общей емкости является одним из важнейших показателей, характеризующих успешность деятельности предприятия, т.к. существует зависимость между долей рынка предприятия и его прибыльностью; в тоже время это существенная цель большинства фирм, и руководство постоянно ее контролирует. Необязательно контролировать рынок полностью или занимать там преобладающее положение.
В настоящее время в мире насчитывается, более 100 производителей тракторов. Однако лишь 8 из них обеспечивают 96% общего объема мирового рынка сбыта этой техники и Минский тракторный завод входит в их число. На протяжении ряда лет завод сохраняет за собой долю в 8-10% от мирового рынка колесных тракторов, находясь в восьмерке крупнейших мировых производителей.
б) разнообразие и качество ассортимента. Во многом определяет устойчивость предприятия.
РУП «МТЗ» разрабатывает, изготавливает и экспортирует колесные тракторы, запасные части, организует на лицензионной основе их производство, оказывает услуги по налаживанию и проведению сервиса.
Организация осуществляет выпуск широкой номенклатуры продукции машиностроительной отрасли. Основным видом продукции являются колесные тракторы, тракторокомплекты и альтернативная техника. Также выпускается запасные части, нестандартное оборудование, ТНП, продукция металлургического производства – поковки, чугунное и стальное литьё, инструмент и оснастка.
Сегодня на предприятии РУП МТЗ изготавливается:
– универсально-пропашных тракторов мощностью от 50 до 130 л.с. -23 модели;
– малогабаритных тракторов от 20 до 35 л.с. - 6 моделей;
– мотоблоков и минитракторов от 6 до 12 л.с.- 8 моделей;
– коммунальные, погрузочные, лесоразрабатывающие машины;
– товаров народного потребления - свыше 70 наименований;
– чугунное, стальное литье весом от 1 до 3000 кг;
– поковки весом от 0,1 до 45 кг.;
– отливки по выплавляемым моделям весом от 0,003 до 0,5 кг.;
– инструмент, специализированные станки, нестандартное оборудование.
Отличительная особенность всей выпускаемой заводом тракторной техники — универсальность, надежность, экономичность и унификация между моделями, сериями и семействами. Так, унификация между моделями универсально-пропашных тракторов внутри семейства составляет 90-98%, между шахтными, лесными машинами и базовой моделью трактора составляет 60-65%, между универсальными шасси и базовой моделью трактора - 80%.
2. Финансы.
Финансовое
состояние предприятия во
Характеристику финансового состояния ПО «Минский тракторный завод» проведем на основе экономических показателей за 2008 год.
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами недостаточно высок, но имеет положительную тенденцию к увеличению.
Коэффициент текущей ликвидности увеличивается, что свидетельствует о повышении платежеспособности предприятия. В 2008 году он составил 2,27 (не менее 1,4). Продолжительность одного оборота оборотных средств снижается, что также положительно влияет на финансовое и экономическое положение предприятия.
В целом, можно констатировать, что ПО «Минский тракторный завод» достаточно успешное предприятие, экономические показатели которого постоянно улучшаются. Рост прибыли обусловлен повышением интенсификации труда (производительность труда растет), а также внедрением инновационных разработок в производство и ростом доли новой продукции в общем объеме выпуска продукции предприятия.
Обеспечение основных
экономических показателей
3. Персонал.
Решение многих
проблем совершенствования
В организацию набираются кадры с высшим экономическим, техническим, бухгалтерским образованием и др. Так же на руководящие должности. Возрастные рамки в компании в среднем варьируются от 21 и до 50-60 лет. За высококвалифицированные кадры предприятие готово предложить высокую заработную плату.
На РУП «МТЗ» по состоянию на 01. 01. 2009г. Общая численность рабочих составляла 26148 человек, в том числе:
– рабочие – 20049;
– руководители – 1935;
– главных специалистов – 16;
– специалистов – 3952;
– других служащих – 152.
Информация о работе Анализ сильных и слабых сторон РУП «МТЗ»