Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 10:14, курсовая работа
Целью данной работы является изучение и оценка сильных и слабых сторон предприятия на примере организации ОАО «Альфа-банк».
Задачи курсовой работы:
- дать определение понятию анализа сильных и слабых сторон предприятия;
- показать основные методы анализа сильных и слабых сторон, провести анализ предприятия;
- дать характеристику предприятия и выявить её проблемы;
- рассмотреть аспекты SWOT-анализа и дать рекомендации по совершенствованию деятельности ОАО «Альфа-банк».
Введение...................................................................................................................3
1 Теоретические основы анализа сильных и слабых сторон предприятия……6
1.1. Внутренняя и внешняя среда организации……………………………..6
1.2. Понятие об анализе сильных и слабых сторон…………………..……..8
1.3. Методы анализа сильных и слабых сторон…………………………....13
2 Анализ особенностей организации на примере ОАО «Альфа-банк»…..….23
2.1. Общая характеристика деятельности организации……………………23
2.2. Анализ сильных сторон организации…………………………………..29
2.3. Анализ слабых сторон организации……………………………………32
3 Рекомендации по совершенствованию деятельности ОАО «Альфа-банк».34
3.1. Основные направления по совершенствованию деятельности………34
3.2. Мероприятия по улучшению деятельности банка…………………….37
Заключение………………………………………………………………………40
Список литературы……………………………………………………………...42
Приложение 1. Матрица SWOT…………………………..…………………….46
Содержание
Введение......................
1 Теоретические основы анализа сильных и слабых сторон предприятия……6
1.1. Внутренняя и внешняя среда организации……………………………..6
1.2. Понятие об анализе сильных и слабых сторон…………………..……..8
1.3. Методы анализа сильных и слабых сторон…………………………....13
2 Анализ особенностей организации на примере ОАО «Альфа-банк»…..….23
2.1. Общая характеристика деятельности организации……………………23
2.2. Анализ сильных сторон организации…………………………………..29
2.3. Анализ слабых сторон организации……………………………………32
3 Рекомендации по совершенствованию деятельности ОАО «Альфа-банк».34
3.1. Основные направления по совершенствованию деятельности………34
3.2. Мероприятия по улучшению деятельности банка…………………….37
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Приложение 1. Матрица SWOT…………………………..…………………….46
Введение
При формулировании личной стратегии или разработке стратегии бизнес-единицы, компании, корпорации, концерна необходимо четко представлять возможности и угрозы на каждом из рынков. Необходимо уменьшить влияние слабостей. При анализе сильных и слабых сторон обязательно следует обратить внимание на сложившуюся корпоративную культуру компании и политику собственников. Она определяет ограничения и возможности при выборе направлений развития.
При анализе рынка и угроз необходимо провести детальный анализ ключевых конкурентов. Это поможет лучше понять сильные стороны компании и продумать возможные действия конкурентов при выборе новой стратегии или создании нового бизнеса. Любое сегментирование начинается со всестороннего изучения рыночной ситуации, в которой работает компания, и оценки типов возможностей и угроз, с которыми она может столкнуться.
Проще говоря, оценка сильных и слабых сторон позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны фирмы, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет того, что менеджеры должны сравнивать внутренние силы и слабости своей компании с возможностями, которые дает им рынок. Исходя из качества соответствия, делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес и в конечном итоге определяется распределение ресурсов по сегментам.
Я считаю данную тему достаточно актуальной. Для правильной оценки работы предприятий в условиях рыночной экономики необходимо проводить постоянное и всестороннее исследование рынков, на которые они вышли и хотят закрепиться и осуществлять свою деятельность. Соответственно для успешной работы и получения максимальной прибыли любая фирма должна оценивать свои возможности и угрозы.
Анализ сильных и слабых сторон предприятия является важнейшим инструментом стратегического планирования. Посредством него можно быстро и просто определить мнение менеджеров о собственном предприятии. Совместно проведенная оценка сильных и слабых сторон усиливает понимание проблемы командой менеджеров. Участники обсуждения быстро схватывают информацию, полученную за счет проведённого анализа. Эти познания особенно важны для разработки предложений по проблемам, которые должны быть разрешены в будущем. Для оценки сильных и слабых сторон определяют критерии по всем важнейшим сферам ответственности предприятия.
Целью данной работы является изучение и оценка сильных и слабых сторон предприятия на примере организации ОАО «Альфа-банк».
Задачи курсовой работы:
- дать определение понятию анализа сильных и слабых сторон предприятия;
- показать основные методы анализа сильных и слабых сторон, провести анализ предприятия;
- дать характеристику предприятия и выявить её проблемы;
- рассмотреть аспекты SWOT-анализа и дать рекомендации по совершенствованию деятельности ОАО «Альфа-банк».
Таким образом, объектом исследования данной курсовой работы является организация ОАО «Альфа-банк», который является универсальным банком, осуществляющим все основные виды банковских операций, представленных на рынке финансовых услуг, включая обслуживание частных и корпоративных клиентов, инвестиционный банковский бизнес, торговое финансирование и управление активами.
Предметом исследования является оценка сильных и слабых сторон выбранной организации.
В данной работе мной была использована следующая методологическая база: метод составления профиля среды, матрица анализа сильных и слабых сторон, метод позиционирования сильных сторон, метод позиционирования слабых сторон и, конечно, SWOT-анализ.
Данная курсовая работа состоит из содержания, введения, трех глав, заключения, библиографического списка. Первая глава - теоретическая, в которой говорится об основах анализа сильных и слабых сторон предприятия и методах его проведения, а также о внутренней и внешней среде фирмы. В данной главе выявлено, что внешние факторы в совокупности с факторами внутренней среды оказывают решающее воздействие на функционирование организации, а анализ сильных и слабых сторон благоприятно влияет на деятельность фирмы. Вторая глава – аналитическая, в ней проведён анализ сильных и слабых сторон на примере ОАО «Альфа-банк». Выявлены проблемы, требующие устранения, и рассмотрены достижения банка. Третья глава - рекомендации по совершенствованию деятельности анализируемой организации. Представлены основные направления по усовершенствованию деятельности банка и предложены различные мероприятия по улучшению деятельности.
Курсовая работа оформлена в соответствии с требованиями ГОСТ 2.106-96. ЕСКД и СТП ОмГУПС-1.2-2005.
1 Теоретические основы анализа сильных и слабых сторон предприятия
1.1 Внутренняя и внешняя среда организации
Инфopмaция o внyтpeннeй cpeдe фиpмы нeoбxoдимa мeнeджepy, чтoбы oпpeдeлить внyтpeнниe вoзмoжнocти, пoтeнциaл, нa кoтopыe фиpмa мoжeт paccчитывaть в кoнкypeнтнoй бopьбe , для дocтижeния пocтaвлeнныx цeлeй.
Внутренние переменные - это ситуационные факторы внутри организации [1,с.123]. Они, в основном, являются результатом управленческих решений, однако, не все и не всегда могут полностью контролироваться руководителями. Основные переменные, которые требуют внимания руководства - это цели, структура, задачи, технология, люди.
Цели - это конкретные конечные состояния или результаты, которых стремится достигнуть группа в процессе совместной работы [1,с.402]. Цели разрабатываются руководством в ходе процесса планирования и сообщаются членам организации, что является важнейшим фактором координирования деятельности группы. Организации различных типов ставят перед собой и различные цели. Так, организации, занимающиеся бизнесом, сосредотачивают внимание, прежде всего, на таких вопросах, как затраты и получаемая прибыль. Они, главным образом, ставят себе цели по рентабельности (прибыльности) и производительности. В свою очередь эти цели конкретизируются, находя выражение в таких, например, определениях, как доля рынка, разработка новой продукции, качество услуг, подготовка и отбор руководителей, а также социальная ответственность.
Структура организации - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. Характерной особенностью современных организаций является специализированное разделение труда - закрепление определенной работы за специалистами, т.е. теми, кто способен ее выполнить лучше других.
Задача - это предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом и в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения, задачи предписываются не работнику, а его должности.
Технология, четвертая важная переменная внутренней среды организации, имеет более широкое значение, чем обычное ее понимание как того, что связано с изобретениями и машинами. Задачи и технология тесно связаны между собой, поскольку выполнение задачи включает использование конкретной технологии как средства преобразования материала, поступающего на входе, в форму, получаемую на выходе.
Люди являются центральным фактором в любой модели управления. Важно помнить, что и организация, и руководители, и сотрудники - это ничто иное, как группы людей, со своими интересами, запросами, переживаниями.
В настоящее время менеджерам необходимо учитывать действие факторов, находящихся вне организаций, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, потребителей. Внешние переменные - это все те факторы, которые находятся за пределами организации и могут на нее воздействовать. Внешняя среда, в которой приходится работать организации, находится в непрерывном движении, подвержена изменениям. Менеджер должен уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют на его организацию, подбирать методы и способы реагирования на внешние воздействия. Организации вынуждены приспосабливаться к среде, чтобы выжить и сохранить эффективность [2, с.123].
Выделяют следующие основные характеристики внешней среды: взаимосвязанность факторов внешней среды - уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы. Изменение какого-либо фактора окружения может обуславливать изменение других; сложность внешней среды - число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора; подвижность среды - скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Подвижность внешнего окружения может быть выше для одних подразделений организации и ниже для других. В высокоподвижной среде организация или подразделение должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения; неопределенность внешней среды - соотношение между количеством информации о среде, которой располагает организация, и уверенностью в точности этой информации. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.
Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на деятельность организации. К ним относят поставщиков, акционеров, трудовые ресурсы, законы и учреждения государственного регулирования, профсоюзы, потребителей и конкурентов.
Под средой косвенного воздействия понимают факторы, которые могут не оказывать прямого немедленного воздействия на организацию, но сказываются на ее функционировании. Речь идет о таких факторах, как состояние экономики, научно-технический прогресс, социокультурные и политические изменения, влияние групповых интересов и существенные для организации события в других странах [3, с 204].
Итак, главное, что необходимо усвоить – то, что внешние факторы в совокупности с факторами внутренней среды оказывают решающее воздействие на функционирование организации. Все переменные тесно переплетаются и влияют друг на друга. Менеджер должен уметь анализировать все эти факторы в совокупности, не упуская ни одного из виду, и принимать верное решение.
1.2 Понятие об анализе сильных и слабых сторон
Анализ сильных и слабых сторон предприятия служит для оценки обладания предприятием внутренними силами воспользоваться возможностями и внутренних слабостей, которые могут осложнять будущие проблемы, связанные с внешними опасностями.
Сильные стороны предприятия - это то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в имеющемся опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала, высоком качестве выпускаемой вами продукции, известности торговой марки и т.п.
Слабые стороны предприятия - это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.
Метод, используемый для диагностики внутренних проблем, называется управленческим обследованием. Он основан на комплексном исследовании различных функциональных зон организации и, в зависимости от поставленной задачи, может быть методически простым и более сложным.
Для целей стратегического планирования в обследовании рекомендуется включать 5 функциональных зон: маркетинг, финансы, производство, персонал, организационная культура и имидж организации [4, с. 52].
При анализе функции маркетинга выделяется 7 элементов использования [5, с. 113]:
доля рынка и конкурентоспособность. Доля рынка в процентах к его общей емкости является одним из важнейших показателей, характеризующих успешность деятельности предприятия, т.к. существует зависимость между долей рынка предприятия и его прибыльностью; в тоже время это существенная цель большинства фирм, и руководство постоянно ее контролирует. Необязательно контролировать рынок полностью или занимать там преобладающее положение;
разнообразие и качество ассортимента. Во многом определяет: устойчивость предприятия; но здесь возможны разные подходы: одна фирма
выпускает ограниченный ассортимент и видит свой главный успех в обеспечении качества продукции, осваивает 1-2 изделия в год; другая фирма ежегодно осваивает десятки и сотни новых изделий. При установлении краткосрочных и долгосрочных целей обязательно, чтобы высшее руководство предприятия постоянно контролировало и оценивало ассортимент изделий или услуг;
Информация о работе Анализ сильных и слабых сторон на примере организации